Приобщение детей к истокам русского фольклора
статья на тему
Статья посвящена актуальной проблеме – приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах с помощью музыкального фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к истокам русского фольклора
Перемены, которые происходят в детском саду, радуют и обнадёживают. Введение новых кружков, пересмотр прежних программ – требование времени. И как нужно всё продумать, предусмотреть – ведь зёрна «разумного и вечного» взойдут через годы! Избежать ошибок, можно лишь анализируя уроки прошлого, и внимательно вглядываясь в день сегодняшний.
Что-то было упущено педагогикой, если сейчас так остро встают проблемы нравственности и морали, трудового воспитания. Если пестрят средства массовой информации выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»…
Что-то изменилось в русском человеке? Конечно, изменилось - потерялось, забылось в сумятице лет, в каждодневной суете.
Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина – «орёл», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для неё – «павушки», «лебёдушки», скромной, грациозной и трудолюбивой, и которые определяются словами:
«Не с богатством жить, а с советом,
Не с хоромами – с человеком».
Думаю, что серьёзную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций. А значит, вырос и настоящим человеком.
Успехи в деле воспитания подрастающего поколения средствами фольклора есть, и немалые. Одних только фольклорных детских групп в Российской Федерации около 300. Но это коллективы самодеятельные, а необходимо всеобщее фольклорное образование.
Маленьким детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями.
Народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно - прикладного искусства всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Большинство малышей, к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным, музыкальным фольклором: слышали колыбельную песню матери, весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.
С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат на музыкальных занятиях, и вне занятий. Предлагаю слушать детям музыку в грамзаписи в исполнении певцов – профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этой цели использую грампластинки фонохрестоматии «Дети слушают музыку» (пособие для воспитателя детского сада, составитель С. Чешева).
Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям. Вот они: «Из-под дуба», «Ах ты, берёза»,
«Ах, вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль, выйду ль я» и другие.
Учу детей различать контрастный характер музыки, реагировать движением на её изменение (например, пляска «Приглашение», русская народная мелодия «Ах ты берёза»). Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать.
Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар русских народных песен и мелодий, усложняю его.
Начинаю обычно с простого хороводного шага. Правда, ещё в младшей группе приучаю водить хоровод под соответствующую музыку.
В старшей группе постепенно подвожу детей к усвоению русского хороводного шага. Это даётся не всем легко. И только в подготовительной группе они, слушая музыку, передающую спокойный, величавый характер русского хороводного шага, лучше осваиваются с этим движением. В большинстве случаев приходится показывать детям движение, напевая мелодию, чтобы им легче было уловить соответствие характера этого движения с музыкой.
Однако разучить танцевальное движение, и даже хорошо его разучить, - это ещё не всё. В плясках не всем детям одинаково легко даётся переход от одного движения к другому. Поэтому можно ввести ряд танцевальных упражнений, которые в дальнейшем помогут детям при разучивании плясок.
Предположим, надо соединить хороводный шаг с переменным. Подбираю такую музыку, под которую можно использовать оба эти движения, т.к. каждая из частей избранной мелодии подсказывает одно из движений.
На основе имеющихся у детей музыкально-двигательных навыков я разучиваю с ними русские пляски. Пляска тесно связана с народной музыкой. Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присуще веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Работая над характерной осанкой для русской пляски, я учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведёнными назад плечами. Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко ими усваивается.
Учу ребят характерному для русской пляски положению рук:
- стоя с опущенными вдоль корпуса руками, дети сжимают кисти в кулаки, поднимают руки в стороны, сгибая их в локтях, и ставят кулаки на пояс. Локти направлены в стороны (стойка «подбоченившись»);
- руки скрещены на груди, пальцы одной руки спрятаны;
- руки спокойно висят вдоль корпуса;
- руки отведены в стороны, ладонью вперёд, кисть открыта.
Разнообразие мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей, отводят их от трафарета, и придаёт движениям определённую окраску.
Для того чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются то спокойными, плавными, то задорными, исполняются то резче, сильнее, то мягче, слабее, я предлагаю детям выполнять один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий.
Очень удобно работать с детьми над плясками, если записать на магнитофон нужные плясовые мелодии. Такая запись освобождает меня от необходимости всё время находиться за инструментом и позволяет непосредственно общаться с детьми во время танца, участвовать в показе и разучивании его.
Известно, что танец, подобно песне, связан с бытом. Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Русские народные песни-игры таят в себе огромные неиспользованные возможности в свете современных задач воспитания. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает развитие творческой
инициативы детей, связанной, прежде всего с игровой и, в частности, музыкально-игровой деятельностью. Для решения этой задачи недостаточно использовать только игры под инструментальную музыку, не обращаясь к богатому фольклорному песенно-игровому материалу.
В своей книге «Музыкальное развитие ребёнка» Н.А. Ветлугина пишет, что в структуре народной песенной игры всегда содержится элемент импровизационности. А это позволяет ставить творческие задания, которые бы побуждали детей быть своеобразными соавторами при исполнении произведения.
Начинаю работу с простых заданий. Например, обыгрываем маленькие песенки – миниатюры, такие как «Маленький, беленький», « Выйду за ворота». В них одно действующее лицо – ребёнок. Тот, кто изображает его, самостоятельно выполняет движения под музыку соответственно тексту песни. Делает он это так, как понимает и представляет. Затем давала песни, в которых один и тот же ребёнок должен дать два контрастных по своему характеру образа. Например, в песне «Котик и козлик» - образ мягкого, вкрадчивого котика и бодливого козлика.
Проводим обыгрывание русских народных, таких как «Как на тоненький ледок», «Пошла, млада за водой», «Дрёма» и т.д. Эти песни обыгрываются на занятиях, на участке, в группах. Эти игры – хороводы постоянно повторяются с разными солистами.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда мы включаем их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитываем, что характерные для русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребёнка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Её богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.
Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен соответствовал возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др.
В своей работе по приобщению детей к народной музыке я столкнулась с некоторыми трудностями. Для ребят были непривычными некоторые новые слова, речевые обороты. Приходилось объяснять значение незнакомых слов, рассказывать, а порой и показывать, как раньше люди жили, как встречали гостей, отмечали праздники, как одевались и даже что ели. Большую помощь в этой работе мне оказывают воспитатели.
Чтобы углубить работу по приобщению детей к народной музыке и песне, стараюсь как
Можно шире использовать эти мелодии на музыкальных физкультурных занятиях.
В плане работы с народной музыкой и поэтикой проводили различные фольклорные праздники, развлечения, концерты, в которых участвуют и дети, и воспитатели.
На фольклорной основе проводились и другие праздники – развлечения, концерт-выступление оркестра русских народных инструментов (в исполнении детей).
Наряду с народными песнями, плясками и хороводами в своей работе должны использовать яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно – прикладного искусства, предметы быта, русские народные костюмы. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, и обычаи, его черты характера.
В народном творчестве живое предание старины соединились с неувядаемой поэзией жизни. Содержание его определяется вечными духовными ценностями, развитие законом преемственности. Давайте же не нарушать этот закон!
Литература:
- Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба. - Санкт – Петербург 2000
- Дошкольное воспитание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»
Рабочая программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и худо...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе
Проект расчитан с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....
Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры"Истоки"
Для воспитателей...
Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...
Консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст детей 2-3 года.
консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст 2-3 года....
Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей в истокам русской народной культуры
В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров. Поэтому возрос интерес к народному музыкальному искусству. Народная культура - как источник развити...