Приобщение детей к истокам русского фольклора
статья на тему

  Статья посвящена актуальной проблеме – приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре, воспитание  на народных традициях и обрядах с помощью музыкального фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

                     Приобщение детей к истокам русского фольклора

   Перемены,  которые происходят  в детском саду, радуют и обнадёживают.  Введение новых кружков, пересмотр прежних программ – требование времени. И как нужно всё продумать, предусмотреть – ведь зёрна «разумного и вечного» взойдут через годы! Избежать ошибок, можно лишь анализируя уроки прошлого, и внимательно вглядываясь в день сегодняшний.

 Что-то было упущено педагогикой, если сейчас так остро встают проблемы  нравственности и морали, трудового воспитания. Если пестрят средства массовой информации выступлениями о неуважительном отношении к памятникам  старины и засорении великого русского языка иностранными словами. Если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем и дарить ромашки. Если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»…

   Что-то изменилось в русском человеке? Конечно, изменилось  - потерялось, забылось в сумятице лет, в каждодневной суете.

    Что поможет нам  вернуть  утраченное,  восстановить складывающуюся  систему нравственных ценностей, человеческих  отношений,  в которых мужчина – «орёл», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для неё –  «павушки», «лебёдушки», скромной,  грациозной и трудолюбивой,  и которые определяются словами:

                          «Не с  богатством  жить, а с  советом,

                            Не с хоромами – с человеком».  

   Думаю, что серьёзную  помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно  необходимо его  животворное, очищающее влияние маленькому   человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций.  А значит, вырос и настоящим человеком.

    Успехи в деле воспитания подрастающего поколения средствами фольклора есть,  и немалые.  Одних только  фольклорных  детских  групп в Российской  Федерации около 300. Но это коллективы самодеятельные, а необходимо  всеобщее  фольклорное  образование.

   Маленьким  детям  ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней.  Для ребёнка Родина  - это мама,  близкие  родные  люди,  окружающие его.  Это   дом,  где он живёт,  где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями.

   Народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно - прикладного  искусства всё это богатство русского народного творчества  помогает детям усвоить язык своего  народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

   Большинство малышей,  к моменту прихода в детский сад уже имеет небольшой багаж впечатлений, связанных с народным, музыкальным фольклором:  слышали колыбельную песню матери, весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты  жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

    С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже в младшей группе. Они их слышат на музыкальных занятиях, и вне занятий. Предлагаю слушать детям музыку в грамзаписи в исполнении певцов – профессионалов и профессиональных оркестров  народных инструментов. Для этой цели использую грампластинки фонохрестоматии «Дети слушают музыку» (пособие для воспитателя детского сада, составитель С. Чешева).

   Работая с малышами над музыкально - ритмическими  движениями, я  постоянно обращаюсь к  русским народным мелодиям. Вот они: «Из-под дуба», «Ах ты, берёза»,

«Ах, вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль, выйду ль я» и другие.

    Учу детей различать контрастный характер  музыки, реагировать движением на её изменение (например, пляска «Приглашение», русская народная мелодия «Ах ты берёза»). Малыши учатся реагировать движением на начало и конец музыки, ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать.

    Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю  репертуар русских народных  песен и мелодий,  усложняю его.

   Начинаю обычно с простого хороводного шага. Правда, ещё в младшей группе приучаю водить хоровод под соответствующую музыку.

    В старшей группе постепенно подвожу детей  к усвоению русского хороводного шага. Это даётся не всем легко. И только в подготовительной группе они, слушая музыку, передающую спокойный, величавый характер русского хороводного шага, лучше осваиваются с этим движением. В большинстве случаев приходится показывать детям движение, напевая мелодию, чтобы им легче было уловить соответствие характера этого движения с музыкой.

   Однако разучить танцевальное движение, и даже хорошо его разучить, - это ещё не всё. В плясках не всем детям одинаково легко даётся переход от одного движения к другому. Поэтому  можно ввести ряд танцевальных упражнений, которые в дальнейшем помогут детям при разучивании плясок.

    Предположим, надо соединить хороводный шаг  с  переменным. Подбираю такую музыку, под которую можно использовать оба эти движения, т.к. каждая из частей избранной мелодии подсказывает одно из движений.

     На основе имеющихся у детей музыкально-двигательных навыков я  разучиваю  с  ними русские пляски. Пляска тесно связана с народной музыкой. Пляска, как и песня, отражает представление народа о прекрасном человеке, о лучших чертах национального характера. Обучая детей русской народной пляске, я ставлю задачу познакомить их с характером движений, которым присуще веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Работая над характерной осанкой для русской пляски, я учу детей держаться прямо, с приподнятой головой, с отведёнными назад плечами.  Такая осанка близка к нормальной хорошей осанке детей, поэтому она легко ими усваивается.

    Учу ребят  характерному для русской пляски положению рук:

- стоя с опущенными вдоль корпуса руками, дети сжимают кисти  в кулаки, поднимают руки в стороны, сгибая их в локтях, и ставят кулаки на пояс. Локти направлены в стороны (стойка «подбоченившись»);

 - руки скрещены  на груди, пальцы одной руки спрятаны;

- руки спокойно висят вдоль корпуса;

- руки отведены в стороны, ладонью вперёд, кисть открыта.

    Разнообразие мелодий обогащает музыкально – ритмические движения детей, отводят их от  трафарета, и придаёт движениям определённую окраску.

    Для того  чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы русской пляски в зависимости от характера плясовой мелодии, как движения делаются то спокойными, плавными, то задорными, исполняются то резче, сильнее, то мягче, слабее,  я предлагаю детям выполнять один и тот же танцевальный элемент в сопровождении разных мелодий.

   Очень удобно работать с детьми над плясками, если записать на магнитофон нужные плясовые мелодии. Такая запись освобождает меня от необходимости всё время находиться за инструментом и позволяет непосредственно общаться с детьми во время танца, участвовать в  показе и разучивании его.

   Известно, что танец, подобно песне, связан с бытом. Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Русские народные песни-игры таят в себе огромные неиспользованные возможности в свете современных задач воспитания. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает развитие  творческой

 инициативы детей, связанной, прежде всего с игровой и, в частности, музыкально-игровой деятельностью. Для решения этой задачи недостаточно использовать только  игры под  инструментальную музыку, не обращаясь к богатому фольклорному песенно-игровому материалу.

   В своей книге «Музыкальное развитие ребёнка» Н.А. Ветлугина пишет, что в структуре  народной песенной игры всегда содержится элемент импровизационности. А это позволяет ставить творческие задания, которые бы побуждали детей быть своеобразными соавторами при исполнении произведения.

   Начинаю работу с простых заданий. Например, обыгрываем  маленькие песенки – миниатюры, такие как «Маленький, беленький», « Выйду  за  ворота».  В них одно действующее лицо – ребёнок. Тот, кто изображает его,  самостоятельно выполняет движения под музыку соответственно тексту песни.  Делает он это так, как понимает и представляет. Затем давала песни, в которых один и тот же ребёнок  должен дать два контрастных по своему характеру образа. Например,  в песне «Котик и козлик» - образ мягкого, вкрадчивого котика и бодливого козлика.

   Проводим обыгрывание русских народных,  таких как «Как на тоненький ледок», «Пошла, млада за водой», «Дрёма» и т.д. Эти песни обыгрываются на занятиях, на участке, в группах. Эти игры – хороводы постоянно повторяются с разными солистами.

   Русские песни становятся более понятными,  доступными, когда мы включаем их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Учитываем, что характерные для  русской мелодии натуральный мажор и натуральный минор, их переливчатость и переменность доступны слуху ребёнка. Поэтому я широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Её богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.

   Подбирая репертуар для исполнения, для инсценирования, останавливаю свой выбор на песнях, доступных детям по содержанию, интересных по сюжету; слежу за тем, чтобы диапазон этих песен  соответствовал возрасту детей. Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала  я ранёшенько» и др.

   В своей работе по приобщению детей к народной музыке я столкнулась с некоторыми трудностями. Для ребят были непривычными некоторые новые слова,   речевые обороты. Приходилось объяснять значение незнакомых слов, рассказывать, а порой и показывать, как раньше люди жили, как встречали гостей, отмечали праздники, как одевались и даже что ели. Большую помощь в этой работе мне оказывают воспитатели.

   Чтобы углубить работу по приобщению детей к народной музыке и песне, стараюсь как

Можно шире использовать эти мелодии на музыкальных физкультурных занятиях.

    В плане работы с народной музыкой и поэтикой проводили различные фольклорные праздники, развлечения, концерты, в которых участвуют и дети, и воспитатели.

   На фольклорной основе проводились и другие праздники – развлечения, концерт-выступление оркестра русских народных инструментов (в исполнении детей).

     Наряду с народными песнями, плясками и хороводами в своей работе должны использовать яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно – прикладного искусства, предметы быта, русские народные костюмы. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы, и обычаи, его черты характера.

   В народном творчестве живое предание старины соединились с неувядаемой поэзией жизни. Содержание его определяется вечными духовными ценностями, развитие законом преемственности. Давайте же не нарушать этот закон!

   

Литература:

  1. Тихонова М.В., Смирнова Н.С.  Красна изба. -  Санкт – Петербург  2000
  2. Дошкольное воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст детей 2-3 года.

консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст 2-3 года....

Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей в истокам русской народной культуры

В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров. Поэтому возрос интерес к народному музыкальному искусству. Народная культура - как источник развити...