Методическая разработка "Тематика планирования сюжетно-ролевой и режиссерской игры для детей 3-7 лет"
методическая разработка на тему
в данной методической разработке представлено годовое планирование по сюжетно-ролевой и режиссерской игре для детей 3- 7 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Младшая группа
1 квартал Игровые темы | Идеи игры |
С-р «Семья» | В кукольном уголке педагог активизирует детей к участию в простых сюжетах («семья») с правильным использованием атрибутов (предметов уголка, кукол). |
С-р «Семья» | Оснащение кукольного уголка обеденной посудой. Рассматривание, игра – эпизод «Обедаем». Рассматривание карточек – «правил» поведения за столоном (в тематических альбомах и рабочих тетрадях). Рассматривание предметов в посудном шкафчике. Вместе с родителями «роспись» одноразовых тарелочек интересным узором (в пальчиковой или штапмовой технике) для уголка |
С-р «Семья» | Слушание и разучивание (повторение и имитация сюжетов) потешек и стихов по теме «Водичка- водичка, умой мое личико», А. Барто «Девочка чумазая» и др. |
С-р «Семья» | Рассматривание книг в книжном уголке (центре); привлечение детей к «оформлению» уголка – раскладыванию книг по разным основаниям (книги о животных – знакомые сказки – книги для рассматривания). |
С-р «Семья» | Рассматривание, игры с муляжами пищевых продуктов (овощей, фруктов, грибов) в игровом уголке. |
С-р «Семья» | Подбор кукольной одежды (по сезону) в игровом уголке. Игры с куклами «Собираемся на прогулку». |
С-р «Больница» | Внесение атрибутов для игры в «Больницу». Рассматривание дидактических картин, чтение стихов и рассказов по теме, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание предметов, инструментов и оборудования (одежды – шарфа, косынки, пастельных принадлежностей – теплого пледа, инструментов – градусника, флакона с микстурой и т.п.); стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, побуждать к использованию дружелюбного тона в общении, использовать вежливые формы обращения, вопросы по тематике, просьбы и пожелания. |
С-р «Семья» | Представления о взрослых людях (внешнем виде, обязанностях, делах и поступках, семье (взрослое поколение и дети), конкретные представления о собственных родителях (имена, интересы, внешний вид); совместных занятиях и радостях; стимулировать доброжелательные отношения к близким; эмоциональный отклик на эмоциональные их состояния в «типичных» жизненно-бытовых ситуациях (утреннее пробуждение ребенка, укладывание спать, мама расстраивается при шалостях детей и т.п.); рассматривание дидактических картин, портретной и жанровой живописи по теме, иллюстраций (выделение эмоций изображенных людей, позы, жестов); рассматривание семейных альбомов; чтение стихов по теме; разыгрывание этюдов – игр обращений, проявлений заботы. |
С-р «Машины привезли игрушки (продукты)». | Знакомство с транспортным средством (грузовая машина), рассматривание игрушки грузовика (структурные части, форма, размер, цвет); рассматривание разных по размеру машин (в игровой уголке, на дидактической картине, на прогулке машины у детского сада, машина привезла продукты в детский сад), обследование игрушечных машин, прокатывание, разыгрывание сюжетов (везет игрушки или продукты питания, нагружаем кузов и т.п.). |
С-р «В гостях» | Рассматривание предметов одежды на предметных картинках, в произведениях искусства, сами предметы одежды и аксессуары (банты, пояса); чтение стихов о предметах одежды, не аккуратном использовании; этикет общения («в гостях»: приветствие, прощание, вежливое обращение); развитие умений формулировать вопросы, простые предложения, согласовывать существительные и прилагательные, глаголы. |
2 квартал Игровые темы | Идеи игры |
С-р «Праздник» | Предметы нарядной одежды (сравнение с повседневной), декоративные элементы и аксессуары (банты, воротники); выделение цвета предметов одежды, называние деталей и аксессуаров; правила «подготовки» костюма (стирают, гладят, аккуратно развешивают); - рассматривание дидактических картин, самих предметов в уголке (центре) ржания, на произведениях искусства (эмоциональный отклик, называние предметов одежды, понимание ситуации – изображенного, выделение эстетических свойств (яркости, красоты, нарядности); правила поведения в «гостях» (этикет). Игры – ряженье в уголке (центре), развлечение с использованием музыки и народных песен игр. |
С-р «Новогодние подарки для кукол» | Некоторые традиции предстоящего праздника, рассматривание подарков, выделение эстетических свойств (яркая нарядная упаковка - коробка или подарочный мешочек, праздничная лента для банта); традиции «дарения» (пожелания); чтение стихов по теме, рассматривание дидактических картин; изготовление подарков (наворачивание в цветную упаковочную бумагу, раскрашивание силуэтов, вырезание формами из пласта глины – брелоков). |
Реж «Улица» | Составление совместно с родителями «игрушек – мобиле» для игр или конструирование из бумаги разных игрушек и предметов (домиков, транспорта, зверей и т.п.). Составление единой композиции (рассматривание, игры). |
С-р «Угощения для Дедушки Мороза» | «Праздничная» кулинария и угощения: название некоторых простых блюд и бакалеи, «дегустация» (печенья, конфет, фруктов) – игра «Узнай по вкуса»; выделение формы, размера, цвета праздничных угощений; сортировка по заданному свойству, изготовления простых блюд (бутерброда - печенья с мармеладом, канапе фруктов) - из готовых форм и кусочков; разыгрывание эпизодов подготовки угощений к празднику, раскладывании по одноразовым тарелкам, упаковки; уточнение представлений о чистоте и опрятности (мытье рук и фруктов, содержание в чистоте посуды). |
С-р «Провожаем Деда Мороза» | Виды транспорта: сани, кареты, машины: выделение структурных частей, внешнего вида (убранства, красоты), название и назначение некоторых элементов, частей; «сказочно-ассоциативный» образ «транспорта» Деда Мороза (сани, запряженные оленями); рассматривание иллюстраций, фотографий, аппликация и рисование по теме (передача форм прямоугольника, декорирование, выбор цвета в соответствии с образом). |
С-р «Семья»: «Уложим спать» (с напеванием разученных колыбельных). | По мотивам колыбельных песен: чтение песен, стихов по теме, обогащение литературного опыта, развитие умений внимательно слушать текст, отвечать на вопросы, формулировать вопросы в диалоге с педагогом; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание и обыгрывание стихов и песен (интонационное интонирование), рассматривание некоторых музыкальных инструментов, экспериментирование – обследование их; прослушивание колыбельных, декоративное рисование (или аппликация): рисование узора для наволочки «На хороший сон». Рассматривание постельных предметов (уточнение их название, назначения, разнообразия). |
Реж «Звери в лесу» (с эпизодами сказок). | Составление единой композиции «Звери в лесу» (расположение фигурок или маленьких игрушек на макете «Лес зимой» - рассматривание и обыгрывание). |
С-р «Больница» | Эпизоды игры «На приеме врача»; вежливые формы обращения, использование простых и сложных (в диалоге с педагогом) предложений, общение и игра с другими детьми (простые роли, диалог). |
С-р «Умываем и причесываем кукол» | Представления о частях и органах тела (руки, ноги, тело, голова); правила здоровьесберегающего поведения (чистота, опрятность, умывание, забота и гигиена); некоторые предметы, атрибуты, вещества (мыло, зубная паста и щетка, полотенце, расческа, аксессуары для заплетания волос (банты, заколки для девочек); рассматривание предметов, дидактических картин, экспериментирование (смывание рук вымазанных мылом, зубной пастой, вытирание рук полотенцем); чтение стихов, потешек по теме (А. Барто «Девочка чумазая»); имитирование ситуации на куклах (умывание). |
Реж «Семейный зоопарк» | «Большие и маленькие (животные и их детёныши)» |
2 квартал Игровые темы | Идеи игры |
С-р «Накроем стол к праздничному обеду» | Название некоторых столовых приборов, посуды, текстиля (скатерть, салфетки): уточнение правил пользования; рассматривание предметов посуды (в том числе народных промсылов); культура поведения за столом (развитие представлений и умений); последовательность некоторых блюд, «рецепты» приготовления простых блюд; раскладывание предметов на праздничном столе, имитация – проигрывание эпизодов игры; декорирование скатерти (ткани или ватмана) узорами; украшение лепной посуды или роспись знакомыми элементами. |
С-р «На прогулку!» | Составление весеннего «гардероба» кукол в игровом уголке. Использование аксессуаров на прогулке (зонтиков) или игрушек – зонтиков. |
Реж «Кукольный домик» | Оборудование кукольного домика (из мелких предметов игрушечной мебели и игрушек), обыгрывание. |
С-р «Мы показываем куклам театр» | Представления о кукольном театре; рассматривание атрибутов разного вида театров (напольного, настольного, би ба бо), рассматривание иллюстраций к любимым сказкам, обсуждение их содержания, этюды на выражение эмоций интонацией, позой (по типу «Море волнуется… веселая фигура замори»); дорисовывание атрибутов для игр (маски зайца, волка, лисы), подбор «одежды» (из лоскута, бумаги). |
С-р «Парикмахерская» | Рассматривание внешнего вида себя и других детей в зеркале и на фото; выделение различий (длина и цвет волос, цвет глаз, особенности прически и т.п.); рассматривание особенностей внешнего вида взрослых людей; рассматривание принадлежностей для поддержания чистоты и опрятности лица и волос (расчески, зеркала и т.п.); внесение в уголок принадлежностей и их обыгрывание; в рисовании и аппликации создание изображений на основе силуэта – формы лица человека («Придумаем прически»); уточнение представлений о предметах личной гигиены и использования, правил безопасного поведения; развитие игрового опыта (совместная игра, роли, диалоги). |
Реж «Путешествие на дачу» | Виды транспорта: машина, автобус, поезд, самолет: различия внешнего вида, особенности структуры (части), название элементов (руль, окно, кабина, рельсы, и т.п.); обсуждение правил безопасного поведения на дороге; повторение названий некоторых предметов одежды, предметы мебели, посуды (для дачи); группировка по 2-3 признакам; конструирование транспорта из строительных конструкторов, настольного конструктора, обыгрывание ситуации. |
Реж «Веселый зоопарк» | Образы зверей и птиц, представления о зоопарке и цирке; рассматривание иллюстраций В.В. Лебедева); конструирование из природного материала, «бросового» (вторичного) фигурок зверей для игры «Зоопарк». |
С-р «День рождения у кукол» | Интегрированные образовательных областей: по темам «продукты», «мебель», «одежда», «правила еды и поведения» (использование называний предметов, действий с ними, развертывание сюжетов). |
Средняя группа
1 квартал Игровые темы | Идеи игры |
С-р «Летние приключения» | Рассматривание фотографий из семейных альбомов о летнем отдыхе детей, активизация положительных эмоций детей о событиях летнего отдыха; развитие умения отвечать на вопросы воспитателя по фото, стимулировать попытки детей рассказать о событиях. Развитие интереса к разным формам и видам отдыха (путешествия, отдых на даче, отдых в городе). |
С-р «Детский сад» | Знакомство детей с обстановкой в группе, расположением центров активности (уголков), развитие интереса к разным видам деятельности в группе детского сада. Воспитание умений взаимодействия в совместных видах деятельности (вместе играть, рисовать, смотреть книги) . |
С-р «Магазин одежды» | Составление коллекции предметов демисезонной кукольной одежды в игровом уголке или в альбоме. |
С-р «Овощная ярмарка» | Рассматривание, сенсорное обследование овощей и фруктов (развитие обоняния, осязания, вкусовых ощущений). Отгадывание загадок об овощах и фруктах. Лепка, аппликация и рисование овощей и фруктов. |
С-р «Путешествие по городу» | Знакомство детей с основными видами транспорта (автомобиль, поезд, электричка, метро, автобус, трамвай, троллейбус). |
2 квартал Игровые темы | Идеи игры |
С-р «Семья» | Подбор и рассматривание фотографий ребенка от рождения до настоящего времени, развитие умения замечать изменения в физическом развитии, внешнем облике, любимых игрушках, играх. Измерения параметров тела в игровой ситуации. Прослеживание линии собственного развития и подведение к выводу о возрастных изменениях человека. |
С-р «Медицинский центр» | Знакомство с внешними основными органами человеческого тела и их функциями (глаза, зубы, уши, нос, рот, руки, ноги) ; установление связей между строением и назначением каждого органа человеческого тела (для чего нужны глаза, почему есть ресницы, и т.д.) Обогащение представлений детей о здоровом образе жизни для сохранения здоровья и функционирования организма (почему надо чистить зубы, умываться, делать зарядку и т.д.), о способах укрепления здоровья в зимнее время, о возможных травматических ситуациях зимой и способах их предупреждения, о роли врачей в сохранении здоровья детей. |
С-р «Магазин одежды». | Составление коллекции предметов зимней кукольной одежды в игровом уголке или в альбоме. Новогодняя одежда. |
С-р «Детский сад» | «Новый год в детском саду» «Кто работает в детском саду». Ознакомление детей с работой повара, прачки в детском саду (трудовые процессы, трудовые действия, необходимые инструменты, техника, результаты труда). Развитие интереса детей к людям разных процессий, работающих в детском саду, желания беречь результаты их труда, помогать им. |
С-р «Весёлый зоопарк» |
«Большие и маленькие» |
С-р «Аптека» | Ознакомление с разнообразием витаминов, необходимых для поддержания здоровья зимой: витамины в овощах и фруктах, полезных продуктах, витамины, которые продаются в аптеке. Правила безопасного приема аптечных витаминов (нельзя без взрослых, строгая доза приема, условия хранения). Изготовление атрибутов для игры в аптеку (коробочки для хранения витаминов, реклама витаминов |
С-р «Семья» | «День рождения» |
3 квартал Игровые темы | Идеи игры |
С-р «Семья» | Поздравляем мам и бабушек |
Реж «Кукольный домик» | Макеты (варианты) кукольной комнаты для режиссерских игр |
С-р «Путешествие в космос». | Рассматривание картинок о полете в космос животных и человека. Рассматривание игрушки – ракеты. Лепка, аппликация, рисование ракеты, постройка ракеты из строительного материала. |
С-р «Путешествие по городу» | Ознакомление детей с разными видами транспорта (водный, воздушный, подземный). Рассматривание игрушек, отображающих данные виды транспорта, сравнение похожих ( самолет и вертолет; теплоход и баржа; пассажирский и грузовой поезд) . Отгадывание и сочинение загадок со сравнением о транспортных средствах. |
Старшая группа
1 квартал Игровые темы | Идеи игры |
С-р «Морское путешествие», «Поездка на дачу» | Обмен впечатлениями от летнего отдыха, рассматривание семейных фотографий, расспрашивание друг друга об отдыхе и событиях лета, составление рассказов с опорой на фотографии. Составление с родителями альбома «Наше лето» и рассказа по нему. Отражение летних событий в сюжетно-ролевых играх. |
С-р «Детский сад» | События в жизни группы. Деятельность детей и взрослых. |
С-р Эккурсионное бюро | Знакомство с символическим смыслом некоторых символов и памятников города. Развитие умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах, эстетически их оценивать. Презентация фотовыставки с рассказами детей о любимых местах города/поселка |
С-р «Открываем выставку» | Знакомство с народными промыслами по созданию игрушек. С утилитарной и эстетической функциями народной игрушки. Участие в творческой мастерской по изготовлению и росписи игрушек. Создание в группе временной выставки «Игрушки старинные и современные» (совместно с родителями). |
2 квартал Игровые темы | Идеи игры |
С-р «Открываем выставку» | Выставка Новогодних игрушек (старинные и современные игрушки) |
Реж Новогодний карнавал | Развитие интереса к традициям празднования Нового года. Создание сценария святочного карнавала, изготовление карнавальных костюмов. |
С-р Снимаем кино «Профессии наших родителей» | Знакомство с разными видами производительного и обслуживающего труда, с конкретными профессиями, установление связи между ними, с ролью современной техники в трудовой деятельности людей. |
Реж Подвиги сказочных и былинных героев России | Знакомство и детей с былинными и современными защитниками Родины, их качествами, внешним обликом. Чтение былин, рассматривание произведений изобразительного искусства. Интервьюирование пап и дедушек о защите Родины. |
Реж «Школа». | Знакомство с разными источниками и способами получения информации, формами презентации результатов познания. Рассматривание энциклопедий, школьных учебников, карт. |
С-р «Книжный гипермаркет». | Обогащение представлений детей о роли книг в жизни людей, о многообразии книг, о разных формах книг (книга на бумажном носителе, на электронном носителе, аудиокнига); о бумаге, как материале для изготовления книг, её свойствах и качествах. Знакомство детей с некоторыми экономическими связями (полиграфическая фабрика – книжный гипермаркет\магазин). |
3 квартал Игровые темы | Идеи игры |
С-р «Модное дефиле». | Знакомство с женскими образами в разных видах искусства. «Оживление картин». Выбор шляпок, аксессуаров для девочек. |
«Школа космонавтов», «На ракете – в космос». | Знакомство с именами людей, которые первыми полетели в космос, с моральными и физическими качествами космонавтов (сила, смелость, мужество, дружба, необходимость много знать и уметь), с подготовкой людей к космическим путешествиям (тренировки, обучение). |
«Открываем музей» | Обогащение представлений о музее (музей как собрание редких и ценных предметов, музейная коллекция и музейный предмет, правила поведения в музее), расширение представлений о предметном и социальном мире («история» игрушек, транспорта, предметов быта, традиции и обычаи); развитие интереса к посещению музея, познавательных и эстетических интересов; стимулирование коллекционирования (игрушек), развитие детской дизайн-деятельности. |
Реж Театр | На основе юмористических произведений. |
Спасатели | Что нужно знать и уметь, чтобы быть спасателем |
Подготовительная группа
1 квартал Игровые темы | Идеи игры |
С-р «Туристическое агентство». | Создание материалов для игры: рекламные буклеты, плакаты, коллекции сувениров, приобретенных во время летнего отдыха, элементы костюмов. Придумывание вариантов сюжетов (сюжетосложение). |
С-р Овощное и фруктовое бистро (кафе) | Книга рецептов «Осенние угощения» – осенние салаты, бутерброды. Проведение тематического дня «День дегустатора фруктовых и овощных блюд» (приготовленных детьми, родителями и детьми). Презентация Книги рецептов. |
Реж «Волшебная страна» | Знакомство с волшебными странами в произведениях детской художественной литературы. Сравнение устройства сказочной и реальной страны. Придумывание страны-мечты, пожеланий жителей этой страны своему президенту, воплощение пожеланий в форме игры. |
С-р «Школа» | «Что будет в школе?», «Что я возьму с собой в школу». Знакомство с литературными произведениями о школе и первоклассниках, развивать умение пересказывать их по ролям, использовать в играх драматизациях. |
2 квартал Игровые темы | Идеи игры |
Экскурсионное бюро | Рассматривание зимних городских пейзажей. Отражение впечатлений при помощи разных изобразительных техник, подготовка к конкурсу детско-родительских макетов «Зима в городе». |
Новогодний карнавал | Развитие интереса к традициям празднования Нового года на разных континентах и в разных странах, образ Деда Мороза, традиции украшения ели. Создание сценария святочного карнавала, изготовление карнавальных костюмов. |
Реж.Приключения елочных игрушек | Составление творческих рассказов, придумывание сказок про елочные игрушки и их обыгрывание. |
Ярмарка профессий | Развитие интереса детей к людям разных процессий, способности к интервьюированию людей, формулированию вопросов о профессии об особенностях профессиональной деятельности. Установление связей между трудом людей разных профессий. Воспитание уважения к трудящемуся человеку. Составление картотеки профессий (названия профессий, качества нужные людям разных профессий, инструменты и профессиональная одежда, места работы, связи с другими профессиями). |
Реж Подвиги былинных героев России | Отражение мотивов былин про Илью Муромца, Алеши Поповича… придумывание новых историй. |
Школа | «Что будет в школе?», «Что я возьму с собой в школу». Знакомство с литературными произведениями о школе и первоклассниках, развивать умение пересказывать их по ролям, использовать в играх драматизациях. |
3 квартал Игровые темы | Идеи игры |
Книгоиздательство | Знакомство и историей появления письменности, знаков и символов, грамоты, с формами хранения информации – берестяные грамоты, книги, компьютер, азбука. Развитие интереса к книге, к письменной речи. |
Космические путешествия | Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их качествами, способами жизни человека в космическом пространстве. Знакомство с мифологическими названиями созвездий, мифами и легендами Древней Греции и Рима. |
Музей | Выставка предметов из домашних коллекций или коллекций «О чем рассказывают музейные предметы», сюжетная игра в пространстве мини-музея. Посещение с родителями музеев разных профилей (Умникум, краеведческий музей, музей хлеба и т.п.). |
Театр | На основе сказок А.С.Пушкина |
Спасатели | Что нужно знать и уметь, чтобы быть спасателем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.
Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...
Циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста
Циклограмма планирования сюжетно-ролевой игры для детей среднего дошкольного возраста1 неделяУровниПонедельникВторникСредаЧетвергПятница Подготовительный...
Для воспитателей - методическая разработка "Планирование сюжетно-ролевых игр"
Планирование по месяцам....
Сюжетно-ролевая игра дома и перспективное планирование сюжетно-ролевой игры в ДОУ
Сюжетно-ролевая игра домаЗадумайтесь, с помощью чего можно определить мировосприятие ребенка, его отношение к родителям и близким, а также воспитывать и обучать его?Ответ: сюжетно-ролевая и...
методическая разработка занятия сюжетно – ролевой игры для детей подготовительного возраста Тема «Мы играем в театр»
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Эта первая деятельность, которой принадлежит особенно важная роль в развитии личности. Психические качества и личностные особеннос...
Тематическое планирование сюжетно-ролевые игры методическая разработка (старшая группа) на тему
Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытыв...
Методическая разработка. Планирование сюжетно-ролевых игр с современным содержанием.
Разработка для педагогов детского сада по планированию сюжетно-ролевых игр с современным содержанием и созданием атрибутов....