Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у ребёнка память, логика, речь и мышление. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитие интеллектуальных и речевых способностей. В дошкольном возрасте дети развивают мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, аппликация и другие). Существует множество различных способов для развития мелкой моторики рук, которые мы используем в своей профессиональной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у ребёнка память, логика, речь и мышление. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитие интеллектуальных и речевых способностей. В дошкольном возрасте дети развивают мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, аппликация и другие). Существует множество различных способов для развития мелкой моторики рук, которые мы используем в своей профессиональной.
Пальчиковые игры – один из наиболее популярных способов развития мелкой моторики рук у детей, применяемый в нашей работе. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в группе во время самостоятельной деятельности детей, во время игры, на прогулке. Причём действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой. Для детей, перешедших из ясельной группы детского сада, пальчиковые игры мы подкрепляем своеобразным реквизитом: кубиками, пирамидками и прочими мелкими игрушками. Можно строить башню из кубиков, стараясь сделать это таким образом, чтобы строение получилось прочное, аккуратное и не разрушилось от нечаянного движения. Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, мы следим затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.
Пальчиковые краски – это дин из эффективных способов развития мелкой моторики рук и не только с помощью пальчиковых красок. Умение ребёнком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Пальчиковые краски не только способствуют развитию мелкой моторики рук , но и помогают освоить знание цветов с дошкольниками.
Конструкторы: благодаря работе детей с конструкторами различных видов, включая Лего, мы развиваем моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. Конструктор – лучший способ активного развития дошкольника и подготовке его к дальнейшему обучению. Для детей 3-4 лет мы берём детали крупного конструктора, которые легко собираются в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадёт.Чем старше ребёнок, тем мельче должны становиться детали. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребёнок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам. Будущему первокласснику можно заниматься сложным конструкторским набором. Занятия с ним помогут развивать пространственные и логическое мышление, воображение и внимательность. Цветовая гамма конструкторского набора также очень важна для развития детей дошкольного возраста. Собирая башни, дома и прочие строения и конструкции, ребёнок учится дизайнерским навыкам, вырабатывает чувство стиля, работает не только с деталями, но и с цветом.
Оригами и другие занятия с бумагой не только положительно влияют на моторику рук, но и вырабатывают усидчивость, кропотливость, аккуратность у ребёнка. Мы с детьми увлекаемся изготовлением разнообразных поделок из бумаги. Также мы занимаемся изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутков ткани и прочего. Такие занятия влияют на развитие фантазии и творческих навыков. Кроме того, поделки из тонких полосок цветного картона (квиллинг) также достаточно эффективно развивают моторику рук. Такие занятия не только полезны, но и являются прекрасным проведением досуга.
Игры-шнуровки - такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребёнок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счёт подобных нанизываний, но и за счёт работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребёнок, тем сложнее применяем шнуровку на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя.
Лепка способствует развитию моторики, внимания и творческих навыков. Лепить можно из чего угодно. Существует множество видов пластилинов. Мы с детьми любим лепить из солёного теста. Мы самостоятельно изготавливаем материал из муки и соли. Такое тесто легко разминается, хорошо лепится. После высыхания поделки можно раскрашивать красками. Занятия лепкой способствуют развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и мелкой моторики рук.
Аппликация–заниматься ею с детьми мы начинаем с 4 лет. Умение вырезать из цветной бумаги различные фигурки развивает мышцы кисти, приучает ребёнка к аккуратности и развивает воображение. Здесь, также как и с конструктором, размеры вырезаемых деталей обратнопропорциональны возрасту детей. С младшими дошкольниками допустимо делать аппликации из 2-5 больших фигур(например, цветок, домик). Чем старше дети, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Дети 6 лет вырезают несколько мелких лепестков для будущей ромашки, в домике делают окошки, трубу, дым и так далее.
Мелкая моторика – не пустой звук и, чтобы ребёнок был развитым и успешным в будущем, мы уделяем ей серьёзное значение. Поэтому мы начинаем заниматься с детьми с самого младшего возраста и продолжаем свою профессиональную деятельность по развитию мелкой моторики рук до выпуска детей в школу.
Список литературы.
1. Анищенкова Е.С.: Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ: Астрель, 2006.- 60с.
2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы.» М.:Мозаика-Синтез,2010.- 331с.
3. Светлова И.В.: Развитие мелкой моторики рук. М.: Эксмо-Пресс, 2001.- 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
В данной вы найдёте ответ на вопрос: "Что такое мелкая моторика рук, чем она важна и как её развивать?"...
Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из показателей интеллектуального развития детей дошкольного возраста является уровень развития мелкой моторики рук. У этих детей отстает техника движения и та...
Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»
Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития
В настоящее время с введением федеральных государственных образовательных стандартов дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) получили возможность обучаться в детских садах компенсир...