Консультация для педагогов на тему "Сохранение психического здоровья детей в ДОУ"
консультация на тему
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов "Сохранение психического здоровья детей в ДОУ" | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: Условия сохранения психического здоровья детей в детском саду и семье.
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
В зависимости от адаптированности человека в социальной среде выделяют три уровня психологического здоровья:
1) креативный уровень
2) адаптивный уровень
3) дезадаптивный уровень
Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.
Факторы риска, вызывающие нарушения психического здоровья.
Факторы риска можно условно разделить на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.
Влияние факторов среды. Под ними обычно понимают семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. Факторы среды наиболее значимы для психического здоровья детей.
Достаточно часто трудности ребенка берут начало еще в младенчестве (от рождения до года). Общеизвестно, что дефицит общения с матерью может привести к различного рода нарушениям в развитии ребенка. Дефициту общения противоположна патология переизбытка общения, приводящая к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) также сохраняется значимость взаимоотношений с матерью, но важными становятся и взаимоотношения с отцом.
Ранний возраст является особо значимым для формирования «Я» ребенка. К неблагоприятным типам взаимодействия матери с ребенком в этом возрасте можно отнести:
А) слишком резкое и быстрое отделение, которое может быть следствием выхода матери на работу, помещения ребенка в ясли, рождение второго ребенка и т.п.
Б) продолжение постоянной опеки над ребенком, которую нередко проявляет слишком тревожная мать.
Отец в этом возрасте должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку он:
А) подает ребенку пример отношений с матерью;
Б) выступает прообразом внешнего мира, то есть освобождение от матери становится не уходом в никуда, а уходом к кому-то;
В) является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится источником защиты.
Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.
Следующий фактор риска – это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Роль конфликтных взаимоотношений часто недооценивается, но они могут привести к нарушениям у ребенка половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых детей они могут привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию.
Следующий фактор – это явление родительского программирования. Вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение так, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Такой ребенок проживает не свою жизнь, а ту которую ему «запрограммировали». При внимательном изучении такой ребенок чаще всего демонстрирует повышенную тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.
Вторая группа факторов связана с детскими учреждениями.
Следует отметить встречу ребенка в детском саду с первым чужим значимым взрослым – воспитателем, которая во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми.
Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывает противоречия между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
Условия приобретения и сохранения психологического здоровья.
1. Общение с матерью и отцом; доброжелательные отношения между родителями.
2. Содействие формированию активности ребенка, которая особо необходима ему для саморегуляции. Очень важно, чтобы в сензитивный период активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения. Неадекватная организация блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.
3. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий.
4. Всемерная поддержка развития рефлексии , когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.
5. Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание.
Работа, связанная с сохранение психологического здоровья, включает в себя несколько этапов: диагностику, определение какому уровню психологического здоровья соответствует ребенок, групповую, психопрофилактическую или индивидуальную коррекционную работу и заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий. При этом следует отметить, что положительный результат возможен только в том случае, если имеются определенные психолого-педагогические условия, обеспечить которые могут окружающие ребенка, взрослые – педагоги и родители.
Родители должны преследовать цель формировать у детей такие качества, как:
А) умение любить себя и другого человека.
Б) Личностная рефлексия.
В) потребность в саморазвитии.
Как можно научить любить себя и другого человека? Прежде всего, ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к себе. А для этого по возможности нужно акцентировать внимание на тех позитивных качествах, которые вы в нем замечаете. К сожалению, взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах. А поскольку в словаре взрослых преобладает негативная лексика, ею активно пользуется и ребенок, он просто не умеет словами «погладить» другого. Здесь можно использовать такую игру: ребенку предлагается подойти к другому ребенку или члену семьи и, глядя ему в глаза, закончить фразу: «Мне в тебе нравится…»
Важно отметить, что общение в семье должно строиться не по типу «родитель-ребенок», а по типу «взрослый-взрослый». То есть похвала не должна быть высказана с позиции родителя. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Ты придумал, как сделать, чтобы у тебя получилось» и т.п.
Следующее важнейшее направление сохранения психологического здоровья детей – содействие развитию у них рефлексии. Старших дошкольников полезно побуждать к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий, т.е. рефлексивное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал. Необходимо учить ребенка определять границы своего незнания и вырабатывать у него потребность обращаться к различным источникам информации (к взрослым, сверстникам, литературе). И, конечно же, самое главное привить детям потребность самооценивания.
Очень важно, если родитель понимает и может выразить словами чувства ребенка в той или иной ситуации. Так он помогает ребенку лучше понять самого себя и показывает, что понимает его состояние. Например, «Я понимаю, что ты расстроен, что у тебя не получилась работа, и тебе обидно, что это произошло именно с тобой». Чтобы увидеть, что происходит в душе ребенка, нужно отодвинуть в сторону собственные переживания и ожидания.
Полезно освоить так называемые «Я-высказывания», переносящие акцент в той или иной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала данная ситуации у педагога. Например, реплика типа «Ты опять ударил Машу?» нужно заменять фразами: «Я огорчена, что та не можешь поладить с Машей» или «Я беспокоюсь, что ты не можешь подружиться с детьми» и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через физическое воспитание и здоровьесберегающие технологии»
Консультация по здоровьесбережению...
Консультация для педагогов: «Условия для сохранения психического здоровья детей в семье»
Консультация для педагогов:«Условия для сохранения психического здоровья детей в семье»...
Консультация для родителей Тема: Воспитание психически здоровых детей. Дисциплина. Альтернатива наказанию.
Когда большинство людей употребляют слово «дисциплина», они подразумевают «наказание». Слово «дисциплина» на самом деле означает «учить». Истинная цель ...
Консультация для педагогов и родителей дошкольников "Здоровые дети в здоровой семье"
Здоровье - это наш самый ценный клад! И мы все хотим сохранить своё здоровье с молоду! Как рассказать нашим детям и помочь понять: Что такое здоровье? Почему и как его необходимо беречь? ...
Консультация для родителей "Как сохранить психическое здоровье детей"
Консультация для родителей "Как сохранить психическое здоровье детей"...
Консультация для педагогов "Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду"
Консультация для педагогов "Сохранение и укрепление здоровья детей в детском саду"...
Консультация для педагогов сентябрь 2021г. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет собой динамическую совокупность психических свойств, обесп...