Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству русских умельцев, знакомство с кустарным промыслом
методическая разработка (старшая группа) на тему
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_k_tvorchestvu_russkih_umeltsev.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы на тему:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству русских умельцев, знакомство с кустарным промыслом».
Выполнили:
Воспитатели
Т.А.Колесова
Н.В.Евстигнеева
2014 год
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохраняться и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.
Д.С.Лихачев
Данная тема «Приобщение детей к творчеству русских умельцев, знакомство с кустарным промыслом» актуальна, т.к. сейчас много говорится:
- о забывании традиций русского народа, исконных промыслов и ремесел;
- о влиянии и внедрении в современную жизнь русского народа западноевропейской и американской культуры (праздники, мультфильмы, Санта-Клаус вместо Деда Мороза…и т.д.)
- о миграции населения – на исконно русские территории людей других национальностей со своими культурными традициями, языком, ремеслом;
- о том, что в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминание фольклорных произведениях (прялка, ткацкий станок, коромысло);
В то же время в дошкольной педагогической литературе особое внимание обращается на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли совей нации в мировом историческом процессе, а для воспитателей важно умение реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; воспитывать нравственно-эстетические чувства.
В приобщении детского дошкольного возраста к искусству русских умельцев мы определили четыре приоритета:
1. Знакомство детей с предметами быта, с предметами русских умельцев, с изделиями кустарных промыслов. Это поможет детям понять, что они – часть великого русского народа; воспитывать в них эстетические чувства, любознательность;
2. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, верности, трудолюбии. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
3. Праздники и традиции.
4. Знакомство детей с народно – декоративной росписью. Она, пленяя душу ребенка гармонией и ремеслом, способна увлечь детей декоративно – прикладной росписью.
Для приобщения детей к творчеству русских умельцев в группе создана предметно – развивающая среда:
1. Мини – музей, выставка предметов декоративно – прикладного искусства: дымковские, филимоновские игрушки; хохломская и гжелевская посуда.
2. «Русская изба».
3. Подобран наглядно – дидактический материал. Пособия из серии «Искусство детям»:
- Дымковская игрушка;
- Сказочная гжель;
- Жостовский букет;
- Цветочные узоры Похлов – Майдана;
- Филимоновские свистульки из серии «Мир в картинках»;
- Филимоновская народная игрушка;
- Каргопольская игрушка;
- Хохлома (изделия народных мастеров) ;
- Альбомы для раскрашивания:
«Русский узор», «Как народные умельцы узоры искали»;
- Фотоальбом «Хохлома».
В книжном уголке библиотечка русских народных сказок, песенок, потешек с иллюстрациями, изображающими русский быт, предметов народного искусства и т.д.
Детские игры: «Составь узор», «В гости к Марьюшки и Иванушке».
Лото «Народное творчество».
Приобщение детей к творчеству русских умельцев, знакомство с кустарным промыслом мы начали через НОД, нами проведены занятия:
1. Чудо - чудное диво – дивное (русские народные игрушки)
Цель: познакомить детей с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки; знать характерные особенности разных промыслов (дымковская, филимоновская игрушка, матрешка, богородская игрушка); воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству: желание учиться рисовать народные игрушки.
2. Краса ненаглядная (русские народные промыслы);
3. Золотые руки мастеров.
Цель: воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору: воспитывать эстетическое отношение к народно – прикладному искусству, прививать интерес к разнообразным природным материалам, из которых делают изделия народно – прикладного промысла.
Занятия и беседы:
Темы: «В гостях у бабушки в деревне»
«Эти мудрые русские сказки»
«Традиции Россиян (русские народные праздники)»
«Отгадайте-ка загадки» (русский народный фольклор)
Цель: знакомить детей с традиционным русским народным фольклором (загадки, песенки, сказки, потешки…)
Занятие к книге Волчковой «Познавательно развитие» (Приобщение к народным истокам)
Проведены занятия по рисованию:
- Городецкие узоры,
- Сказочная Гжель,
- Хохломские чудеса,
- Жостовский букет,
- Дымковская игрушка.
Целью всех занятий было, продолжить знакомство с трационным русским промыслом: из какого материала изготовлены изделия, характерные узоры, элементы росписи, цвет и цветосочетание; учить детей рисовать гуашью (акварелью, красками) и кистью простые узоры, характерные для росписи; развивать технические приемы рисования кистью; воспитание и уважение к людям, изготавливающим предметы народных промыслов, к их труду.
Из детских работ оформлена выставка «В гости к мастеру».
Проведены занятия по лепке:
- «Индюк»
- «Сказочная птица»
- «Удалой конь»
Целью занятий было продолжение знакомства с декоративно – прикладным творчествам русского народа; формирование представлений об общественной значимости труда мастеров прикладного искусства; развивать умение использовать разнообразные приемы лепки (оттягивание, прощипывание, сглаживание); воспитывать интерес к народной игрушке.
Проведенная работа позволила провести занятие: «Волшебные перья жар – птицы».
Неоценимую поддержку воспитателям и помощь оказали родители воспитанников.
В семьях знакомили детей с народными промыслами, вместе с детьми расписали предметы – изделия: ложки под Хохлома, доски – Гжель, Городец, Жостово – поднос. Совместная роспись предметов в семьях воспитанников, позволила нам обогатить выставку «В гости к мастеру» и добавить предметы в Мини – музей.
Так же родители с детьми разучивали дома стихи, загадки о народных промыслах, пословицы…
Рассматривали дома, имеющиеся предметы кустарного производства; книги о народных промыслах.
Анкетирование родителей показало, что:
- все опрашиваемые считают обязательным знакомство с культурными ценностями и традиционным русским промыслом;
- в семьях присутствуют предметы русского быта, декоративно – прикладного изделия;
- в приобщении детей к русской национальной культуре, ее ценностям, главное значение отдают детскому саду – 4 чел., семье – 5 чел., детскому саду и семье – 11 чел.
- родители хотели бы знать, чем и как можно заниматься по данной теме.
Т.е. можно говорить о заинтересованности родителей в приобщении детей к творчеству русских умельцев и в знакомстве с кустарным промыслом, о преемственности воспитания и развития детей в семье и детском саду.
Итак, проведенная работа позволила детям много узнать об искусстве своей страны, ее истории: богатстве самобытного искусства; о людях, талантливые руки которых развивают, сохраняют от забвения русскую культуру России…
Продолжить знакомство детей декоративно – прикладным творчеством (начатое со II мл.гр, сред.гр, стар.гр.) в подготовительной дошкольной группе.
В следующем учебном году планируем расширить знания детей о способах производства изделий декоративно-прикладного искуссства:
- обогатить и активировать словарный запас детей;
- развивать умения детей лепить, рисовать изделия декоративно – прикладного искусства,;
- воспитывать эстетическое и художественное восприятие детьми произведений искусства;
- уважение к мастерству народных умельцев, гордость за свою страну – Россию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к истокам наро...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...
Презентация. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)
Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в вос...
Статья «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»
-Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.- Череповецкие научные чтения 2016: В 3ч.Ч2: Педагогика, психол...
презентация проекта"«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством русского и немецкого народов Поволжья»
В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурн...