Картотека игр с песком
картотека на тему
Представлена подборка игр и упражнений с использованием песочной терапии на различных этапах занятий. Материалы статьи могут быть полезны как учителям - логопедам,так и воспитаелям, психологам, учителям начальных классов с целью корреции психо - эмоциональных расстройств,профилактики и коррекции дисграфии и т.д
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_peskom_1.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр с песком
ОО «Познание»
- «Познакомимся с песком»
Цель:
Знакомить с правилами безопасности при играх с песком.
Развивать тактильное восприятия.
Формировать познавательный интерес к объектам не живой природы.
Материалы и оборудование:
Песок и оборудование для игр (мини песочница)
текст стихотворения Т.М. Гработенко
Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке
Здесь нельзя кусаться драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок мирная страна
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить
Чтоб запомнить и дружить?
Иллюстрации, соответствующие тексту (по желанию педагога), инвентарь для игр с песком:
совочки, «мельница», маленькие игрушки, и т. д
рисунки, фото готовых построек из песка, салфетки, полотенца для вытирания рук.
Ход игры:
Воспитатель сообщает детям о том, что хочет их познакомить с песком и предлагает послушать правила при игре с песком. Читает стихотворение
О правилах безопасности при игре с песком.
После небольшого обсуждения содержания стихотворения и закрепления правил безопасности предлагает погладить, потрогать песок, поиграть с ним.
- «Пальчики – ладошки»
Цель:
Закреплять правила безопасности при игре с песком.
Способствовать развитию познавательного интереса к экспериментированию с песком.
Продолжать развивать тактильное восприятие.
Материалы и оборудование:
Мини песочница, домики, фигурки персонажей из мультфильмов, сказок, полотенца или салфетки по количеству детей, для вытирания рук после игры.
Ход игры:
Взрослый организует игровое пространство – расставляет домики, прячет персонаж, пальцами оставляет следы на песке в сторону домиков, в котором спрятан герой.
Воспитатель говорит детям о том, что у песка есть свойство сохранять следы. И, что к ним в гости пришёл персонаж предлагает детям рассмотреть песок, и догадаться в каком домике спрятался герой.
Далее дети анализируют, делают вывод о месте нахождения персонажа, шагая пальчиками по песку, находят спрятанного героя.
Потом воспитатель предлагает оставить на песке отпечатки своих ладоней и сравнить у кого ладошка больше.
- «Секретики в песке»
Цель:
Развивать интерес к играм с песком.
Знакомить со свойствами сухого песка (сыпучесть).
Учить элементам поисковой деятельности (что нужно сделать, чтобы найти секретики в песке.)
Закрепить правила безопасности при работе с сухим песком.
Материалы и оборудование:
Мини песочница, мелкие игрушки (киндер сюрпризы), камушки, стеклянные шарики, совки, щётки, кисточки и другие подручные средства для поиска игрушек в песке.
Ход игры:
Воспитатель напоминает правила безопасности при играх с песком.
Сообщает о том, что приготовил ребятам сюрпризы, которые нужно найти в песке. Правила: искать, используя подручные средства, не мешать друг другу, после обнаружения с сюрпризом можно поиграть в песке (построить, что-то, или спрятать для друга, обменяться игрушками)
- «Найди что покажу»
Цель:
Продолжать учить элементам поисковой деятельности.
Развивать целенаправленное внимание.
Закреплять сенсорные эталоны (цвет, форма)
Учить использовать орудия для поиска предмета, фигуры в песке.
Продолжать закреплять правила безопасности при играх с песком, при действиях с орудиями (совок, ручная щётка)
Материалы и оборудование:
Совки, ручные щетки, геометрические фигуры разного цвета и размера, из прочного материала, можно использовать блоки Дьенеша.
Ход игры:
Воспитатель заранее организует игровое пространство, прячет в песок геометрические фигуры. Сообщает детям, что они будут заниматься поиском геометрических фигур. Предлагает выбрать фигуру и найти такую же в песке. Кто первый, найдёт получает звёздочку. Затем ребёнок берёт ещё одну фигуру. У кого больше звёздочек – тот выиграл.
- «Слушай и ищи»
Цель:
Закрепить правила безопасности при работе с сухим песком.
Развивать целенаправленное внимание, слуховое восприятие
Формировать представление сенсорных эталонах (цвет, форма, размер)
Учить использовать орудия для поиска заданного предмета, фигуры в песке.
Материалы и оборудование:
Те же, что и в игре № 4
Ход игры:
Такой же как в игре № 4,только дети ищут предметы по описанию воспитателя.
- «Следы на песке»
Цель:
Продолжать знакомить со свойствами песка
Формировать представление о понятиях большой, маленький.
Учить соотносить следы на песке и объекты.
Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы.
Создать условия для самостоятельного экспериментирования. (Какой след оставит большая машина, какой маленькая)
Материалы и оборудование:
Мини песочница, большая машина, маленькие машинки по количеству детей.
Ход игры:
Взрослый заранее организует игровое пространство. Предлагает детям определить какие следы оставила большая машина, а какие маленькая.
После того как дети сделают вывод, предлагает проверить верность предположений самостоятельно, с помощью машинок.
- «Противоположности»
Цель:
Закреплять представление о свойствах сухого песка (сыпучесть, способность сохранять форму – следы)
Формировать представление о противоположностях большой – маленький
Продолжать закреплять представление о сенсорных эталонах (форма, размер)
Создать условия для самостоятельного рисования геометрических фигур на песке.
Развивать тактильное восприятие.
Материалы и оборудование:
Мини песочница, геометрические фигуры,( большие и маленькие ) полотенца по количеству детей.
Ход игры:
Воспитатель напоминает детям свойства сухого песка, предлагает назвать способы поиска предметов и инструменты которые можно использовать для поиска предметов в сухом песке.
Далее один ребёнок прячет фигуры в песке, а остальные дети ищут.
- «Подружи песок с водой»
Цель:
Закреплять свойства сухого песка
Давать представление об изменениях свойства песка при смешивании его с водой.
Знакомить со свойствами мокрого песка.
Давать элементарное объяснение изменениям свойств песка (песчинки друг к другу прилипли, крепко обнялись)
Продолжать учить, самостоятельно, экспериментировать используя специальные приспособления, инвентарь (пипетки, шприц, лейку)
Учить анализировать, делать выводы.
Материалы и оборудование:
Совочки, грабельки, лейки с водой, пипетки по количеству детей, шприцы без иголок с водой.
Ход игры:
Воспитатель уточняет знания детей о свойствах сухого песка, предлагает проверить, что будет, если в песок добавить воду. В ходе игры, отмечает, как изменились свойства песка, подводит детей к выводу. Далее дети самостоятельно изменяют свойства сухого песка.
- «Оладушки, для бабушки»
Цель:
Закреплять свойства мокрого песка (слипание, способность сохранять длительно форму)
Развивать умение добиваться нужного состояния песка с помощью смешивания сухого песка с водой.
Учить придавать песку нужную форму.
Материалы и оборудование:
Совочки, грабельки, лейки с водой, пипетки по количеству детей, формочки.
Ход игры:
Уточняет представление о свойствах мокрого песка. Воспитатель предлагает «испечь» оладушки для бабушки, слепив их из песка.
В конце отмечает, что мокрый песок может сохранять форму.
- «Я пеку, пеку, пеку»
Цель:
Создать условия для экспериментирования с мокрым песком.
Закреплять свойства песка.
Давать представление о том, что мокрый песок может сохранять не только плоскую форму
Материалы и оборудование:
Совочки, формочки, ведёрки, печатки, лейка с водой, стеки, палочки (зубочистки),бусины, пайетки, стеклянные шарики и.т.д
Ход игры:
Детям предлагается смешать песок с водой, добиться нужной консистенции для лепки из песка. В ходе игры ребята могут добавлять воду и сухой песок. После предлагаются формочки для лепки, стеки и палочки для украшения узорами
11.«Украсим торт»
Цель:
Развивать представление о свойствах мокрого песка.
Сравнивать свойства мокрого и сухого песка.
Давать представление о сходстве свойств сухого и мокрого песка ( цвет, способность сохранять форму, отпечатки, рисунки)
Материалы и оборудование:
Песок сухой и мокрый, совочки, формочки, материалы для украшения
Ход игры:
Воспитатель предлагает сделать тортики из сухого и мокрого песка, украсить их. Когда изделия будут готовы, проводит опрос о том, из какого песка легче делать тортики, на каких украшения держаться прочнее.
Подводит к самостоятельным выводам
12.«Пирамидки из песка»
Цель:
Закреплять свойства мокрого песка (слипание, способность сохранять длительно форму)
Давать представление о том, что мокрый песок может сохранять не только плоскую форму.
Способствовать развитию интереса к самостоятельным экспериментальным действиям с песком
Продолжать формировать представление о размере предмета.
Материалы:
Формочки разного размера, совочки.
Ход игры:
Взрослый предлагает построить пирамиду из песка, с использованием формочек. Дети должны определить последовательность выбора формочек, для постройки устойчивой пирамиды.
В конце дети оценивают, чья пирамида получилась ровней, определяют победителя.
13. «Пересыпалки»
Цель:
Закреплять свойства сухого песка, развивать представление об объёме, способствовать развитию предметной ловкости при пересыпании песка.
Материалы:
Ёмкости разного объёма, воронки разного размера, с разным сечением.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям выбрать ёмкость (стаканчик, формочку) и наполнить её с помощью воронки и совочка. Ребёнку нужно сопоставить объём посуды и размер воронки. Звёздочку получает тот, кто сможет наполнить ёмкость песком, не переполняя её.
14. «Найди такой же»
Цель:
Та же , что и в игре «Пересыпалки»
Материалы:
Ёмкости разные по виду, но одинаковые по объёму.
Ход игры:
Взрослый предлагает пересыпать песок из одной ёмкости в другую,
15. «Кто где живет ?»
Цель:
Способствовать релаксации детей при играх с песком
Развивать тактильное восприятие
Закреплять представление о диких и домашних животных и их месте жительства.
Материалы:
Мелкие игрушки (дикие и домашние животные)
Декорации – лес, деревня.
Ход игры:
Взрослый предварительно прячет в песке игрушки.
Предлагает детям найти животных и разместить их по местам.
В ходе игры воспитатель задаёт вопросы, активизируя речь детей.
ОО «Художественное творчество»
Рисование песком
- «Нарисуй, что хочешь»
Цель:
Создать условия для самовыражения и релаксации.
Способствовать самовыражению, развитию связной речи
Ход игры:
Воспитатель предлагает порисовать на песке и рассказать сверстникам, что нарисовано
2 .«Такие разные дорожки»
Цель:
Продолжать развивать тактильное восприятие.
Способствовать развитию умения рисовать песком (воронка из кулачка)
Формировать умение рисовать прямые и волнистые линии с помощью песка
Ход:
Воспитатель расставляет персонажей и предлагает нарисовать дорожки к ним.
3.«Рисование на зеркале»
Цель:
Развивать тактильное восприятие, творческую активность.
Развивать представление о зеркале.
Способствовать развитию воображения, умения разгадывать загадки.
Материалы:
Зеркало большое, песок (желательно цветной)
Ход:
Воспитатель заранее засыпает поверхность зеркала песком.
Загадывает загадку:
Я круглое и гладкое
Но не румяное и сладкое
Глядя в меня, увидишь себя
Предлагает проверить правильность ответа – руками разгрести песок.
Далее дети рисуют песком и пальцами на зеркале.
4. «Цветные трафареты»
Цель:
Создавать атмосферу для релаксации, творчества.
Способствовать развитию умения заполнять трафарет цветным песком способом засыпания, разными способами.
Развивать предметную ловкость.
Материалы:
Трафареты, песок цветной, ложки одноразовые, воронки.
Ход:
Предложить детям трафареты и инструменты для работы с песком.
Рассмотреть готовые изображения.
5.«Разноцветные картинки»
Цель:
Активизировать творческую активность
Формировать представление о разных способах создания песочных картин.
Способствовать развитию умений работать с песком.
Материалы:
Клей ПВА, кисть для клея, подставка для кисти, поднос для стряхивания излишков песка, картинки раскраски, цветной песок.
Ход:
Воспитатель предлагает детям раскрасить картинки с помощью песка.
Объясняет последовательность действий:
Сначала намазать клеем часть картинки, засыпать песком нужного цвета. Затем повторить операцию с другим цветом. Обратить внимание на то, что перед каждым нанесением клея необходимо стряхивать лишний песок.
В конце рассмотреть картинки, предложить оценить работы товарищей, поделиться впечатлениями.
6. «Цветик семицветик»
Цель:
Способствовать развитию навыков создания картин из песка.
Создавать условия для развития тактильного восприятия, восприятия цвета.
Формировать умение заполнять трафарет песком, работать с клеем.
Материалы:
Клей ПВА, кисти для клея, трафареты лепестков (из картона или другого плотного материала), баночки с цветным песком, листы плотной бумаги (по количеству детей)
Ход:
Воспитатель предлагает создать цветик семицветик с помощью трафарета и песка. Напоминает алгоритм действий.
7. «Слоёный пирог»
Цель:
Создать ситуацию для деятельности с цветным песком
Способствовать развитию умения аккуратно заполнять форму песком разного цвета.
Активизировать творческую активность.
Материалы:
Прозрачные ёмкости на каждого ребёнка ( Баночки, бутылки с широким горлом), цветной песок, воронки, кульки из бумаги, совочки.
Ход:
Взрослый показывает детям готовый «Слоёный пирог» и предлагает создать свой пирог. Рассказывает о способах действие, показывает, как заполнить ёмкость не смешивая цвета.
8. «Нарисую радугу»
Цель:
Создавать ситуацию для атртерапии. Способствовать самовыражению при действиях с цветным песком.
Развивать умение изображать радугу песком, используя разные способы (насыпание, распределение горок из цветного песка, растаскивание по поверхности пальцами)
Ход
Взрослый насыпает на ровную поверхность горки из цветного песка, предлагает детям изобразить радугу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность во 2 младшей группе на тему: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка.»
Теплые месяцы – лучшее время для игр с песком. На прогулках можно организовать такие занятия в разных возрастных группах, познакомить детей со свойствами песка и его особенностями. Игры с песком – это...
«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого
Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...
Конспект занятия-экспериментирования в 1 младшей «Песок. Свойства песка. Изготовления куличиков. Рисование песком »
Цель: формирование знаний о свойствах сухого и влажного песка.Развивающие задачи:1) развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, и способствовать расширению знаний о...
Песочная игротерапия. Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка". Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет.
Презентация. Мастер класс участника конкурса "Воспитатель года". "Изготовление цветного песка"ПЕСОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯИгры с песком, аппликация из цветного песка, насыпание цветного песка в сосуды ("насып...
Игры с песком. Варианты игр и игровых упражнений с песком.
“Печем куличики”.Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка, сформировать представления об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить “лепить” куличики, тщательно ...
"РИСУЕМ ПЕСКОМ И НА ПЕСКЕ"
Песочное изотворчество это не только развлечение для ребенка, это ещё развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления, творческого потенциал...
«Творчество на песке и с песком» Картотека игр - экспериментирование с песком (3-4 лет)
Песочные художестваЦель: развивать мелкую моторику.* * *Сделайте большой конус из картона, оставив небольшое отверстие в его вершине, и привяжите к его краям веревочки. На этих веревочках он будет сви...