РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА консультация для воспитателей
консультация по развитию речи по теме
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_rebyonka.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для специалистов
Подготовила:
учитель-логопед Дудкина О. В.
Станица Выселки
Несомненно, каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым - был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил, чтобы был успешным и все получалось. Наверное, все знают историю о том, как одна мама спросила А.С. Макаренко: «Моему ребенку уже три месяца, когда мне надо начинать воспитывать его?» И получила ответ: «Вы опоздали на три месяца».
Начинать заниматься с ребенком надо с самого рождения. Причем внимание нужно уделять сразу многим вещам - крупной и мелкой моторике, зрительному и слуховому вниманию, речь, интеллекту, эмоциям и т.д., чтобы помощь была эффективной, воспитателю необходимо четко представлять, что должен знать и уметь ребенок в данный конкретный период своего развития.
Уровень развития речи в пять лет.
- Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картине, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
- Значительно обогащается словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
- Начинает формироваться внутренняя речь - свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
- Начинает формироваться внутренняя речь - свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
- Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Читайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите ребенка показывать картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.
На прогулке показывайте новые для ребенка предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяя голосом новое для него слово.
Ваша речь, обращенная к ребенку должна быть правильной.
Что можно сделать для развития речи ребенка?
- С ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок
нуждается в собеседнике - в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
- Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он делает. Помогите ребенку употреблять известные ему слова. Учите его играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
- Пойте с ребенком простые песенки, отстукивая ритм.
Правила речевого поведения.
- Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- Желательно, чтобы речь была четкой;
- Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;
- Взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
- При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.
Речевое развитие ребёнка на пятом году жизни.
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) даёт возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова в роде, в числе.
В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребёнка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.
У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твёрдых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками [с], [с’], [з], [з’], [ж], [ш], [р], [р’], [л], [л’], например: Лара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.
Речевое развитие ребёнка на шестом году жизни.
У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие речи. Значительно увеличивается словарь ребёнка (до 3000—4000 слов). Усложняющееся в связи с новыми видами учебных занятий, коллективных игр, трудовых поручений общение с окружающими людьми приводит к обогащению словаря ребёнка и овладению новыми грамматическими формами родного языка.
Вместе с тем обогащение опыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, в свою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка.
В фразе выделяются основные и придаточные предложения. Широко используются дошкольником слова, выражающие причинные (потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между явлениями. В отношении ребёнка к собственной речи появляются новые моменты. Старшие дошкольники не только руководствуются в практике речевого общения чувством языка, но и делают первые попытки осознать лежащие в его основе языковые обобщения.
Ребёнок пробует обосновать, почему нужно говорить так, а не иначе, почему это сказано правильно, а это неправильно. Так, шестилетний ребёнок заявляет: «Нельзя говорить: девочка сидел на стуле; это про мальчика или дядю так говорят». Или: «Нельзя говорить: я завтра пошёл в лес; пошёл это когда про вчера, а здесь пойду надо сказать».
При правильной организации воспитательной работы, при проведении специальных занятий по родному языку старшие дошкольники не только учатся связно выражать свои мысли, но и начинают анализировать речь, осознавать её особенности. Это умение сознательно отнестись к собственной речи, сделать её предметом своего анализа, имеет важное значение для подготовки детей к школьному обучению, для последующего овладения грамотой. Дальнейшее развитие детской речи проходит уже в условиях учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль сказок в развитии речи детей (консультация для воспитателей)
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность ...
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ (консультация для воспитателей)
Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и реклам...
Онлайн-консультация для воспитателей "Влияние пения на развитие речи ребёнка!"
Онлайн-консультацию для воспитателей "Влияние пения на развитие речи ребёнка!" подготовила и провела музыкальный руководитель Фомина Светлана Викторовна 22.04.2020г....
Консультация для воспитателей Тема: «Роль книги в развитии речи ребёнка».
Книги, прочитанные в детстве, оказывают большое влияние на детей. Они дают необходимую информацию, воспитывают и формируют личность. Дети, привыкшие к книге более самостояте...
Консультация для воспитателей "Игры для развития речи ребёнка 2-3 лет"
Поскольку именно в возрасте от двух лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание....
Консультация для воспитателей по теме : " Развитие речи ребёнка посредством игровой деятельности"
Консультация для воспитателей по теме :" Развитие речи посредством игровой деятельности"...
Памятка для родителей: «Развитие речи ребёнка». консультация (младшая группа)
Памятка для родителей: «Развитие речи ребёнка». консультация (младшая группа)...