ПИ деятельность
материал (средняя группа) на тему
ПИ деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovaniya_v_sadu_2_-_kopiya.ppt | 2.83 МБ |
konspekt_zanyatiya_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_dlya_2_mladshey_gruppy.docx | 777.86 КБ |
seminar_-praktikum_s_tit._listom.docx | 479.67 КБ |
doklad.docx | 312.07 КБ |
pi_i_eksperemtirovanie.docx | 128.07 КБ |
prezentatsiya_k_seminar-praktikum.ppt | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оборудование для исследовательской деятельности 1. Различные емкости. 2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного размера, перчатки. 3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл). 4. Резиновые груши разного размера. 5. Пластиковые, резиновые трубочки. 6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели. 7. Пластиковые контейнеры. 8. Рулетка, линейка. 9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр. 11. Цветные прозрачные стеклышки. 12. Лупы, зеркала, магниты. 14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, шоколад. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн). Материал, подлежащий исследованию Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Правила безопасности 1. Работа под наблюдением взрослого. 2. Сначала спроси – потом экспериментируй. 3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой. 4. Грязными руками не трогать глаза. 5. Не брать ничего в рот.
Свойства воды
Свойства сухого и мокрого песка
«Воздух - невидимка»
«ИЗМЕРЯЛОЧКА» Измеряем вес, длину, рост, время
«Удивительное рядом»
Предварительный просмотр:
Конспект по экспериментальной
деятельности для средней группы
«Волшебница-Вода»
Составила воспитатель:
Глухова Анна Владимировна
Подольск, 2014 год.
Цель: Расширение представлений о свойствах воды.
Задачи.
1. Познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, светлая, не имеет запаха, вкуса, может окрашиваться в разные цвета, вода жидкая, льётся.
2. Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы .
3. Воспитывать умение детей слушать воспитателя.
4. Обратить внимание на значение воды в нашей жизни
Предварительная работа:
1. Проведение опытов с водой.
2. Беседы о воде.
3. Рассматривание иллюстраций о состояниях воды.
Словарная работа:
Вода, прозрачная, светлая, волшебная, превращается, разноцветная, студёная, льётся.
Методические приёмы: сюрпризные моменты:(превращение в волшебницу-Воду, в фокусников, раскрашивание волшебных картинок); практичекие: д\упражнение на слуховое восприятие-(звук воды, опыты с водой и льдом; наглядные: рассматривание иллюстраций по теме «вода».
Материалы: 2 стаканчика (вода, молоко, палочка, костюм волшебницы-Воды, колпачки фокусников (по кол-ву детей, баночки для опытов (6 шт.), стаканчики с водой и соком (по кол-ву детей); иллюстрации для рассматривания; картинки для раскрашивания, лейка. Музыкальное сопровождение: «Звуки воды», «Волшебная».
Ход.
В. -Здравствуйте, ребята! Давайте с вами улыбнёмся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением! А вы любите, когда к нам приходят гости?
Д. -Ответы детей.
Воспитатель: –Ребята, как вы думаете, кто же к нам придёт сегодня в гости?
Д. ответы детей…
Воспитатель: -Попробуйте угадать! Послушайте внимательно ( включает запись со звуком воды) .
Ответы детей:-Вода!
Воспитатель:
–Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница-Вода! Хотите с ней познакомиться?
Воспитатель ,Алла Юрьевна покружилась под музыку и в волшебницу-Воду превратилась.
Воспитатель одевает голубого цвета накидку, шарф…. Дети внимательно рассматривают.
В. -Я- волшебница-Вода. сегодня вы узнаете обо мне много интересного!
А как вы думаете, для чего нужна вода?
Д. -Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу.стирать.
В. -А вы и стирать умеете?
Д. -Да, мы помогаем стирать маме.
В. Покажите волшебнице-Воде, как вы помогаете стирать?
Д. -Пальчиковая гимнастика –«Стирка».
В. -Ах, какие молодцы, настоящие помощники для мамы.
В. Посмотрите, я принесла с собой стаканчики, В одном из них молоко, а в другом вода, в каждый из них я положила палочку. В каком стаканчике мы видим палочку?
Д. - В стаканчике с водой.
В-А почему?
Д. - Потому, что молоко белого цвета, и в стаканчике палочку не видно.
В- Правильно, а в другом стаканчике палочку видно? Почему?
Д. –Видно, потому, что вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая.
В. -Молодцы, ребята.
В. Мы видим потому, что вода прозрачная и не имеет цвета. Давайте проверим, была ли там палочка? Выливает молоко из стаканчика, дети убеждаются, что в молоке была палочка.
- А теперь я предлагаю узнать -пахнет вода или нет. Каждому ребёнку предлагает это сделать.
-Что вы можете сказать?
Ответ детей: -Вода не имеет запаха.
Воспитатель: -А теперь узнаем. пахнет ли сок?
Ответ детей: -Да! Пахнет сладким, вкусным!
Воспитатель: -А теперь определим на вкус. Попробуйте сок .
- Какой он на вкус?
Ответы детей: Сок сладкий, прохладный, приятный, вкусный!
Воспитатель: -Правильно, а теперь попробуем воду. Что вы можете сказать?
Ответы детей: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель:- Вы, молодцы.
- А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода-Волшебница?
-Ответы детей.
Воспитател:-Правильно, Вода волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.
В. -Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (Показывает льдинки на тарелочке, Почему они волшебные?
Д. -Ответы детей.
В. -Потому, что когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.
Д. -Дети проводят опыт(берут льдинки в руки)
Волшебница-Вода: хвалит детей.
В. - А теперь давайте вместе рассмотрим картинки. Дети рассматривают иллюстрации на фланеллеграфе.
Д. Дети показывают, на каких картинках превращается вода в снег (Зима, снежный ком, снеговик, снежинка) ; в лёд (Сосулька, каток) ; в пар (пар из кипящего чайника, дыхание на морозе, росу (капельки на лепестках и траве, дождь.
Воспитатель: -Ребята, а из чего состоит вода?
Ответ детей: - Из капелек.
Воспитатель:- Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя. Физ. минутка
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
___
В. -А вы знаете почему ещё воду называют Волшебницей?
Примерные ответы детей: - Ответы.
В. - Вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Тогда я сейчас превращу вас в фокусников! Раз, два, три -ребятки покружились и в фокусников превратились. ( надевает детям разноцветные колпачки) .
Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
Воспитатель: -Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель: - Подуйте теперь на свои баночки. Дети говорят слова, дуют…
В. -А теперь потрясите хорошенько баночки. Что мы видим?
Д. - Водичка окрасилась.
Воспитатель:-В какой цвет превратилась?
Ответы детей: - Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый) .
Воспитатель: - Правильно. Значит вода может ещё и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница!
Воспитатель: -А теперь фокусники наши покружились, в ребяток превратились.
Воспитатель:- Я пришла к вам с сюрпризом, и принесла с собой волшебные картинки, я же волшебница-Вода! При помощи кисточки и воды наши картинки станут разноцветными!
Присаживайтесь за столы и берите в руки кисточки.
-Дети рисуют, видят в конце цветные изображения.
Воспитатель: -Что у вас получилось?
Ответы детей: -Водичка покрасила наши картинки, они стали разноцветными.
Воспитатель:- Какие же вы молодцы. Наверное, вы испачкали свои ручки? Давайте их помоем!
Д. -Дети подходят к тазику с водой.
Воспитатель:- Я полью из лейки воду, а вы мойте ручки получше.
Посмотрите, наша водичка льётся! А почему?
Ответы детей:- потому, что она жидкая!
Воспитатель:-Правильно, вытирайте ручки салфетками.
В. - Ребята, что вы узнали обо мне сегодня интересного?
Д. Ответы детей (вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может превращаться в лёд, снег, пар, дождь, росу. может окрашиваться в разные цвета, вода льётся, она жидкая) .
Воспитатель: -А теперь, мне пора возвращаться домой. До свидания! Мы с вами ещё встретимся!
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
"Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ"
Цель: 1. Создание системы работы по внедрению технологии - "метод проектов".
2.Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.
Задачи:
1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2.Повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологий проектирования.
3.Способствовать творческому поиску.
План:
1.История возникновения метода проектов в педагогике.
2. Классификация проектной деятельности.
3. Структура проекта. Его основные требования.
4.Практическая часть.
5. Презентация разработанных проектов.
6. Рефлексия.
- Настрой на работу
Упражнение "Ассоциации".
Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое-то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум.
Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово - ассоциацию, и т. д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
Например, цепочка ассоциаций - слов может быть такой: автобус - час-пик - толкучка - джинсы - тысяча рублей - деревянный - Буратино - Папа Карло - :
Начинать игру нужно по очереди, по кругу.
- Теоретическая часть.
(Слайд №1) В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика, переносит нас в первую треть двадцатого века, связывая сегодняшние исследования и эксперименты с той порой. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж.Дьюи (1859-1952). Дьюи исходил из того, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе – полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Идеи Дж.Дьюи продолжил У.Х.Килпатрик, который считал, что проектом является любая деятельность, выполняемая «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых в данный момент общим интересом.
В России педагогические идеи Дж.Дьюи первым реализовал на практике с 1905 года С.Т.Шацкий. Метод проектов широко использовался в России до 30-х. годов, но постановлением ЦК ВКПб в 1931 году метод проектов был осуждён как чуждый советской школе, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось серьёзных попыток возродить этот метод в образовании.
Сегодня метод проектов используется вновь, но уже в обновлённом виде так как введение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Что же это такое проект?(Слайд №2)
Проект –в переводе с греческого – это путь исследования т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов широко используете в сфере дошкольного образования, он позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.
Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.
Что же такое проект для самого ребенка? (Слайд № 3)
- Раскрытие творческого потенциала;
- Умение работать в группе ;
- Умение направлять деятельность на решение интересной проблемы, сформулированной самими детьми;
- Умение презентовать свою работу.
Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
- Виды проектной деятельности.
В практике современных дошкольных учреждений следующая классификация проектов(Слайд № 4)
По составу участников | Индивидуальный Подгрупповой Семейный Парный Групповой |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели) Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные |
При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы. В практике ДОУ используются следующие типы проектов ( по Л.В.Киселёвой). (Слайд № 5)
Исследовательско-творческий - дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации , детского дизайна. Этот тип проектов применяется в работе с детьми старших групп.
Ролево-игровой - используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Применяется во второй младшей группе.
Информационно-практико-ориентированный - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн группы, витражи и др.) Применяется в средней группе.
Творческий - оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей второй младшей группы.
(Слайд № 6) В воспитательно -образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться.
Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.(Слайд № )
- А теперь подробно рассмотрим структуру проекта. (Слайд № 7)
Деятельность педагога и детей в проекте представлена в таблице. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребёнку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, ещё не изведанным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.
1 этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.
2 этап- Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:
- «Модель трёх вопросов»
- (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?)
- Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта). Планирование проектов (конечный продукт)
Дети объединяются в рабочие группы. Распределение амплуа.
3 этап - Реализация проекта. Воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.
4 этап- Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Таким образом проект можно представить как "Шесть П" . (Слайд № 8)
- Проблема
- Проектирование проекта
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
- Портфолио проекта.
Рассмотрим способы разработки проектов: (Слайд № 9)
"Модель трёх вопросов"(Слайд № 10,11)
Воспитатель прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об х интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы проекта.
Весьма любопытно наблюдать как из отдельных , иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания. Нередко взрослые открывают заново таких, казалось бы знакомых им детей.
Что знаю? | Что хочу узнать? | Как узнать? |
Содержание, то что дети уже знают. | План, тема проекта. | Источник новых знаний, т.е проекта. |
В заполнении модели принимали участие дети и их родители. Так как «Модель трех вопросов» вывешивается в раздевалке группы , то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме с самого начала: с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема; видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок ; с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения ,коррективы, понять в чем нужна их помощь.
Для пояснения этого момента обратимся к описанию конкретной темы «Вода».
Образ "Семь мы" (по Заир-Бек) (Слайд № 12)
- Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
- Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
- Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
- Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
- Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
- Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
- Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).
Начиная работу по методу проектов очень важно не только определить тему проекта, учитывая интерес детей. Но и выстроить системную паутинку с учетом требования ФГТ. Чётко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Системная паутинка по проекту (Слайд № 13)
Из общего обсуждения темы, из «модели трех вопросов» рождается основа плана- как содержательная, так и по видам деятельности с учетом требования ФГОС.
Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка».
Название плана произошло от его образного подобия паутине – от центра темы расходятся лучики содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.
Создание развивающей среды.
Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать сою деятельность , в группе должны быть созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей. Игра для ребенка - это познание, познание –это игра. Центры активности – это игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом, чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Воспитатель может работать в одном из центров, переходить из центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям, там, где это требуется, наблюдать за деятельностью детей, наблюдать за конкретным ребенком. (Показ оборудования к реализации проектов «Насекомые, а кто это?», «У природы нет плохой погоды!», «Законы Архимеда»).
При реализации любого проекта заполняется паспорт проекта (Слайд № 15)
В паспорте указывается : проблема, название проекта ,тип, цель проекта, образовательные области, продолжительность проекта, его оснащение, ожидаемый конечный результат, участники проекта, способ презентации проекта.
Заключение. (Слайд № 16)
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут, - покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении:
1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
3. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
4. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Итак, использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в единой команде педагогам и воспитанникам, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога .
Подробный разбор проекта «Насекомые, а кто это?» (см приложение).
4. Практическая часть.
Всем участникам разбиться на 2 группы и разработать проект "Братья наши меньшие", разными способами: 1 гр. способом "Системная паутинка проекта"; 2 гр. - "Модель трёх вопросов.
5. Презентация разработанных проектов.
6. Рефлексия
Последней процедурой занятия является отметка на мишени «Обратная связь». Просьба поставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям:
Деятельность ведущего
Содержание семинара.
Деятельность участника (самооценка)
Психологический климат в группе.
Оценка осуществляется по 10-балльной шкале (заранее готовится мишень).
Список предлагаемой литературы:
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса«Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:
Пособие для руководителей и практических работников ДОУ».
В.С.Близнецова «Руководство Проектной деятельностью педагогов ДОУ» Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 2009 год
Л.Л. Тимофеева «Проектный метод в детском саду. Мультфильм своими руками» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
Т.В.Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
О.Д. Смирнова «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» М.: «Скрипторий 2003», 2011.
Методическое пособие «Проектная деятельность детей и установление партнёрских отношений с семьями воспитанников» СПб.: АНО ОЦ «Гелиос», 2009.
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР детский сад №45 «Колосок»
Доклад на тему: «Поисково– исследовательская деятельность дошкольников»
Составитель: Глухова
Анна Владимировна
Подольск,2014 год.
Поисково-исследовательская деятельность дошкольников
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.
Нами делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учили детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности.
Вся воспитательно-образовательная работа в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей. От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.
Поэтому в группе создали развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.
Создали необходимую для проведения исследований «мини-лабораторию», оснащённую специальным оборудованием, разнообразными материалами и т.д.
Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
В группе развивающая среда обогащена (в мини-лаборатории имеются).
- Лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные), магниты, термометры, бинокль, верёвки, песочные часы, лампа, стеклянная призма, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмасса, металл, резина).
Во 2 младшей группе внесли оборудование для определения контрастных свойств, предметов: легкий-тяжёлый, мягкий-твёрдый, гладкий-шершавый.
Для детей нашей возрастной группы обучающие задачи игр усложняются. В старшем возрасте детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т.д.) Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Вместе с детьми составили алгоритмы описания свойств и качеств материалов. Познакомили детей с понятиями «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».
Внесла игру «Кто назовёт больше качеств и свойств?» с целью ознакомление детей с материалами предметов с использованием алгоритмов. Учила детей определять, анализировать структуру свойств, признаки, особенности материала предмета.
Внесены различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков».
- Ёмкости: пластиковые бутылки, банки, стаканы (разной формы, величины), мерки, воронки.
- Материалы:
- природные (жёлуди, шишки, семена, сучки, листья, крупа, зерно, опилки, древесная стружка);
- бросовый (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т.п.).
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, измельчённый пенопласт (для проведения опытов).
Предметно – развивающую среду, обогащали и систематизировали в соответствии с погружением детей в ту или иную тему.
Например, знакомя детей со свойствами песка, установили в группе мини-песочницу. Мини-песочница – идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. Мини-песочница позволила нам обогатить образовательную среду и пополнить свой методический багаж новыми приёмами. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. С чего мы начали?
- Приготовили водонепроницаемый ящик, нашли ему удобный уголок в группе, желательно, чтобы песочница имела крышку и закрывалась на ночь.
- Чистый просеянный песок прокалили (прокварцевали), заполнили им ящик на 1/3. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным.
- Подобрали формочки и совочки, миниатюрные игрушки, предметы (камешки, ракушки, веточки) и персонажи, встречающие в реальном и сказочном мире. Эту коллекцию постоянно пополняем.
Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кисти рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, вы одновременно делаете массаж кисти.
Например, игра «Одним словом назови и запомни», «Путешествие на…» эти игры учат классифицировать предметы по заданным признаком.
Игра «Следопыты», эта игра развивает пространственное воображения, связана с распознаванием отпечатков на влажном песке.
Игра «Узоры на песке», эта игра развивает фантазию, воображение, закрепляет знания о круглой, квадратной форме.
Игра «Картины на зеркале», эта игра развивает речь и воображение детей, привлекает детей к деятельности творческого характера; развивает мелкую моторику.
Игра «Раскопки далёких миров», эта игра предоставляет ребёнку возможность сочинять, придумывать, фантазировать, развивает речь. Вместе с детьми составили книжку-самоделку сказок, с рисунками детей.
Наша группа логопедическая и мы решили песок использовать и в произношении звуков.
Песок стал подспорьем, чтобы научить ребёнка правильно, произносить звуки. Например, вы хотите отработать с ребёнком звук «А». Подберите фигуры. В названиях, которых есть звук «А». Постройте вместе с ребёнком сказочную страну «А», где есть сады с А-кациями и А-рбузами, реки с А-кулами и дворцы с А-рками и т.д.
Знакомя детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; ветром, с тем, как человек использует различные свойства воздуха. Создали в группе мини-музей «Воздух невидимка». С целью:
- Обогащение предметно-развивающей среды новыми формами;
- Формирование у дошкольников представления о музее;
- Расширение кругозора дошкольников;
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Идея создания первого музея исходила от детей. Во время прогулки, однажды в ветреную погоду, дети стали задавать много вопросов: «Откуда прилетел ветер?», «Куда он улетает?» «Откуда появляются облака?», «Где ложиться ветер спать?» и т.д.
Создание музеев стала традицией нашей группы. После музея «Ветра», создали музей «Весны», музей «Лета», музей «Хлеба» и музей «Снегурочки».
Эксперименты проводили не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводились при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений (от 1-2 недель); при знакомстве с почвой, с понятием перегной (2-3 месяца).
Прежде чем приступить к их проведению мы вместе с детьми составляли план предстоящей деятельности.
Для наглядности оформили этот план в схему. Это помогло быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта).
Свои результаты фиксировали в дневниках наблюдений, рисовали рисунки, составляли схемы.
Во время исследований использовали театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя куклы. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие приносят интересные вещи юным исследователям.
Сказку «Колобок» использовали, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросёнка».
Проводя экспериментально-исследовательскую работу на занятии, стараюсь закрепить дидактической или подвижной игрой.
Работу с родителями вела параллельно с подготовкой детей к исследовании. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Для наглядной агитации приготовили:
- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей». Для того, чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей.
- папку-ширму «Игры с песком круглый год». В ней раскрыли родителям важность игр с песком для развития детей, т.к. игры с песком способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.
Чтобы заинтересовать родителей содержательным общением с собственным ребёнком не стен детского сада в повседневной жизни, было предложено подготовить сообщения на разные темы.
Сейчас у нас в разработке «Книга опытов», которую составляют родители вместе с детьми под рубрикой «Это интересно». Цель книги состоит в том, чтобы родители предоставили ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Родители принимали активное участие в оборудовании и пополнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, в совместных выставках из природного и бросового материала.
В группе проводились различные выставки совместного творчества родителей и детей рисунков и аппликаций: «Весна – Красна», «Наш город – Бологое», выставка «Вееров».
Жизнь в группе насыщена разными событиями и новостями местного значения. Но не всегда родители в курсе всего происходящего. Поэтому придумали папку ширму: «Вести из группы», в ней сообщаем об интересных событиях, произошедших в группе за последний месяц.
Таким образом, экспериментальная деятельность детей, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.
Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.
Вся работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения!!!
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР детский сад №45 «Колосок»
«Познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование в средней группе»
(из опыта работы)
Составитель: Глухова
Анна Владимировна
Подольск,2014 год.
Особоезначениедляразвитияличностиребенкаимеетознакомлениесокружающейдействительностью, когдаонапредстаетпереднимвовсеммногообразиииребенокприобщаетсяковсему, чемживетобщество.
Ребенокстремитсяпонять, какустроеныпредметы, узнатьчто- тоновоеомире, получитьпредставленияоразныхсторонахжизни.
Спомощьюпоисково–исследовательскойдеятельностиможноподдержатьиразвитьвребенкеинтерескисследованиям, приобретениюопытауспешнойсобственнойисследовательскойдеятельности, развитиювосприятия, мышления, аглавное–речи (умениюразмышлять, рассуждатьианализировать).
Мыхотимпредставитьвамсвойпедагогическийипрактическийопытработыворганизацииинтегративногодошкольногообученияивоспитаниядетейпотеме: «Познавательно-исследовательскаядеятельностьиэкспериментирование»впроцессеосвоениядетьмиобразовательныхобластей«Здоровье», «Познание», «Социализация», «Коммуникация».Сочетаниеразличныхдидактическихприемовиформсэлементамизанимательности, игры, исследования, сравнения, описанияпозволяютнам, педагогам, развиватьинтегративныекачестваребенкавпроцессеразличныхвидовдетскойдеятельности: коммуникативных, познавательных, здоровьеохранных, социализированныхидр.
Своевыступлениехочетсяначатьсоследующихслов
В. Сухомлинского:
«Преждечемдаватьзнания, надонаучитьдумать, воспринимать, наблюдать».
Представленнаявашемувниманиюмодельпланированиявоспитательно-образовательногопроцессаработысдетьмипоказананапримереследующейтемы («Растительныймир»), согласногодовойзадачеДОУ(всепоследующеевыступлениепростроеновсоответствииспрезентацией).Даннаямодельноситвариативныйхарактерипредусматриваеттворческийподходвосуществлениипоисково-исследовательскойдеятельностисучетомопытаиинтересовпедагога, поэтомупредложенноенамисодержаниепланируемойдеятельностиявляетсяпримерным.
Учитываянепрерывностьпребыванияребенкавучреждении, условноденьразделеннапервуюивторуюполовинусраспределениемдеятельностивтечениедня. Сюдавходят: специальноорганизованноеобучение (НОД), совместнаядеятельностьвоспитателясдетьми (режимныемоменты, традиции), самостоятельнаядеятельностьдетей.
Утренняя встреча с детьми
Утреннийприемдетейначинаетсясритуалавстречи. Дляэтогосоздаемблагоприятную, доброжелательнуюатмосферувгруппе. Настраиваемдетейнапредстоящуюлексическуютемунедели («Растительныймир»), вызываеминтерескней.Детиполучаютподарки - сюрпризы, каксимволпредстоящейтематическойнедели.
Беседынаэкологическуютематику, ситуативныйразговор
Вовремяпроведениябеседиситуативныхразговороврасширяемпредставлениядетейомногообразиирастительногомира. Стимулируеминтересдетейкпознавательно-исследовательскойдеятельности. Обращаемвниманиенахарактерныеизменениявжизнирастений.
Утренняягимнастикапроводитсясиспользованиеммузыкально-ритмическихкомпозиций, входекоторыхразвиваеммузыкально-ритмическиечувствачерезиспользованиеспециально-подобранныхупражнений:
- «Волшебныйцветок»
- «Белыеелочки»
- «Сплетивенок»идр.
Впроцессенаблюденияитрудавуголкеприроды, работыскалендаремприродыактуализируемиобобщаемзнаниядетейпоуходузарастениямивуголкеприроды. Учимсопоставлятьпрактическиеуменияприемовуходазанимииусловия, необходимыедляихростаиразвития. Используемусловныеобозначения, фиксируярезультатывкалендареприроды.
Экологическиеигрынаразвитиеинтеллектуальныхкачеств,проводятсякаквсовместнойдеятельностиспедагогом, такивсамостоятельнойдеятельностидетей. Вовремяигрразвиваемпознавательныйинтерес, любознательность, активность, самостоятельность.Входеопределенныхигр, путемнаблюдения, оцениваемумениядетейиспользоватьполученныезнаниявразличныхвидахдеятельности.
ОткрытыйпросмотробразовательнойситуацииТема: «Чудо-яблоко»
Врамкахгородскойтворческойгруппыпоразвитиюспособностиорганизациидействиябылпроведеноткрытыйпросмотробразовательнойситуациисвоспитанникамиподготовительнойгруппы, гдебылпродемонстрированопытидостиженияпоразвитиюспособностиорганизациидействияпотеме: «Чудо–яблоко».ОднаизосновныхзадачНОДбыланаправленанаобогащениеисистематизированиезнанийдетейчерезпознавательно-исследовательскуюдеятельность.
Прогулка (наблюдениянаприроде, подвижныеигры, экологическаятропа, метеостанция, труд)
Формируемудетейпредставленияоприспособленностирастенийксезоннымизменениямвприродеиусловиямсредыобитания. Воспитываемнравственно-действенноеотношениекобъектамиявлениямокружающейсреды.
Взбадривающаягимнастика
Входепостепенногопробуждения, учимдетейчерезвыразительныедвижениясоздаватьигровойобраз, чувстворитмаитемпа. Развиваемточностьдвиженийчерезигрыиупражнения:
- «Деревья»
- «Отсемечкакцветочку»
- «Листопад»идр.
Познавательно-исследовательскаядеятельность (опыты, эксперименты)
Создаемнеобходимыеусловиядляисследовательскойдеятельности: какдляпроявлениядетьмисамостоятельностииудовлетворениясвоихпотребностейиинтересов, такисовместнойдеятельностисовзрослыми, гдеребенокобучаетсяопределенномуалгоритмудействий. Даннаяработаведетсявсистеме:
- разработаноивнедренопланированиевовсехвозрастныхгруппах,
- педагогиучитываютструктуруэкспериментирования,
- всеуголкиоснащенынеобходимымматериаломиоборудованием,
- ведетсяработапобезопасностивовремяопытовиэкспериментов.
Учимустанавливатьпричинно-следственныесвязи.
Детипознаютобъектвходепрактическойдеятельностисним, умеютдоказыватьиаргументироватьсвоиответыисуждения.
Ритуалчтения (художественнаялитература; рубрика«Азнаетеливы, что…?»
Прививаемлюбовькчтению, развиваемпознавательныйинтерес, воспитываембережноеотношениекрастительномумиручерезчтениеирассматриваниекартинпознавательногохарактера.Вовремячтениявозникаютпознавательныезадачи (вопросы), которыевдальнейшемрешаютсявовремяпоисковойдеятельности.
Вечерняяпрогулка
Вдетскомсадунагрупповыхучасткахсозданыусловиядляуспешногоразвитиядетейнасвежемвоздухе: разнообразныенаблюдения, трудовыедействия, подвижныеигры, игровыеупражнения.Накопленразнообразныйматериал, сделанныйизбросовогоматериаладляопытовиэкспериментовнаулице.
Организацияразвивающейсредыдлясамостоятельнойисследовательскойдеятельностидетей. Вгруппахсозданымини-лаборатории, соответствующиевозрасту. Специальнооборудованыуголкисдидактическимииразвивающими, настольно-печатнымииграми. Созданымакеты, коллекции, копилки. Вгруппахимеется«полочкаумныхкниг» (энциклопедии), журналынаблюдений, схемы, модели, правила, исследовательскиефартукиит.д. Педагогамиобеспеченаоткрытостьидоступностьэтихуголков.
Впомощьпедагогамтворческойгруппойоформленыпапкисосценарияминепосредственно-образовательнойдеятельности, экологическихпраздников, экскурсийнаэкологическойтропе, игр, прогулок, беседпопознавательно-исследовательскойдеятельностииэкологическомувоспитанию, учитываявозрастныеособенностидетей.
Дляболееуспешнойработыпопоисково-исследовательскойдеятельностинатерриторииДОУбылисозданыусловия (озеленениетерритории, посадкадеревьевикустарников), наличие«Зеленойаптеки», Метеостанциисприборами (флюгер, дождемер, солнечныеипесочныечасы, дневникнаблюдения, термометридр.), «Экологическойтропы» (смаршрутом) дляформированияувоспитанниковэкологическойкультуры.
Реализацияпоставленныхзадачвполноймеревозможналишьприусловиитесноговзаимодействиядетскогосадаисемьи. Вовсехзапланированныхмероприятиях (созданиеметеостанции, праздники, развлечения, экскурсии, наблюдения, конкурсы, акцииит.д.) активноеучастиепринимаютнаширодители.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать» В.Сухомлинский
Тема: «Растительный мир» Цель: представить опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности с детьми в ДОУ, согласно годовой задаче учреждения систематизировать поисково-познавательную деятельность, способствующую развитию экологического сознания и самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды
I половина дня Модель планирования воспитательно-образовательного процесса по познавательно-исследовательской деятельности в МБДОУ «Детский сад № 12» II половина дня
Утренняя встреча с детьми Создаем благоприятную, доброжелательную атмосферу в группе. Настраиваем детей на предстоящую лексическую тему недели («Растительный мир»), вызываем интерес к ней. Дети получают подарки - сюрпризы, как символ предстоящей недели.
Беседы на экологическую тематику, ситуативный разговор Расширяем представления детей о многообразии растительного мира. Стимулируем интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности. Обращаем внимание детей на характерные изменения в жизни растений
Утренняя гимнастика с использованием музыкально-ритмических композиций Развиваем музыкально-ритмические чувства через использование специально-подобранных упражнений: «Волшебный цветок» «Белые елочки» «Сплети венок» и др.
Наблюдение и труд в уголке природы, работа с календарем природы Актуализируем и обобщаем знания детей по уходу за растениями в уголке природы. Учим сопоставлять практические умения приемов ухода за ними и условия, необходимые для их роста и развития. Используем условные обозначения, фиксируя результаты в календаре природы.
Экологические игры на развитие интеллектуальных качеств Развиваем познавательный интерес, любознательность, активность, самостоятельность. В ходе определенных игр, путем наблюдения, оцениваем умения детей использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Открытый просмотр образовательной ситуации Тема: «Чудо-яблоко» В рамках городской творческой группы по развитию способности организации действия был проведен открытый просмотр образовательной ситуации с воспитанниками подготовительной группы, где был продемонстрирован опыт и достижения по развитию способности организации действия. Одна из основных задач НОД была направлена на обогащение и систематизирование знаний детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Прогулка (наблюдения на природе, подвижные игры, экологическая тропа, метеостанция, труд ) Формируем у детей представления о приспособленности растений к сезонным изменениям в природе и условиям среды обитания. Воспитываем нравственно-действенное отношение к объектам и явлениям окружающей среды.
Взбадривающая гимнастика В ходе постепенного пробуждения, учим детей через выразительные движения создавать игровой образ, чувство ритма и темпа. Развиваем точность движений через игры и упражнения: «Деревья» «От семечка к цветочку» «Листопад» и др.
Познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты) Создаем необходимые условия для исследовательской деятельности. Учим устанавливать причинно-следственные связи. Дети познают объект в ходе практической деятельности с ним, умеют доказывать и аргументировать свои ответы и суждения.
Ритуал чтения (художественная литература; рубрика «А знаете ли вы, что…?» Прививаем любовь к чтению, развиваем познавательный интерес, воспитываем бережное отношение к растительному миру через чтение и рассматривание картин познавательного характера.
Оформлены папки со сценариями непосредственно-образовательной деятельности, экологических праздников, экскурсий на экологической тропе, игр, прогулок, бесед по познавательно-исследовательской деятельности и экологическому воспитанию, учитывая возрастные особенности детей. Методическая копилка
Метеостанция, экологическая тропа
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...