"Детское эксперементирование и его влияние на развитие познавательной активности"
консультация (средняя группа) на тему

 

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной

активности»

      

 

       

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство    

с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Наша задача- сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если занести в тёплое помещение, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:

• - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

• - у нас есть вдох и выдох.

• - сколько весит воздух?

• - можно ли поймать воздух?

• - бывает ли воздуху холодно?

• - вдунь шарик в бутылку.

• - может ли воздух быть сильным?

 

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

• - песчаный конус (течения песка)

• - свойства насеянного песка.

• - свойство мокрого песка.

• - песочные часы.

.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

«Прозрачная вода», «вода принимает форму», «замёрзшая вода», «тающий лёд», «где вода?», «водяная мельница», «звенящая вода», «что растворяется в воде?», «фонтанчики».

Дети по природе своей- исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются-как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние учить - значит сделать шаг- в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное-делать выводы.. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?», обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если., сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной

активности»

       

 

       

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство    

с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Наша задача- сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если занести в тёплое помещение, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:

• - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

• - у нас есть вдох и выдох.

• - сколько весит воздух?

• - можно ли поймать воздух?

• - бывает ли воздуху холодно?

• - вдунь шарик в бутылку.

• - может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

• - песчаный конус (течения песка)

• - свойства насеянного песка.

• - свойство мокрого песка.

• - песочные часы.

.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

«Прозрачная вода», «вода принимает форму», «замёрзшая вода», «тающий лёд», «где вода?», «водяная мельница», «звенящая вода», «что растворяется в воде?», «фонтанчики».

Дети по природе своей- исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются-как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние учить - значит сделать шаг- в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное-делать выводы.. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?», обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если., сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети учатся анализировать, делать выводы.. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

С этой целью для родителей проводятся консультации, папки-передвижки. Родители принимают активное участие в конкурсах- уголков экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов, занимаются экспериментированием дома.



Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной

активности»

       

 

       

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство    

с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Наша задача- сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если занести в тёплое помещение, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:

• - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

• - у нас есть вдох и выдох.

• - сколько весит воздух?

• - можно ли поймать воздух?

• - бывает ли воздуху холодно?

• - вдунь шарик в бутылку.

• - может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

• - песчаный конус (течения песка)

• - свойства насеянного песка.

• - свойство мокрого песка.

• - песочные часы.

.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

«Прозрачная вода», «вода принимает форму», «замёрзшая вода», «тающий лёд», «где вода?», «водяная мельница», «звенящая вода», «что растворяется в воде?», «фонтанчики».

Дети по природе своей- исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются-как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние учить - значит сделать шаг- в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное-делать выводы.. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?», обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если., сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети учатся анализировать, делать выводы.. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

С этой целью для родителей проводятся консультации, папки-передвижки. Родители принимают активное участие в конкурсах- уголков экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов, занимаются экспериментированием дома.



Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной

активности»

       

 

       

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство    

с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи.

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений. И для того, чтобы ребенок как можно лучше познал мир, в нашей группе ведется работа по экспериментальной деятельности. Наша задача- сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Технологию экспериментальной деятельности мы разбили по месяцам, а в ряде случаев и по неделям: ее особенность - максимально эффективно использовать в работе с детьми по ознакомлению с явлениями природы благоприятные периоды каждого сезона. Например, познание свойств снега проводим в зимний период, а изучение песка - теплые месяца, в него можно играть; ознакомление же с Луной, звездами, ночным небом организовывается в ноябре, декабре, январе - в это время самый короткий день, и поэтому возможны наблюдения на прогулке и т. д.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдет со снегом, если занести в тёплое помещение, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:

• - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)

• - у нас есть вдох и выдох.

• - сколько весит воздух?

• - можно ли поймать воздух?

• - бывает ли воздуху холодно?

• - вдунь шарик в бутылку.

• - может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Продолжаем знакомить детей с песком и глиной, их свойствами. Вместе с ними экспериментируем с песком:

• - песчаный конус (течения песка)

• - свойства насеянного песка.

• - свойство мокрого песка.

• - песочные часы.

.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам, что способствует пробуждению детской любознательности, вовлечению ребенка в активное освоение окружающего мира. Каждый раз даем детям возможность проявить фантазию и высвободить творческую энергию, развивать наблюдательность, умение делать выводы.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей.

«Прозрачная вода», «вода принимает форму», «замёрзшая вода», «тающий лёд», «где вода?», «водяная мельница», «звенящая вода», «что растворяется в воде?», «фонтанчики».

Дети по природе своей- исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются-как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние учить - значит сделать шаг- в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное-делать выводы.. Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?», обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если., сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедилась в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Уже сейчас видны результаты нашей работы. Дети учатся анализировать, делать выводы.. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Интересно наблюдать за детьми, когда они самостоятельно находят ответы на заданные вопросы. Сколько радости, интереса и восторга в их глазах.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

С этой целью для родителей проводятся консультации, папки-передвижки. Родители принимают активное участие в конкурсах- уголков экспериментирования, помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов, занимаются экспериментированием дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памят...

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей трех четырех лет.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,чтобы ребёнку захотело...

Выступление на педсовете "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка"

quot;Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка"...

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста...

«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка»

laquo;Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка»...