Выступление на педсовете "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка"
материал
"Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_eksperimentirovanie_.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка»
В структуре программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на индивидуальные особенности ребенка, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Перед педагогами дошкольного учреждения стоит сложная задача – выявить и поддержать адекватную форму проявления детской инициативы, которая бы развивала творческое начало личности ребенка. Основные формы такой активности – наблюдение и экспериментирование в игре и продуктивных видах деятельности. Ребенок создает творческий продукт.
По теории О.М. Дьяченко воображение – это структурный процесс, в котором выделяются два основных этапа: этап зарождения общей идеи творческого задания и этап составления плана реализации этой идеи.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром - одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.
Творчество — процесс деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. Творчество — это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей.
Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями. Творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.
В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти (себя, свою глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека.
Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Они дают детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («цeнтpы», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В процессе эксперимента идет обогащение опыта ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя - чем сильнее будут развиты изобразительные навыки ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект, тем точнее он передаст его детали в рисунке.
При проведении опытов рекомендуется придерживаться следующей структуры:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проведение наблюдения;
- обсуждение увиденных результатов;
- формулировка выводов.
Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, ростом растений, помещенных в разные условия)
-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
-Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?
И вот нахожу я в методиках совет:
Экспериментировать с детьми, и лучшего нет.
Пусть тот, кто ставит свои вопросы
Сам и находит на них ответ.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
« Стать настоящим учёным непросто,
Я много тренируюсь!
Да познавательной литературой интересуюсь!»
Малыши самостоятельно выдвигают гипотезу, ищут пути доказательств выдвинутой гипотезы, проводят опыты и эксперименты, делают вывод. В момент поиска детская активность, инициативность и познавательный интерес настолько высоки, что радость от маленького детского открытия передается окружающим.
От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения экспериментирования в практику детского сада.
По словам американского философа Ральфа Уолда Эмерсона «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Большие возможности для развития творчества ребенка в экспериментировании дает проектная деятельность, в ходе которой эмоциональная поддержка педагога не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.
Академик К.Е.Тимирязев сказал: «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности"
Консультация для педагогов ДОУ....
Педсовет "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности"
Презентация к педагогическому совету в ДОУ...
«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста».
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памят...
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей трех четырех лет.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,чтобы ребёнку захотело...
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста...
«Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка»
laquo;Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности ребенка»...
Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ.
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наб...