Цикл наблюдений за зимующими птицами с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Савченко Татьяна Ивановна

Цели:

-формировать представления детей о жизни птиц зимой;

-продолжать вызывать интерес к пернатым;

-знакомить  с синицей, вороной, сорокой,   их  повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

-знакомить с характерными особенностями снегиря.

-воспитывать желание заботиться о птицах, любовь и бережное  отношение.

Ход наблюдения:

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же ,пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

 

-Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

-Почему они прилетают к жилью человека?

-Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

-Почему зимующих птиц надо подкармливать?

-Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

-Какой корм они охотнее поедают?

-Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

-Есть ли кормушка возле вашего дома?

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

-Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим  птицам- синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает:"Тень-Тень!

Как хорош весенний день!"(Синица.)

Синица расписная свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

-Что это за птица?

-Как она выглядит и какого она цвета?

-Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

-Чем питаются синицы?

-Как люди заботятся о них?

-Какую пользу синицы приносят?

-Когда отмечают "синичкин"день?(В ноябре.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал ее?

-У синицы клюв тонкий- эта птица насекомоядная.  Она делает запасы, а клювом- шильцем может доставать личинки насекомых из под коры и расщеплять семена. в морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилищу человека. Синички соблюдают очередность на кормушке,. улетая с кормом, расклевывает его, прижав лапкой, сидя на ветке. Она любопытная, всем интересуется, ни минуты не сидит на месте. всюду летает, суетится. снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по веткам деревьев. Синицы- осторожные и пугливые.

Воспитатель загадывает детям загадку ,предлагает ответить на вопросы.

Шапочка серенькая,

Жилеточка  нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком.(Ворона.)

-Ребята, посмотрите какая гостья у нас на участке.

-Кто это ,как зовут эту птицу?

-Что вы знаете о ней?

-В чем особенности ее внешнего вида?

-Где она живет?

-Чем питается?

-Есть ли у нее враги?

-За что не любят ворону?

-Что в ней положительного?

Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться- берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон- самый крупный из вороньей семьи . Ворон и ворона- совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон - птица лесная. Во многих сказках ворону называют мудрой. Может, потому , что живет эта птица до ста лет.

-А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока.)

-Какая сорока?

-В чем сходство и различие между сорокой и вороной?

Сороку -белобоку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах- насторожились, притаились звери и птицы. "Опасность, опасность!"- стрекочит сорока, и всем понятен ее язык.

Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.(Снегирь.)

Грудка ярче ,чем заря,

 У кого?(У снегиря)

-Как выглядит снегирь?( У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко- красная. Самочка окрашена скромнее- грудка у нее не алая, а темно серая.

-Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему?( Этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений)

-Где зимует?

-Как человек заботится о нем?

-Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

-Знаете ли вы, как ведут себя снегири?( Снегири- птицы медлительные , неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skolko_kukushka_ni_kukuy_a_k_zime_uletat.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

-формировать представления детей о жизни птиц зимой;

-продолжать вызывать интерес к пернатым;

-знакомить  с синицей, вороной, сорокой,   их  повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

-знакомить с характерными особенностями снегиря.

-воспитывать желание заботиться о птицах, любовь и бережное  отношение.

Ход наблюдения:

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же ,пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

-Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

-Почему они прилетают к жилью человека?

-Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

-Почему зимующих птиц надо подкармливать?

-Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

-Какой корм они охотнее поедают?

-Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

-Есть ли кормушка возле вашего дома?

Вновь разгулялась вьюга,

Срывает снежные шапки.

Совсем замерзла пичуга,

Сидит, поджимая лапки.

-Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим  птицам- синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает:"Тень-Тень!

Как хорош весенний день!"(Синица.)

Синица расписная свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

-Что это за птица?

-Как она выглядит и какого она цвета?

-Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

-Чем питаются синицы?

-Как люди заботятся о них?

-Какую пользу синицы приносят?

-Когда отмечают "синичкин"день?(В ноябре.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал ее?

-У синицы клюв тонкий- эта птица насекомоядная.  Она делает запасы, а клювом- шильцем может доставать личинки насекомых из под коры и расщеплять семена. в морозные зимние дни синицы прилетают ближе к жилищу человека. Синички соблюдают очередность на кормушке,. улетая с кормом, расклевывает его, прижав лапкой, сидя на ветке. Она любопытная, всем интересуется, ни минуты не сидит на месте. всюду летает, суетится. снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по веткам деревьев. Синицы- осторожные и пугливые.

Воспитатель загадывает детям загадку ,предлагает ответить на вопросы.

Шапочка серенькая,

Жилеточка  нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком.(Ворона.)

-Ребята, посмотрите какая гостья у нас на участке.

-Кто это ,как зовут эту птицу?

-Что вы знаете о ней?

-В чем особенности ее внешнего вида?

-Где она живет?

-Чем питается?

-Есть ли у нее враги?

-За что не любят ворону?

-Что в ней положительного?

Ворону называют серой разбойницей. Многие не любят ворон за нахальство, воровские привычки. И все же нет у нас птицы умнее, хитрее, находчивее: и пакет с молоком откроет, и черствый сухарь в луже размочит, и грецкий орех расколет. А если кто решится к вороньему гнезду подобраться- берегись. Со всей округи соберутся соседи, и все вместе громким карканьем прогонят незваного гостя. Ворон- самый крупный из вороньей семьи . Ворон и ворона- совсем разные птицы. Их даже не увидишь вместе. Ворон - птица лесная. Во многих сказках ворону называют мудрой. Может, потому , что живет эта птица до ста лет.

-А вы знаете вороньих родственников? (Грач, галка, сорока.)

-Какая сорока?

-В чем сходство и различие между сорокой и вороной?

Сороку -белобоку вы хорошо знаете. Лесные обитатели уважают сороку. Она длиннохвостая, везде летает, все слышит, обо всем знает. Застрекотала сорока в кустах- насторожились, притаились звери и птицы. "Опасность, опасность!"- стрекочит сорока, и всем понятен ее язык.

Каждый год я к вам лечу-

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.(Снегирь.)

Грудка ярче ,чем заря,

 У кого?(У снегиря)

-Как выглядит снегирь?( У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко- красная. Самочка окрашена скромнее- грудка у нее не алая, а темно серая.

-Видим ли мы этих птиц на кормушках? Почему?( Этих птиц чаще всего можно увидеть на кустах рябины, калины, можжевельника, так как они питаются ягодами и семенами этих растений)

-Где зимует?

-Как человек заботится о нем?

-Почему снегирь прилетел к нам зимовать?

-Знаете ли вы, как ведут себя снегири?( Снегири- птицы медлительные , неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за зимующими птицами

Как правильно наблюдать за зимующими птицами в средней и старшей группах....

Цикл наблюдения за зимующими птицами

Цикл наблюдения за зимующими птицами...

цикл наблюдений за зимующими птицами

возможно использовать как наглядность в работе с родителями...

Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе.

Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе. Познавательное развитие....

Цикл наблюдений за зимующими птицами

Цикл наблюдений за зимующими птицами...

Цикл наблюдений за зимующими птицами

Цикл наблюдений за зимующими птицами...