Цикл наблюдений за зимующими птицами
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Каштанова Галина Александровна

Как правильно наблюдать за зимующими птицами в средней и старшей группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikl_nablyudeniy_za_zimuyushchimi_ptitsami.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл наблюдений за зимующими птицами.(Средняя и старшая  группы)

Примерно в середине ноября воспитатель начинает с детьми организацию зимней подкормки птиц на участке детского сада. В непринуждённых разговорах воспитатель создаёт у детей необходимую мотивацию. Например, глядя в окно, он говорит: «Ребята, нашего попугая мы хорошо кормим каждый день. А вот птицам на улице плохо – они сами должны отыскивать себе корм. Но что сейчас найдёшь? Ноябрь – холодное время. Жучков и бабочек уже нет. Что они бедные сейчас едят?!» В следующий раз можно сказать так: « Бедные птички – совсем вам плохо! Ребята, а ведь мы можем им помочь .  Сделаем кормушку, повесим её и будем класть туда разный корм!» ( попросить родителей изготовить кормушку).

Вместе с детьми осмотреть сделанную родителями кормушку.  Обсудить, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулке вместе с детьми выбрать место,  повесить её.

В группе воспитатель начинает собирать корм для птиц и обучает этому детей  (собирать хлебные крошки после еды). Можно попросить родителей принести немного корма для птиц .

Когда корма накопится достаточно, воспитатель вместе с детьми во время прогулки выкладывает его в кормушку для птиц. Просит детей быть внимательными, чтобы увидеть, заметит ли кто из птиц угощение. При этом пояснить, что птицы не сразу начнут клевать крошки. Они должны сначала обнаружить кормушку с кормом, привыкнуть к ней. Но мы каждый день будем  класть корм, и птицы обязательно прилетят!

Через некоторое время, когда птицы обнаружат кормушку, начинается цикл наблюдений за зимующими птицами.

 Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»

Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум - трём характерным признакам: воробьи маленькие , серенькие или серо – коричневые, летают стайкой; корона крупная, серо – чёрная, летает одна; голуби крупнее воробьёв, серо – голубые, кормятся стаей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку, предлагает поискать  глазами других птиц,  которые  летают вокруг, наблюдают за кормушкой и её посетителями.  Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.)

Наблюдение 2. «Какая ворона и какой воробей?»

Цель: учить детей замечать характерные  особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку. В свободное время можно разучить с детьми стихи.

Воробышки

На дворе морозище –

Градусов под сорок.

Плачут воробышки,

Что весна не скоро,

Что в морозы лютые

Плохо греют шубки…

Я принёс воробышкам

На тарелке крупки:

-Кушайте, воробышки,

Кушайте хорошие.

Я бы вам и валенки

Подарил с калошами.

Но сказала мама:

-Воробей ведь маленький-

Сразу, как запрыгает,

Потеряет валенки.

Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?»

Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке(одни уверенно кормятся на кормушке , никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвёртые  лишь наблюдают за событиями на кормушке).

Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»

Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и  объяснять,  в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

Предложить детям разучить стихотворение.

Скачет, скачет воробей.

Кличет маленьких детей:

-Киньте крошек воробью-

Я вам песенку спою:

Чик-чирик!

Киньте просо и ячмень –

Буду петь вам целый день: чик-чирик!

Наблюдение5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»

Цель:  уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном значении: с помощью ног пернатые ходят по твёрдой поверхности (дороге, крыше),  сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.

Воспитатель даёт детям задание для самостоятельного наблюдения; в конце прогулки обсудить их наблюдения.

Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».

Цель:  развивать у детей интерес  и наблюдательность, умение определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер « цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась – значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормилось на этом  месте); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на плотном снегу следов не видно.

Наблюдение 7. «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»

Цель:  уточнить представления  детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении  (ноги и крылья), об особенностях  крыльев  (раскрываются  - тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу  - в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; птицы могут летать  и не размахивая крыльями – планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются; садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали;  у  человека нет  крыльев, он летать не может).

Наблюдение организовать в тот момент, когда в небе появляются летящие птицы. Предложить детям изобразить полёт птиц. Обсудить с детьми, как выглядит птица в полёте и на земле, почему птицы летают, а человек нет.

Наблюдение 8. «Когда птицы бывают заметны?»

Цель:  познакомить детей с явлением  затаивания  птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят;  их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдения за зимующими птицами

Цикл наблюдения за зимующими птицами...

Цикл наблюдений за зимующими птицами с детьми дошкольного возраста.

Цели:-формировать представления детей о жизни птиц зимой;-продолжать вызывать интерес к пернатым;-знакомить  с синицей, вороной, сорокой,   их  повадками, средой обитания, особенно...

цикл наблюдений за зимующими птицами

возможно использовать как наглядность в работе с родителями...

Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе.

Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе. Познавательное развитие....

Цикл наблюдений за зимующими птицами

Цикл наблюдений за зимующими птицами...

Цикл наблюдений за зимующими птицами

Цикл наблюдений за зимующими птицами...