Цикл наблюдений за зимующими птицами
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Как правильно наблюдать за зимующими птицами в средней и старшей группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл наблюдений за зимующими птицами.(Средняя и старшая группы)
Примерно в середине ноября воспитатель начинает с детьми организацию зимней подкормки птиц на участке детского сада. В непринуждённых разговорах воспитатель создаёт у детей необходимую мотивацию. Например, глядя в окно, он говорит: «Ребята, нашего попугая мы хорошо кормим каждый день. А вот птицам на улице плохо – они сами должны отыскивать себе корм. Но что сейчас найдёшь? Ноябрь – холодное время. Жучков и бабочек уже нет. Что они бедные сейчас едят?!» В следующий раз можно сказать так: « Бедные птички – совсем вам плохо! Ребята, а ведь мы можем им помочь . Сделаем кормушку, повесим её и будем класть туда разный корм!» ( попросить родителей изготовить кормушку).
Вместе с детьми осмотреть сделанную родителями кормушку. Обсудить, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулке вместе с детьми выбрать место, повесить её.
В группе воспитатель начинает собирать корм для птиц и обучает этому детей (собирать хлебные крошки после еды). Можно попросить родителей принести немного корма для птиц .
Когда корма накопится достаточно, воспитатель вместе с детьми во время прогулки выкладывает его в кормушку для птиц. Просит детей быть внимательными, чтобы увидеть, заметит ли кто из птиц угощение. При этом пояснить, что птицы не сразу начнут клевать крошки. Они должны сначала обнаружить кормушку с кормом, привыкнуть к ней. Но мы каждый день будем класть корм, и птицы обязательно прилетят!
Через некоторое время, когда птицы обнаружат кормушку, начинается цикл наблюдений за зимующими птицами.
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»
Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум - трём характерным признакам: воробьи маленькие , серенькие или серо – коричневые, летают стайкой; корона крупная, серо – чёрная, летает одна; голуби крупнее воробьёв, серо – голубые, кормятся стаей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку, предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и её посетителями. Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.)
Наблюдение 2. «Какая ворона и какой воробей?»
Цель: учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку. В свободное время можно разучить с детьми стихи.
Воробышки
На дворе морозище –
Градусов под сорок.
Плачут воробышки,
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принёс воробышкам
На тарелке крупки:
-Кушайте, воробышки,
Кушайте хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
-Воробей ведь маленький-
Сразу, как запрыгает,
Потеряет валенки.
Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?»
Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке(одни уверенно кормятся на кормушке , никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвёртые лишь наблюдают за событиями на кормушке).
Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»
Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
Предложить детям разучить стихотворение.
Скачет, скачет воробей.
Кличет маленьких детей:
-Киньте крошек воробью-
Я вам песенку спою:
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день: чик-чирик!
Наблюдение5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»
Цель: уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном значении: с помощью ног пернатые ходят по твёрдой поверхности (дороге, крыше), сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.
Воспитатель даёт детям задание для самостоятельного наблюдения; в конце прогулки обсудить их наблюдения.
Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».
Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер « цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась – значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормилось на этом месте); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на плотном снегу следов не видно.
Наблюдение 7. «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»
Цель: уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются - тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу - в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; птицы могут летать и не размахивая крыльями – планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются; садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали; у человека нет крыльев, он летать не может).
Наблюдение организовать в тот момент, когда в небе появляются летящие птицы. Предложить детям изобразить полёт птиц. Обсудить с детьми, как выглядит птица в полёте и на земле, почему птицы летают, а человек нет.
Наблюдение 8. «Когда птицы бывают заметны?»
Цель: познакомить детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл наблюдений за зимующими птицами с детьми дошкольного возраста.
Цели:-формировать представления детей о жизни птиц зимой;-продолжать вызывать интерес к пернатым;-знакомить с синицей, вороной, сорокой, их повадками, средой обитания, особенно...

Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе.
Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе. Познавательное развитие....
Цикл наблюдений за зимующими птицами
Наблюдения за птицами...