Цикл наблюдений за зимующими птицами
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Как правильно наблюдать за зимующими птицами в средней и старшей группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_nablyudeniy_za_zimuyushchimi_ptitsami.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл наблюдений за зимующими птицами.(Средняя и старшая группы)
Примерно в середине ноября воспитатель начинает с детьми организацию зимней подкормки птиц на участке детского сада. В непринуждённых разговорах воспитатель создаёт у детей необходимую мотивацию. Например, глядя в окно, он говорит: «Ребята, нашего попугая мы хорошо кормим каждый день. А вот птицам на улице плохо – они сами должны отыскивать себе корм. Но что сейчас найдёшь? Ноябрь – холодное время. Жучков и бабочек уже нет. Что они бедные сейчас едят?!» В следующий раз можно сказать так: « Бедные птички – совсем вам плохо! Ребята, а ведь мы можем им помочь . Сделаем кормушку, повесим её и будем класть туда разный корм!» ( попросить родителей изготовить кормушку).
Вместе с детьми осмотреть сделанную родителями кормушку. Обсудить, прочная ли она, красивая ли, удобная ли. На прогулке вместе с детьми выбрать место, повесить её.
В группе воспитатель начинает собирать корм для птиц и обучает этому детей (собирать хлебные крошки после еды). Можно попросить родителей принести немного корма для птиц .
Когда корма накопится достаточно, воспитатель вместе с детьми во время прогулки выкладывает его в кормушку для птиц. Просит детей быть внимательными, чтобы увидеть, заметит ли кто из птиц угощение. При этом пояснить, что птицы не сразу начнут клевать крошки. Они должны сначала обнаружить кормушку с кормом, привыкнуть к ней. Но мы каждый день будем класть корм, и птицы обязательно прилетят!
Через некоторое время, когда птицы обнаружат кормушку, начинается цикл наблюдений за зимующими птицами.
Наблюдение 1. «Какие птицы прилетают на участок?»
Цель: уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка; учить детей различать птиц по двум - трём характерным признакам: воробьи маленькие , серенькие или серо – коричневые, летают стайкой; корона крупная, серо – чёрная, летает одна; голуби крупнее воробьёв, серо – голубые, кормятся стаей.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все птицы садятся на кормушку, предлагает поискать глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и её посетителями. Просит назвать, откуда вороны ведут свои наблюдения (с забора, с деревьев, с крыш соседних домов и т. д.)
Наблюдение 2. «Какая ворона и какой воробей?»
Цель: учить детей замечать характерные особенности строения птиц, размер, окраску, разный цвет оперения на различных участках тела, напомнить названия птиц, прилетающих на кормушку. В свободное время можно разучить с детьми стихи.
Воробышки
На дворе морозище –
Градусов под сорок.
Плачут воробышки,
Что весна не скоро,
Что в морозы лютые
Плохо греют шубки…
Я принёс воробышкам
На тарелке крупки:
-Кушайте, воробышки,
Кушайте хорошие.
Я бы вам и валенки
Подарил с калошами.
Но сказала мама:
-Воробей ведь маленький-
Сразу, как запрыгает,
Потеряет валенки.
Наблюдение 3. «Как птицы кормятся на кормушке?»
Цель: учить детей замечать особенности поведения птиц на кормушке(одни уверенно кормятся на кормушке , никого не опасаясь, другие, схватив корм, улетают с ним, третьи кормятся под кормушкой, собирая остатки, четвёртые лишь наблюдают за событиями на кормушке).
Наблюдение 4. «Какие звуки издают птицы?»
Цель: учить детей различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей), наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
Предложить детям разучить стихотворение.
Скачет, скачет воробей.
Кличет маленьких детей:
-Киньте крошек воробью-
Я вам песенку спою:
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день: чик-чирик!
Наблюдение5. «Сколько ног у птиц и как они ходят?»
Цель: уточнить представления детей о количестве ног у птиц и их функциональном значении: с помощью ног пернатые ходят по твёрдой поверхности (дороге, крыше), сидят на ветках, птицы передвигаются по-разному: вороны и голуби ходят, воробьи скачут.
Воспитатель даёт детям задание для самостоятельного наблюдения; в конце прогулки обсудить их наблюдения.
Наблюдение 6. «Птичьи следы на снегу».
Цель: развивать у детей интерес и наблюдательность, умение определять птиц по их следам (размер «крестиков», характер « цепочки»), читать по следам события («цепочка» оборвалась – значит, птица взлетела; «крестиков» много и они в беспорядке – значит, несколько птиц кормилось на этом месте); уточнить представления о том, что следы остаются на свежевыпавшем снегу, так как он мягкий, пушистый, рыхлый, а на плотном снегу следов не видно.
Наблюдение 7. «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»
Цель: уточнить представления детей о двух способах передвижения птиц в пространстве, об их строении (ноги и крылья), об особенностях крыльев (раскрываются - тогда хорошо видны, складываются и прижимаются к телу - в этом случае незаметны, птицы летают по воздуху при помощи раскрытых крыльев – они машут ими, отталкиваются от воздуха и летят; птицы могут летать и не размахивая крыльями – планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются; садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали; у человека нет крыльев, он летать не может).
Наблюдение организовать в тот момент, когда в небе появляются летящие птицы. Предложить детям изобразить полёт птиц. Обсудить с детьми, как выглядит птица в полёте и на земле, почему птицы летают, а человек нет.
Наблюдение 8. «Когда птицы бывают заметны?»
Цель: познакомить детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл наблюдения за зимующими птицами
Цикл наблюдения за зимующими птицами...
Цикл наблюдений за зимующими птицами с детьми дошкольного возраста.
Цели:-формировать представления детей о жизни птиц зимой;-продолжать вызывать интерес к пернатым;-знакомить с синицей, вороной, сорокой, их повадками, средой обитания, особенно...
цикл наблюдений за зимующими птицами
возможно использовать как наглядность в работе с родителями...
Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе.
Цикл наблюдений за зимующими птицами в старшей группе. Познавательное развитие....
Цикл наблюдений за зимующими птицами
Цикл наблюдений за зимующими птицами...
Цикл наблюдений за зимующими птицами
Наблюдения за птицами...
Цикл наблюдений за зимующими птицами
Цикл наблюдений за зимующими птицами...