Роль взрослого в игровой деятельности детей
статья (средняя группа)
Подчеркивается важность игры на этапе дошкольного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра как ведущий вид деятельности | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Анищенко Нина Алексеевна
Воспитатель ГБДОУ №32 комбинированного вида Приморского района
Санкт-Петербург
Игра как ведущий вид деятельности ребёнка -дошкольника
На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому игра является, по мнению психологов и педагогов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.), ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Отмечается её роль в формировании психики ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
В сюжетно-ролевую игру дошкольники включают различное содержание. Строгого деления игр на классы здесь нет, но наиболее характерны следующие разновидности сюжетно-ролевой игры:
- игры, отражающие профессиональную деятельность людей (продавцов, строителей, парикмахеров и т. п.);
- игры в семью;
• игры, навеянные литературно-художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику).
Взаимоотношения взрослых и детей в сюжетно-ролевых играх строятся на основе личностно-ориентированного подхода, с соблюдением принципов партнерского взаимодействия, активности в построении предметно-игровой среды, творческого характера игровых действий.
Основными специфическими методами педагогического руководства детской творческой сюжетно-ролевой игрой являются: метод диалогического общения, создание проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.
Главная задача воспитателя здесь - научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей.
Примеров сюжетно- ролевых игр можно привести много. Это игры в «Доктора», в «Больницу», « Магазин», « Школу» и т.д. Главное в сюжетно- ролевой игре – ее коллективный характер. Именно в ходе сюжетно- ролевой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.
Сюжетно-ролевую игру проводим в утренние и вечерние часы, находим время для индивидуально-групповых игр в перерывах между занятиями, обустраиваем вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отводим для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна, предоставляя детям возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.
Дидактическая игра: широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю направлять детей в решении определенных дидактических задач: отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. В играх повторяются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.
Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия, отыскать среди группы предметов предмет круглой формы и т. д.).
Игровое действие может разнообразиться, если оно уже освоено в многократно проведенных играх. Для поддержания интереса игра усложняется: вносятся новые предметы (были кубики, а потом добавились мячики), вводятся дополнительные задачи (не только правильно собирать пирамидку, но и называть величину кольца), действия (отбирать предметы разной длины, формы), условия (перемещение действия игры на улицу).
На характер игрового действия влияет дидактический материал и дидактическая игрушка. Малыши постигают способ игрового действия, упражняясь в действии с игрушками-вкладышами (матрешки), сборными игрушками (пирамидки, башенки), устройство которых само подсказывает правильный порядок действия; сложнее действовать с подручным материалом (брусками, шарами, полосками). Воспитатель должен контролировать развитие' игровых действий, постепенно разнообразить их, придумывая новые интересные повороты в игре (играли, стоя в кругу, а затем встали в шеренгу). Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия.
Умение четко соблюдать правила в игре в более старшем возрасте вызывает уважение товарищей, развивает навыки произвольного поведения, формирует логическое мышление, приносит удовлетворение в игре.
Воспитатель должен хорошо объяснить детям игру: четко поставить дидактическую задачу, познакомить с используемыми в игре предметами, рассказать о правилах игры. Если в младших группах воспитатель активно включается в игру, то в старших он ограничивает долю своего прямого участия и действует в роли помощника, советчика, наблюдателя. В конце игры выделяет ее положительные моменты; в младших группах благодарит всех детей за участие, а в старших - отмечает достижения каждого участника («Ира была хорошим ведущим, Ване удалось сплотить товарищей, Настя быстрее всех закончила игру»), акцентируя внимание на степени самостоятельности, инициативности, нравственном поведении в игре.
В дидактических играх дети незаметно для себя получают знания, а главным побудителем этого выступает интерес игрового характера. Игры в коллективе вырабатывают организационные навыки, необходимые в самостоятельной дидактической игре.
Самостоятельные дидактические игры - это игры, которые проводятся в свободное время. Ведущая роль в них принадлежит воспитателю, если дети не проявляют инициативы или требуется закрепить какие-либо знания и умения. Если игры возникают по желанию детей, то воспитателю принадлежит роль наблюдателя и советчика и, возможно, участника игры.
Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов успешного воспитания дошкольника в семье и в детском саду.
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.
2. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М. Просвещение.1988
3. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни».
Педагогическое руководство взаимоотношений детей в процессе их общения в коллективе сверстников....
Консультация для родителей на тему "Роль взрослого в игровой деятельности детей"
Консультация для родителей на тему: "Роль взрослого в игровой деятельности детей"...
Статья «Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей».
Главное средство в деятельности дошкольника-игрушка. Она отвечает его потребности в активной деятельности, разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, превращает его дейс...
«Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей».
Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской природе,...
«Роль взрослого в развитии игровой деятельности детей»
Понять детство – значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка. Ключ к познанию дошкольного детства следует искать в игре как наиболее близкой, органично соответствующей детской пр...
Консультация для воспитателей "Роль музыки в игровой деятельности детей"
В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей содержания ...
Роль взрослых в развитии игровой деятельности детей
Игра-это серьёзно...