Особенности детей раннего и дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
В работе рассмотрены ключевые особенности детей раннего и дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности детей раннего и дошкольного возраста | 71 КБ |
osobennosti_detey_rannego_i_doshkolnogo_vozrasta_1.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности детей раннего и дошкольного возраста
О.Н. Жучкова
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Особенности развития детей дошкольного возраста……………...…….…..….…4
Заключение………………………………………………………………….…..…....9
Список литературы……………………………………………………………...….10
ВВЕДЕНИЕ
В связи с особенностями роста и развития человека в педагогике принята следующая возрастная периодизация: от рождения до 1 года — младенческий возраст, от 1 года до 3 лет — предшкольный, от 3 до 7 лет - дошкольный возраст, от 7-8 до 11 лет — младший школьный возраст, от 11 до 14 средний школьный возраст, от 15-16 до 17-18 лет — старший школьный возраст.
Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития. Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности называют возрастными особенностями.
В связи с тем, что на развитие ребенка оказывает влияние его активное взаимодействие со средой и окружающими людьми границы возрастных особенностей подвижны. Следует иметь в виду, что в тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные особенности. Знание общих возрастных и индивидуальных особенностей помогает воспитателю определить меру сил и возможностей своих воспитанников и предъявлять такие требования, которые обеспечат дальнейшее развитие в нужном направлении.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что дошкольное детство представляет собой период интенсивного развития всех психологических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Таким образом, целью данной работы является изучение возрастных особенностей дошкольников и их учета при организации педагогического процесса.
Для достижения поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста;
- исследовать особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое развитие ребёнка зависит от его возраста, образа жизни. Чаще всего под физическим развитием ребёнка понимают изменения, происходящие с организмом в период всей его жизни.
Ранним возрастом является возраст ребёнка от 1 года до 3 лет. С года и до двух лет ребёнок ещё интенсивно растёт, в то время как с трехлетнего возраста рост ребенка замедляется. В этот период идёт развитие внутренних органов и систем.
В ранний период возраста у малыша происходит окостенение хрящей и костных тканей, укрепление мышц. Ребёнок уже способен на выполнение более сложных движений и лучше стоит на ногах. Но, несмотря на всю свою активность, дети довольно быстро утомляются и нуждаются в продолжительном отдыхе.
Помимо опорно-двигательного аппарата у детей происходят изменения во всём организме. Так, например, идёт быстрое развитие всех систем организма:
- Центральная нервная система становится более устойчивой к воздействию стрессовых факторов внешней среды.
- Происходят изменения в желудочно-кишечном тракте.
- организмом усваиваются более сложные продуктов питания.
- Претерпевает изменения мочевыделительная система. Это выражается в увеличении в объёме мочевого пузыря, снижению мочеиспускания.
Таким образом, в этот период происходит очень активное физическое развитие ребёнка.
В период физического развития дошкольника в возрасте от 3 до 4 лет отмечается:
- более крепкое развитие верней части туловища (мышц);
- дети обладают большой физической активностью;
- строение и функционирование внутренних органов и систем развито согласно возрасту.
В возрасте от 4-5 лет все движения ребёнка становятся координированными. С 5-7 летнего возраста появляются:[1]
- ритмичные, плавные движения;
- ребёнок становится более выносливым;
- способен выполнять небольшие физические нагрузки (прыжки в высоту, длину, бег на короткие дистанции);
- пропорциональное развитие мышц;
- многие движения, действия доведены до автоматизма.
Основными особенностями физического развития детей дошкольного возраста является пропорциональное развитие двигательной активности, внутренних органов и систем согласно возрасту малыша.
Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:[2]
1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Отдельно в дошкольном восприятии можно выделить ярко выраженные произвольные действия – рассматривание, наблюдение и поиск. Происходит также активное усвоение системы сенсорных эталонов.
2. Мышление. Его тесная взаимосвязь с восприятием позволяет говорить о наглядно-образном мышлении, столь характерном для всех дошкольников. Своеобразная детская логика ничуть не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.
3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна), то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память. Целенаправленное и сознательное запоминание чего-либо от эпизодических проявлений становится неотъемлемой частью игр, выполнения определенных поручений или процесса подготовки к школе.
4. Речь. К окончанию дошкольного возраста язык для малыша становится действительно родным. С интенсивным ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваивается грамматический строй и особенности произношения.[3] Вместе с этим дети активно занимаются оригинальным и забавным словотворчеством.
Младший возраст является важнейшим периодом в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.[4] Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я – сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.
Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.[5] Главное – помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.
В дошкольном возрасте (3-7 лет) малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функциональное употребление предметов и открывает ценностное отношение к ним. Он также постепенно погружается в среду постоянных вещей и познает её относительность.
В это время рефлексия дошкольника на окружающих людей становится все более тонкой – ребенок учится идентификации не только с людьми, но и с персонажами сказок, объектами окружающей среды, изображениями, игрушками и т.п. Одновременно малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые уместны в отношениях с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения, демонстрацию эмоционального расположения и готовности выстраивать позитивные взаимоотношения. Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей, что способствует его половой идентификации.[6]
В 4 года, когда дети переходят в среднюю группу детского сада, в их поведении и деятельности появляется ряд новых черт, отличающих их от малышей. Возрастают физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они становятся непослушными и капризными.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более длительными и активными.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу, творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой зачатки будущего характера и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Поэтому, организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания взрослых.
Таким образом, от особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. – М.: Академический проект, 2007. – 288 с.
- Герасина Е.В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 290 с.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
- Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 256 с.
- Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 176 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. – 288 с.
[1] Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 176 с.
[2] Герасина Е.В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 290 с.
[3] Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. – 288 с.
[4] Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. – М.: Академический проект, 2007. – 288 с.
[5] Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 256 с.
[6] Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
Предварительный просмотр:
Особенности детей раннего и дошкольного возраста
О.Н. Жучкова
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Особенности развития детей дошкольного возраста……………...…….…..….…4
Заключение………………………………………………………………….…..…....9
Список литературы……………………………………………………………...….10
ВВЕДЕНИЕ
В связи с особенностями роста и развития человека в педагогике принята следующая возрастная периодизация: от рождения до 1 года — младенческий возраст, от 1 года до 3 лет — предшкольный, от 3 до 7 лет - дошкольный возраст, от 7-8 до 11 лет — младший школьный возраст, от 11 до 14 средний школьный возраст, от 15-16 до 17-18 лет — старший школьный возраст.
Каждой возрастной группе соответствует определенный уровень физического и психического развития. Характерные для того или иного возрастного периода анатомо-физиологические и психологические особенности называют возрастными особенностями.
В связи с тем, что на развитие ребенка оказывает влияние его активное взаимодействие со средой и окружающими людьми границы возрастных особенностей подвижны. Следует иметь в виду, что в тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные особенности. Знание общих возрастных и индивидуальных особенностей помогает воспитателю определить меру сил и возможностей своих воспитанников и предъявлять такие требования, которые обеспечат дальнейшее развитие в нужном направлении.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что дошкольное детство представляет собой период интенсивного развития всех психологических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Таким образом, целью данной работы является изучение возрастных особенностей дошкольников и их учета при организации педагогического процесса.
Для достижения поставленной цели мной были выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть особенности физического развития детей раннего и дошкольного возраста;
- исследовать особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста;
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическое развитие ребёнка зависит от его возраста, образа жизни. Чаще всего под физическим развитием ребёнка понимают изменения, происходящие с организмом в период всей его жизни.
Ранним возрастом является возраст ребёнка от 1 года до 3 лет. С года и до двух лет ребёнок ещё интенсивно растёт, в то время как с трехлетнего возраста рост ребенка замедляется. В этот период идёт развитие внутренних органов и систем.
В ранний период возраста у малыша происходит окостенение хрящей и костных тканей, укрепление мышц. Ребёнок уже способен на выполнение более сложных движений и лучше стоит на ногах. Но, несмотря на всю свою активность, дети довольно быстро утомляются и нуждаются в продолжительном отдыхе.
Помимо опорно-двигательного аппарата у детей происходят изменения во всём организме. Так, например, идёт быстрое развитие всех систем организма:
- Центральная нервная система становится более устойчивой к воздействию стрессовых факторов внешней среды.
- Происходят изменения в желудочно-кишечном тракте.
- организмом усваиваются более сложные продуктов питания.
- Претерпевает изменения мочевыделительная система. Это выражается в увеличении в объёме мочевого пузыря, снижению мочеиспускания.
Таким образом, в этот период происходит очень активное физическое развитие ребёнка.
В период физического развития дошкольника в возрасте от 3 до 4 лет отмечается:
- более крепкое развитие верней части туловища (мышц);
- дети обладают большой физической активностью;
- строение и функционирование внутренних органов и систем развито согласно возрасту.
В возрасте от 4-5 лет все движения ребёнка становятся координированными. С 5-7 летнего возраста появляются:[1]
- ритмичные, плавные движения;
- ребёнок становится более выносливым;
- способен выполнять небольшие физические нагрузки (прыжки в высоту, длину, бег на короткие дистанции);
- пропорциональное развитие мышц;
- многие движения, действия доведены до автоматизма.
Основными особенностями физического развития детей дошкольного возраста является пропорциональное развитие двигательной активности, внутренних органов и систем согласно возрасту малыша.
Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:[2]
1. Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Отдельно в дошкольном восприятии можно выделить ярко выраженные произвольные действия – рассматривание, наблюдение и поиск. Происходит также активное усвоение системы сенсорных эталонов.
2. Мышление. Его тесная взаимосвязь с восприятием позволяет говорить о наглядно-образном мышлении, столь характерном для всех дошкольников. Своеобразная детская логика ничуть не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.
3. Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна), то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память. Целенаправленное и сознательное запоминание чего-либо от эпизодических проявлений становится неотъемлемой частью игр, выполнения определенных поручений или процесса подготовки к школе.
4. Речь. К окончанию дошкольного возраста язык для малыша становится действительно родным. С интенсивным ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваивается грамматический строй и особенности произношения.[3] Вместе с этим дети активно занимаются оригинальным и забавным словотворчеством.
Младший возраст является важнейшим периодом в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с прежним миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей.[4] Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащении его деятельности новым содержание.
Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требования «я – сам», прежде всего, отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей.
Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.[5] Главное – помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Стремление к самостоятельности формируется в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, знакомится с примером поведения и отношения, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата.
В дошкольном возрасте (3-7 лет) малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функциональное употребление предметов и открывает ценностное отношение к ним. Он также постепенно погружается в среду постоянных вещей и познает её относительность.
В это время рефлексия дошкольника на окружающих людей становится все более тонкой – ребенок учится идентификации не только с людьми, но и с персонажами сказок, объектами окружающей среды, изображениями, игрушками и т.п. Одновременно малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые уместны в отношениях с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения, демонстрацию эмоционального расположения и готовности выстраивать позитивные взаимоотношения. Дошкольный возраст – это также то время, когда ребенок активно овладевает собственным телом и интересуется вопросами телесной конструкции людей, что способствует его половой идентификации.[6]
В 4 года, когда дети переходят в среднюю группу детского сада, в их поведении и деятельности появляется ряд новых черт, отличающих их от малышей. Возрастают физические возможности детей, они испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они становятся непослушными и капризными.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Речевые контакты становятся более длительными и активными.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.
Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу, творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.
Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой зачатки будущего характера и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Поэтому, организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания взрослых.
Таким образом, от особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит успех в психическом и физическом развитии ребенка
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. – М.: Академический проект, 2007. – 288 с.
- Герасина Е.В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 290 с.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
- Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 256 с.
- Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 176 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. – 288 с.
[1] Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 176 с.
[2] Герасина Е.В. Детская психология. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 290 с.
[3] Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2010. – 288 с.
[4] Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. – М.: Академический проект, 2007. – 288 с.
[5] Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 256 с.
[6] Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста...
"Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста"
Актуальность данной разработки заключается в том, что знание и учёт особенностей развития детского организма необходимы для правильного построения учебно-воспитательной работы с детьми разного возраст...
Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста
Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения....
Учет анатомо-физиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста при проведении занятий.
Учет анатомо-физиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста при проведении занятий....
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста"...
Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста
Отличительные особенности раннего возраста...