Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия
методическая разработка
Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_tolerantnost_-_kopiya.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"
Цель. Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.
Задачи:
- Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
- Рассмотреть понятия “толерантность”, “интолерантность”, “толерантная личность”
- Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
- Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.
- Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.
Ведущий: Уважаемые коллеги , мы рады вас всех приветствовать! Сегодня мы хотели бы обсудить тему формирования толерантности в образовательной среде. Мы надеемся, что наш семинар-практикум ,будет интересным и познавательным для всех.
Упражнение “Мы похожи!”
Цель:
- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
- повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те:
- у кого одинаковый со мной цвет волос
- кто моложе 30
- кто не ест мясо
- кто выше меня ростом
- кто любит сладкое
- кто катается на лыжах или велосипеде
- у кого хорошее чувство юмора
- кто любит делать заготовки
- кто читает дома
- те, кто работают в детском саду «Светлячок»
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Вывод: Вот мы все оказались в одном кругу, несмотря на то, что у нас разные интересы, вкусы, взгляды и т.д. Но у нас есть и общее : мы все с вами работники одной организации. А что еще нас с вами объединяет? (примерные ответы - мы педагоги, мы жители Югры, России, мы женщины, земляне)
Актуальность
Тема формирования толерантности является актуальной не только для России, но и для всего человечества. В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия культур, норм, верований человеческого сообщества. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Каждое звено сообщества вносит свой вклад в воспитание детей, в процессе которого в любом случае осуществляется трансляция ценностей.
Ключевая роль в воспитании детей принадлежит семье, детскому саду, школе. Детский сад - это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям. Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, перед детским садом ставятся определенные цели воспитания в духе толерантности. Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, овладеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.
Создание проблемной ситуации «Волшебный мешочек»
Цель:
- работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;
- развитие фантазии, творческого мышления.
Материал: мешочек с мячом и другими мелкими предметами.
Процедура проведения: Ведущий обращается к коллеге с просьбой выбрать из мешочка любой предмет, не заглядывая в него, а затем предлагает найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности.
Это задание вызывает затруднение у педагога. А чтоб Вам было легче ответить на мой вопрос, предлагаю посмотреть презентацию.
Ведущий предлагает посмотреть презентацию по формированию толерантности.
Просмотр презентации «Мы разные , но мы вместе». После просмотра презентации подвести итог проблемной ситуации:
Участник, первым получивший игрушку: “Теперь я поняла. Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.
Групповая дискуссия «Толерантная личность. Интолерантная личность»
Процедура проведения:
Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.
- С какими проявлениями толерантности – интолерантности в жизни вы сталкивались? (из опыта участников)
- С какими проявлениями толерантности – интолерантности в истории человечества вы сталкивались?
Ведущий делит педагогов на две группы, одна работает с понятием «Толерантная среда », другая с понятием « Интолератная среда». (Карточки со словами перемешаны, необходимо выбрать только подходящие слова)
На экране появляется пустая таблица .
Толерантная среда | Интолерантная среда |
После работы появляется таблица, заполненная критериями. Ведущий предлагает проверить ответы.
Толерантная среда | Интолерантная среда |
Умение внимательно слушать и слышать; стремление разобраться; расспрашивание; совет; предложение; похвала; согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; эмпатия; поддержка | Неумение слушать друг друга; перебивание; нетерпение; игнорирование; отстранение; обзывание; обвинение; упреки; осуждение; критика; проповедь; угрозы; приказ; указание |
Заниматься проблемой толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста,
поскольку именно в этом возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, этот возраст является сензитивным для воспитания нравственности.
Основой содержания этой деятельности для детей может стать следующее:
- Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
- Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
- Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни…)
- Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни дошкольников.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Это огромная каждодневная работа педагогов.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время совместной деятельности, в повседневной жизни.
В формировании толерантности у дошкольников нужно использовать игровые методы, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Ведущий предлагает несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.
Упражнение “Волшебные очки” (для детей)
Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.
Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”
Упражнение “Это здорово!” (для детей)
Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.
Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать ”, “я умею прыгать через лужи ”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.
В круг участники выходят по очереди.
В работе по формированию толерантности можно подобрать много разных игр и упражнений, использовать и другие формы работы.
В нашем детском саду проводится много мероприятий по данной теме. Ведущий предлагает вспомнить эти мероприятия ( беседы, игры, подведение итогов дня, день толерантности, неделя доброты, праздники и развлечения, чтение художественных произведений, театрализованная деятельность , внедрение программы «Истоки» и т.д.)
Обратная связь от участников группы:
Что вам сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать?
Памятка
"Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"
16 ноября - Международный день толерантности.
Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур, терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Энциклопедический словарь под редакцией А.М.Прохорова)
Это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению»
( Словарь В.И.Даля )
Это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру (Словарь С.И.Ожегова)
Черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
Толерантная среда |
Умение внимательно слушать и слышать; стремление разобраться; расспрашивание; совет; предложение; похвала; согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; эмпатия; поддержка |
Интолерантная среда |
Неумение слушать друг друга; перебивание; нетерпение; игнорирование; отстранение; обзывание; обвинение; упреки; осуждение; критика; проповедь; угрозы; приказ; указание |
Упражнение “Волшебные очки” (для детей)
Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.
Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”
Упражнение “Это здорово!” (для детей)
Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.
Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.
В круг участники выходят по очереди.
Упражнение “Аплодисменты” (для детей).
Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: “Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис” и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.
Упражнение “Комплименты” (для детей).
Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: “Ты добрая” и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.
Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.
Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему:«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников – важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни”
Педагогический совет был разработан в 2011 году. Предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.Форма проведения - игра "Педагогический КВН"Цель педсовета: систематизировать знания п...
План по самообразованию во 2-ой младшей группе«Взаимодействие педагога с родителями – важнейшие условия эффективной работы с детьми».
План по самообразованию...
Семинар-тренинг с педагогами «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»
Семинар-тренинг направлен на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовател...
Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия
Презентация к семинару-практикуму для педагогов "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"...
Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"
Данный семинар-практикум подразумевает создание в нашем учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Данное мероприятие состоит из игр и упражнений, просмотра презент...
Мастер класс для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"
Мастер класс для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"Цель:Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установо...
Толерантность - важное условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Презентация для педагогов об условиях эффективного взаимодействия участников образовательного процесса...