Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия
методическая разработка

Аллаева Дильфуза Абдугуламовна

Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие      эффективного   взаимодействия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_tolerantnost_-_kopiya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие      эффективного   взаимодействия"

Цель. Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей.

Задачи:

  • Познакомить воспитателей с концепцией толерантности как фундаментальной социальной ценностью.
  • Рассмотреть понятия “толерантность”, “интолерантность”, “толерантная личность”
  • Способствовать развитию социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать друг друга.
  • Предложить воспитателям игры по повышению самооценки у детей.
  • Повысить самооценку через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы.

Ведущий: Уважаемые коллеги ,  мы рады вас всех приветствовать! Сегодня мы хотели бы обсудить тему формирования толерантности в образовательной среде. Мы надеемся, что наш семинар-практикум ,будет  интересным  и познавательным для всех.

 Упражнение “Мы похожи!”

Цель:

  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе;
  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Процедура проведения:  Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Выйдите, пожалуйста, ко мне те:

- у кого одинаковый со мной цвет волос

- кто моложе 30

- кто не ест мясо

- кто выше меня ростом

- кто любит сладкое

- кто катается на лыжах или велосипеде

- у кого хорошее чувство юмора

- кто любит делать заготовки

- кто читает дома

- те, кто работают в детском саду «Светлячок»

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Вывод: Вот мы все оказались в одном кругу, несмотря на то, что у нас разные  интересы, вкусы, взгляды и т.д. Но у нас есть и общее : мы все с вами работники одной организации. А что еще нас с вами объединяет? (примерные ответы - мы педагоги, мы жители Югры, России, мы женщины, земляне)

Актуальность

Тема формирования толерантности является актуальной не только для России, но и для всего человечества. В научной литературе толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия культур, норм, верований человеческого сообщества. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

Каждое звено сообщества вносит свой вклад в воспитание детей, в процессе которого в любом случае осуществляется трансляция ценностей.

Ключевая роль в воспитании детей принадлежит семье, детскому саду, школе. Детский сад - это место социализации и центр сообщества, место приобщения к социальным ценностям. Для того, чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, перед детским садом ставятся определенные цели воспитания в духе толерантности. Педагогам необходимо овладеть соответствующими методиками по формированию в детской среде толерантных отношений, овладеть способами эффективного взаимодействия с детьми в духе толерантности и доверия.

Создание проблемной ситуации «Волшебный мешочек»

Цель:

  • работа с понятием “толерантность” при помощи ассоциативного ряда;
  • развитие фантазии, творческого мышления.

Материал: мешочек с  мячом и другими мелкими предметами.

 Процедура проведения: Ведущий обращается к коллеге с просьбой выбрать из мешочка любой  предмет, не заглядывая в него, а затем  предлагает найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности.

Это задание вызывает затруднение у педагога. А чтоб Вам было легче ответить на мой вопрос, предлагаю посмотреть презентацию.

Ведущий предлагает посмотреть презентацию по формированию толерантности.

 Просмотр презентации «Мы разные , но мы вместе». После просмотра презентации подвести итог проблемной ситуации:

 Участник, первым получивший игрушку: “Теперь я поняла. Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру”.

 Групповая дискуссия «Толерантная личность. Интолерантная личность»

 Процедура проведения: 

  Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека.

- С какими проявлениями толерантности – интолерантности в жизни вы сталкивались? (из опыта участников)

- С какими проявлениями толерантности – интолерантности в истории человечества вы сталкивались?

Ведущий  делит педагогов на две группы, одна работает с понятием «Толерантная среда », другая с понятием « Интолератная среда». (Карточки со словами перемешаны, необходимо выбрать только подходящие слова)

На экране  появляется пустая таблица .

Толерантная среда

Интолерантная среда

 После работы появляется таблица,  заполненная критериями. Ведущий предлагает  проверить  ответы.

Толерантная среда

Интолерантная среда

Умение внимательно слушать и слышать;

стремление разобраться; расспрашивание;

совет; предложение; похвала; согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; эмпатия; поддержка

Неумение слушать друг друга; перебивание; нетерпение; игнорирование; отстранение; обзывание; обвинение; упреки; осуждение; критика; проповедь; угрозы; приказ; указание

Заниматься проблемой толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста,

поскольку именно в этом возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения, этот возраст является сензитивным для воспитания нравственности.

Основой содержания этой деятельности для детей может стать следующее:

  1. Формирование представлений ребенка о себе как уникальной, самоценной, неповторимой личности.
  2. Развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий.
  3. Сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни…)
  4. Формирование внутренней и внешней правовой культуры, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, чувство собственного достоинства, доброжелательность) стали неотъемлемой частью жизни дошкольников.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Это огромная каждодневная работа педагогов.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время совместной деятельности, в повседневной жизни.

В формировании толерантности у дошкольников нужно использовать игровые методы, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Ведущий предлагает  несколько игр, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для повышения самооценки, воспитания доброжелательности, уважения друг к другу.

Упражнение “Волшебные очки” (для детей)

Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”

Упражнение “Это здорово!” (для детей)

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать ”, “я умею прыгать через лужи ”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

В работе по формированию толерантности можно подобрать много разных игр и упражнений, использовать  и другие  формы работы.

 В нашем детском саду проводится много мероприятий по данной  теме. Ведущий предлагает вспомнить эти мероприятия ( беседы, игры, подведение итогов дня, день толерантности, неделя доброты, праздники и развлечения, чтение художественных произведений, театрализованная деятельность , внедрение программы «Истоки» и т.д.)

Обратная связь от участников группы:

Что вам сегодня понравилось, что было трудного, что хочется сказать?

Памятка

"Толерантность – важное условие эффективного   взаимодействия"

16 ноября - Международный день толерантности.

Толерантность – ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур, терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. (Энциклопедический словарь под редакцией А.М.Прохорова)

 Это способность что-то или кого-то терпеть «только по милосердию и снисхождению»

 ( Словарь В.И.Даля )                                                                                                                                

Это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру (Словарь С.И.Ожегова)                                                                                                                            

Черты толерантной личности

  •      терпение
  •      умение владеть собой
  •      доверие
  •      чуткость
  •      способность к сопереживанию
  •      снисходительность
  •      расположение к другим
  •      чувство юмора        
  •      терпимость к различиям
  •      доброжелательность
  •      гуманизм
  •      любознательность
  •      умение слушать
  •      несклонность   осуждать других  
  •      альтруизм

Толерантная среда

Умение внимательно слушать и слышать; стремление разобраться; расспрашивание;

совет; предложение; похвала; согласие; подбадривание; благожелательность; утешение; уважение; эмпатия; поддержка

Интолерантная среда

Неумение слушать друг друга; перебивание; нетерпение; игнорирование; отстранение; обзывание; обвинение; упреки; осуждение; критика; проповедь; угрозы; приказ; указание

Упражнение “Волшебные очки” (для детей)

Цель: Преодоление отчужденной позиции в отношении со сверстниками.

Процедура проведения: Ведущий объявляет: “Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… Какие вы все красивые, веселые, умные.” Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его хорошее качество. “А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может вы заметите то, чего раньше не замечали”

Упражнение “Это здорово!” (для детей)

Цель: Повышение самооценки, получение поддержки от группы.

Процедура проведения: Участники группы стоят в кругу.

Инструкция: Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любимом своем качестве, умении или таланте (например, “я обожаю танцевать”, “я умею прыгать через лужи”). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить “Это здорово!” и одновременно поднять вверх большой палец.

В круг участники выходят по очереди.

Упражнение “Аплодисменты” (для детей).

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например: “Встаньте все те, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис” и др.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Упражнение “Комплименты” (для детей).

Цель: Повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч тому, кому хочет сказать комплимент (например: “Ты добрая” и др.). Затем комплимент говорит тот участник, у кого оказался мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не скажут комплимент.

Как стать толерантным? Прежде всего, нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и свои недостатки.

Если мы проявляем толерантность по отношению к себе самому, то мы становимся толерантными по отношению к другим, и тогда нам легче принимать людей такими, какие они есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг с педагогами «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия»

Семинар-тренинг направлен на формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере «ребенок – взрослый», «взрослый – взрослый» и необходимость создания толерантной среды в образовател...

Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия

Презентация к семинару-практикуму для педагогов   "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"...

Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"

Данный семинар-практикум подразумевает создание в нашем учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Данное мероприятие состоит из игр и упражнений, просмотра презент...

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста в условиях ДОУ

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста в условиях ДОУ...

Мастер класс для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"

Мастер класс для воспитателей "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"Цель:Содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установо...

Толерантность - важное условие эффективного взаимодействия участников образовательного процесса

Презентация для педагогов об условиях эффективного взаимодействия участников образовательного процесса...