Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 181.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино»
село Белый яр, республика Хакасия
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ»
Из опыта работы Шишкановой Л.В.
воспитателя I квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Дети любят все необычное и таинственное. Эксперименты, опыты и исследования дают ребенку возможность убедиться в необычных свойствах обычных явлений, предметов в практике, и приобрести собственный, практический опыт. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в моей группе был введен дополнительный образовательный курс по детскому экспериментированию, и назван «Кружок юных волшебников».
Цель:формирование основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.
Задачи:
1. Создавать у детей предпосылки формирования практических и умственных действий, учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
2. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
3. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4.Развивать наблюдательность, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
5.Развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность.
6.Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратность при проведении опыта, настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
Чтобы систематизировать работу по экспериментированию, я составила тематический и перспективный планы, разработала конспекты занятий кружка, в соответствии со временем года и возрастными возможностями.
Основная форма работы занятия-эксперименты, также организуются циклические наблюдения и проектная деятельность.
Большая часть занятий носит комплексный характер и включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.
Занятия с детьми старшей группы рассчитаны на 1 год и проводятся с сентября по май месяцы включительно. Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2 половину дня, с подгруппой состоящей из 8-10 детей, продолжительность 20-25 минут
В групповой комнате создан «УГОЛОКВОЛШЕБНИКА», в котором имеется: мини - лаборатория, картотека опытов, подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, конспекты занятий кружка, совместной экспериментальной деятельности, наблюдений, а также дидактические и наглядные пособия.
Организация занятий в форме кружка позволяет значительно расширить объем содержания: знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений, с правилами безопасности. Занятия принципиально отличаются от других занятий по экспериментированию. У каждого ребенка есть свой рабочий поднос, инструментарий. Он свободно может передвигается по мини-лаборатории, самостоятельно проводить опыты и творческие задания,стоя или сидя.
На занятиях предусматриваются такие формы организации учебной деятельности:
- фронтальная (беседа),
- подгрупповая(наблюдение, проведение эксперимента).
- индивидуальная(работа в тетрадях, с раздаточными карточками; лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде мини-лаборатории),
По окончании темы проводитсяитоговое занятие «Это так интересно!», на котором идет закрепление материала и продуктивное творчество детей.
В начале и в конце учебного года провожу диагностику. На основе диагностики определяю уровень овладения детьми деятельностью экспериментирования.
Высокий - ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность, действует планомерно, доводит дело до конца и делает выводы.
Средний – ребенок проявляет активный познавательный интерес в большинстве случаев, часто задает вопросы, проявляет любознательность. Иногда видит проблему самостоятельно. Формулировать выводы может самостоятельно или по наводящим вопросам.
Низкий - ребенок время от времени проявляет любопытство. Понимает задачу эксперимента, но не пытается ее сформулировать ни с помощью взрослого, ни самостоятельно. Не может делать выводы.
Таблица определения уровней овладения детьми экспериментальной деятельностью 2015-20136 учебный год
Уровни | Начало года | Конец года | ||
детей | % | детей | % | |
Высокий | 3 | 13,1 % | 10 | 43,5% |
Средний | 11 | 47,8% | 12 | 52,1% |
Низкий | 9 | 39,1% | 1 | 4,4% |
Наблюдается увеличение количества детей с высоким уровнем на 30,4% и уменьшение детей с низким уровнем развития на 34,7%. Этому способствовало:
- введение дополнительного образовательного курса по детскому экспериментированию («Кружок юных волшебников»);
- создание развивающей среды (мини-лаборатория, «УГОЛОК ВОЛШЕБНИКА»);
- использование методик авторов О.В.Дыбиной, З.Ф.Аксеновой, Н.А.Рыжо-
вой, Г.П.Тугушевой, А.Е.Чистяковой,Е.В.Марудовой, Т.Н.Федосеевой, и др.;
- проведение индивидуальной работы с детьми;
- пополнение библиотечки новыми книгами, которые дети приносили из дома.
Хорошие результаты вызваны тем, что у детей сформирован интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности. Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путем и попытки работать самостоятельно.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия д/сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, мастер-класс с показом опытов, в выпусках газеты «Родительский дом», один из разделов посвящен детскому экспериментированию. Родители дошкольников, помогают пополнить «Уголок волшебников» новыми необходимыми материалами и оборудованием, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, практически освоить свойства и качества различных материалов. В «Информационном уголке» для родителей имеются рекомендации по организации интересных опытов в домашних условиях. Из результатов анкетирования родителей нашей группы видно, что дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное.
Для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей даем несколько советов «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно ( Г.М. Лямина, А.П.Усова, Е.А. Панько и др.).
Я считаю, что овладение дошкольниками разными способами познания, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Наши дети охотно обращаться за помощью к детским энциклопедиям и познавательной литературе.Наблюдают за таянием снега, льда, замерзанием, кипением воды. Используя предметы детского экспериментирования дети играют с песком, почвой, водой, магнитом, тестом, воздухом, и др. Знакомятся с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость, учатся делать выводы.
Фиксируют результаты опытов, рисуя увиденное, выражая свое отношение:
красный кружок – мне нравится, желтый – не очень.
В результате проведенной работы в старшей группе, применение опытно - экспериментальной деятельности оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности, логического мышления, исследовательских умений и навыков детей (осуществлять эксперимент, отбирая средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать вывод);
- расширение представлений детей о неживой природе;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса различными терминами, умение задавать вопросы, грамматически правильно строить свои ответы на вопросы);
- развитие личностных характеристик (появление инициативы, умения сотрудничать с другими детьми).
В заключении хочу отметить, что опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. Что ещё раз подтверждает китайское изречение: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!»
Рекомендуемая и использованная литература:
1.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под.ред.Л.Н. Прохоровой М., 2008
5.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: 1995.
6.Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
7.Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
8.Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
9.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
10.Фасий. И.М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования// Методические советы к программе «Детство». — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
11.Материалы Интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...
- Мне нравится (1)