Беседы с детьми по профилактике нарушений зрения в логопедической работе.
материал на тему

Ястребова Инна Николаевна

Беседы с детьми старшего возраста по профилактике нарушений зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_s_detmi_po_profilaktike_narusheniy_zreniya.docx54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Беседы с детьми

по профилактике нарушений зрения в логопедической работе

Учитель – логопед

Ястребова И.Н.

г.Советский, 2016

Тема: «Роль зрения в жизни человека».


Материалы: объемный макет глаза человека и схематическое изображение его строения; таблица «Восприятие цвета человеком и животными.
Ход занятия:
Педагог подводит детей к декорации, где изображен дом в виде глаза, а за шторой на окне зрачок.
Педагог: Отгадайте загадку и узнайте в какой город мы пришли «Два братца через дорожку живут, а друг друга не видят?»
Ответ детей: Глаза!
Педагог: Верно, это глаза. И город называется Глазоград.
Педагог:  предлагает детям внимательно рассмотреть свои глаза через зеркало, а потом просмотреть глаза соседа.
Педагог: У людей по два глаза, расположенных на некотором расстоянии друг от друга и человек не может одним глазом увидеть другой глаз.
Дети рассказывают как выглядят глаза.
Педагог: А зачем человеку глаза? Как бы мы жили, если бы у нас не было глаз?
Педагог:
 читает стихотворение Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».
«Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно…
Природа заботливо оберегает наши глаза: они расположены в особых углублениях – глазницах. Глаз закрывается «дверцой», которая называется «веко». Если со лба течет пот, его остановит брови. Ветер несет в лицо пыль – ее задержит реснички. А если пылинки сядут на глаз, то их «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные. Их работа похожа на работу стеклоочистителей – «дворников» на смотровом стекле автомобиля. А если появится опасность, веки могут мгновенно захлопнуться.
Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты человек постоянно рассматривает то, что находится пред его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.
Обычно мы можем видеть только переднюю часть глаза. Сам глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи и под веками глазное яблоко покрыто прозрачной пленкой, которая предохраняет его от инфекции, грязи и пыли.

Снаружи мы видим белковую и радужную оболочки глаза. Радужная оболочка бывает разного цвета, а в самом центре радужной оболочки находится зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, потому что снаружи зрачок у всех людей черного цвета. Под действием цвета зрачок может то сужаться, то расширяться благодаря специальным мышцам. Далее свет проходит через особую прозрачную линзу – хрусталик. Этот хрусталик крепится на специальныхмышцах и может изменять свою кривизну – быть выпуклым, плоским или вогнутым. Кривизна хрусталика зависит от того, на каком расстоянии находится рассматриваемый объект. На противоположной стороне глазного яблока находится очень важная оболочка – сетчатка. На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток – одни похожи на палочки, а другие на колбочки. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут делать это только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. А с наступлением сумерек колбочки отправляются на покой и их сменяют палочки. Поэтому, когда мы входим в темную комнату, то можем только различать предметы, но не можем определить их цвета. А если включить свет, то колбочки сразу проснутся и примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета.

Педагог: А сейчас мы с вами отправляемся в творческую лабораторию, а вы, ребята, будете выступать в роли исследователей.

Опыт №1
Детям предлагается рассмотреть зрачки друг у друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах) и отметить происходящие со зрачком изменения. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в затемненной комнате в течение нескольких минут зрачки расширяются. Воспитатель объясняет что расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать предметы в полутьме.

Педагог:  подчеркивает, что, находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой особых светочувствительных клеток – палочек.

Рассказ воспитателя
Прямо напротив зрачка на сетчатке находится так называемое «желтое пятно», в котором очень много колбочек. Поэтому именно в этой части сетчатки получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда в изображение падает на это место, мы не видим того, на что смотрим.


Тема «Как видят животные»

Цель: доказать, что при попадании изображения на слепое пятно человек перестает видеть данное изображение.
Материал: карточка, в левом верхнем углу которой нарисован крест, а в правом нижнем – два круга (маленький и побольше).
Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест, а второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся два круга. Затем дошкольника просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляд с креста. В какой – то момент один из кругов перестает быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.

Рассказ воспитателя
У разных представителей животного мира глаза устроены по – разному. Это связано с тем, что глаза приспособлены к тому окружению, в котором живут их обитатели. Даже растения воспринимают свет, поворачивая к нему свои листья.
На поверхности тела плоских червей есть так называемые «глазки». Но эти «глазки» не способны воспринимать изображение, они лишь реагируют на свет.
Рыбы хорошо видят предметы, расположенные вблизи. А у берегов Юго – Восточной Азии живет рыба иглобрюх, у которой есть специальные «солнцезащитные очки» желтого цвета. Стоит рыбе всплыть на поверхность, на яркий свет, как специальные клетки желтого цвета начинают «расползаться» по глазу, и тогда кажется, будто иглобрюх надевает очки.
Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
У раков глаза расположены на специальных антеннах – стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут вращаться, когда сам рак неподвижен. И еще у него есть особый глаз на хвосте, который помогает ориентироваться, когда рак пятится назад. А вот у морских звезд – по одному глазу на конце каждого луча.
У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается по полному кругу. Эти ночные птицы видят только в темноте.
Вопрос: Каких специальных зрительных клеток – палочек или колбочек – больше у кур, голубей, ящериц? А у совы, филина?
Муравьи даже днем видят звезды.
Стрекоза хорошо различает цвета, но только нижней частью глаз. Верхняя половина всегда смотрит в небо, на фоне которого добыча хорошо заметна.
А у пчел пять глаз: два больших и три маленьких. Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета. Например, пчелы не опыляют красные цветы, потому что красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.

В отличие от животных, человек может видеть и различать предметы разных цветов и даже оттенков. Но есть люди, не различающие цвета. Они страдают болезнью, которая называется «дальтонизм». Распознали эту болезнь в 1875 г. Тогда в Швеции произошло крушение поезда, в результате которого погибло много людей. Оставалось непонятным, как мог машинист повести поезд на красный свет. Объяснение оказалось неожиданным. Оставшемуся в живых машинисту показали мотки цветных ниточек и установили, что он не различает цвета. Это явление цветовой слепоты изучил английский ученый Джон Дальтон, который сам страдал этим недугом, и болезнь неразличения цветов – дальтонизм – была названа его именем.

 Тема «Зачем нам глаза»

Задачи:

  1. Формировать представление о том, зачем человеку нужны глаза.
  2. Познакомить с правилами гигиены для глаз.
  3. Учить заботиться о своем здоровье.
  4. Прививать навыки ЗОЖ.

Ход беседы

Разберёмся вместе дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

(Ответы детей)

Проводится игра «Что ты видишь?»

      Предложить детям закрыть глаза ладошками (сопровождая словами: «не видно», «темно»).

- А теперь откройте глазки. Что это? (воспитатель  показывает игрушку)

Воспитатель обращает внимание на значимость глаз для человека. Каждый раз, проводя данную игру, надо стараться найти новую необычную игрушку, которая радовала бы каждого малыша.

ЗАЧЕМ НАМ ГЛАЗА?

(беседа – рассуждение)

          Глаз – это орган зрения. Глаза нужны, чтобы видеть удивительный мир, друг друга, солнце, игрушки. Не зря говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

         Посмотри на свои глаза в зеркало, ты увидишь посредине круглое цветное пятнышко. У всех оно разного цвета: коричневое, зелёное, серое, голубое. Это радужная оболочка. Посредине видна чёрная точка (отверстие). Оно называется «зрачок». Через него лучи света попадают внутрь глаза и рисуют на сетчатке уменьшенное изображение. А ещё внутри есть глазное яблоко, которое покрыто твёрдой оболочкой (склерой), как яйцо скорлупой.

         Природа заботливо оберегает глаза. Пот течёт со лба – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержат ресницы. А если несколько пылинок попадут в глаз, их тотчас слизнёт мигающее веко. С внутренней стороны веки влажные, они работают, как «дворники» - стеклоочистители на стекле автомобиля.

          Если же близко к глазу появится какой-нибудь предмет  - веки захлопнуться сами раньше, чем ты об этом подумаешь

          Есть люди, которые не  видят. Это слепые люди. Их жизнь намного тяжелее, чем у нас. Они не видят окружающий нас мир, новую игрушку, маму и т.д. без глаз нет радости в жизни. Не зря говорят: «Глаза – зеркало души».

СКАЗКА

       Жила – была девочка Катя. Послала её мама в магазин  за бубликами. Купила Катя бублики и пошла обратно домой. Встретила Катя старушку. Бабушка попросила бублик, девочка её угостила.

    - Вот тебе за твою доброту волшебная палочка. Загадаешь одно любое  желание, и оно исполниться, - сказала старушка.

   Поблагодарила Катя бабушку и побежала. Стала девочка думать, какое ей желание загадать. Сначала она хотела много игрушек, но передумала. Потом захотела собаку, как у соседа. Но собака стала громко лаять и рычать. Катя испугалась. Увидев продавца мороженного, девочка решила наесться много мороженного. Но тут она увидела  мальчика, сидящего на скамейке. Мальчик сидел тихо, в руке у него была палочка.

 - Мальчик, как тебя зовут?

 - Серёжа.

 - А меня Катя. Давай играть в догонялки.

 - Я не могу бегать. Я слепой, мои глаза не видят.

 - Ничего страшного, - сказала девочка. Сейчас я тебя вылечу

  Взмахнула волшебной палочкой, произнесла своё желание, и мальчик сразу выздоровел. И стали ребята играть в догонялки: бегать, скакать и смеяться.

  Вот как важны для человека глаза!

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ.

  • Осторожно обращаться с острыми предметами, чтобы не поранить  глаза.
  • Нельзя сыпать в глаза песок и тереть их грязными руками.
  • Нельзя близко смотреть телевизор.
  • Каждое утро надо умывать глазки тёплой водой.
  • Нельзя лёжа читать книгу или близко наклоняться к буквам.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ.

ВРАЩЕНИЕ ГЛАЗАМИ

(упражнение выполняется сидя или стоя):

Посмотри одними глазами вверх и задержи взгляд на одну секунду. Теперь смотри вправо (воспитатель меняет направление глаз с помощью игрушки). Затем вниз, потом влево.

ЖМУРКИ:

Исходное положение тоже. Закрой глаза. Посильнее зажмурь их. Теперь открой глаза  широко.

МОРГАНИЕ:

Исходное положение тоже. Моргай глазами несколько секунд.

ТЕМНОТА:

Исходное положение тоже. Ладони лежат на веках закрытых глаз. Полюбуйся темнотой, дай своим глазам отдохнуть от света.

МАССАЖ ВЕК:

Исходное положение тоже. Глаза закрыты. Кончиками пальцев слегка погладить прикрытые веки.

     

ИТОГ:

- Зачем человеку глаза?

- Что нужно делать, чтобы наши глаза были здоровыми?

                 

Тема «Как помочь слепым людям».

Цель: выявить имеющиеся у детей знания; подвести их к пониманию того, как нелегко живется слепым людям; формировать гуманные чувства по отношению к инвалидам.
Материалы: комплект кубиков с выпуклыми буквами русского языка (или буквы из магнитной азбуки); платок или шарф.
Педагог  предлагает детям ответить на ряд вопросов:
— Как называют человека, лишенного зрения?
— Как вы представляете жизнь таких людей?
— Как вы думаете, может ли слепой человек научиться читать? Каким образом?
Педагог может рассказать детям о специальном наборе выпуклых букв для слепых людей – шрифте Брайля – и предложить детям с завязанными глазами узнать буквы (на кубиках с выпуклыми буквами или на примере букв из магнитной азбуки). Постепенно педагог подводит детей к пониманию того, что у слепых из – за невозможности видеть окружающее обостряются другие виды чувствительности, например, слух. Предложить детям объяснить выражение «слепые люди видят по – своему», а затем ответить на вопросы:
— Как бы вы помогли слепым людям, если бы им потребовалась ваша помощь?
— Как бы вы помогли больным людям и инвалидам, если бы были волшебниками?
— Как бы вы помогли им, если бы были изобретателями?

Тема «Береги глаза смолоду».

Задачи:

Развивающая: Развивать зрительное внимание.

Образовательная: Научить ухаживать за глазами, делать специальную гимнастику.

Воспитательная: Подвести к пониманию того, что глаза выражают настроение человека. Выработать осознанное отношение к необходимости заботится о глазах.

Образовательные области: «Познание», «Физическая культура», «Здоровье».

Материал и оборудование: Иллюстрация «Цвет и форма глаз», аудиозапись веселой музыки и польки, мешочек, пиктограммы эмоций, волчок со стрелочкой, мультимедийный проектор, презентация «Берегите глаза!».

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Внешние органы человека», разучивание зрительной гимнастики «Слон».

Ход занятия

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

- На ночь два оконца
Сами закрываются.
А как мы просыпаемся 
Сами открываются (Глаза).

Педагог: Как вы думаете, у людей глаза одинаковые или разные? Чем отличаются? (Ответы детей).

Инструктор по физической культуре: Глаза у людей отличаются формой и цветом.

Педагог показывает иллюстрацию «Цвет и форма глаз»

Педагог:Вот это - глаза круглой формы, вот это – миндалевидные, а вот эти глаза называют раскосыми: внешние уголки глаз «смотрят» вверх, а внутренние – вниз.

Педагог: Какого цвета бывают глаза?

(Ответы детей)

Педагог: Цвет глазам придает радужная оболочка. В центре нее черная точка – зрачок. Зрачок – самая главная часть глаза, через нее проходит свет внутрь глаза. С помощью зрачка человек видит.

-Разберемся вместе, дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Педагог:: Ребята, так для чего человеку глаза?

(Ответы детей)

Педагог: Многое об окружающем мире мы узнаем с помощью глаз:

Мы видим цвет, форму и размер предмета; видим, что находится близко от нас, а что далеко; расположение предметов, расстояние между предметами.

Инструктор по физической культуре:Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебные очки».

«Наденьте» волшебные очки (соединить большой и указательный палец каждой руки и приставить их к лазам). Найдите и назовите предметы черного цвета, которые находятся в зале, а теперь предметы красного цвета; предметы круглой формы; самый большой предмет.

Педагог: А сейчас я вам предлагаю немного подвигаться. Встаньте в одну шеренгу. Под музыку мы будем делать восемь топающих шагов вперед – восемь назад, не поворачивая головы.

Ходьба топающим шагом вперед – назад под музыку.

Педагог: Куда вам было легче двигаться: вперед или назад, почему?

(Ответы детей).

Психолог: В народе говорят: «Глаза – зеркало души». Ребята, как вы думаете, почему так говорят?

(Ответы детей).

Педагог: Говорят, что глаза – зеркало души потому, что по глазам можно узнать настроение человека. Как вы думаете, когда человеку весело, какие у него глаза?

А когда человеку страшно, какие глаза?

 А когда человек расстроен, какие у него глаза?

 А если человек сердится, какие у него глаза?

(Ответы детей).

Педагог: Я предлагаю вам поиграть в игру «Настроение». На карточках я буду показывать вам только глаза, а вы постарайтесь по глазам определить настроение человека.

Игра «Настроение»

Педагог: Давайте поиграем еще в одну игру, которая называется «Чудесный мешочек». Под музыку вы будете двигаться по кругу, а с окончанием музыки доставать карточку из мешочка и по глазам определять настроение.

Подвижная игра «Чудесный мешочек»

Инструктор по физической культуре: Глаза у человека работают всегда, что бы он не делал. Отдыхают они только тогда, когда закрыты, когда мы спим.

Для того, чтоб глаза могли дольше работать и не уставать, есть специальная гимнастика, специальные упражнения. Кто из вас помнит, как называется эта гимнастика? (Гимнастика для глаз).

Инструктор по физической культуре: Я предлагаю вам сделать гимнастику для глаз «Слон».

-Динь-дон, динь-дон

(движения вправо – влево)

В переулке бродит слон

(моргать глазами)

Динь-дон, динь-дон

(движения вправо – влево)

Стало в комнате темно

(закрыть глаза)

Или это снится сон?

(круговые движения глазами вправо-влево)

Динь-дон, динь-дон

(движения вправо – влево).

Педагог: Для того, чтобы сохранить зрение необходимо запомнить и выполнять несколько простых правил.

Ознакомление с правилами.

Сидя книгу ты читай – свое зрение сохраняй!

Рисуя прямо голову держи, свое зрение береги!

Будь осторожен с предметом острым – глаза поранить очень просто.

Помни: вреден телевизор, Если глаз к экрану близок. И, конечно, вредно глазу,Если смотришь много сразу.

Каждое утро глаза умывай, не три их и не засоряй!

Я хочу предостеречь: надо всем глаза беречь!

Педагог:Ребята, мы с вами поговорили о глазах человека, о том, что надо делать, чтоб сохранить зрение.

Педагог:Что глаза являются «зеркалом души», по ним можно узнать настроение человека.

Педагог:Я желаю вам, чтоб ваши глаза всегда были здоровы, чтоб каждый из вас сохранил хорошее зрение!

Тема «Береги свои глаза»

Цель:

  • Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
  • Познакомить детей со строением глаза, показать какую роль играет зрение в жизни человека.
  • Закрепить знания детей о том, что вредно для глаз.
  • Разъяснить детям простейшие правила гигиены зрения и охраны глаз от повреждений.
  • Воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание им помочь.

Материал: иллюстрация «строения глаза», картинки «вредно и полезно для глаз».

Предварительная работа:

  1. Беседа на тему «Зрение»
  2. Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения.
  3. Сюжетно ролевая игра «Больница»
  4. Чтение басни И.А. Крылова «Мартышка и очки».
  5. Рассматривание познавательных рисунков.

Ход НОД:

Педагог:Ребята я вам сейчас загадаю загадку, а вы ее отгадайте.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.   (глаза)

Правильно ребята - это глаза. Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека. Ребята, а для чего человеку глаза?

Дети: С помощью глаз человек видит предметы, их цвет, форму, размер. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении. Ориентироваться в пространстве и времени.

Педагог:Ребята послушайте стихотворение про то как устроен глаз человека (воспитатель использует строение глаза рассказывает и показывает):

Глаз волшебный теремок.

Круглый маленький домок,

Хитро он устроен-

Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон

Белой стенкой окружен,

Стенку эту белую

Называют склерою.

Обойдем же дом скорей-

Ни крылечка, ни дверей,

Впереди кружочек тонкий-

Роговица словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло-

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:

Впереди, пред белой склерой

Яркой радужки кружок

Украшает глаз — домок.

В центре радужки — зрачок.

Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет — наш зрачок,

Станет сразу же широк,

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик,

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Оболочкой гладкой-

Тоненькой сетчаткой.

Что же в домике внутри?

На картинке посмотри.

Педагог:Ребята как вы думаете, для чего нужны человеку брови и ресницы? (ответы детей).

- Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановят брови; если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.

А сейчас мы с вами сделаем гимнастику для глаз.

Физразминка «Зрительная гимнастика»

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать, как умеем мя моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри, влево посмотри, вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо –

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

Педагог:Ребята, а что может случится с нашими глаза если мы о них будем плохо заботиться?

Дети: Они заболеют, перестанут хорошо видеть, слезиться будут и т.д.

Педагог:Правильно, они могут заболеть. Давайте мы с вами рассмотрим картинки и определим что плохо, а что хорошо для наших глаз.

Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для наших глаз».

1.Ребенок трет глаза грязными руками.

2.Вытирает глаза чистым платком.

3.Читает в транспорте.

4.Читает, лежа в постели.

5.Читает за столом в хорошо освещенной комнате.

6.Смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

7.Смотрит телевизор далеко от экрана.

Педагог:Ребята, что надо сделать чтобы глаза были здоровыми?

Дети: Беречь глаза, охранять их от пыли и грязи, делать гимнастику для глаз, не смотреть книги лежа, есть продукты содержащие витамины и т.д.

Педагог:Правильно ребята, зрение надо беречь, глаза охранять, тренировать их, подпитывать витаминами. Надо есть морковку, чернику, шиповник. На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Ребята, если мы увидим на улице слепого человека, как сможем помочь ему? (ответы детей). Правильно, можем помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить хлеб в магазине, лекарство в аптеке. Для таких людей открывают специальные школы, издают книги, они живут в своем мире.

Давайте повторим правила по охране зрения, чтобы наши глаза всегда хорошо видели:

1.Нельзя тереть глаза грязными руками.

2.Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3.Нужно оберегать глаза от едких и опасных жидкостей.

4.Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5.Нужно есть продукты с витаминами.

6.Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

7.Нужно гулять на свежем воздухе.

Тема «Как сохранить зрение»

Цель. Продолжать развивать представление о значении зрения и понимание того, что важно заботиться о глазах, чтобы сохранить зрение.

Ход беседы.

Педагог:Чтобы быть здоровым, необходимо знать, как устроен человек, и заботиться о своем здоровье. Никто не позаботится о нас лучше, чем мы сами.

       Я здоровье сберегу,

       Сам себе я помогу!

   Вы узнаете, о каком органе чувств мы будем говорить, отгадав загадку: «два брата через дорогу живут, а друг друга не видят».  (глаза).

   Как вы думаете, какое животное самое зоркое? (ответы детей)

   Самое острое зрение у орла, он парит на большой высоте и из – за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова: она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел, и в темноте не видит, как сова. Но, несмотря на это, глаза являются помощником человека. Почему это так? (ответы детей).

Глаза помогают видеть все вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

   Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Что можно сказать о глазах? Какие они? (ответы детей).

  Да, наши глаза прекрасные, ясные, бывают грустными и веселыми, добрыми и хмурыми.

  Какого цвета бывают глаза? Как они расположены? (ответы детей).

Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза должны быть хорошо защищены. Что защищает наши глаза? (ответы детей).

  Правильно. Веки и ресницы защищают глаза. Что еще оберегает глаза? (ответы детей). Отгадайте подсказку – загадку: «под мостом – мостищем, под соболем – соболищем два соболька разыгрались».(брови и глаза). Запомните: брови, ресницы и веки не только для красоты. Они защищают глаза от пыли, ветра, пота. Но, чтобы сохранить зоркость, такой защиты недостаточно. Что еще надо? (ответы детей).

  Не удивляйтесь, слезы тоже защищают глаза от пыли и грязи, вымывая их со слезой.

                      Оздоровительная минутка «гимнастика для глаз».  

Если глаза устали, надо выполнить следующие упражнения:

  1. зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз).
  2. сделайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз (10 раз).
  3. вытяните руку вперед. Следите взглядом за указательным пальцем, медленно приближая его к носу, затем снова руку вытяните (5 раз).
  4. посмотрите в окно вдаль (1 минута).

                                             Игра «полезно – вредно».

Педагог:. У каждого из вас картинка. Рассмотрите их и скажите, что для глаз полезно, а что вредно.

       (рисунки: читать лежа, смотреть на солнце, оберегать глаза от ударов, промывать глаза по утрам, тереть глаза грязными руками, читать при хорошем освещении.Дети комментируют свой рисунок).

Педагог:Давайте сформулируем и запомним правила бережного отношения к зрению.

  • Умываться по утрам.
  • Смотреть телевизор не более 1-1,5 часов в день.
  • Смотреть телевизор на расстоянии не менее 3 м.
  • Не читать лежа.
  • Оберегать глаза от попадания в них инородных предметов.
  • При чтении и письме свет должен падать слева.
  • Расстояние от глаз до текста должно быть 30 – 35 см.
  • В пищу употреблять достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец).
  • Делать каждый день гимнастику для глаз.
  • Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.

Если вы носите очки….

  • Не горюйте! Со временем с помощью очков зрение может улучшиться.
  • Берегите свои очки, храните их в футляре.
  • Регулярно мойте очки теплой водой с мылом.
  • Не кладите их стеклами вниз.
  • Снимайте во время занятий спортом.

Педагог:Выполним упражнения для глаз.

Всю неделю по порядку

Глазки делают зарядку

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву       (посмотреть вверх, вниз)

И обратно в высоту.

Во вторник часики – глаза

Отводят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо,    (посмотреть вправо, влево)

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем.

Плотно глазки закрываем. (плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко их открыть)  

Раз, два, три, четыре, пять!

Время глазки открывать.

Жмуримся и открываем –

Так игру мы продолжаем.

А в четверг мы смотрим вдаль,     (смотреть перед собой, поставить палец на расстояние

На это времени не жаль.                  25 – 30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и

Что вблизи и что вдали –                 смотреть на него)

Глазки рассмотреть должны.

В пятницу мы не зевали,             (смотреть вверх, вправо, вниз, влево и вверх и в обратном

Глаза по кругу побежали.             порядке: влево, вниз, вправо и снова  вверх)

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной,          (посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний

Мы не ленимся с тобой.               левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний

Ищем взглядом уголки,                правый)

Чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать,         (закрыть веки, массировать их круговыми движениями

А потом пойдем гулять,                пальцев)

Свежим воздухом дышать.

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Тема "Глаза-наши главные помощники"

Программное содержание:

1. Учить детей понимать о значении глаз в жизни человека, побуждать беречь их.

2. Закрепить правила пользования очками.

3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями и строчками из знакомых стихотворений.

4. Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, дополнять ответы.

5. Активизировать речь словами: глаза, веки, брови, ресницы.

Предварительная работа:

1. посещение кабинета врача окулиста

2. стихи, загадки, пословицы по теме

3. дидактические игры:

а) «правый – левый»

б) «что умеют наши глазки»

в) «цепочка слов»

г) «полезно - вредно»

4. памятка для родителей «Эти глаза…»

Материал для занятия:

1) Демонстрационный: иллюстрации, игрушка крокодил, мяч, ширма.

2) Раздаточный: карточки «четвертый лишний», фишки для игры, зеркало.


В группе стоит ширма для кукольного театра. Дети стоят около нее.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Сегодня на занятии я буду доктором, а вы мои гости.

Мы будем говорить о нашем здоровье. А о чем именно, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Есть у каждого лица два красивых озерца,

Между ними есть гора, что же это, детвора?.(Глаза)

Правильно, ребята, это глаза.

На ширме появляется крокодил.

Воспитатель: К окулисту пришел крокодил,

плакал горько, совета просил.

Крокодил: Я весь день телевизор смотрел,

До полуночи над книгой сидел,

Свет обычно включать не любил,

И в темноте вечера проводил.

Видел все! А теперь – не могу.

Врач ответил: Я вам помогу. Вам беречь надо было глаза.

Не простительное поведение –

так испортить хорошее зрение.

В темноте никогда не читайте,

Телевизор пореже включайте,

И придется очки заказать,

чтобы снова газеты читать. (Шалаева Г.)

Дети садятся за столом

Доктор: Глаза – самые главные наши помощники. Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину,

Повернитесь – посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза.

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, огромные, веселые и т.д.)

Каким бывает цвет глаз? (карие, голубые, зеленые…)

Какие по размеру бывают глаза? (большие, маленькие…)

Как глаза расположены? (далеко, близко…)

Показ рисунка - Строение глаза.

Доктор: Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?

В центре мы видим черную точку – это ЗРАЧОК. Он то расширяется, то сжимается. Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется. Вокруг зрачка – цветное колечко – это радужная оболочка – от него зависит цвет наших глаз.

Опыт: Посмотрите в зеркало – определите цвет своих глаз. Какого цвета у вас глаза.

Доктор: Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их.)

Что еще оберегает глаза? (брови)

Брови, ресницы и веки нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли.)

Что нужно, если в глаз попала мошка:

Дети:

1. Если в глаз попала мошка,

Если он болит немножко.

Чтоб убрать ее, не стоит

Глазик наш тереть рукой.

2. Надо глаз промыть водичкой,

И расправить все реснички.

Или взрослых подозвать

И про глазик рассказать.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА С МЯЧОМ «КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛАЗА»

(ЦЕПОЧКА СЛОВ).

Дети стоят по кругу. Водящий берет в руки мяч и , передавая соседу, говорит: “Глаза могут быть: добрыми, веселыми, строгими, маленькими, большими, зелеными …”

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МИНУТКА «ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ».

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

1.Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2. Быстро моргать в течение 10 – 15 секунд.

3. Пальминг.

РАБОТА С РАЗДАТОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ

(Сидя за столами)

ИГРА “ПОЛЕЗНО _ ВРЕДНО”

Доктор: Посмотрите на картинки и закройте фишками только те предметы, которые лечат глаза и берегут зрение. (выполнение задания).

Какие предметы вы закрыли, и почему?

(фрукты и овощи – витамины для глаз; кепка, очки защищают глаза)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Доктор: О чем ребята мы сегодня с Вами говорили? (о глазах). Что нужно делать чтобы глаза хорошо видели?

(нечитать лежа, оберегать глаза от ударов; не смотреть на яркий свет; промывать по утрам глаза; не смотреть близко телевизор; не тереть глаза грязными руками; читать при хорошем освещении).

Ребята, кто же должен заботиться о наших глазах? (мы сами)

Пословица: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

Сюрприз от крокодила: Вот вам, дети, витамины.

Тема «Береги глаз как алмаз»

            Цели: учить заботиться о сохранении зрения; познакомить со строением глаза; выяснить причины ухудшения зрения; развивать мышление, память, расширять кругозор детей; воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

Ход занятия

I. Вступительное слово.

Мы очень часто в своих беседах затрагиваем тему здоровья. Мы учились с вами ухаживать за своим телом, чистить зубы... Общее название всех наших занятий звучит так: «Твое здоровье в твоих руках».

– Как вы это понимаете? (ответы.)

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Береги глаз как алмаз». (Словарная работа. Что такое алмаз? Это - драгоценный камень)

А вот зачем же беречь наши глаза как драгоценный камень, мы и должны узнать на сегодняшнем занятии.

Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее будет учиться, работать. Какой вывод можно сделать из сказанного мною? (Зрение нужно беречь!)

Да, и цель нашего занятия – выяснить, отчего ухудшается зрение; научиться заботиться о сохранении хорошего зрения.

Настроимся на рабочий лад, вспомним наше любимое правило: каждый день, всегда, везде: на занятиях, в игре – четко, ясно говорим и тихонечко сидим.

II. Рассказ о строении глаза.

Для начала мы немножко познакомимся со строением глаза. Вы все знаете, как устроен фотоаппарат. (Показываю). Когда нажимаешь на кнопку затвора, в нем открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Примерно так же устроен наш глаз. Посредине круглое цветное пятнышко, у одних оно коричневое, у других – синее, зеленоватое. Это радужная оболочка. А посредине видна черная точка. Но это не точка, а маленькое отверстие, оно называется зрачком. Именно через него лучи света попадают внутрь глаза и как бы рисуют в нашем мозгу изображение того, на что направлен глаз.

Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечет со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, ее тотчас слизнет непрерывно мигающее веко.

Ну, если уж природа заботится о нас, то мы и сами должны заботиться о своем здоровье.

III. Обсуждение проблемы «Почему портится зрение».

– Мы должны выяснить, почему портится зрение. Как вы думаете? (ответы детей.)

Обобщаем. (Вывешивается таблицей.)

Причины ухудшения зрения

1. Работа при плохом освещении.

2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.

3. Чтение лежа.

4. Длительный просмотр телепередач.

Мы выяснили причины, узнали, от чего портится зрение. А теперь узнаем, как же заботиться о сохранении нашего зрения.

1. Место, где вы занимаетесь, должно быть хорошо освещено. Лампа должна стоять слева.

2. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30–35 см (у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).

3. Нельзя читать лежа или на ходу, попадете всегда в беду.

4. Телевизор. (Рассказывает ученик.)

1) Смотреть не более 2–3 передач в неделю (по 1–1,5 ч) (не считая коротких мультиков).

2) Располагаться от телевизора не ближе 2–3 м, не дальше 6–8 м.

3) Место для сидения должно быть удобным.

4) Изображение на экране должно быть четким.

IV. Практическое упражнение.

Глазам нужен отдых.. Каждый знает: чтобы хорошо работать, нужно время от времени отдыхать. И на практической части нашего занятия мы сегодня узнаем, как же можно дать отдохнуть глазам. Для этого существует специальная гимнастика для глаз, которую разработали ученые-врачи.

1. упражнение (сидя) крепко зажмурить глаза на 3–5 с. Затем открыть на такое же время (6–8 р.).

2. упражнение (стоя). Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6–8 р).

3. а) указательный палец на расстоянии 25–30 см.

б) смотреть на конец пальца 3–5 с.

в) прикрыть левой рукой левый глаз на 3–5 с.

г) убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3–5 с. (потом правой рукой.)

4. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.

V.Вывод

– Какую цель мы ставили?

– Чему научились, что нового узнали?

1. Узнали, как устроен глаз.

2. Выяснили причины ухудшения зрения.

3. Научились заботиться о сохранении зрения.

4. Научились делать гимнастику для глаз.

На занятии мы тоже усердно работали, и после занятия нам нужен отдых. И еще одно упражнение, для того чтобы снять усталость, расслабиться. Я говорю, а вы делаете.

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем, ...

Дышится легко, ровно, глубоко...

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена

И расслаблена,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и

Красиво сесть!

 

Тема «Сберечь зрение – сохранить здоровье».

            Цели: учить заботиться о сохранении зрения; познакомить со строением глаза; выяснить причины ухудшения зрения; развивать мышление, память, расширять кругозор детей; воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

Ход занятия

I. Вступительное слово.

Мы очень часто в своих беседах затрагиваем тему здоровья. Мы учились с вами ухаживать за своим телом, чистить зубы... Общее название всех наших занятий звучит так: «Твое здоровье в твоих руках».

– Как вы это понимаете? (ответы.)

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Береги глаз как алмаз». (Словарная работа. Что такое алмаз? Это - драгоценный камень.)

А вот зачем же беречь наши глаза как драгоценный камень, мы и должны узнать на сегодняшнем занятии.

Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружающий мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее будет учиться, работать. Какой вывод можно сделать из сказанного мною? (Зрение нужно беречь!)

Да, и цель нашего занятия – выяснить, отчего ухудшается зрение; научиться заботиться о сохранении хорошего зрения.

Настроимся на рабочий лад, вспомним наше любимое правило: каждый день, всегда, везде: на занятиях, в игре – четко, ясно говорим и тихонечко сидим.

II. Рассказ о строении глаза.

Для начала мы немножко познакомимся со строением глаза. Вы все знаете, как устроен фотоаппарат. (Показываю). Когда нажимаешь на кнопку затвора, в нем открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, на что был направлен фотоаппарат. Примерно так же устроен наш глаз. Посредине круглое цветное пятнышко, у одних оно коричневое, у других – синее, зеленоватое. Это радужная оболочка. А посредине видна черная точка. Но это не точка, а маленькое отверстие, оно называется зрачком. Именно через него лучи света попадают внутрь глаза и как бы рисуют в нашем мозгу изображение того, на что направлен глаз.

Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечет со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, ее тотчас слизнет непрерывно мигающее веко.

Ну, если уж природа заботится о нас, то мы и сами должны заботиться о своем здоровье.

III. Обсуждение проблемы «Почему портится зрение».

– Мы должны выяснить, почему портится зрение. Как вы думаете? (ответы детей.)

Обобщаем. (Вывешивается таблицей.)

Причины ухудшения зрения

1. Работа при плохом освещении.

2. Чтение при малом расстоянии от глаз до книги.

3. Чтение лежа.

4. Длительный просмотр телепередач.

Мы выяснили причины, узнали от чего портится зрение. А теперь узнаем, как же заботиться о сохранении нашего зрения.

1. Место, где вы занимаетесь, должно быть хорошо освещено. Лампа должна стоять слева.

2. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть 30–35 см (у взрослого это равно длине руки от локтя до кончиков пальцев).

3. Нельзя читать лежа или на ходу, попадете всегда в беду.

4. Телевизор. (Рассказывает ученик.)

1) Смотреть не более 2–3 передач в неделю (по 1–1,5 ч) (не считая коротких мультиков).

2) Располагаться от телевизора не ближе 2–3 м, не дальше 6–8 м.

3) Место для сидения должно быть удобным.

4) Изображение на экране должно быть четким.

IV. Практическое упражнение.

Глазам нужен отдых.. Каждый знает: чтобы хорошо работать, нужно время от времени отдыхать. И на практической части нашего занятия мы сегодня узнаем, как же можно дать отдохнуть глазам. Для этого существует специальная гимнастика для глаз, которую разработали ученые-врачи.

1. упражнение (сидя) крепко зажмурить глаза на 3–5 с. Затем открыть на такое же время (6–8 р.).

2. упражнение (стоя). Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6–8 р).

3. а) указательный палец на расстоянии 25–30 см.

б) смотреть на конец пальца 3–5 с.

в) прикрыть левой рукой левый глаз на 3–5 с.

г) убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3–5 с. (потом правой рукой.)

4. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.

V.Вывод

– Какую цель мы ставили?

– Чему научились, что нового узнали?

1. Узнали, как устроен глаз.

2. Выяснили причины ухудшения зрения.

3. Научились заботиться о сохранении зрения.

4. Научились делать гимнастику для глаз.

На занятии мы тоже усердно работали, и после занятия нам нужен отдых. И еще одно упражнение, для того чтобы снять усталость, расслабиться. Я говорю, а вы делаете.

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем, ...

Дышится легко, ровно, глубоко...

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена

И расслаблена,

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и

Красиво сесть!

Использованные источники

http://gllaza.ru/stihi-dlya-detej-o-glazah-i-zrenii/

http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/stihi-dlja-doshkolnikov/stihi-poteshki-i-zagadki-po-teme-chto-ja-znayu-o-sebe/page-3.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактическая работа с детьми группы с нарушением зрения ( за исключением детей , посещающих логопедические занятия)

Материал для учителей - логопедов, работающих в группах для детей с нарушением зрения. В целях профилактики речевых нарушений, для детей не посещающих логопедические занятия необходима проф...

Перспективные планы работы по профилактике нарушений зрения в логопедической работе

Планирование работы учителя-логопеда по профилактике нарушений зрения в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Работа с родителями по профилактике нарушений зрения

Перспективные планы работы с родителями по профилактике нарушений зрения в логопедической работе....

Сообщение из опыта работы по творческой теме "Профилактика нарушений зрения в логопедической работе".

Сообщение из опыта работы по творческой теме "Профилактика нарушений зрения в логопедической работе". Представлено на РМО учителей-логопедов 7.02.2017г....

Методическое пособие "Профилактика нарушений зрения в логопедической работе".

Методическое пособие "Профилактика нарушений зрения  в логопедической работе"....

Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения для воспитателей с детьми

Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения для воспитателей с детьми...

Профилактика нарушений зрения в логопедической работе с детьми

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для ...