Многофункциональное дидактическое пособие "Цветные страницы"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Пособие "Цветные страницы" способствует приобретению умений, навыков и знаний цветовой грамоты, способствует развитию ассоциативно-образного восприятия цвета и творческих способностей детей. Данное пособие многофункционально и удобно. Предназначено для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogofunktsionalnoe_didakticheskoe_posobie.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Многофункциональное дидактическое пособие «Цветные
страницы»
Цвет - это первая информация, которую мы получаем о предмете, а первое впечатление – самое важное. Главным нашим помощником в развитии у детей цветового восприятия является природа. Её многоцветие по-своему радует нас во все времена года. Если научиться внимательно вглядываться в природу, то мы увидим богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей, листвы. Осень для нас предоставит богатейшую палитру оттенков тёплых цветов – жёлтого, оранжевого, коричневого, бордового, красного и многих других. Зимой мы будем наблюдать с детьми палитру светлых оттенков голубого, синего, фиолетового цвета. Весной природа дарит нам нежнейшие цвета и оттенки мягких, пастельных тонов – кремовый, розовый, абрикосовый, охристый, светло-жёлтый. Лето нас порадует всей цветовой гаммой зелёного цвета.
К тому моменту, когда ребенок становится способен воссоздать цвет предметов в своем воображении, он переходит на более высокий уровень ассоциативного восприятия цвета. Но он еще не способен систематизировать большое количество разнообразных цветов, которые видит. Именно в это время взрослый может помочь ребенку разобраться в цветовом многообразии окружающего мира, познакомить с выразительными возможностями цвета, развить способность различать большее количество цветовых оттенков. Данное пособие способствует приобретению умений, навыков и знаний цветовой грамоты, способствует развитию ассоциативно-образного восприятия цвета и творческих способностей детей. Пособие «Цветные страницы» многофункционально и удобно. Предназначено для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Пособие может быть использовано, как календарь природы. Также «Цветные страницы» можно эффективно использовать для театрализованной деятельности. Дети могут самостоятельно придумывать новые сказки или показывать уже хорошо знакомые произведения.
Многофункциональное дидактическое пособие «Цветные страницы»
включает в себя мольберт со съёмными планшетами (страницами), фишки-краски, палитры. Каждый планшет обтянут велкротканью жёлтого, голубого и зелёного цветов, которые соответствуют определённому времени года (жёлтый – осень, голубой - зима, зелёный – весна, лето). Из фетра изготовлены предметы и объекты природы, животные, которые легко крепятся на велкроткань липучками, а между собой соединяются кнопками, пуговицами, крючками.
Основная цель данного пособия – формирование основ цветоведения посредством эстетического восприятия сезонных явлений.
Задачи по формированию чувства цвета у детей дошкольного возраста посредством пособия «Цветные страницы»:
Младшая группа
1) Научить изображению разнообразных и несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форма).
2) Развивать чувство цвета – умение различать и называть основные цвета.
3) Закреплять знания цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный.
Средняя группа.
1) Научить использовать цвета и оттенки как художественное выразительное средство.
2) Познакомить с возможностью получения некоторых цветов путём смешения других красок.
4) Продолжать формировать представление о светлотных оттенках 3 градации: светлый, светлее, самый светлый.
Старшая группа.
1) Развивать и совершенствовать чувство цвета.
2) Углублять представления о системе хроматических цветов, их взаимосвязи. Познакомить с делением цветов на тёплые и холодные.
4) Продолжать формировать представление о светлотных оттенках 4 градациях.
Пособие «Цветные страницы» может успешно применяться педагогами не только в рамках художественно-эстетического развития, но и ряда других образовательных областей и решать следующие педагогические задачи:
«Социально – коммуникативное развитие»: развитие взаимодействия ребёнка с воспитателем и другими детьми, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в природе.
«Познавательное развитие»: формирование познавательных действий, формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени; ознакомление с природой и природными явлениями, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
«Речевое развитие»: развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя, связной речи, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Варианты игр
- «Времена года и краски»
Возраст: старшая, подготовительная группы.
Цель: сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).
Ход игры: в игре предложен воспитателем пейзаж весны, лета, осени или зимы, с характерной цветовой гаммой каждого времени года, а также палитры и фишки-краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени года советующие фишки – краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав каждого цвета (нежные – яркие, холодные – теплые, основные - составные, оттенок какого цвета) .
- «Какого цвета – назови…»
Возраст: старшая, подготовительная группы.
Цель: закрепить умение подбирать предметы в определенной цветовой гамме, развивать умение ориентироваться в теплых и холодных тонах. Развивать монологическую речь детей.
Ход игры: Воспитатель показывая предмет на планшете просит ребенка описать его (форма, величина, цвет). Определив цвет, ребенок должен соотнести его с группой холодных или теплых оттенков.
- Игра «Ягоды поспели»
Возраст: младшая, средняя группы
Цель: закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.
Ход игры: воспитатель выкладывает на планшете ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении разложить ягоды в определенном цветовом порядке от более светлых к темным по образцу, а далее без него.
4. Игра «Радуга»
Возраст: средняя, старшая группы
Цель игры: продолжать знакомиться с понятием «спектр цвета», сопоставлять с природным явлением (радуга). Определять цвета, входящие в спектр цвета и их последовательность.
Ход игры: Участникам игры предлагается расположить цвета радуги в правильной спектральной последовательности, используя популярную речевую фразу -подсказку (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, в которой, последовательность слов и первые буквы соответствуют цвету радуги.
5. Игра «Посадим бабочку на цветок»
Возраст: средняя, старшая группы
Цель игры: закреплять умения детей получать новые цвета. Определять основные и составные цвета.
Ход игры: Воспитатель предлагает посадить бабочку на соответствующий цветок. Крылья бабочки окрашены в два основных цвета. Детям необходимо определить составной цвет, и посадить бабочку на цветок данного цвета. (Пример: бабочку с крылья красного и жёлтого цветов необходимо посадить на цветок оранжевого цвета).
6. Игра «Составь картину»
Возраст: средняя, старшая группы
Цель игры: закреплять умение детей проводить аналогии времени года с цветовой гаммой красок. Определять характер цвета «холодный», «теплый» «Нежный» (пастельный). Развивать творческие способности.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить на планшете картину осени, зимы, весны, лета. Определить используемые цвета и оттенки, их характер (холодный, теплый, нежный).
Пособие «Цветные страницы» востребовано детьми, оно открывает множество возможностей для их самостоятельной деятельности. Дети используют данное пособие в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.
Список использованных источников.
1. Курочкина Л.В., Варбанец Е.С. Цветоведение в системе работы ДОУ. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития детского изобразительного творчества - г. Сокол, 2010г.
2. И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное дидактическое пособие для младших дошкольников "Сенсорное панно"
представлены игры и упражнения для работы с детьми младшего дошкольного возраста...
Многофункциональное дидактическое пособие "Волшебные кармашки"
Данное пособие может использовать в непосредственно образовательной деятельности детей, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе с дошкольниками....
Многофункциональное дидактическое пособие "Дидактическая юбка"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 Пушкинского района Санкт-Петербурга М...
Методическая разработка «По страницам "Чудо-книжки» (Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия»
Цель: уточнить правильное произнесение звука С в словах.Задачи:- автоматизировать звук С;-упражнять в определении места звука в слове;-упражнять в правильном употреблении падежных окончаний; согласова...
Дидактическая игра "Найди соответствие". Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5 - 7 лет.
Дидактическая задача: Через дидактическую игру «Найди соответствие», создать условия для закрепления представлений детей об окружающем, умение выражать свои мысли, делать выводы.Игро...
Многофункциональное дидактическое пособие «Дидактическая юбка» как средство формирования предпосылок функциональной грамотности детей раннего дошкольного возраста»
Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ре...
Разностороннее развитие детей раннего возраста посредством использования многофункционального дидактического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка»
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социал...