Консультация для родителей"Детский туризм- дело серьезное"
план-конспект по физкультуре по теме

Старцева Марина Николаевна

Консультация  содержит материал, раскрывающий родителям значение и особенности детского туризма, дает подробные рекомендации каким образом, с какого возраста начинать приобщение ребенка  к туризму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_turizm.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 

«Детский туризм – дело серьезное»

Планирование формы проведения отдыха выходного дня проис ходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможно стей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного от дыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надеж ным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсхо дованных за неделю. Сочетание всех основных составляющих пол ноценного отдыха (двигательной активности, благотворного воздей ствия природных факторов, познавательности, разнообразия впе чатлений, общения с новыми людьми и т.п.) делают туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.

Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравни мый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплекс ного воздействия на организм природных факторов: солнца, возду ха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде цикличес ких упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велоси педе, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно-сосудистых и рес пираторных заболеваний.

Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, вос питывая к ней бережное отношение. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют при частность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.

С приобретением опыта походной жизни у дошкольников форми руются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и зату шить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадав шему и др.). У детей воспитываются самостоятельность, организо ванность, развивается воля. Опыт показывает, что дети, прошед шие физическую и психологическую подготовку к возможным экст ремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя макси мально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения.

Таким образом, семейный отдых в выходные и отпускные дни в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компо нентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникатив ный, эмоционально-психологический, эстетический, познаватель ный и прикладной.

Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трех-четырехлетнего возраста. Начинать нужно с несложных про должительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следую щим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и неко торые туристские умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.

Обычно в походах выходного дня ставятся следующие цели:

  1. оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и рабо
    тоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);
  2. спортивно-тренировочные (повышение спортивной квалифика
    ции, физическая тренировка, обучение преодолению естествен
    ных препятствий, тактике действий в экстремальных ситуа
    циях, подготовка к участию в категорийных маршрутах);
  3. познавательные (изучение родного края, знакомство с его ис
    торическими и природными достопримечательностями);
  4. развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы по
    варов, знатоков природы, музыкальные и т.п.);
  5. практические (сбор грибов, ягод, орехов, ловля рыбы);
  6. эстетико-романтические (художественно-творческая деятель
    ность на природе: рисование, сочинительство и т.п., встречай
    общение с друзьями).

Программа похода должна быть составлена с учетом мнения боль шинства, а также интересов и возможностей детей.

В зависимости от способа передвижения туристические походы с детьми-дошкольниками могут быть пешими, лыжными, велосипед ными, водными (на лодках, байдарках, плотах, катамаранах) и ком бинированными (автомобильно-пешеходными). Новички в туризме выбирают первую, вторую и последнюю разновидности. Семьи со ста жем — велосипедные и водные, в которых необходимы как специ альное снаряжение, так и техническая подготовка.

    Для однодневной туристической прогулки не нужно большого перечня специального инвентаря.

   Вес всей поклажи дол жен составлять не более 300-400 г (сменные шорты, панама, мяг кая игрушка и т.п.).

Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше при обрести хороший рюкзак, который прослужит не одному поколению и будет передаваться по наследству как реликвия. Существует мно жество видов рюкзаков: абалаковский, анатомический, велосипед ный и т.п. Лучше всего подобрать для ребенка станковый рюкзак. Он легко регулируется в зависимости от возраста и параметров тела, а его особая конструкция позволяет переносить все возрастающие тяжести без особой нагрузки на плечевой пояс. Станок дает возмож ность выправить осанку у сутулых детей. За счет выдвигающегося клапана можно увеличить объем рюкзака почти вдвое. Система рем ней-затяжек позволяет быстро и накрепко упаковать багаж.

Родителям следует научить ребенка заботиться о сохранности и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и украше нии. Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен состав лять 1-1,5 кг, 7-8 лет — до 2-3 кг. Безусловно, многие физически подготовленные дети могут переносить более значительные тяжес ти, однако при этом ребенок будет быстро уставать, снизится темп ходьбы, он перестанет замечать достопримечательности, реагировать на слова и переключится только на свои ощущения. Поэтому не сле дует забывать об еще не окрепшем позвоночнике и позволять уста навливать рекорды по весу переносимого груза. В противном случае через 40-50 минут ходьбы малыш сам откажется от этой затеи ипридется на ходу разгружать рюкзак упрямого туриста. Работоспо собность и здоровье туриста зависят также от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, было легко в любой момент найти нужную вещь, с другой — чтобы ника кие твердые предметы не упирались в спину ребенка. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны — игруш ки, книги. Посуда, предметы гигиены, компас могут располагаться в задних и боковых карманах.

Для организации отдыха родителей и детей во время коротких и длительных привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина его должна быть не меньше роста человека, чтобы можно было обеспечить отдых позвоночнику и ногам во время при валов, а также использовать на ночевках, а вот ширина — не более 60-70 см. Наиболее распространенным видом туристических коври ков является пенополиуретановый — сокращенно «пенка». Поло женная на снег или на мокрую землю, она не даст замерзнуть за счет большого количества микропор с воздухом. Сложенная в рулон, она надежно крепится ремешками к рюкзаку туриста и очень легка в переноске. Совсем юным туристам (2-4-х лет) для ночевки в палат ке подходит надувной матрац.

Следующим этапом в подготовке к походу является подбор обуви и одежды для ребенка и взрослых членов семьи. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, — одежда дол жна быть не по сезону, а по погоде. Однако необходимо учесть не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воз духа) на момент начала похода, но и возможность ее изменения, осо бенно в случае многодневного похода. Обувь ребенка должна быть разношенной (на 1 размер больше), удобной, позволяющей вставить войлочную стельку и надеть два носка — хлопчатобумажный и шер стяной, что способствует теплообмену. Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристские бо тинки, особенно если намечается поход по горной местности или в сырую прохладную погоду. В холодный период это могут быть кожа ные зимние сапоги или ботинки. В теплый период в многодневный поход обязательно берутся легкие спортивные тапочки, чтобы обес печить отдых ногам и просушку «ходовой» обуви.

Одежда должна быть удобной для выполнения активных движе ний. Но даже летом, если запланирован поход в лес, не следует наде вать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов кле-*щей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную по году рекомендуется иметь ветровую куртку — анорак (надеваемую через голову, с короткой застежкой — молнией, переходящей в ка- пюшон). Может быть использована обычная куртка-ветровка от спортивного костюма и аналогичные брюки. В зимний период — это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном и брюки на двой ном синтепоне для девочек.

 Время выхода в поход обычно согласуется с движением транспор та (рейсового автобуса, пригородной электрички и т.п.), но всегда предусматривается в утренние часы. Наиболее сложным для многих семей является вопрос определения физической нагрузки для детей во время движения по маршруту. Ответ не может быть однознач ным, так как это зависит от возраста детей, их состояния здоровья, уровня физической подготовленности, индивидуальных возможно стей, сложностей ландшафта и многих других факторов. . Однако существуют определенные нормативы, сориен тированные на физически нормально развитого ребенка. Так, счита ется, что общая протяженность маршрута для детей трех-четырех лет может составлять от 3-4 до 5-6 км, для детей пяти-шести лет -10 км. Зная своего ребенка, родители без труда определят соответ ствие характера физической нагрузки его возможностям. Обычно первыми признаками утомления являются вопросы типа «Когда мы придем? », «Долго еще идти? », капризы детей. При этом нет необхо димости сразу приостанавливать движение, надо просто переклю чить внимание ребенка на другие объекты, поиграть в словесные игры, загадать загадки и т.п.

Очень важно продумать организацию свободного времени на при вале. Опыт многочисленных туристских семей подтверждает, что поход надолго остается в памяти взрослых и детей, если он превра щается в веселый совместный праздник, полный шуточных игр и аттракционов. Если в походе принимают участие дети разных возра стов, то можно составить две равные по силам команды из детей и взрослых и организовать игры-эстафеты, соревнования на поляне

Тщательно продумывая организацию похода, следует предусмот реть время на самостоятельные игры детей, их творческую деятель ность и общение друг с другом. В поход можно взять фломастеры и краски с мольбертом и предложить ребенку запечатлеть в рисунке запомнившийся пейзаж. Если ребенок любит мастерить, то реко мендуется взять с собой пластилин, с помощью которого создаются диковинные поделки из природного материала (желудей, шишек, коряг, листьев). А вечером, когда стемнеет, все собираются у костра, где можно услышать сказочные истории из жизни лесных обитате лей и смелых путешественников, о добре и зле. Здесь воспитывается любовь к песне и поэзии. Иногда можно устраивать маленькие кон церты, участниками которых могут быть и самые младшие.

Содержание деятельности детей и взрослых на привале должно быть согласовано с возможностями ребенка, чтобы не вызвать у него физического и психического переутомления. Поэтому рекомендует ся следовать привычному режиму дня. Дневной сон, организован ный в палатке или под тентом, поможет сохранить силы ребенка, обеспечит отдых, так необходимый для легковозбудимых детей. Осо бенно важно следовать этому требованию в многодневных походах и в жаркие дни. Если с первого дня будет установлено такое правило, то требования родителей не вызовут отрицательных реакций, а бу дут восприниматься как должное.

Время и способ возвращения домой планируется заранее, и оно должно произойти засветло. Если участникам похода предстоит пройти достаточно большое расстояние, то прокладывается крат чайший маршрут.

Консультация для родителей

 

«Детский туризм – дело серьезное»

Подготовила и провела:

 И.Ф.К. МДОУ № 301

Старцева М.Н.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Детские игры - дело серьезное»

Консультация для родителей«Детские игры - дело серьезное»...

Консультация для родителей «Детский туризм – дело серьезное»

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех члено...

Консультация для родителей "Детский туризм - дело серъезное"

Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетание всех основных составляющих полноценного отдыха (двигательной активности, благотворного в...

Консультация для родителей "Детский туризм - дело серьезное"

Туризм-одна из форм физического воспитания детей и укрепление их психологического здоровья....

Консультация для родителей. "Детский туризм - дело серьёзное".

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех члено...

Консультация для родителей «Детский туризм – дело серьезное»

Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех члено...