Опыт работы. "Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Особенность этих игр – развивать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_muzykalno-didakticheskih_igr.docx | 259.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опыт работы
«Организация
музыкально-дидактических игр
с детьми младшего дошкольного возраста»
Разработал
музыкальный руководитель
Лучко Д.В.
2015 год
Актуально.
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны, среди
них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Особенность этих игр – развивать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями,
развивают инициативу, самостоятельность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Задачи
Развивать способности эмоционально сопереживать в процессе восприятия
музыки.
Развитие интереса к музыкальной игровой деятельности.
Совершенствование игровых умений детей в музыкально-дидактической игре.
Комплексное развитие музыкальности ребенка, всех основных музыкальных
способностей.
Развитие творческих способностей.
Данный материал рассчитан на календарный учебный год, предполагает
постепенное и систематичное введение музыкально-дидактических игр и упражнений на занятиях в каждый вид деятельности (пение, слушание, ритмическую деятельность), а также в самостоятельную деятельность детей. Разработано тематическое планирование на год, подобраны и расписаны музыкально-дидактические игры на развитие основных музыкальных способностей: динамического слуха, тембрового слуха, звуковысотного слуха, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости.
Методика овладения детьми играми представляет собой непрерывный
и последовательный цикл, включающий четыре этапа:
- первоначальная ориентировка детей в способах самостоятельных действий по
различению свойств музыкальных звуков в условиях знакомства с музыкально-дидактическим упражнением на занятиях;
- овладение детьми способами самостоятельных действий по различению
свойств звуков под непосредственным руководством педагога при знакомстве с музыкально-дидактической игрой на занятиях;
3)совершенствование самостоятельных навыков различения звуков в процессе
музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности, но под косвенным руководством педагога;
- совершенно самостоятельное применение игр по их инициативе и без помощи
педагога в самостоятельном музицировании.
Непрерывность цикла предполагает, что после освоения одной игры на занятиях
она переносится педагогом в самостоятельную игровую деятельность и одновременно на занятии происходит знакомство со следующей игрой.
Примерное планирование музыкально-дидактических игр на занятиях
Слушание | Пение | Движение, игра |
Сентябрь | ||
«Посылка» (Т) «Зайчики и Мишки» (Р) | «Птица и птенчики» (З) | «Гулять – отдыхать» (Р) «Громкие и тихие ладошки» (Д) |
Октябрь | ||
«Чудесный мешочек» (З) | «Музыкальная лесенка» (З) | «Кто в лесу живет?» (Р) «Дождик на дорожке» (Д) |
Ноябрь | ||
«Матрешки» (З) «Сыграй на палочках, как я» (Р) | «Где мои детки» (З) | «Тихо – громко» (Д) |
Декабрь | ||
«Найди игрушку» (З) | «Курица и цыплята» (З) | «Мишки и Мышки» (З) |
Январь | ||
«Музыкальный домик» (Т) «Кого встретил колобок?» | «Петушок – золотой гребешок» (Р) | «Тихие и громкие звоночки» (Д) |
Февраль | ||
«Кто в домике живет?» (З) | «Музыкальная лесенка» (З) | «Наш оркестр» (Т) «Ходим, бегаем, замираем» (Р) |
Март | ||
«Что делают дети?» (Р) «Музыкальные молоточки» (Р) | «Где мои детки» (З) «Музыкальные часы» | «Платочки» (Д) «Мишки и Мышки» (З) |
Апрель | ||
«Музыкальные колпачки» (Т) | «Тихо, громко запоем» (Д) | «Поезд» (Р) «Дождик на дорожке» (Д) |
Май | ||
«Угадай, на чем играю» (Т) «Матрешки» (З) | «Курица и цыплята» (З) «Петушок – золотой гребешок» (Р) | «Прогулка» (Р) |
Т – развитие тембрового слуха. Р – развитие ритмического слуха.
З – развитие звуковысотного голоса. Д – развитие динамического слуха
Игры для развития ритмического слуха
Название | Цели | Содержание |
«Гулять – отдыхать» | Учить детей различать характер музыки | Звучит музыка разного характера – «Колыбельная» или «Плясовая», дети выполняют соответствующие движения: весело танцуют или присаживаются на корточки и «спят». |
«Зайчики и Мишки» | Дать представление о долгих и коротких звуках | Показать детям картинки медведя и зайца, раздать карточки с нарисованными кружочками, большими и маленькими. Педагог играет соответствующие ритмические рисунки, дети показывают карточки |
«Кто в лесу живет?» | Слушать ритмический рисунок и передавать его в движении | Дети слушают музыку, изображающую зайчика, мишку, и эмоционально передают в движении. |
«Прогулка» | Учить детей играть на музыкальных молоточках, развивать ритмические навыки | Педагог ударяет музыкальным молоточком, рассказывая сказку, дети повторяют за ним(«Спускаемся по лестнице… дети быстро прыгают… Пошел дождик, сначала медленно, потом быстро…») |
«Сыграй на палочках, как я» | Развивать ритмические навыки, использовать деревянные палочки | Педагог задает несложный ритмический рисунок деревянными палочками, дети повторяют. |
«Петушок – золотой гребешок» | Закреплять чувство ритма | Педагог рассказывает сказку про петушка, поет песенку и прохлопывает ритм. Дети учат песню, хлопают ритм и вызывают петушка из домика |
«Что делают дети?» | Закреплять умение различать музыкальные произведения | Детям раздают карточки с изображением детей (дети маршируют, дети спят). Звучат знакомые произведения. Кто узнал произведение, закрывает картинку фишкой |
«Музыкальные молоточки» | Закреплять умение повторять ритмические рисунки | Педагог задает ритмические рисунки, постепенно их усложняя, дети повторяют |
«Ходим, бегаем, замираем» | Развивать ритмические навыки, различать темп, реагировать на окончание музыки | Звучать полька, марш. Дети выполняют соответствующие движения, на окончание музыки останавливаются. |
«Поезд» | Дат представление о перемене темпа – ускорении, замедлении | Дети сидят на стульях. Поезд набирает ход – медленно стучат кубиками; ускоряет темп – быстро стучат |
Игры для развития звуковысотного слуха
Название | Цели | Содержание |
«Птицы и птенчики» | Учить детей различать звуки по высоте и воспроизводить их голосом. | «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной. Познакомить детей с высокими и низкими звуками. |
«Музыкальная лесенка» | Дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии | Любая игрушка (матрешка, мишка, зайчик и т.д.) Педагог показывает, как должна двигаться игрушка, при этом напевает мелодию. Дети сначала показывают движения рукой, потом сами водят игрушки. |
«Где мои детки?» | Учить воспроизводить высокие звуки | Четыре большие карточки с изображением (гусь, утка, курица, птица) и несколько маленьких 9утята, гусята, цыплята, птенцы). Педагог поет: «где мои утята?» (на ре 1-й октавы). Дети отвечают: «Кря, кря!» (на звуке до 2-й октавы). Все мамы находят деток. |
«Мишки и Мышки» | Учить различать высокие и низкие звуки и характерно передавать в движении | Звучит музыка, изображающая медведей и мышей. Детей можно поделить на команды. Чья музыка звучит, та команда показывает соответствующее движение. |
«Чудесный мешочек» | Развивать музыкальную память. Узнавать знакомые песенки | Небольшой мешочек с игрушками (мишка, заяц, кошка, петушок). Педагог: «К нам пришли гости и спрятались, сейчас мы будем слушать музыку и узнаем, кто в мешочке», - играет знакомые произведения. Дети отгадывают и достают из мешочка соответствующую игрушку |
«Матрешки» | Учить детей различать высокие и низкие звуки на металлофоне | Лесенка, 3-4 большие матрешки, 3-4 маленькие, металлофон. Педагог играет низкие и высокие звуки, например, до 2-й октавы – дети, у которых маленькие матрешки, ставят их на верхнюю ступень; затем до 1-й октавы – дети ставят больших матрешек на нижнюю ступень. |
«Кто в домике живет?» | Учить различать высокое и низкое звучание, различать музыкальные произведения | Домик с окошечками в два этажа, внутри кармашки, куда вставляются картинки. На 1-м этаже живут мамы; на 2-м этаже – дети. «Однажды все ушли гулять, а когда пришли, перепутали, кто, где живет. Поможем найти комнаты». Проигрывается знакомая мелодия («Птичка», «Медведь», «Кошечка») в различных регистрах. У кого соответствующая карточка, вставляют в окошечко. |
«Курица и цыплята» | Учить различать высокие и низкие звуки на металлофоне | Домик, кукла Маша, металлофон, игрушечные птицы. «В домике живет кукла, у нее много кур и цыплят, но они все разбежались. Послушайте, кого зовет Маша?» Педагог играет ре 2-й октавы – дети ставят цыплят и поют; затем играет ре 1-й октавы – дети ставят кур и поют. |
«Найди игрушку» | Закреплять знание знакомых произведений | Игрушки, соответствующие содержанию песен, лежат на столе. Педагог играет произведение, называет ребенка и предлагает выбрать соответствующую игрушку. |
Игры для развития динамического слуха
Название | Цели | Содержание |
«Тихо – громко» | Дать детям представление о контрастной динамике звука | Педагог играет любое музыкальное произведение тихо – громко. Дети на громко поднимают руки вверх; на тихо – опускают руки вниз. |
«Тихие и громкие звоночки» | Развивать динамический слух | Педагог с детьми поет песенку на громкое звучание, дети громко звенят колокольчиками, а на тихое – прячут колокольчики в ладошку. |
«Тихие и громкие ладошки» | Развивать ритмические и динамические навыки | Педагог задает несложный ритмический рисунок, спрашивает ребенка, как он будет хлопать. Ребенок хлопает. За правильное исполнение поощряется. |
«Платочки» | Развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков | Дети стоят в кругу, под громкую музыку машут платочками впереди себя; а на тихую – прячут за спину. |
«Дождик на дорожке» | Развивать ритмический и динамический слух | Детям раздаются деревянные палочки. «Тихо начинается дождик… Потом сильнее – громко идет дождик». Сначала дети выполняют вместе с педагогом, потом самостоятельно. Задание можно усложнять. |
«Тихо, громко запоем» | Учить детей петь тихо и громко. | Любую знакомую песенку петь в соответствии с динамикой музыкального сопровождения. |
Игры для развития тембрового слуха
Название | Цели | Содержание |
«Посылка» | Различать на слух знакомые музыкальные инструменты (погремушка, колокольчик, бубен) | Педагог вносит красивую коробку и говорит, что пришла посылка с музыкальными инструментами. Если дети узнают их по звучанию, то смогут поиграть на них. |
«Музыкальный домик» | Развивать инструментальный тембровый слух, различать музыкальные инструменты | Устанавливается домик-ширма, в котором живут различные инструменты. «Эти инструменты ваши хорошие знакомые, вы можете узнать их по звучанию». Дети отгадывают. |
«Угадай инструмент» | Развивать тембровый слух | Карточки с изображением инструментов (металлофон, колокольчик, барабан, бубен). После прослушивания дети должны определить, какой инструмент звучит, и поднять карточку. |
«Угадай, на чем играю» | Различать на слух знакомые музыкальные инструменты | Ребенок отворачивается. Педагог играет на инструменте. Ребенок выбирает инструмент, который звучал |
«Музыкальные колпачки» | Закреплять умение различать музыкальные инструменты | На столе стоят бумажные колпачки. Под ними спрятаны музыкальные инструменты. Педагог вызывает ребенка, предлагает повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа нужно заглянуть под колпачок |
«Наш оркестр» | Знакомить детей с элементарными навыками игры на музыкальных инструментах | Детские музыкальные инструменты лежат в коробке. Педагог играет на инструменте, дети отгадывают и получают инструмент. Когда все дети получили инструменты, играют на них, как им хочется. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Опыт работы по использованию техники тестопластики с детьми младшего дошкольного возраста
Материал отражает опыт работы по тестопластике....
Опыт работы "Организация работы по физическому воспитанию с детьми старшего возраста"
Материал раскрывает создание условий для физического развития дошкольников...
Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»...
Опыт работы «Организация работы в летний период с детьми младшей группы»
Прекрасная пора – лето! Оно дает возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой. Лето – удивительная и благодатная пора, когда детя...
"Музыкально-дидактические и музыкально-подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста"
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ...