Планируемые результаты освоения программы
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Осещенны все разделы программы "Развития"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moroz_sobranie.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия №42»
Планируемые результаты освоения программы
Младшая группа
(4-й год жизни)
Воспитатель: Мороз Н. Д.
Кемерово 2017г
Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» /Под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016 г.
Программа переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Булычевой А.И., канд. психол. наук; Варенцовой Н.С., канд. пед. наук; Денисенковой Н.С., канд. психол. наук; Мавриной И.В., канд. пед. наук; Медведевой М.Ю.; Павловой Л.Н., канд. пед. наук; Урадовских Г.В., канд. пед. наук
Руководители авторского коллектива: Венгер Л. А., д-р психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук
Научные редакторы: Венгер Л. А., д-р психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук
Планируемые результаты освоения программы
Младшая группа
(4-й год жизни)
В игре
- В самостоятельной игре активно включает в игру действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Изменяет и дополняет игровую обстановку. Развертывает цепочки игровых действий, связанных с реализацией разнообразных ролей.
- Включается в парное ролевое взаимодействие со сверстником, обозначая свою роль и предлагая партнеру дополнительную.
- Инициирует ролевой диалог со сверстником, имитирует ролевую речь кукольных и воображаемых персонажей.
- Инициирует совместную игру со взрослым, сам предлагает и обозначает роли (для взрослого и для себя). Вносит встречные предложения по ходу игры. Легко включается в «телефонный разговор» по ролям со взрослым, может сам его инициировать в процессе совместной игры.
В области социально-коммуникативного развития
- У ребенка закрепились позитивного переживания от общения с другими детьми и взрослыми. Он положительно реагирует на посещение детского сада, включается в совместные игры с другими детьми и другую деятельность, может это делать с удовольствием. Знает имена детей и воспитателей в группе. Активно участвует в праздниках и различных групповых мероприятиях.
- Ребенок знаком с правилами общения (проявления чувств и коммуникации): знаком с названиями основных чувств, умеет выражать их мимикой и действиями. Определяет чувство изображенного на картинке человека. Знаком с правилами вежливости, старается следовать им. Знает правила коммуникации, принятые в группе. Старается соблюдать их, повторяя за воспитателем.
- Владеет основными способами самообслуживания: самостоятельно ест, моет руки, умывается, может надеть некоторые предметы одежды или даже одеться самостоятельно. Знаком с правилами поведения в ситуациях, которые могут быть опасными. По предложению взрослого следует элементарным правилам безопасного поведения в этих ситуациях.
- Знает, что надо позвать на помощь кого-либо из взрослых в случае возникновения какой-либо опасности для себя.
- Ребенок может отличить трудовые задачи от игровых, с удовольствием принимает цель, поставленную взрослым (одно - двухактные поручения: подвинуть стул, положить на место предмет, поднять и положить в шкаф предмет одежды и т.п.), повторяет отдельные трудовые действия, иногда переключаясь на игровые.
В области познавательного развития
- Соотносит эталоны формы, цвета и величины со свойствами реальных предметов: быстро и безошибочно находит предмет по описанию его сенсорных свойств (или внешнего вида), вычленяя его среди других.
- В конструировании по конкретному образцу умеет анализировать образец, выделять в нем основные и второстепенные части, устанавливать связь между функцией и строением предмета, представленного в качестве образца, воспроизводят образец самостоятельно.
- В конструировании по замыслу может назвать тему (предмет) будущей конструкции, дать описание некоторых внешних свойств задуманной постройки, назвать требуемый для нее материал и указать отдельные действия с ним. В целом же структура сооружения нащупывается ребенком практически.
- Экологические представления ребенка включают 4-5 диких и 4-5 домашних животных, он может сказать, чем отличаются одни от других, что дают людям дикие и домашние животные, как люди о них заботятся. Различает условные обозначения мест обитания диких и домашних животных, опирается на них при рассказе о местах их обитания.
- Действуя с объектами живой или неживой природы, ребенок может самостоятельно сделать простейшие выводы об их свойствах (например, из мокрого песка легко сделать куличик, из сухого – трудно). Испытывает эмоциональные состояния по поводу объектов и явлений живой и неживой природы. Использует полученные представления в игре и других видах деятельности.
В области речевого развития
- У ребенка развит артикуляционный аппарат: по просьбе взрослого громко и четко произносит характерные звукосочетания персонажа или окружающего мира, выделяя гласные звуки а, о, у, и, э.
- Ребенок может запомнить и прочесть наизусть небольшое стихотворение. Может составить небольшой рассказ-описание игрушки или краткий пересказ произведения.
- Показывает разных героев сказки движениями туловища, рук, пальцев (как владение в то же время произвольными движениями рук), голосом, позой.
- Ребенок подбирает заместители к персонажам сказок. Поднимает соответствующие заместители во время чтения сказки, перемещает их на столе, макете. Разыгрывает сказки с помощью условных заместителей во время чтения взрослым сказки.
В области художественно-эстетического развития
- Овладевает выразительными возможностями живописи и графики при передаче основных структурных характеристик изображаемого объекта: создает выразительный живописный или графический образ, пользуясь действием опредмечивания цветового или тонального пятна.
- Конструирует на готовой фоновой композиции из бумажных элементов (полосок, клочков, комочков бумаги) изображение знакомых объектов (ель, лиственное дерево, цветок, лев, тигр, петух, заяц, медведь и др.).
-Детализирует изображение на фоновой композиции, включает в него новые элементы (шапочку, бант, карман и др.).
В области физического развития
- Имеет начальные представления о здоровом образе жизни: о необходимости соблюдения режима, личной гигиены, о закаливании, о полезной и вредной пище др.
- Умеет ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами.
- Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп в соответствии с указанием воспитателя.
- Может сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы.
- Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, по гимнастической стенке произвольным способом.
- Умеет энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см.
- Умеет катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; бросать мяч вниз о пол и вверх 2-3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность расстояния не менее 5 м.
- Может строиться в колонну, шеренгу, круг.
- Умеет выполнять общеразвивающие упражнения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм упражнений по показу воспитателя.
- Может самостоятельно скатываться на санках с горки, катать на санках друг друга.
Умеет скользить по ледяной дорожке с помощью взрослых.
- Может погружаться в воду.
Сенсорное воспитание.
Ознакомление детей с шестью цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и действием приравнивания к эталону. 1.
Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником. Обследование формы. 2.
Ознакоиление детей с тремя градациями величены. 3.
Ознакоиление детей с овалом, прямоугольником. Обследование формы. Приравнивания к эталону. 4.
Развитие представлений об основных цветах спектра. 5.
Ознакккомление со способом соотнесения предметов по величине. (наложение и приложение) 6. 9.
Ознакомление детей с шестью цветами спектра. Лото. 7.
Ознакомление детей с пятью геометрическими фигурами. 8.
Использование способа построения сериационного ряда в порядке убывания величины. 12.
Развитие действия соотнесения формы предметов с эталонами. 14.
Ознакомление детей с оттенками цвета. «светлее, темнее»16.
Овладение действием перцептивного моделирования. 17.
Использование способа соотнесения предметов по величине. Совместные действия по правилу.18.
Развитие представлений о разновидностя эталонов цвета. И овладение действием составления светлотного ряяда.
Развитие представлений о геометрических формах с целью их самостоятельного воспроизведения.20.
Развитие представлений о необходимости единой точки отсчета при измерении. 21.
Развитие действия соотнесения цвета предметов включая оттенки с эталоном цвета. 22.
Закрепление действия сопоставления предметов по величине. 24.
Развитие действия соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой. 26.
Развитие представлений об отдельных параметрах величины предметов. 27.
Ознакимление с отдельными параметрами величины предметов. 30.
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
Выявление уровня ознакомления с детской художественной литературой и развитие речи.
Развитие воображения: дополнение ситеации до целого на словесном материале.
Ознакомление со сказкой «Три медведя». Развитие речи.
Освоение действей замещения персонажей сказки: подбор заместителей по заданному признаку (величина).
Знакомство со стихами об осени. Развитие средств художественной выразительности.
Ознакомление с русской народной сказкой «Лиса, заяц и петух» . Развитие речи.
Освоение действей замещения персонажей сказки: подбор заместителей по заданному признаку (Цвет).
Развитие воображения: освоение действий «опрезмечивания» - дополнения отдельных признаков до целого. 7.
Знакомство со стихами о зиме. Разучивание стихотворений. Ответы на вопросы и рассказ по картинке.
Ознакомление с р. н. с. «Волк и семеро козлят». Использование символических средств (форма)
Ознакомление с р. н. с. «Снегурушка и лиса». Использование инновационных средств для персонажей.
Ознакомление со стихотворением С.М. Маршака «Перчатки». Развитие интонационных средств выразительности.
Ознакомление с р. н. потешками и загадками. Развитие воображения.
Ознакомление со стих. Е. Благининой «Мамин день». Развитие воображения: дополнение ситуации до целого.
Повторение р.н.с. «Колобок». Использование инновационных средств: чтение по ролям.
Развитие планированя: разметка площадки для игры драматизации уссловными заместителями.
Знакомство со стихами о весне. Развитие средств художественной выразительности.
Развитие умения отгадывать загадки.
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Работа по данному разделу включает следующие направления.
Первое из них - развитие представлений об окружающем мире. Ребенок с помощью взрослого знакомится с живой и неживой природой. Дети узнают о некоторых растениях и животных, изменениях, происходящих с ними в течение жизни, взаимозависимостях живой и неживой природы, знакомятся с элементами экологических знаний, с объектами неживой природы (водой, песком, воздухом и др.), делают выводы об их свойствах.
Значительная часть материала предлагается детям на прогулках, в свободной деятельности, где происходит развитие представлений об объектах и явлениях природы ближайшего окружения и обогащение детского опыта. Предварительная работа может проходить в любое удобное время.
Второе направление - освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих им получать знания. Это, прежде всего, опыт экспериментирования, проживания, а также сотрудничество с взрослыми (педагогами, родителями).
Экспериментирование - типичная для дошкольника деятельность, включающая в себя игры и действия с мокрым и сухим песком, водой и льдом, помогающая детям раскрыть их свойства, включив свой опыт.
Проживание помогает эмоциональному развитию, умению сочувствовать и сопереживать, выражать положительное отношение к объектам природы, дает возможность почувствовать красоту природы, ощутить единство с ней. Уход за животными и растениями, игры, отображающие повадки животных, другие приемы, направленные на развитие внимательного отношения к природе, также являются формой проживания и формируют у детей чувство общности с живыми существами, сопереживания всему живому, желание беречь и сохранять его.
Важной остается и такая форма приобретения опыта, как получение информации через взрослого. Дети слушают рассказы педагогов и родителей, произведения детской литературы, обсуждают их, наблюдают за объектами под руководством взрослого, смотрят видеофильмы и т.д. Сочетание всех форм приобретения опыта дает возможность полнее познать явления окружающего мира и выработать к ним собственное отношение. Это способствует объединению эмоционального и познавательного компонентов в психическом развитии детей.
В приложении приводится примерный список литературы для чтения в свободное время. Многие из произведений рекомендовались в разделе «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи»; нет необходимости читать их дважды, вполне можно опираться на имеющиеся знания детей.
Третье направление - развитие познавательной активности. Воспитатель не стремится сразу все объяснить детям, ему важно обратить их внимание на непонятное явление, подвести к тому, чтобы дети сами задавали вопросы, умели их поставить.
Большую часть работы предполагается проводить на тематических прогулках, в беседах, играх, побуждающих детей задавать вопросы, искать решение проблемных ситуаций, объединенных какой-либо темой (Почему тает снег? Как сделать пирог сладким? Почему не получился куличик? и т. д.). Вопросы у детей могут возникать спонтанно, под влиянием ярких впечатлений, что поможет усилить познавательную мотивацию.
Четвертое направление - развитие познавательных и творческих способностей. В младшей группе эта задача решается через овладение детьми действиями замещения объектов природы (воды, земли, диких и домашних животных).
КОНСТРУИРОВАНИЕ
1. Создание условий для развития у детей действий соотнесения эталонных образцов формы, пропорций, пространственных отношений с реальными предметами для выделения в них этих свойств. В качестве эталонных средств используется строительный материал, детали которого имеют четкую геометрическую форму, а также графические изображения этих де-талей. Развивается главным образом восприятие.
2. Организация действий замещения и моделирования. Они осуществляются в двух формах: предметной и графической. Предметные модели объектов, по существу, создаются в ходе самого практического конструирования из строительных деталей. Кроме предметных моделей, в конструировании используются графические модели (схематические изображения предметов), дающие более абстрактное и обобщенное представление об их свойствах. С такими моделями дети начинают работать в среднем дошкольном возрасте.
Сначала используются только готовые модели, затем дети в них вносят дополнения и отдельные незначительные изменения. Начиная со старшей группы, детей обучают действиям самостоятельного построения графических моделей с разных пространственных позиций (вид спереди, сбоку, сверху) и действиям их преобразования, что способствует проявлению детского творчества. К концу дошкольного детства дети свободно оперируют разными видами графических моделей, удерживают схематизированный образ предмета в представлении, используют его при разработке собственного замысла новой конструкции.
3. Организация условий для творческого построения конструкций, создаваемых детьми по собственному замыслу, в том числе с использованием литературных и музыкальных произведений и символических средств. В символических постройках дети передают свое понимание действительности и эмоциональное отношение к предметам, характерам героев литературных произведений, игровым персонажам, отдельным событиям. Это одна из форм проявления детского творчества в конструировании.
4. Применение в конструировании речевых средств. В процессе детского конструирования речь используется для обозначения задачи, предмета, его частей и строительных деталей, описания плана последовательности действий при анализе образцов продукта деятельности и способов его построения.
Другой важной задачей программы является расширение знаний и представлений детей о предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материала и правилами его использования при сооружении построек, а также формирование у детей навыков практического конструирования (соединение деталей, расположение их в пространстве) и графического изображения предметов и построек в виде простейших схематических рисунков. В помощь воспитателям и детям предлагаются специальные трафареты из прозрачного пластика с прорезями (окошками), которые по форме и размерам соответствуют сторонам строительных деталей. В процессе такого изображения у детей формируются точные графические действия и глазомерный контроль за движением руки, т. е. координация движений руки и глаза.
Обе задачи, поставленные в программе (развитие ориентировки в условиях деятельности и формирование технических навыков), взаимосвязаны и реализуются в работе с детьми од-новременно.
Программа рассчитана на работу с детьми от трех до семи лет. Структура образовательных ситуаций по конструированию вариативна. Как правило, она включает 2-4 разных компонента. Основными из них являются: ознакомление детей с новой тематикой построек; освоение новых средств и способов ориентировки в материале; разработка детьми собственного замысла конструкции; игры-загадки (на продолжение незавершенной постройки; дополнение схемы предмета недостающим изобразительным элементом, угадывание по двум разным схемам предмета возможных вариантов его конструкции и т. д.); проводятся упражнения на закрепление усвоенного материала; упражнения на отгадывание деталей предмета по названию. Кроме того, возможно использование комплексных видов деятельности, объединяющих разработку детьми конструктивного замысла с прослушиванием музыкальных и литературных произведений, проведением игр-драматизаций, а также включением заданий на конструирование по схемам в проведение праздничных аттракционов и вечеров досуга.
В младшем дошкольном возрасте (3 - 4 года) дети осваивают действие практического моделирование предметов. Оно позволяет во внешней развернутой форме отрабатывать механизм развития познавательных способностей - моделирующее познавательное действие, которое состоит из следующих операций: анализ предмета как объекта в соответствии с его функциональным назначением и строением; замещения строительными деталями частей предмета; пространственного объединения деталей-заместителей в целостную структуру - конструкцию (модель) предмета; отнесения модели к реальности (т. е. использование ее в качестве образца для воспроизведения предмета) и преобразования модели (для создания нового представления о предмете).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в средней разновозрастной группе
Аналитическая справка по результатам мониторинга ...
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в МДОУ детский сад №1 «Улыбка» на начало 2018– 2019 учебного года
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в МДОУ детский сад №1 «Улыбка» на начало 2018– 2019 учебного ...
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в МДОУ детский сад №1 «Улыбка» на начало 2019– 2020 учебного года
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в МДОУ детский сад №1 «Улыбка» на начало 2019– 2020 учебного ...
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в МДОУ детский сад №1 «Улыбка» на начало 2021– 2022 учебного года
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в МДОУ детский сад №1 «Улыбка» на начало 2021– 2022 учебного ...
Промежуточные результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ДОУ 9/10/2022
Промежуточные результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы ДОУ...
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы в МДОУ детский сад №1 «Улыбка» на начало 2022– 2023 учебного года
На основании годового плана и положения о мониторинге воспитателями 5 возрастных...
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, на конец учебного года, старшей группы №2 «Солнышко» (5 -6 лет).
Отчет содержит информацию о результатах мониторинга по образовательным областям и преспективы на дальнейшую работу с детьми....