Индивидуализация детей дошкольного возраста (выступление на Педагогическом совете)
учебно-методический материал по теме
В материале раскрыты вопросы: 1) индивидуализация детей дошкольного возраста; 2) формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualizatsiya.docx | 22.59 КБ |
individualizatsiya.pdf | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуализация детей дошкольного возраста. Формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников
Слайд 1. Индивидуализация детей дошкольного возраста.
Формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников.
Слайд 2. C 1 января 2014г. вступил в силу приказ Мин. Обр. науки Российской Федерации, «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Слайд 3. Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Слайд 4. В соответствии с данным принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Слайд 5. Что же такое индивидуализация?
Слайд 6. С. М. Юсфин, Н.Н. Михайлова
Индивидуализация – это процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности
Л.В. Михайлова-Свирская
Индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам, это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу-не могу», «можно-нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.
Слайд 7. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста рассматривается в нескольких направлениях:
- Как индивидуальная программа развития, присущая каждому ребенку как человеческому (биопсихосоциальному) существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в поколенной структуре человечества, т.е. в своё время, в своём пространстве
- Как самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой он по личному желанию избирательно обращается к различным источникам информации; конвертирует (узнает, уточняет, интерпретирует) воспринятую информацию; использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций; в определенной мере (на доступном для него и вместе с тем уникально-творческом уровне) открывает новые для себя знания и способы хранения информации;
- Как синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения (в самом широком смысле) – процессов, в ходе которых свободно воспринятая из разных источников информация приобретает статус субъектного (персонального) знания;
- Как результат (продукта, персонального информационно-образовательного пространства) жизнедеятельности в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий и общественных значений – интегрального образа мира, реализуемого в определенном уровне ключевых компетентностей.
Слайд 8. Формирование способности планирования самостоятельной деятельности у дошкольников .
Слайд 9,10. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
Слайд 11. Во время работы детей в центрах активности воспитатель может:
а) работать в одном из центров;
15. б) переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям там, где это требуется;
в) переходить от центра к центру, наблюдая за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды;
г) наблюдать за конкретным ребенком.
Слайд 12. Работу по подготовке детей к самоорганизации разных видов деятельности целесообразно проводить на занятиях в качестве их составной части, направленных: на развитие желания и умения самостоятельно лепить, рисовать, конструировать, на активизацию художественно-речевой, двигательной, музыкальной деятельности, умения самостоятельно организовывать различные игры. (Осуществляются эти занятия не реже двух раз в месяц, а содержание умений, формируемых в процессе их проведения, должно соответствовать программным требованиям).
Слайд 13. Дневной цикл деятельности ребенка выглядит примерно так - «План — дело — оценка» (содержание деятельности детей соответствует возрастам).
Утром, по мере прихода в группу, ребенок самостоятельно включается в игры.
Слайд 14. 5- 7 лет - Вместе с воспитателем работает с календарем, информационным листком. Участвует в групповых делах — дежурство, помощь в раскладывании материалов в центрах, уход за растениями и животными.
Слайд 15. 4-5 лет - Во время утреннего сбора, ребенок участвует в играх и упражнениях, обмене новостями, выборе темы, планировании, сам принимает решение, в каком центре он сегодня будет работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде (партнером, помощником, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата ребенок предполагает достичь.
Слайд 16. 2-4 года - Дети младшего возраста могут передвигаться из центра в центр или играть в одном из них, или общаться здесь же в группе со свободными взрослыми.
Слайд 17. После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана — «Дело», т. е. работа в центре.
Слайд 18. Оценка осуществляется ребенком и воспитателем с точки зрения плана, выбранного ребенком: «что хотел сделать, и что получилось. Что помогло, что понравилось, что было самым простым в работе, что вызвало трудности, каких умений недостаточно, чему еще хочет научиться, что может посоветовать другим детям, если они завтра пойдут в этот центр, какие проекты других детей понравились.
В случае, если ребенок длительное время выбирает один и тот же центр, взрослым необходимо оценить суть его деятельности — есть ли в ней движение вперед, освоение новых способов действий, приобретение новых знаний.
Если есть — все в порядке. Если динамики нет, и ребенок выбирает этот центр только потому, что ему там проще всего, задача взрослых найти ненасильственные способы продвижения ребенка.
Слайд 19. Например, ребенок выбирает все время катание кукол в коляске. Воспитатель вносит новые задания в этот центр — покормить куклу, сводить к врачу, уложить спать, рассказать сказку и т. п.
Это может служить примером индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Из всего вышесказанного можно сделать Вывод.
Слайд 20. Обучение основам планирования в детском саду, является важным моментом в развитии индивидуализации детей дошкольного возраста. Обучение планированию нужно начинать от простого - к сложному. Т. е. сначала надо научить детей планировать какой-то один вид деятельности (аппликацию, лепку, сюжетно ролевую игру и т. д., а потом переходить к планированию своей деятельности в течение дня.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста». Выступление на педагогическом семинаре.
В данном выступлении отражен мой опыт работы с детьми в кружке "Умелые ручки", имеется информация о различных техниках нетрадиционного рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста. ...
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Доклад к Педагогическому совету
Образовательная цель нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного врзраста состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказк...
"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста".(Выступление на педагогическом совете )
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей. Общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ре...
Значимость формирования знаний о птицах в контексте нравственно-экологического воспитания детей дошкольного возраста (выступление на пед. совете)
Выступление на педсовете в рамках обобщения опыта работы....
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста-выступление на педагогическом совете
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи....
Развитие познавательной активности детей через экспериментирование (выступление на педагогическом совете)
Развитие познавательной активности детей черезэкспериментирование «Умейте открыть перед ребенкомв окружающем мире что-то одно,но открыть так, чтобы кусочек жизнизаиграл перед детьми всеми к...