Реализация «Конвенции о правах ребёнка» в дошкольном образовательном учреждении.
материал на тему
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится правовое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_doshkolnikov_s_konventsiey_o_pravah_rebenka.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Реализация «Конвенции о правах ребёнка» в дошкольном образовательном учреждении.
- Введение.
- Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме.
- Реализация конвенции о правах ребёнка в ДОУ.
1. Введение.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится правовое воспитание.
Еще с древних времён люди начали задумываться о том, что жизнь начинается с детства. Многие философы и мыслители ставили в своих трудах проблему защиты детей. Антуан Де Сент Экзюпири писал « Мы в ответе за тех, кого мы приручили.»
С наступлением 21 века остро встаёт проблема защиты детей в современном обществе. Это объясняется рядом причин. Изменение в социально-экономическом, политическом положении страны повлекли изменения в обществе. Институт брака и семьи, становятся всё менее популярны. Снижается воспитательный потенциал семьи, увеличивается число детей-сирот, беспризорных детей, процент семей, где дети подвержены жестокому обращению. Вызывает серьёзную тревогу правосознание подростков. Такие институты как « государство», «право», «законы»; существуют в понятии подрастающего поколения лишь в виде абстрактных понятий.
В современном обществе, увы, нарушение прав ребёнка встречается на каждом шагу.
В чём же причина нарушения прав ребёнка?
Ответ на данный вопрос достаточно прост – это недостаточное использование правовой базы в правоприменении, не знание о существовании «конвенции о правах ребёнка» – документа, принятого в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН, не знание содержания статей, отсюда вытекает неумение реализовывать их в жизни.
Сегодняшние дети – это будущее нашей страны, и каким оно будет, зависит от многих причин. Формирование ценностной и правовой практики для наилучшего обеспечения детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период необходимо ребёнку предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.
Вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания как защитить права ребёнка. Для нашего общества существует ни день и ни год защиты детей, а время работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.
Права и обязанности изначально входят в социальное пространство личности, являясь мощным фактором развития.
Ребёнок с момента рождения наделён правами. Чрезвычайно важно. Чтобы маленькие граждане не оставались в неведении относительно своих прав и свобод.
На ранних стадиях развития ребёнок ещё не осознаёт значение для себя, как для человека, принадлежащего к определённой культуре современного общества, наличие прав и обязанностей. Для него права и обязанности, предоставляемые обществом, выступают как данность. При этом обязанности выступают в его сознании как акт социального насилия, а права как некая абстракция. Но с возрастом, осваивая права и обязанности, ребёнок получает возможность использовать свои права и обязанности как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми.
Встаёт вопрос, с какого возраста начинать знакомить детей с правами человека?
По рекомендации ЮНЕСКО (1974г) эту работу предлагается начинать с дошкольного возраста, т. к. данный процесс долгосрочный. Ребёнок, приученный в дошкольном возрасте искать и находить решение проблем в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
Конвенция о правах ребёнка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения.
Она провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.
Опираясь на всё вышеизложенное, следует сделать вывод о том, что ознакомление детей с «Конвенцией о правах ребёнка» должно стать неотъемлемой частью дошкольного образования, поэтому данный вопрос нуждается в более глубоком изучении и разработке.
Таким образом, проблема ознакомления детей с «Конвенцией о правах ребёнка» является актуальной в условиях развития современного общества.
Дети – будущее каждого народа, каждого государства.
2.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
Проблема защиты детей встала особенно остро в 21 веке, в связи с изменением социальной, политической, экономической ситуации в стране. Но уже с древних времён многие учёные, педагоги, мыслители уделяли огромное внимание данной проблеме. Путь признания прав человека был достаточно труден.
Вопрос о необходимости регулирования прав детей в России возник в середине 19 века.
Салтыков-Щедрин считал, что крестьянская реформа устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». И с этого момента стали задумываться о единстве и равноправии, о необходимости защиты прав взрослых и детей.
Данная проблема приобрела довольно широкую популярность. Ей занимались учёные, педагоги, ведущие политики, врачи. Так, Стойкович А.И. в своей книге « О благоразумном и превратном домашнем воспитании» указал на необходимость защиты прав ребёнка от жестокого обращения со стороны взрослых.
В 1881 году барон А. И. Фон дер Ховен прикладывал массу усилий для устройства в Санкт-Петербурге «Общества защиты детей».
В. М. Сорокин в своей монографии «Охрана детства», опубликованной в 1893 году, говорил о необходимости соблюдения прав детей на охрану здоровья, отдых, игру, защиту, помощь, и рассмотрел механизмы их реализации. Он высказал мнение, что для защиты прав детей необходимо создавать общественные организации, которые должны быть санкционированы правительством.
К сожалению эти и другие мысли и идеи не получили поддержки и дальнейшего развития.
Наибольший успех проблема защиты прав детей имела в 20 веке. Над этой проблемой так же работали известные педагоги. Психологи. Политики. В этот период создавались комитеты, союзы. Деятельность, которых была направлена на защиту прав детей.
Так в 1919 году была создана Лига наций Комитет детского благополучия. Деятельность этого комитета была направлена на оказание помощи беспризорным детям, маленьким рабам и сиротам. Комитет выступал против использования детского труда. Торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
Одновременно с комитетом действовали такие организации как «Международный союз спасения детей». Который был основан Э. Джеббом. Им была разработана Декларация прав ребёнка и в 1924 году была принята Лигой Наций и названа Женевской декларацией прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В нем делается акцент на то, что защитой детства должны заниматься не только семья и государство, но и всё человечество.
В России ведущие педагоги и психологи, так же выдвигали на первое
Место выдвигали проблему защиты прав детей.
Ещё Л. Н. Толстой говорил:
«Взрослые должны основываться на интересах детей» Н. К. Крупская утверждала, что все дети имеют равные права. Её поддерживал Макаренко, потому и создавал колонии в которых
старался дать детям, то чего они были лишены в силу тех или иных обстоятельств, тем самым обеспечивал защиту прав детей.
« Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое воспитание-это наше будущее горе, это наши слёзы. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Окончательно система защиты прав детей как составной части защиты прав человека сложилась после создания в 1945 году ООН. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского Фонда ООН (ЮНИФЕС), который является главным механизмом международной помощи детям.
В ноябре 1959 года ООН принимает Декларацию прав ребёнка, основная цель которой – обеспечить детям счастливое детство и пользование на их собственное благо и благо общества правами и свободами. В ней провозглашены 10 социальных и правовых принципов касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровне.
Однако после принятия Декларации возникла необходимость принятия нового документа – Конвенции о правах ребёнка. Инициатором разработки Конвенции стала Польша, этот проект разрабатывали 10 лет с 1979 по 1989 год. В комиссию по правам человека входили юристы. Педагоги, психологи, социологи, врачи многих стран мира.
Конвенция была принята 20 ноября 1989 года. Она включает в себя преамбулу и 54 статьи. Конвенция – документ высочайшего педагогического значения. Она призывает строить взрослых и детей свои взаимоотношения на нравственно – правовых нормах, в основе которых лежит гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребёнка.
С наступлением 21 века ситуация в России обострилась. О защите прав ребёнка заговорили с удвоенной силой. Масса статей, книг, интервью посвящены этой теме. Встаёт вопрос: что же случилось?
На наш взгляд в России всё более часто встречается нарушение прав детей. Дети становятся «жертвами» взрослых. Зачастую ни взрослые, ни дети не знают о существовании «Конвенции о правах ребёнка». Дети не знают своих прав, а, следовательно, не могут их защитить.
Член экспертного совета при уполномоченном по правам человека РФ, исполнительный директор РОО «Право человека» Л. Кушнир в своей статье «Как защитить права детей?» сделал очень важный вывод: «Правовое просвещение должно стать постоянным видом деятельности различных организаций».
Кушнир достаточно подробно описал организации, которые должны заниматься защитой прав детей, их задачи, дал практические советы.
Согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе образовотельно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях конвенции (ст. 42).
Поэтому на наш взгляд знакомство дошкольников с «Конвенцией о правах ребёнка», должно стать неотъемлемой частью педагогического процесса.
По рекомендации ЮНЕСКО работу по ознакомлению детей с «Конвенцией о правах ребёнка» необходимо начинать с дошкольного возраста.
3.Реализация ознакомления дошкольников с конвенцией о ребенка.
Цели и задачи.
Цель нашей работы является разработка и апробация системы работы по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка для формирования основ правового сознания.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Воспитывать уважение к достоинству и личным правам других людей,
- Воспитывать терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповеданий, пола, возраста.
- Развивать базисные характеристики личности: самостоятельность, ответственность, самооценку, самоуважение, креативность, любознательность, инициативность, познавательная активность.
- Формировать представления детей в соответствующей форме об основных статьях Конвенции о правах ребёнка,
- познакомить и разъяснить основные нормы поведения в обществе и окружающем мире.
Организуя работу, мы опирались на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная. Постарались организовать проблемно-поисковую деятельность.
Этапы работы.
Работа по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка включила в себя 3 этапа.
1. ЭТАП.
Цель данного этапа:
Выявить уровень и качество знаний старших дошкольников к самому себе, сверстникам, другим людям, окружающей среде. Определить уровень сформированности правовой культуры родителей. Выяснить состояние условий для осуществления работы по данному направлению.
Таким образом, мы провели педагогическую оценку по следующим направлениям:
- Уровень сформированности знаний о правах и свободах человека и ребёнка у старших дошкольников;
- уровень правовой культуры родителей;
- состояние условий для ознакомления детей и родителей с Конвенцией о правах ребёнка.
В работе использовались следующие методы педагогической оценки: наблюдение, проблемные ситуации, анкетирование. Дидактические игры.
Результаты педагогической оценки по первому направлению свидетельствует о следующем: уровень сформированности знаний детей о правах и свободах ребёнка (человека) достаточно не велики. Но дети имеют достаточно высокий уровень ценностного отношения к природе, окружающему миру. Чуть ниже показатель наблюдается в уровне сформированности отношения к себе и другим людям.
Проводя педагогическую оценку второго направления, т. е. выяснение уровня правовой культуры родителей, мы использовали метод анкетирования. Результаты были получены самые неожиданные.80% взрослых не знают положений Конвенции о правах ребёнка, семейного кодекса, конституции. Диагностика агрессивности родителей дала неутешительные результаты:1/2 применяют наказания (ставят в угол, лишают прогулок, просмотра телевизора), 1/4 родителей применяют угрозы, натации, предупреждения в качестве методов воспитания.
Исходя из всего вышеизложенного в нашей работе появилась еще одна, не менее важная задача-повышение правовой культуры родителей.
И, наконец, проводя педагогическую оценку третьего направления, мы получили следующие результаты:
- в группе создана благоприятная психологическая атмосфера, создан уголок настроения, где дети, пользуясь условными обозначениями, выражают свое настроение;
- в группе подобраны различные дидактические игры, но нет игр направленных на ознакомление детей со статьями Конвенции о правах ребёнка;
- в центре творчества представлены продукты детского творчества, богатый материал для реализации своих творческих замыслов, но слабо выражено отражение детского отношения к правам и свободам человека;
- создан библиотечный центр, где представлены книги различного жанра, справочники, энциклопедии, но отсутствует литература по правам ребёнка;
- родительский центр также не обогащен литературой, которая бы касалась защиты прав ребёнка.
- в группе создан центр, где представлены книги о родном городе, крае, стране, но достаточно скудно представлена информация о других странах, их населении, их обычаях, культуре, и пр.
Исходя из проведённой оценки, перед нами встала еще одна задача - обогатить предметно - развивающую среду, пособиями иллюстративным и игровым материалом, способствующими воспитанию правового сознания дошкольников. Создание родительской библиотеки по ознакомлению их с правами ребёнка.
2. ЭТАП.
Цель данного этапа:
Разработка и апробация системы работы по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка.
Для ознакомления дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка был разработан перспективный план, включающий в себя:
- организацию работы с детьми на занятиях;
- организацию работы с детьми вне занятий;
- работу с родителями;
- координацию работы со специалистами.
- Цикл занятий направлен на формирование знаний детьми статей Конвенции о правах ребёнка, формирование личного отношения детей к возможным ситуациям, в которых присутствует факт нарушения прав ребёнка.
- Работа вне занятий включала в себя индивидуально-дифференцированную работу с детьми. В основу дифференцированного подхода легли такие показатели как: потребности и интересы детей; уровень развития, половой признак и т. п. Работа включала в себя: сюжетно- ролевые игры «Семья», «Школа», «Больница», «Путешествие». Дидактические игры: «генеалогическое древо», «Мои права»; упражнения и психологические этюды: « Любящие родители», «Слепой и поводырь», «Тишина», «Сочувствие» и т. д. Использовались игры на развитие эмоциональной сферы: «клеевой дождик», «разное настроение», «робкий ребёнок», «встреча с другом», «связующая нить», и др. Кроме того, проводились такие акции как: «Подари своё тепло», «Я на отдыхе», «Я иду в школу», «Подарок другу», «Я человек».
- В работе по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка постарались организовать тесное взаимодействие со специалистами: психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-экологом, руководителем театральной студии.
Они проводили с детьми игры, тренинги, беседы, дискуссии направленные на более глубокое понимание прав ребёнка.
- Работе с родителями отводилось особое место.
Мы считаем, что проблема защиты прав ребёнка не возможна без совместной работы ДОУ и семьи. Было принято решение организовать родительский клуб «Берегиня». Цель данного клуба – повышение правовой культуры родителей улучшение микроклимата между взрослым и ребёнком. Нами было разработан перспективный план работы клуба.
Где также предложены различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, это и предоставление информации родителям, игры, тренинги, беседы.
Кроме всего вышеизложенного должное внимание мы отвели предметно развивающей среде. Работа проводилась в следующем направлении. Нами были изготовлены игры: «Генеалогическое древо», «Лицо и характер», «Мои права»; наглядный материал- «Конвенция о правах ребёнка», серию плакатов «Я верю …». Были изготовлены модели глобуса, национальные костюмы.
Был создан родительский центр, в котором мы предлагали родителям познакомиться со статьями юристов, педагогов, психологов связанные с защитой прав детей.
3. ЭТАП.
Цель этого этапа:
Проанализировать эффективность разработанной нами системы по ознакомлению дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка.
Для решения данной цели, нами была проведена повторная педагогическая оценка. По её результатам, мы пришли к выводу о том, что дети и родители значительно повысили свой уровень знаний в области защиты прав детей. У детей значительно повысился уровень самооценки, с пониманием и уважением стали относиться к другим людям, их особенностям. Значительно изменилась и обогатилась предметно - развивающая среда: появились игры, пособия, наглядный материал, литература для детей и родителей, продукты детской деятельности.
Отчёт о нашей деятельности был представлен коллегам на педагогическом совете, где получил положительную оценку.
Результативность работы
Основным итогом нашей работы по ознакомлению дошкольников с конвенцией о правах ребёнка является развитие основ правового сознания. Разработанная нами система позволила сформировать обобщенные знания дошкольников о Конвенции, о правах ребёнка, Дети познакомились со своими правами в семье, обществе: право на семейное окружение, на приемлемый уровень жизни, достаточное питание, на медицинский уход, бесплатное образование и т. п.
Игры и упражнения, которые были подобраны нами, способствуют развитию личностных новообразований дошкольников, развитию уважения к достоинству и личностным правам, как самого ребёнка, так и других детей. Ребята стали внимательнее относиться друг к другу и взрослым. Родители стали прислушиваться к своим детям, значительно повысили свой уровень правовой культуры. Изменилось их отношение к методам семейного воспитания, которые не должны наносить вред психическому и физическому здоровью ребёнка.
О результативности свидетельствует и обогащение предметно – развивающей среды в группе. Причём дети свободно и удовольствием используют игры, пособия в своей деятельности.
Перспектива работы.
Мы убедились в процессе нашей работы, что в настоящее время проблема защиты прав детей актуальна в современном обществе. Статистика показывает угрожающее число семей, где присутствует факт жестокого обращения с детьми. Причина, на наш взгляд, довольно проста: не знание детьми и родителями прав и свобод детей.
Ознакомление с международным документом о правах и свободах детей, работа новая интересная и требует дополнительной разработки.
В дальнейшей работе мы планируем следующие перспективы:
- Разработка перспективного плана и комплекса занятий для старшей группы;
- Организовать кружок «мы имеем право» с целью повышения правовой культуры детей;
- Продолжить работу родительского клуба «Берегиня» на уровне всего ДОУ;
- Организовать цикл семинаров- практикумов «Защита прав детей» с целью повышения уровня правового сознания педагогов;
- Обогащение предметно-развивающей среды новыми играми, пособиями, литературой, с целью создания благоприятных условий для развития правового сознания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация конвенции О Правах ребенка в дошкольном образовательном учреждении
1.Сформировать у детей первоначальные правовые знания на основе Конвенции ООН о правах ребёнка....
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДОУ в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
Все самое главное о ФГОС...
Консультация для воспитателей «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
В материале представлен обзор ФГОС ДО, отличие от ФГТ, анкета для воспитателей по ФГОС ДО...
«Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных образовательных учреждений»
Консультация для воспитателей...
Статья "ЗАЩИТА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ".
В сборнике представлены материалы докладов V всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, магистрантов, студентов с международным участием. На конференции были обсуждены проблемы гене...
Реализация прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
опыт работы по охране психического и физического здоровья детей...
Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и добро...