Консультация для воспитателей на тему "Сенсорно - моторная развивающая среда"
консультация на тему
Консультация для воспитателей на тему "Сенсорно - моторная развивающая среда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_yulya.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорно - моторная развивающая среда
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. Так писал В.Ф, Одоевский.
Размышляя над этими словами, можно сказать следующее:
Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ является очень актуальным, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда, которая развивает, формирует здоровую всесторонне-развитую личность.
Только правильно организованная предметно – пространственная среда может гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей. Что очень важно для развития ребенка.
Наше дошкольное учреждение активно вводит ФГОС. Основным приоритетным направлением в деятельности ДОУ является обеспечение физического развития дошкольников. Эта работа строится на основе использования различных здоровье-сберегающих технологий.
Таким образом, в соответствии с ФГОС вся работа нашего ДОУ направлена на решение следующих задач:
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
Для решения всех задач, необходимо иметь правильно построенную пространственную среду, где ребенок будет не только развиваться, учиться и общаться, но еще и укреплять свое здоровье.
Целью здоровье-сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
К числу здоровье-0сберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно - моторной развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Что же такое сенсорно-моторная среда?
Сенсорно-моторная среда – развивающее пространство, созданное на основе полифункционального игрового, обучающего и развивающего оборудования, являющегося необходимым для развития сензитивных качеств личности ребенка определенного возраста, его восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения и позволяющего детям получать навыки социального общения и взаимодействия.
Среда сенсомоторного развития используется для развития координационных и сенсорно-перцептивных способностей, а также их коррекции, развития общей и мелкой моторики. Это среда, где моторно-двигательное развитие идет на основе полифункционального игрового, обучающего и развивающего оборудования, позволяющего детям взаимодействовать с ними и друг с другом, а не только выполнять различные действия, в том числе физические тренировочные упражнения.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно.
Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного
сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Полноценное восприятие основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент общего умственного развития ребенка.
Сенсорное воспитание – это совершенствование у детей сенсорных процессов.
Задачами сенсорного воспитания детей дошкольного возраста являются:
- развитие анализаторов, т.е. обучение действиям обследования предметов (перцептивные действия); знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметного мира, с ориентированием в пространстве и времени, развитие речевого и музыкального слуха;
- формирование сенсорных эталонов – обобщенных сенсорных знаний, сенсорного опыта, накопленного человечеством за всю историю своего развития.
Также такие сенсорные эталоны, как:
- основные цвета, черный и белый цвет, оттенки;
- пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- три величины (большой, средний, маленький).
Усвоение этих сенсорных эталонов происходит с помощью практических действий с предметами. Что еще раз подчеркивает необходимость создания предметно – развивающей среды.
Так какая же должна быть сенсомоторная развивающая среда?
Согласно ФГОС, предметно-пространственная среда должна быть:
• содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.);
• трансформируемой (изменения в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
• полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д);
• вариативной (наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
• доступной;
• безопасной.
Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию вместе с детьми.
Я, работая над этой проблемой в своей группе, постаралась учесть все выше перечисленное мною, и попробовала создать сенсорно – моторную развивающую среду, которая стала бы развивающим пространством, созданным на основе полифункционального игрового, обучающего и развивающего оборудования.
Все пространство было поделено на основные центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; науки и озеленения; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей.
Большое внимание я уделила центрам сенсомоторного развития. В которые входили центр физической культуры и сенсорный уголок.
Центр здоровья и зоны двигательной активности содержит: инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице. Все это укрепляет физическое здоровье детей.
Центр Сенсорного развития:
- Для развития зрительного анализатора: иллюстрации, трафареты, лекала, ножницы, бумага для рисования, пазлы , картинки – штриховки.
- Для развития слухового анализатора: магнитофон, диски со звуками, шумящие предметы(дудки, шуршалочки ит.д.).
- Для развития осязания: кусочки различных материалов, выпуклые буквы, цифры, картинки, разные по форме и размеру предметы.
- Для развития обоняния: различные аромомасла, разные баночки с запахом, естественные природные предметы с запахом (кофе, чеснок, чай и т.д.), предметы разного вкуса (сахар, соль, лимон).
Для развития мелкой моторики: дидактические игры и материалы (шнуровки, пазлы, липучки и т.д.), природный материал, бытовые предметы, массажеры, тренажеры и эспандеры.
Все это способствует сенсорному развитию дошкольников. А полноценное сенсорное развитие - основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент общего умственного развития ребенка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по теме "Предметно-развивающая среда в младшей группы как фактор успешной адаптации детей к условиям ДОУ." Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.
Адаптация (от лат. adaptation – «приспособляю») – сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом....
Консультация для воспитателей на тему: "Предметно-развивающая среда, как средство всестороннего развития дошкольников"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей" Создание комфортной предметно-развивающей среды"
Помощь воспитателям для создания комфортной предмето-развивающей среды...
Консультация для воспитателей №1. Создание предметно-развивающей среды по ФЭМП в группе.
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей: "Организация музыкальной предметно - развивающей среды в ДОУ"
В консультации описывается музыкально предметно-развивающаясреда в ДОУ, для музыкального развития детей....
Консультация для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании»
Данный материал полезен при органихззации образовательного пространства по музыкальному воспитанию в ДОУ....
Консультация для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда в младших группах детского сада»
Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образ...