Консультация для педагога "Культура речи"
консультация на тему
Доклад
тема: «Культура речи педагога»
Сегодня мы поговорим о культуре речи педагога.
Что такое речь?
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей, передача накопленного опыта веками, создаваемых на основе определённых правил.
Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь – это уникальное явление, которое дарит возможность давать разностороннюю характеристику человеку, она служит проводником мыслей, познаний, чувств, намерений между людьми.
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образования, полоролевых установок.
Культура речи это, прежде всего Этикет. Что же такое этикет?
Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям/родителям. Это нормы и правила, отражающие представление о должном поведении людей в обществе.
Существуют несколько стилей речи. В русском языке существует пять основных стилей речи.
1. Научный стиль - научная сфера.
2. Публицистический стиль – ораторское мастерство и зык газет.
3. Официально-деловой стиль – язык деловых бумаг и документов, официально-деловое общение людей.
4. Литературно-художественный – художественные произведения.
5. Разговорный - общение в неофициальной обстановке.
К какому стилю речи относится речевой стиль педагога?
Официально-деловой стиль!
Задачи официально-делового стиля: передать официальную и деловую информацию, это точность изложения информации в административно-общественной деятельности, т.е. общение между педагогами/воспитателями и родителями.
Из чего складывается культура речи педагога?
К компонентам профессиональной речи педагога относятся:
· образование педагога;
· качество языкового оформления речи;
· ценностно-личностные установки педагога;
· коммуникативная компетентность;
· четкий отбор информации для создания высказывания;
· ориентация на процесс непосредственной коммуникации;
· воспитание в семье;
· самообразование.
Как влияет культура речи педагога на взаимоотношения с родителями?
По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является словесным выражением уважительного отношения к людям/родителям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу. От того, как и что человек говорит, - зависят его деловые личностные контакты. Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса. За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет слова-паразиты. Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонами, если ударения и произношение режет слух.
Стиль речи педагога – официально – деловой, тои обращение к родителям - официальное.
Обращение педагога к родителям предполагает форму: на «Вы» это подчеркивает
вежливое и уважительное отношение к человеку, т.е. к родителю. «Вы» обычно используется при официальном обращении, при обращении к малознакомым людям, родителям!
Если речь педагога поставлена правильно и не содержит слов-паразитов, а также не засорена бранью, родители в большей степени будут с уважением и радостью получать информацию от педагога. И впечатление о вас, как о педагоге будет на высшем уровне!
Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.
Бедным выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение. Лексический запас языка не определяет еще характер разговора. Важны тон и интонация.
Культура речи - одна из составляющих педагогического мастерства, важнейшее профессиональное требование.
К речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога - владение нормами речевого этикета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 753.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое речь? Речь — исторически сложившаяся форма общения людей, передача накопленного опыта веками, создаваемых на основе определённых правил.
Речь – это уникальное явление, которое дарит возможность давать разностороннюю характеристику человеку, она служит проводником мыслей, познаний, чувств, намерений между людьми. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка , поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Культура речи – этикет!!!
Официально - деловой стиль речи воспитателя/педагога
Компоненты профессиональной речи педагога: образование педагога; качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации; воспитание в семье; самообразование (чтение методической и худ. литературы, посещение выставок, музеев, театра и т.д.).
По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой этикет. Речевой этикет является словесным выражением отношения к людям/родителям. От того, как и что педагог говорит, зависят его деловые личностные контакты с родителями. Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседни ка засорен жаргонами, словами-паразитами.
Стиль речи педагога – официально – деловой, то и обращение к родителям - официальное. Обращение педагога к родителям предполагает форму: на «Вы» это подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку, т.е. к родителю. «Вы» обычно используется при официальном обращении, при обращении к малознакомым людям, родителям! Если речь педагога поставлена правильно и не содержит слов-паразитов, а также не засорена бранью, родители в большей степени будут с уважением и радостью получать информацию от педагога. И впечатление о вас, как о педагоге будет на высшем уровне!
Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.
Культура речи и речевой этикет просто необходим в профессиональной деятельности педагога, как с детьми, так и с родителями!!! Культура речи – одна из составляющих педагогического мастерства, важнейшее профессиональное требование!!
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-234935-1395596749.jpg)
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-493143-1412622342.jpg)
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-493143-1412622342.jpg)
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-546068-1417960035.jpg)
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/16/picture-606560-1426525995.jpg)
Консультация для педагогов " Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя".
Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-249336-1367076259.jpg)
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/24/picture-460132-1403617947.jpg)
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)
Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....