Рассуждение « Развитие познавательной активности у детей»
статья по теме

Хайдукова Надежда Николаевна

В чем я вижу успешность своей педагогической деятельности? Наверное, в том, чтобы научить малыша жить в нашем быстро меняющемся мире. А это значит развить в нем способность преодолевать запутанные жизненные ситуации, умение находить новые и нестандартные решения проблем. Но как? Что необходимо для этого? Мы, воспитатели, часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Как воспитатель с большим уже опытом педагогической работы могу с уверенностью сказать, что у таких детей не развит навык познавательной активности!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рассуждение о своей профессии20.12 КБ
Файл esse_pishu.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе – размышление

 « Развитие познавательной активности через экспериментально -  исследовательскую деятельность»

Почему каждый из нас вновь и вновь размышляет о сущности педагогической деятельности? Причина проста – хочется понять тот мотив, который заставляет заниматься этим трудным всепоглощающим делом. И если уж отдали этому делу всю теплоту своей души, частичку себя, то, что дальше, что взамен?

Педагоги в большинстве своём люди особенные, бессеребренники не ждущие от судьбы ни почестей, ни наград, просто хочется быть значимыми, востребованными, хочется окунуться в мир детства, найти с детьми общие точки соприкосновения.

Впервые переступив порог детского сада, я увидела эти любопытные, искрящиеся глаза, ощутила живой интерес ребятишек к новым открытиям и поняла, что нашла свое место.

И вот за плечами годы работы, даже не работы, а состояния постоянного творческого поиска, самообразования, работы над собой, сопричастности к развитию личности моих маленьких друзей.

Я часто сравниваю ребенка с рекой. Почему? Река у истоков - это ручеек : чистый , неумолкающий, журчащий, словно непоседливый малыш. Стремящийся познать новое, он бежит вперед! Навстречу огромному миру. Постепенно сливаясь с такими же маленькими ручейками, он набирает силы, становится глубже, мощнее  и превращается в полноводную реку. И какой будет эта река, во многом зависит от меня - воспитателя.

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.  У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира.

Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии, которые я и использую в своей деятельности. Так, например,  экспериментальная  исследовательская деятельность стала частью моей  работы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Исследовательскую деятельность, стараюсь включать в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.

Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует, отдаю практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество…

Экспериментируя  и исследуя различные семена, дети начинают составлять узор из семян, играя с магнитом и приклеив к нему нарисованную мордашку колобка, на столе вдруг создается сюжет из сказки - и уже готов магнитный театр!..

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее  он развивается. Н. Н. Подьяков

Моя профессия  предполагает умение действовать по ситуации, мастер перевоплощений. Спектр  « ролей» весьма велик. Как пожарный  умело гасить  конфликты между детьми,     может быть и психологом – учить детей сопереживать. Находить изюминку  в застенчивом ребенке, помочь маленькому ребенку раскрыться и стать уверенней в себе.

Мне нравится быть  разной : смешной или грустной, восторженной или спокойной, в меру строгой, но справедливой, а иначе просто не смогу научить детей проявлять эмоции и сострадание, общаться. Мне нравится постоянно чему то учиться, и этим делиться с детьми   т. к жизнь не стоит на месте, и каждый  день дарит новые открытия…

Размышляя над тем, что важнее всего в работе педагога и есть ли заветный золотой ключик, открывающий детские сердца, я пришла к заключению, что нет никакого ключика, как и нет единого педагогического рецепта, поскольку все дети разные!

Хочется закончить свои размышления словами М. Горького - «В каждом есть бубенчик, и если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть! »….

Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка, я делаю этот мир добрее и лучше…



Предварительный просмотр:

Эссе – размышление

 « Развитие познавательной активности через экспериментально -  исследовательскую деятельность»

Почему каждый из нас вновь и вновь размышляет о сущности педагогической деятельности? Причина проста – хочется понять тот мотив, который заставляет заниматься этим трудным всепоглощающим делом. И если уж отдали этому делу всю теплоту своей души, частичку себя, то, что дальше, что взамен?

Педагоги в большинстве своём люди особенные, бессеребренники не ждущие от судьбы ни почестей, ни наград, просто хочется быть значимыми, востребованными, хочется окунуться в мир детства, найти с детьми общие точки соприкосновения.

Впервые переступив порог детского сада, я увидела эти любопытные, искрящиеся глаза, ощутила живой интерес ребятишек к новым открытиям и поняла, что нашла свое место.

И вот за плечами годы работы, даже не работы, а состояния постоянного творческого поиска, самообразования, работы над собой, сопричастности к развитию личности моих маленьких друзей.

Я часто сравниваю ребенка с рекой. Почему? Река у истоков - это ручеек : чистый , неумолкающий, журчащий, словно непоседливый малыш. Стремящийся познать новое, он бежит вперед! Навстречу огромному миру. Постепенно сливаясь с такими же маленькими ручейками, он набирает силы, становится глубже, мощнее  и превращается в полноводную реку. И какой будет эта река, во многом зависит от меня - воспитателя.

Маленькие детки по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному.  У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира.

Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии, которые я и использую в своей деятельности. Так, например,  экспериментальная  исследовательская деятельность стала частью моей  работы.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательно-исследовательской деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Исследовательскую деятельность, стараюсь включать в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку. В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы.

Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Это особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует, отдаю практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество…

Экспериментируя  и исследуя различные семена, дети начинают составлять узор из семян, играя с магнитом и приклеив к нему нарисованную мордашку колобка, на столе вдруг создается сюжет из сказки - и уже готов магнитный театр!..

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее  он развивается. Н. Н. Подьяков

Моя профессия  предполагает умение действовать по ситуации, мастер перевоплощений. Спектр  « ролей» весьма велик. Как пожарный  умело гасить  конфликты между детьми,     может быть и психологом – учить детей сопереживать. Находить изюминку  в застенчивом ребенке, помочь маленькому ребенку раскрыться и стать уверенней в себе.

Мне нравится быть  разной : смешной или грустной, восторженной или спокойной, в меру строгой, но справедливой, а иначе просто не смогу научить детей проявлять эмоции и сострадание, общаться. Мне нравится постоянно чему то учиться, и этим делиться с детьми   т. к жизнь не стоит на месте, и каждый  день дарит новые открытия…

Размышляя над тем, что важнее всего в работе педагога и есть ли заветный золотой ключик, открывающий детские сердца, я пришла к заключению, что нет никакого ключика, как и нет единого педагогического рецепта, поскольку все дети разные!

Хочется закончить свои размышления словами М. Горького - «В каждом есть бубенчик, и если его тронуть, человек зазвенит самым прекрасным, что в нём есть! »….

Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка, я делаю этот мир добрее и лучше…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

«ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ И УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ».

Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты...

Педагогический совет №3 На тему: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной-экспериментальной деятельности» Доклад для воспитателей на тему «Развитие познавательной активности детей через проектно-исследовательскую деятельност

Актуальность: Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познават...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...