Статья "Как правильно говорить с детьми"
статья на тему
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
НА ТЕМУ:
«КАК ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ»
Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 61 (филиал)
Фёдорова Ольга Сергеевна
2017
Все родители переживают за своих детей и желают им только добра. Однако некоторые взрослые переживают так сильно, что из-за своих эмоций даже не могут подобрать нужных слов, чтобы правильно донести до ребёнка свои мысли и при этом не обидеть его. А ведь, на самом деле, это просто. Главное – следовать простым правилам, которые помогут найти с детьми общий язык.
Правило 1: ОБСУЖДАЙТЕ НЕ РЕБЕНКА, А ЕГО ПОСТУПКИ
Дети очень эмоциональны, чувствительны, ранимы и хотят, чтобы родители гордились ими, поэтому тяжело переносят критику. К тому же, не все дети понимают намёки и воспринимают слова взрослых буквально.
К примеру, когда родители говорят: «Горе моё», «За что мне такое наказание?», то они хотят донести до ребёнка информацию о том, что он сделал что-то не так и должен исправиться. Но дети ещё не умеют выстраивать логические цепочки. И подобные фразы воспринимают буквально: «Я горе для мамы/папы».
Поэтому родителям лучше разговаривать с детьми на понятном им языке, и обсуждать не самого ребенка, а поступок, который он совершил. К примеру, если ребенок получил на уроке двойку, то родителям рекомендуется в спокойной обстановке выяснить почему это произошло, что помешало выполнить задание учителя. Такой разговор с ребенком позволит установить с ним доверительные отношения, и в будущем он не будет бояться обсуждать с вами свои проблемы, потому что будет знать, что вы ему поможете их решить, а не просто раскритикуете.
Правило 2: НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА
В разговорах с детьми нельзя их сравнивать с другими детьми или вообще с кем- либо. Часто можно слышать такие фразы: «Вася, всегда приходит домой вовремя, а тебя не дозовешься», «У Маши всегда пятёрки, а для тебя тройка – достижение».
Подобными фразами родители только понижают самооценку ребенка, он понимает, что хуже остальных детей. А ведь родители хотели всего лишь сказать, что ему надо: научиться следить за временем и лучше учиться.
Поэтому правильнее, например, сказать так: «Пожалуйста, будь пунктуальным, старайся приходить в то время, о котором мы договариваемся – это очень важно». Затем можно выяснить, по какой причине ребёнок задержался. И разговор нужно вести спокойным тоном, без повышения голоса.
Конечно, приводить положительные примеры, на которые ребенок мог бы ориентироваться, можно и нужно, но без сравнений. Допустим, фразу допустимо построить так: «Пунктуальность – это качество дисциплинированных людей, например, твой папа всегда приходит вовремя – коллеги ценят его за это, потому что в пунктуальности проявляется уважение к другим людям».
Правило 3: НЕ ОБВИНЯЙТЕ РЕБЕНКА В НЕУДАЧАХ
Дети только учатся жить, поэтому не правильно ожидать от них того, что уже умеют взрослые.
Сгоряча родители могут сказать: «Ты неумейка, сколько тебя не учи – всё бестолку», «Что ты натворил (натворила)?».
А между тем, ошибки детей – это, на самом деле, ошибки родителей. Ведь дети умеют ровно то, чему их научили. Ну а если ребенок медленно усваивает, так это тоже не его вина. И критикой можно добиться лишь того, что ребенок вообще перестанет делать то, что у него плохо получается, у него будет низкая мотивация, неуверенность в своих силах, безынициативность.
Поэтому родителям рекомендуется заменять привычные фразы, например, на такие: «Давай попробуем сделать это еще раз, я тебе помогу», «Попробуй ещё раз, у тебя обязательно получится!», «Я очень радуюсь твоим успехам» (эту фразу надо говорить даже при незначительных успехах).
Правило 4: РЕБЕНОК ПОЛНОЦЕННЫЙ ЧЛЕН ОБЩЕСТВА
Взрослые не любят, когда дети вмешиваются в их разговоры. И могут сказать: «Не суй нос, куда тебя не просят» или «Не твоего ума дело».
Безусловно, дети не должны присутствовать при взрослых разговорах. Но это не означает, что их надо унижать, когда они из-за своего любопытства всё же вмешиваются в беседу.
Обидные фразы, которые в будущем могут вообще отбить у ребенка желание участвовать в каких-либо обсуждениях и спорах в компаниях, лучше заменить на такие, которые не унизят ребенка, но объяснят ему его ошибку: «Твое мнение важно для нас, но сейчас у нас очень важный взрослый разговор, и дети не должны участвовать в таких разговорах».
Ну а если папам и мамам принципиально, чтобы ребенок вообще не слышал каких-либо обсуждений, тогда его можно заранее попросить какое-то время не входить в комнату.
Если же разговор не имеет важности, то ребенку можно дать право находиться в комнате и высказываться. Потому что даже первоклассники уже чувствуют себя взрослыми и хотят, чтобы их мнением интересовались.
Правило 5: НЕ УБИВАЙТЕ СЛОВОМ
Все знают, что словом можно убить, а можно и спасти человека.
Поэтому, если родители не хотят вырастить из ребенка неудачника, неуверенного и несамостоятельного человека, то они не должны говорить ребенку такие фразы: «Без разрешения никогда ничего не делай!», «Тебе нельзя пирожки, ты уже и так самая толстая в классе».
После таких фраз ребенок в лучшем случае обидится на родителей, а в худшем - перестанет верить в себя и свои силы. А ведь всем родителям хочется, чтобы их дети были уверенными в себе и самостоятельными.
Разумнее говорить так: «Давай обсудим, а потом ты сделаешь сам», «Ты очень самостоятельный – я тобой горжусь!».
А что касается внешности, то родители вообще не должны критиковать детей, лучше записать ребенка в секцию, театральный кружок, готовить ему вкусную и здоровую еду, и вместе радоваться достижениям.
Важно помнить, что для детей родители – это не просто мама и папа, а главные люди в жизни, от которых ребенок ждёт защиты, помощи, советов, но никак не унижений и критики. Нельзя забывать, что даже если дети рассуждают, как взрослые всё равно они всё ещё дети, и невзначай, со зла сказанное слово может изменить всю их жизнь не в лучшую сторону. Поэтому родители должны исключить из общения с детьми такие фразы как «уйди с глаз долой», «это твои проблемы», «как ты мне надоел». Чтобы не случилось, нужно найти в себе силы и сказать: «Я тебя люблю. Давай разберёмся вместе!»
ГОВОРИТЕ СВОЕМУ РЕБЁНКУ:
- Я люблю тебя.
- Люблю тебя, не смотря ни на что.
- Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
- Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
- Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
- Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
- Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
- Спасибо.
- Мне понравилось сегодня с тобой играть.
- Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.
РАССКАЗЫВАЙТЕ:
- Историю их рождения или усыновления.
- О том как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
- Историю о том, как вы выбирали им имена.
- О себе в их возрасте.
- О том, как встретились их бабушки и дедушки.
- Какие ваши любимые цвета.
- Что иногда вам тоже сложно.
- Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*.
- Какой у вас план.
- Чем вы сейчас занимаетесь.
СЛУШАЙТЕ:
- Вашего ребенка в машине.
- Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
- Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
- На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
- Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
СПРАШИВАЙТЕ:
- Почему ты думаешь это случилось?
- Как думаешь, что будет если .....?
- Как нам это выяснить?
- О чем ты думаешь?
- Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
- Как думаешь, какое "оно" на вкус?
ПОКАЗЫВАЙТЕ:
- Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
- Как свистеть в травинки.
- Как тасовать карты, сделать веер/домик.
- Как резать еду.
- Как складывать белье.
- Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
- Привязанность к вашему супругу.
- Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.
ВЫДЕЛИТЕ ВРЕМЯ:
- Чтобы понаблюдать за строительными площадками.
- Чтобы посмотреть на птиц.
- Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
- Ходить в какие-то места вместе.
- Копаться вместе в грязи.
- Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
- Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
ПОРАДУЙТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА:
- Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
- Положите шоколад в блины.
- Выложите еду или закуску в форме смайлика.
- Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать.
- Играйте с ними на полу.
ОТПУСКАЙТЕ:
- Чувство вины.
- Ваши мысли о том, как должно было быть.
- Вашу потребность быть правым.
ОТДАВАЙТЕ:
- Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
- Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
- Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
- Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
- Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь.
- Делайте ванну в конце длинного дня.
- Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:«Как правильно говорить с детьми?»
Все родители переживают за своих детей и желают им только добра. Однако некоторые взрослые переживают так сильно, что из-за своих эмоций даже не могут подобрать нужны...
"Как правильно говорить с детьми?"
Памятка для родителей...
Буклет-консультация "Говорите с детьми правильно"
Речь не передается по наследству.Ребенок перенимает речь окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые при разговлре с ребенком следили за своей речью....
Как правильно говорить с детьми.
Все родители переживают за своих детей и желают им только добра. Однако некоторые взрослые переживают так сильно, что из-за своих эмоций даже не могут подобрать нужных слов, чтобы правильно донести до...
Статья "Как правильно говорить с детьми о финансах"
laquo;Денег нет!»: как правильно говорить с детьми о финансахВсе мамы прекрасно знают, что в большинстве случаев отношение детей к деньгам складывается довольно стихийно. Когда ребенок маленьки...
Консультация "Как правильно говорить с детьми"
Дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребёнка, расширить представления родителей об эмоциях, их влиянии на общение, дать роди...
Буклет "Как правильно говорить с детьми о сбережениях"
Буклет создан для консультации родителей о том как впервые рассказать детям о сбережениях, о том какую копилку можно выбрать для ребенка....