Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
статья (младшая группа)

Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sensornoe_razvitie.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Авторы: Нюкалова Е.О, Марьина Л.П., Касимова Н.А.

В дошкольном образовательном учреждении развитие сенсорных способностей детей всегда было одной из самых важных задач воспитания и обучения. Однако в 21 веке оно стало наиболее актуальной проблемой для педагогов. Появление в жизни людей компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр изменило мировосприятие людей и практически заменило живое человеческое общение. Всё чаще мы наблюдаем как современные родители вместо кукол, машинок, мячиков, скакалок дают в руки, даже совсем маленьким, детям мобильные телефоны с компьютерными игрушками. Изо дня в день ребенок осязает исключительно гладкую поверхность дорогого гаджета. Всё познание мира сведено к нему.

Психическое развитие человека, как писал известный психолог Л.С. Выготский, представляет собой последовательный процесс перехода от одной ступени к качественно другой. Сенсорное развитие младшего дошкольника происходит подобным же образом. От простого накапливания различных ощущений он постепенно переходит к осмысленному восприятию предметов и явлений окружающей действительности. Данный процесс осуществляется в основном через деятельность, однако у каждого ребенка по-разному, так как зависит от индивидуальных психических особенностей человека.

Любые человеческие способности имеют сенсорную основу, а мировоззрение человека базируется на его мировосприятии, его мироощущениях. Социальные условия жизни дошкольника в 21 веке оказывают большое влияние на эти ощущения. Они могут либо улучшить природные способности человека в понимании себя и познании мира, либо ухудшить.

Сенсорное развитие – это, прежде всего, развитие органов чувств человека, которые позволяют ему воспринимать зрительные образы, запахи, звуки, вкус и воссоздавать в своей голове картину окружающего мира. Благодаря этим органам дошкольники различают цвета, величину, форму предметов, материал, из которого они изготовлены, безопасно ориентируемся в пространстве. Дети могут охарактеризовать, сравнить предметы между собой, запомнить, воссоздать увиденное или услышанное.

Специально организованное, целенаправленное и своевременное сенсорное воспитание и, как следствие, сенсорное развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза позволит сформировать у него правильные представления о мире и людях, эмоциональную отзывчивость, познавательную активность и интерес к окружающему миру, умение воспринимать и ценить красоту.

Сенсорное развитие является предметом сенсорного воспитания, которое представляет собой целенаправленный педагогический процесс систематизации и углубления хаотичных, мозаичных знаний ребенка о свойствах предметов окружающего мира, полученных им посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Сенсорное воспитание лежит в основе умственного и физического воспитания ребенка.

Основным видом деятельности у младших дошкольников является игра, следовательно, все занятия необходимо проводить с детьми в игровой форме. Но так как у детей 3-4 лет наглядно-действенное мышление, то, например, для проведения игры «Узнай по голосу» можно взять различные игрушки, издающие разные по громкости и тембру звуки. В этом случае звуковые эталоны будут еще ассоциироваться с определенными героями, животными и др.

Современным воспитателям в своей работе по формированию сенсорной сферы младших дошкольников можно использовать информационно-компьютерные технологии. Это сделает занятие более интерактивным и интересным для детей. Однако их использование должно быть рациональным и чередоваться с непосредственной игровой деятельностью. Важным условием эффективной работы воспитателя по развитию сенсорной и моторной сферы у детей 3-4 лет является создание на занятиях положительного эмоционального фона. Младшие дошкольники в этом возрасте переживают свой первый психологический кризис (кризис 3 лет), поэтому часто проявляют упрямство, непослушание. У современных дошкольников оно может проявляться в нежелании общаться с воспитателем или желании обособиться от остальных детей и заниматься отдельно. Они плохо взаимодействуют друг с другом и требуют особенного подхода в каждом отдельном случае. Понимание этого обстоятельства педагогом позволит правильно выстроить деятельность детей и создать верную мотивацию занятия.

1.Дидактические игры, направленные на ознакомление с цветом.

В ходе работы по ознакомлению с цветом дошкольники знакомились с цветовыми эталонами. Дети изучали шесть основных цветов. Примером дидактических игр, направленных на знакомство с цветом, могут служить игры «Воздушные шары», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету», «Живое домино» и др. В дальнейшем детей начинают знакомить с оттенками цвета (темный – светлый), для чего используются такие игры, как «Окраска воды», «Украсим елочку», «У кого какое платье?» и др. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенков, если получили их самостоятельно (например, при смешивании красок), или в таких играх, как «Найди цветок для бабочки», «Поставь цветы в вазу», «Ловись, рыбка», «Собери бусы». Примеры некоторых игр представлены ниже.

1) «Воздушные шары». Для игры необходимы узкие полоски картона или бумаги шести цветов, а также шесть кругов разных цветов. Это ниточки и шарики. Такой комплект материалов имеется у воспитателя. Каждому ребенку дают белую полоску бумаги с уже наклеенными ниточками и шесть кружков. Воспитатель размещает на фланелеграфе или магнитной доске сначала ниточки для шариков, а затем говорит, что к каждой ниточке нужно привязать шарик такого же цвета, и размещает один шарик рядом с ниточкой соответствующего цвета. Далее педагог предлагает детям помочь ему и «привязать» остальные шарики на доске. В процессе работы воспитатель вслух называет цвета шариков и ниточек. Далее детям предлагается «привязать» свои шарики.

2) «Спрячь мышку». Для игры необходимы шесть квадратиков цветной бумаги (20х15 см) с наклеенным на них белым квадратом (8х8 см) с нарисованной мышкой (домики для мышек), шесть квадратиков цветной бумаги меньшего размера (10х10 см, дверцы для домиков), а также игрушечная кошка. Каждому ребенку дается тот же набор цветных квадратиков, только меньшего размера. Сначала воспитатель прикрепляет к доске три домика для мышек и объясняет, что мышек надо спрятать от кошки, для этого нужно закрыть окошко дверцей-квадратиком. Детям предлагается выбрать необходимую дверцу для домика. Далее детям дается по одному домику и шесть карточек дверок. Необходимо подобрать нужную дверку для домика.

3) «Какого цвета не стало?» Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

2.Дидактические игры, направленные на ознакомление с формой.

Так как к трем годам дошкольники уже имеют некоторые представления о форме и величине, поэтому в младшем дошкольном возрасте их начинают знакомить с геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник). Дети должны усвоить внешнюю форму предметов и запоминать их названия. В процессе выполнения заданий ребенок учится подбирать к определенной геометрической фигуре предметы и их изображения соответствующей формы, причем обращать внимание необходимо именно на геометрическую фигуру как образец. При знакомстве детей с геометрическими формами мы обучали их приему обведения контура. Для ознакомления детей с формой предметов предлагается использовать такие игры, как «Какие бывают фигуры?», «Подбери фигуру», «Кому какая форма?», «Найди предмет такой же формы» и др. Примеры дидактических игр приведены ниже.

 1) «Какие бывают фигуры?» Для игры воспитателю необходимы крупные картонные круги и квадраты, а детям – круги и квадраты из картона разных цветов меньшего размера (по три фигуры). Воспитатель говорит, что к нам пришла кукла Таня и принесла нам разные фигуры. Затем педагог достает фигуры, называет их и показывает детям, как надо обводить фигуру по контуру. Далее детям необходимо разложить свои фигуры на две части: круги и квадраты. Варианты игры: - способ проведения игры тот же, но теперь кукла Таня приносит четыре фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал. Воспитатель знакомит детей с новыми фигурами, учит приему обведения контура, обращает внимание на отличия различных фигур.

2) «Подбери фигуру». Для игры необходимы пять картонных фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) в качестве демонстрационного материала. Каждому ребенку даются карточки с контурами пяти фигур и по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения. Воспитатель сначала показывает по одной фигуре из демонстрационного материала, обращая внимание детей на ее название, форму, характерные особенности. Затем педагог предлагает детям разложить свои фигуры на карточку так, чтобы контуры совпадали. Детям необходимо сначала обводить по контуру фигуры и только при полном совпадении класть ее на карточку.

3) «Кому какая форма?». Для игры каждому ребенку необходимы по три круга и овала разных цветов и размеров, а также игрушечный мишка и матрешка. Воспитатель показывает детям круг и овал, просит вспомнить названия фигур, их отличия, предлагает обвести контуры фигур пальчиком. Далее педагог предлагает положить все овалы перед мишкой, а все круги – перед матрешкой. В случае затруднений воспитатель помогает ребенку вспомнить название фигуры и ее отличия. Варианты игры: - в качестве раздаточного материала берутся по три квадрата, прямоугольника и треугольника разных цветов и размеров. По желанию детей фигуры раскладываются перед куклой, мишкой и матрешкой.

3.Дидактические игры, направленные на ознакомление с величиной.

Игры данной группы направлены не только на формирование у дошкольников представлений о величине предметов, но и на овладение умением обозначать эти отношения словами (больше, меньше, самый большой). Ознакомление с величиной детей младшего дошкольного возраста происходит с обучения сравнению трех однородных предметов, а в дальнейшем дети учатся сравнивать пять предметов. Знакомство с величиной предполагает использование таких игр, как «Башня из кубов», «Соберем башенку», «Соберем пирамидки» и др. Постепенно в процессе игр ребенок учится определять и подбирать предметы одинаковой величины по заданному образцу, что способствует развитию глазомера. Для этого предназначены игры «Найди такое же колечко», «Сделаем столбики», «Сбор фруктов» и др. Примеры дидактических игр приведены ниже.

1) «Башня из кубов». Для проведения игры нужен набор из пяти кубов разных размеров (большой куб – 10 см, маленький – 2 см.). Воспитатель предлагает детям собрать башню из кубиков. В случае затруднений педагог помогает детям с постройкой, проговаривая вслух порядок действий.

2) «Соберем башенку». Для проведения игры необходима башенка-образец (для воспитателя) и башенка из пяти колец для каждого ребенка. Воспитатель раздает детям материал и предлагает рассмотреть башенку, обращая внимание на размер колец. Затем воспитатель собирает башенку, проговаривая свои действия вслух. После этого дети сами разбирают и собирают свои башенки. Дети постепенно находят следующее по величине кольцо. Воспитатель следит за действиями детей, напоминает, что надо выбирать все время самое большое кольцо из оставшихся и нанизывать на стержень. В случае затруднения или ошибок детям разрешается прикладывать выбранное кольцо к образцу, чтобы сопоставить его по величине. Игра заканчивается, когда дети соберут башенку из пяти колец. Игра повторяется до тех пор, пока дети не научатся составлять башенку.

3) «Соберем пирамидки». В игре детям необходимо собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов. Кроме восприятия цвета, формы и величины, манипулирование с предметами приводит к открытию в предметах все новых и новых свойств: перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возрастасредствами дидактических игр...

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием...

"Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр".

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр....

Квалификационная работа: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Цель: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических игр....

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений»

laquo;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений»Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является зало...