Музыкальное развитие ребенка
статья на тему

 

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnoe_vospitanie.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

                 (Для родителей )

                                  Подготовила : муз.руководитель Шатрова О.Н.

                                                   

                                                       17.11. 2016 г.

             

Музыкальное развитие ребенка.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.

В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой, гулением, отдельными движениями, проявляет «комплекс оживления».

Дети 3-4 лет обладают уже возросшими психическими способностями. Они осмысливают некоторые связи между явлениями, способны сделать простейшие обобщения — определить, например, характер музыки, назвать, по каким признакам сыгранная пьеса веселая, радостная, спокойная или грустная. Им понятны и требования: как надо спеть различную по характеру песню, как двигаться в спокойном хороводе или в подвижной пляске. Складываются также и музыкальные интересы: оказывается предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

К шести-семи годам наблюдаются первоначальные проявления художественного вкуса — способность дать оценку произведениям и их исполнению. Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

 Для чего нужны музыкальные занятия?

Музыкальное воспитание – многогранный процесс, представляющий собой формирование личности ребенка , путем воздействия на него музыки.

Виды музыкальной деятельности детей на музыкальном занятии разнообразны:

1. Пение.

2. Слушание музыки.

3. Музыкально – ритмические движения.

4. Музыкальные игры.

     Музыкальные способности детей формируются и проявляются только в процессе музыкальной деятельности и занятий , которые формируют  определенный фонд знаний, умений  и навыков.

Если ребенка , пусть даже музыкально  одаренного, не приобщают к музыкальному искусству, если он не слушает , не поет , не играет, то его задатки не развиваются в способности.

          В детском саду музыкальные занятия проводятся систематически, начиная с 1 младшей группы. В 2   мл. группе музыкальное занятие длится  15 -20 минут.  Содержание занятий строится таким образом, чтобы обеспечивалось постепенное музыкальное развитие каждого ребенка. Задача музыкальных занятий : воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера: спокойную, веселую , подвижную, бодрую.

Моя задача на занятиях – это формирование сенсорных способностей детей.

С этой целью мы на занятиях  не только слушаем разнообразные музыкальные произведения, не только поем песни , но и учим  разные упражнения

     Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим.

 Музыкальные умения и навыки детей  2 мл.  группы:

На конец учебного года во 2-й младшей группе дети должны уметь:

Слушание:  Эмоциональный отклик на музыку, желание ее слушать.

Отличать звучание контрастных по тембру инструментов(барабан - металлофон),узнавать и называть знакомые музыкальные и инструментальные произведения.

Пение:  Петь без напряжения, уметь тянуть долгие звуки в песнях, четко выговаривать слова, петь вместе с музыкальным руководителем(диапазон до1 – ля1), петь самостоятельно под  аккомпанимент.

Музыкально-ритмические движения:

Реагировать на конец и начало музыки. Выполнять под музыку бег , ходьбу, прыжки, простые образные движения (зайчик, мишка, киска, птичка),движения в парах, в кругу, простые танцевальные движения: притопы одной и двумя ногами, хлопки, кружение по одному и в паре, фонарики, пружинка.

Выполнять танцы ,сложенные из выученных  элементов.

Реагировать при изменении темпа в музыки, выполняя соответствующие движения.

Овладение детьми  музыкальными умениями и навыками – это сложный и кропотливый процесс. Многие дети во 2 младшей группе  просто не посещали детский сад, потому что болели, а другие просто не пришли : проспали, прогуляли. Вы все знаете , что догонять –это гораздо труднее ,чем постепенно   и вовремя учить . Детки ,не посещавшие детский сад и мало посещавшие, не дают остальным двигаться вперед и учить что-то новое. Так как приходится повторять и разучивать  прошлогодний  материал.  Не пропускайте детский сад без уважительной причины.

Внешний вид детей на музыкальных занятиях

Музыкальное занятие в детском саду проводится два раза в неделю в каждой группе. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где всё приготовлено для успешного проведения музыкального занятия. Для того, чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего она должна быть фиксированная. Например, чешки или балетки. И совсем недопустимо, чтобы ребёнок был в комнатных тапочках, «сланцах» или просто в «шлёпках».

На музыкальных занятиях мы приучаем детей видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. А как же это сделать, если наши девочки приходят на занятие неопрятные, а мальчики в помятой одежде? Очень важно, чтобы девочки были одеты в юбки, потому, что иначе им просто не удасться поставить руки на юбку во время танцев. Это приведёт к тому, что у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на празднике. Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в шорты, чтобы выглядеть эстетично и во время танца видеть свои коленки, и ступни ног.

Мы очень просим Вас, дорогие родители, одевайте детей по сезону. Следите за аккуратностью их внешнего  вида детей.

Поговорим об утренниках

Утренник в детском саду - это не только праздник, но и испытание для ребенка. Помощь родителей здесь необходима.

      На самом деле утренник - это не совсем праздник для детей. Скорее, это демонстрация умений детей и одновременно отчет о проделанной работе воспитателей  и музыкального руководителя.

          Чего, например, хотят воспитатели? Чтобы была хорошая явка: во-первых, этот показатель очень ценен сам по себе, а во-вторых, чтобы не пришлось воспитательнице играть роль заболевшей Белочки или Снежинки.

Чтобы все дети проявляли активность и на предложение поучаствовать в конкурсе с неподдельной радостью вскакивали с мест.

Чтобы была дисциплина - без особого предложения никто с мест не вскакивал и не отрывал детали костюма у соседа.

Чтобы папы гордились, а мамы умилялись так, что в отдельные моменты не могли сдержать слез.

       Утренник - важное событие в жизни ребенка. Именно там он узнает, как сочетать собственные удовольствия с выполнением обязательств. Именно там он научится совместной творческой деятельности. Там же получит представление о том, что такое сценарии и правила. И возможно, впервые проявит свои интересы и способности.

   Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник , ничего кроме неприятностей (для ребенка из –за незнания материала), неумения выполнить простейшие танцевальные  движения, незнания слов песен , неумения правильно и вовремя перестроиться, не получиться.

 Ребенок расстраивается, путается, нервничает , зачастую плачет, мешает  остальным  детям , которые старательно учили стихи , песни , танцы в  продолжении долгого времени.

Как правило к утреннику детей готовят постепенно, сначала разучивая слова и мелодии песен, движения танцев, а за тем  идет знакомство со стихами и сказками герои которых будут  «приходить » на праздник .

Разучивание материала на утренник , продолжается около двух месяцев. Дети постепенно разучивают  весь нужный  материал на  музыкальных занятиях, а затем в  свободное от других не менее важных занятий (таких как: математика, развитие речи, лепка, рисование, конструирование, труд и др.) закрепляют с воспитателями пройденный на занятии материал, учатся правильно и  выразительно произносить слова стихотворений и отрывки из сказок, закрепляют  исполнение отдельных танцевальных движений . Благодаря совместному и ежедневному  труду музыкального руководителя и воспитателей, вы, родители, имеете  возможность увидеть  развитие вокальных, актерских, танцевальных данных у своих детей. Но без помощи родителей  праздника не будет. На праздник ребенок должен придти в карнавальном костюме (если это Новый год), нужны атрибуты для упражнений, маски.

Совет по оформлению костюма  можно получить у музыкального руководителя или у воспитателя группы. Обязательно на ногах у детей должны быть «чешки», туфли не годятся для исполнения танцев .

Внешний вид детей на утренниках

Детский костюм должен быть эстетичным и комфортным.

Избегайте тугих застежек, лучше, чтобы застежки были в виде липучек.

Головной убор нужно сделать обязательно на завязках или  резинке.

Пусть ребенок его померяет, попрыгает , побегает, понаклоняется в нем, чтобы проверить,

надежно ли он держится на голове. Платье  у девочек должно быть удобным , не допустимы кольца и обручи, т.к. девочки не могут сидеть на стуле- платье задирается вверх , а обычно оно просто на лице у ребенка.

Обычно описание костюмов дает музыкальный руководитель, если возникают вопросы , не стесняетесь подойти  и спросить о том , что вас интересует.

Осенний праздник: нарядные   короткие платья  и костюмы, на головах маски овощей или героев.

Новый год: карнавальные костюмы для героев, задействованных в сказке. Девочки - можно бальные платья, но без обручей, на голову удобную  и легкую коронку.

Выпускной: Девочки - удобные бальные платья, мальчики – костюм и белая рубашка.

Развлечения: Святой Миколай, Рождество,Пасха,9 Мая .

Мальчики : костюм и белая рубашка, девочка - нарядное платье или костюмчик.

На ногах: белые носочки или колготки и чешки – у всех.

Помните, дети не просто приходят посидеть на утреннике, они будут танцевать, прыгать ,бегать и именно поэтому должны чувствовать себя комфортно.

Роль музыкального руководителя  и воспитателя в подготовке  праздников для детей.

Музыкальный руководитель является  и постановщиком ,и режиссером ,

и организатором , и сценаристом в подготовке утренника .

Работа начинается  с сочинения сценария  для праздника , подбора сказок  и сценок ,для того чтобы максимальное количество детей было задействовано на празднике. Затем идет подбор стихов  для детей. По программе «Министерства образования» на празднике должно звучать не более 10 стихов. Но детей в группе  20,остальные детки  участвуют в танцах, в сказке или сценке, со средней группы некоторые детки будут пробовать солировать  на празднике и исполнять песню индивидуально. Во 2-й мл.гр  появляются индивидуальные танцы, т.е танцует не вся группа, а только часть деток.

Индивидуальные танцы бывают: для девочек, для мальчиков и парные.

Движения танца  так же составляет музыкальный руководитель ,учитывая возрастные особенности детей данного возраста.

Как правило индивидуальные танцы , песни- соло, сценки и сказки , разучиваются  во второй половине дня. Дети в саду должны быть до 16.30.

Песни музыкальным руководителем подбираются соответственно способностям детей  в данной вековой группе.

 Роль воспитателя  в подготовке утренника.

Воспитатель распределяет и раздает стихи детям. Перед утренником, проверяет и работает над  дикцией и правильной интонацией  в стихотворении.

 Закрепляет , разученные муз. руководителем  на  занятии  слова песен.

Закрепляет с детьми  особенно сложные отдельные движения в танцах.

Является ведущим на утреннике или исполнителем  роли в сценке и сказке.

Мы были бы очень рады, если  бы вы- родители, активнее принимали участие в наших утренниках. Вечная проблема – кому отдать роль Деда Мороза?

Если вы считаете, что у вас хороший голос  и вы замечательно поете ,  не стесняетесь стоять перед публикой. Пожалуйста, принимайте участие в наших утренниках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей по теме самообразования "Музыкально - дидактические игры как средство музыкального развития ребенка"

Данная консультация будет очень полезна многим родителям, особенно тем, кто хочет больше приобщаться к музыкальному развитию ребенка и получать удовольствие от совместного игрового процесса....

Методические рекомендации для родителей по музыкальному развитию ребенка Тема: «Музыкальное воспитание в семье»

Цель: формировать у родителей заинтересованность в музыкальном воспитании своих детей. Педагогическое просвещение родителей....

Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка (консультация музыкального руководителя)

Роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка (консультация музыкального руководителя). Сказки-шумелки....

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с...