Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствуют о его психическим состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ebr.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствуют о его психическим состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Задачи: Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово); Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Основные потребности дошкольника: В любви, признании; Общении (в частности со сверстниками); Сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении; Положительных эмоциях; Новых впечатлениях; Общественно значимой деятельности; Осознании соответствия положительному эталону.
Характеристики эмоциональной сферы в дошкольном возрасте: Эмоциональные процессы более управляемы; Развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым); Происходит переход от желаний, направленных на предмет, к желаниям, связанным с представлениях о предмете, его свойствах и получением конечного результата; Самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается; Появляется способность оценивать свое поведение.
Уровни проявления эмоций Субъективный план проявления эмоций. Проявление эмоций в поведении. Проявление эмоций в речи. Вегетативный уровень проявления эмоций. Проявление эмоций на биохимическом уровне.
Направления педагогической работы по эмоциональному развитию дошкольников: Аксиологическое – формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; Инструментальное – формирование у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. рефлексии; Потребностно -мотивационное – формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее – адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
Принципы взаимодействия с детьми: позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества); безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности; индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка); развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию); поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности; обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Методические средства развития эмоциональной сферы детей Ролевые игры (игры-драматизации); Психогимнастические игры; Коммуникативные игры; Творческие игры и упражнения; Упражнения на выражение эмоций и эмоциональный контакт; Релаксация; Элементы психологического тренинга.
Ролевые игры (игры-драматизации ) Пальчиковый кукольный театр Цель: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности и страхов. Разыгрывать сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать всех детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить. Эмоции героев Цель: способствовать развитию эмпатии , умения оценивать ситуацию и поведение окружающих. Взрослый читает детям сказку. Детям заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т.д.
Психогимнастические игры « Психологическая лепка» Цель: снятие мышечного напряжения, формирование умения сотрудничать. Воспитатель просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например, морскую звезду, и показать, как она движется. Можно предложить ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности. Пластические этюды «Птицы » Цель: снятие мышечного напряжения, развитие выразительных движений. Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.
Коммуникативные игры Представь свое имя в движении Цель: позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, выражающее их имя. Это упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения. Мое настроение Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии . Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
Творческие игры и упражнения Подарок для мамы Цель: развитие уверенности в себе, коррекция тревожности, развитие навыков саморегуляции . На листе бумаги нарисовать несколько цветов. Из небольших кусочков пластилина желтого, оранжевого и белого цвета скатать несколько шариков, добиваясь однородного цвета. Под музыку из к/ф «Мама», м/ф «Мамонтенок ищет маму» размазать шарики пластилина по изображению цветов, заполняя все пространство. Тучки Цель: снятие агрессивности, мышечного напряжения в области рук, развитие навыков саморегуляции , воображения . Из бархатной бумаги синего цвета вырезать тучи. Под музыку П. И. Чайковского «времена года» наклеить тучи на лист акварельной бумаги. Дождь нарисовать пальчиковыми красками синего и голубого цвета.
Упражнения на выражение эмоций и эмоциональный контакт Передай настроение Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом . Дети становятся в круг и закрывают глаза. Взрослый, находясь в общем кругу, придумывает какое-нибудь настроение, затем «будит» своего соседа и показывает свое движение, тот «будит» следующего и так – по кругу, пока все дети не «проснуться» и не дойдет очередь до последнего. Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не загадают свое настроение и не передадут его по кругу . Интонация Цель: развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии . Ведущий вводит понятие интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой). Как вариант, можно интонационно проиграть и обсудить диалог сказочных героев.
Релаксация “Достань звезду ” Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой - темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели !
Планируемые результаты Окликается на эмоции близких людей и друзей; Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов ; Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения ; Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"
" Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду" - консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор...
Консультация для родителей " Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"
В данной консультации даются рекомендации родителям по обеспечению эмоционального благополучия ребенка в детском саду....
Статья на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"
Статья на тему:«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»...
Консультация на тему: Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
Консультация для педагогов на заданную тему....
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одноиз важнейших направлений деятельности педагога - психолога в современном детском саду....
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду
Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду....
Школа младшего воспитателя «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»
«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду» Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центра...