"Развивающие игры как средство развития творческих способностей и интеллекта детей"
консультация на тему

Коваленко Елена Владимировна

Консультация для педагогов ДОУ, в которой рассказывается о роли развивающих игр в формировании логического мышления, об их особенностях и методике организации

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ.

 Что такое развивающие игры.

            Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.
            Философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами различных научных школ был выделен ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:

  1. Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
  2. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.
  3. Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра — первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.
  4. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра — специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.
  5. Игры — путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.
  6. Игра — свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры — наслаждение ее процессом, конечный результат — развитие реализуемых в ней способностей.
  7. Игра — главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и "вольной" практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. Поскольку детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, ее функции разнообразны.

 Методика проведений занятий с развивающими играми.

Программа воспитания и обучения в детском саду М.А. Васильевой и программа Б.П. Никитина дают широкий простор для творчества воспитателя. Воспитатели имеют право самостоятельно выбирать пути и методы достижения программных задач. Не все программные задачи решаются фронтально на занятиях, многие из них решаются в свободное от занятий время, в совместной деятельности с детьми.

            Развивающие игры превращают каждое занятие в сказку. Во время игры дети приобретают уверенность в себе, получают знания, что ведёт к положительному развитию личности ребёнка, развитию его творческих способностей. Развивающие игры- это другая методика общения с ребёнком, в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, т.е. обучения. Каждого ребёнка можно сделать творчески развитым; взрослым, человек этот будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и закономерности- всё это составляет творческие способности. В развивающих играх у детей улучшается мышление, наблюдательность, внимание. При организации развивающих игр я обращала внимание на то, чтобы количество детей не превышало 4-6 человек, чтобы каждый ребёнок имел возможность играть, заниматься. Важнейшее условие усвоения новых знаний - это интерес ребёнка к игровым заданиям, которые взрослые могут ему предложить. Излишняя дидактичность, чрезмерная настойчивость в своих педагогических усилиях - всё это недопустимо в работе с детьми.

            В начале учебного года проводится индивидуальное тестирование детей с помощью различных упражнений и дидактических игр, наиболее полно показывающих уровень знаний детей. По результатам педагогических наблюдений и проанализировав листы адаптации и лист здоровья составляется перспективный план работы на текущий учебный год. Кроме перспективного плана составляются примерные конспекты каждого занятия. В них указывается цель занятия, перечень наглядных пособий, методов и приёмов обучения, зависимость от индивидуальных особенностей детей. На любом занятии с использованием развивающих игр существуют неограниченные возможности для развития творческих способностей детей, решаются воспитательные задачи. Дети приучаются действовать дружно, целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца, решать, поставленные перед ним задачи.

            На занятиях необходимо действовать в зависимости от реальных условий, стараясь обеспечить активность всех детей, учитывать индивидуальный подход к каждому; усложнять задания для наиболее способных и помогать тем, кто испытывает затруднения.

Надо учитывать, что маленькие дети не могут долго выполнять однообразную работу и поэтому в каждое занятие необходимо включать игры с выполнением движений, физ. минутки. Они обеспечивают не только физическую разрядку, но и создают условия для непроизвольного лучшего выполнения задания.

            Американский учёный Гленн Доман даёт совет родителям и воспитателям: «Нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем больше чем есть конфеты. Но ученье-это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы ребёнок был «недокормлен», и вставал со стола знаний с ощущением постоянного «голода», чтобы ему всё время хотелось ещё».

Условия организации занятий с развивающими играми.

           Условиями, способствующими успешному развитию творческих способностей, являются:

- раннее начало;

- создание обстановки, опережающей развитие детей (развивающая среда);

- свобода в выборе деятельности, в продолжительности занятия каким-либо делом;

- максимальное напряжение сил ("потолок" своих возможностей);

- доброжелательная помощь взрослых.

            Развитие способностей надо начинать как можно раньше.

            Первые годы жизни ребёнка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. К трём годам развитие клеток головного мозга завершено на 70-80%, формируется фундаментальная способность мозга - принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его. Это та основа, на которой держится всё дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка. У ребёнка превалирует интерес. Чем меньше ребёнок, тем меньше усилий ему нужно затратить, чтобы научиться что - то делать. Мозг ребёнка может вместить безграничный объём информации.

В детском саду ребёнок получает опыт эмоциональнопрактического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно - пространственной развивающей среды. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у ребёнка чувства уверенности в себе, даёт ему возможность использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.. Но все дети разные и поэтому очень важно учитывать не только возраст, но и уровень развития, интересы, склонности, способности, личностные характеристики детей. Каждый ребёнок должен найти себе игрушку или игру, которая его заинтересует. Поэтому в группе должно быть много игрушек, отражающих богатство и многообразие этого мира.

 

 

Приложение 1

Интеллектуальные игры Б.П. Никитина

В своей книге "Интеллектуальные игры" Б.П. Никитин дает подробное описание 18 играм. Перечислим самые популярные Никитинские интеллектуальные игры в возрастающем порядке по степени сложности:

  1. "Сложи квадрат" уровни 1,2,3 (детям от 2-х до 6 лет),
  2. "Сложи узор" (4-8 лет),
  3. "Дроби" (5-8),
  4. "Кирпичики" (5-8),
  5. "Кубики для всех" (5-9),
  6. "Уникуб" (6-9).

"Сложи квадрат" "Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Головоломка была трудна даже для взрослых, но за нее брались и дети, и безуспешность их попыток натолкнула на мысль сделать ряд более простых заданий, которые постепенно подведут к решению сложного" (здесь и далее приведены цитаты из книги Б.П.Никитина "Интеллектуальные игры"). Таким образом, в современном варианте, каждый уровень игры имеет 12 постепенно возрастающих заданий. "В игре "Сложи квадрат" нет строго ограниченных и законченных заданий, как в других играх. Главная задача старших - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить".

"Сложи узор" Психологам хорошо известна эта игра. Это кубики Кооса - популярная методика психологической диагностики детей и взрослых (пространственной ориентации, конструктивных возможностей, уровня обучаемости, умения взаимодействовать в группе). Никитин её удачно адаптировал для маленьких детей и придумал множество заданий. Картинок-заданий много и в прилагаемой к игре брошюрке, еще больше их в книге "Интеллектуальные игры" - 155 штук "Сложи узор" - это 16 деревянных кубиков размером 30х30х30 мм., каждая грань у которых имеет свой цвет: красный, синий, желтый, белый или желто-синий и красно-белый. Кубики раскрашены таким образом, чтобы выполнение заданий требовало от ребенка интеллектуального напряжения, смекалки. Есть задания простые, есть сложные даже для взрослых. Игра оставляет возможность для самостоятельного придумывания узоров. В некоторых школах психологи используют кубики Кооса (кстати, в их никитинской версии) для диагностических целей при наборе в школу. Так что, если есть возможность, перед школой потренируйтесь - поиграйте в "Сложи узор".

"Дроби" "В этой игре нет четкого чередования заданий, как в других играх; и каждый раз все 78 частей надо высыпать из коробки на стол или пол, а потом, в конце, снова укладывать их кружками в коробку". Фактически "Дроби" - это увлекательная "собиралочка", складывая которую ребенок невольно усваивает, тактильно ощущает "дробные" понятия - половина, четверть, восьмая.

"Кирпичики" "Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она не только знакомит детей с основами черчения, но, главное, развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат 8 деревянных кирпичиков и 30 чертежей-заданий, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. Первые задания можно предложить даже 3-4-летним детям. В игре выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним". В игре дети учатся "читать" чертежи. Никитинские чертежи сложные, но профессионально подробные: вид сбоку, сверху, снизу.

"Кубики для всех" "Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые, попытались выполнить задания, но... не тут-то было. С большим трудом нам удалось освоить только одно - сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти были забыты на много лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи. Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать новые. Малыши тут же присоединились к ним. Пришлось срочно изготовить еще несколько таких же наборов из больших и из маленьких кубиков, и увлечение охватило всю семью. Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2 - 3 фигурок, старшие - более сложные - из 4 - 5 или даже из всех 7". Никитин окрасил каждую деталь в свой цвет и придумал множество - более 70 заданий к игре. Никитин не пишет в своей книге, кубики какого именно производителя или автора послужили основой для его "Кубиков для всех". Однако и поныне существуют альтернативные, а возможно и первоначальные кубики - называются они "Кубики: Играем всей семьей" и выпускает их Ярославская фабрика "Луч". Внешне они очень напоминают никитинские (только пластмассовые), однако, разницу можно почувствовать лишь в игре. Несколько деталей там сконструированы немножко иначе (повернуты в другую сторону) и сборка становится сверхсложной и для взрослых. Так что никитинский вариант, безусловно, удачен, там есть задания вполне доступные уже 4-х летним. Да и для более старших детей выполнимость заданий крайне важна. А такие задания, как в ярославских кубиках, способны убить веру в себя у кого угодно.

"Уникуб" "Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией… Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности". Уникуб - это 27 небольших деревянных кубиков. Грани каждого кубика выкрашены таким образом (всего 3 цвета), чтобы это сочетание граней на кубике было редким, если не уникальным. Именно благодаря этой особенности выполнение заданий по прилагаемым схемам непросто. 60 заданий предлагает Никитин для "Уникуба". Первые из них автор выполнял с детьми 1,5-3 лет, а самые сложные (последние) задания "доступны немногим… А можно ли составить задание более высокой (чем 60-е) степени сложности не знает и сам автор книги".

 

 

Приложение 2

Правила развивающих игр.

  1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому.
  2. Ребенка необходимо заинтересовать игрой, но не заставлять его играть, не доводить занятия играми до пресыщения. Не обижать ребёнка в игре.
  3. Развивающие игры-игры творческие. Все занятия дети должны делать самостоятельно. Надо набраться терпения и  не подсказывать ни словом, ни вздохом, ни взглядом, ни жестом! Дать возможность думать и делать всё самому и отыскивать ошибки тоже.
  4. Прежде чем дать задание детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
  5. Обязательно начинать с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.
  6. Если ребенок не справляется с заданием, значит вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий.
  7. Каждому ребенку надо дать по комплекту игры.
  8. Когда у ребенка остывает интерес к игре, её надо «забыть» на месяц-два, а потом «случайно» показать, чтобы ребенок вспомнил о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом.
  9. Берегите игры, не ставьте их по доступности с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок и ребенок просит поиграть с ней.
  10. Хорошо оживить игру сказкой, давать «имена» узорам, моделям, рисункам, придумывать, фантазировать, пока ребенка не увлечет сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.
  11. Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
  12. Создавать в игре непринужденную обстановку. Не сдерживать двигательную активность ребенка.
  13. Когда уже все готовые задания выполняются, то надо переходить к придумыванию новых не только взрослыми, но и самими детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

В статье указаны данные диагностического исследования  творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на примере МКДОУ № 4 "Колосок", приведён  систематизированный и апробированный комп...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей.

Игра! Как много она значит для ребенка — дошкольника.  Без увлекательной игры не может быть страны детства. «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром....

Презентация "Театрализованная игра, как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"

В презентации показан опыт использования традиционных и нетрадиционных видов театра для детей раннего возраста с 2 до 3 лет.Внимание! Полная версия находится на Яндекс.Диск.  //yadi.sk/i/FIZUVn0K...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Подвижная игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне,...

Презентация "Предметно-развивающая среда как средство развития творческих способностей детей"

Материал содержит информацию о создании благоприятной предметно-развивающей среды в ДОУ для развития творческих способностей детей...