Принципы интеграции образовательных областей в планировании работы воспитателей с детьми раннего возраста
консультация на тему
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствие с их спецификой и возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._printsipy_integratsii_obrazovatelnykh_oblastey_v_planirovanii.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принципы интеграции образовательных областей в планировании работы воспитателей с детьми раннего возраста» (слайд № 1)
«Правильно организованное обучение
«ведет» за собой развитие»
Л.С.Выготский
(слайд № 2)
(слайд № 3)
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствие с их спецификой и возможностями.
Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.
Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.
(слайд № 4)
Ранний возраст имеет огромное значение для развития ребенка, т.к. именно на этот период приходится наиболее бурное развитие всех психических процессов и личности. А будет ли этот процесс эффективным и качественным в основном зависит от того, как организовано воспитание и обучение ребенка с первых дней его жизни.
Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, которая тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры. В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.
(слайд № 5)
Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.);
- общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность.
(слайд № 6)
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Именно поэтому в дошкольном учреждении, разрабатывается комплексно-тематическое планирование, которое помогает решить задачи интеграции. Задачи образовательных областей решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Так как одним из самых главных ответственных лиц за осуществление эффективной педагогической работы с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение является воспитатель, то именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована.
(слайд № 7)
Существует несколько важных условий, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании:
- объективная оценка содержания работы в момент планирования;
- выделение целей и задач планирования на определенный период работы (учет темы недели), соотнесение их с Образовательной программой дошкольного образования, по которой организуется образовательная деятельность в учреждении, с возрастными особенностями детей и приоритетным направлением деятельности ДОУ;
-четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода, т.е. иметь представление о целевых ориентирах;
-выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.
(слайд № 8)
Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все существующие формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Например, тема «Путешествие с солнышком» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской.
В течение дня дети разучивают пальчиковую гимнастику «Дай нам, солнышко, тепла», рассматривают картинки по стихотворениям А. Барто из цикла «Игрушки», сами рисуют и лепят из теста солнышко, делают выставку «Солнышко чудесное, очень интересное, с нами весело играло и задания нам давало», слушают музыкальные произведения и играют в различные подвижные игры.
В такой день дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты, такие, как нежность, заботливость, доброта; учатся ценить и уважать окружающий нас мир. Здесь налицо социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
(слайд № 9)
Анализ деятельности различных педагогических коллективов показал, что 80% педагогов понимают суть интегративного принципа планирования образовательного процесса, самостоятельно разрабатывают планы интеграции, апробируют их на практике работы с детьми, отслеживают эффективность деятельности, исходя из этого, планируют индивидуальную работу с дошкольниками.
Но вместе с тем, педагоги
- планируют деятельность, которая заведомо не может быть организована;
- перенасыщают план различными формами в целом или в какой-либо одной образовательной области, также бывают случаи, когда воспитатели исключают из плана некоторые виды деятельности, например конструктивную;
- при планировании работы по взаимодействию с семьями воспитанников часто прослеживается формальный подход, исключающий совместную работу педагогов и родителей по решению образовательных задач развития ребёнка;
- не все педагоги проявляют искреннюю заинтересованность в том, чтобы дети проживали тему недели, соответственно слабо организуют инициирующее мероприятие, подготовку к событию в течение недели, проведение итогового события. Как результат, дети не проявляют интерес к определённому событию, мало вспоминают о пережитых моментах в совместной деятельности.
Итак, положительные моменты интеграции в ДОУ: точка роста, внедрение новых технологий. Минусы - в трудностях преодоления. Чтобы перевести образовательный процесс на рельсы интеграции, самому педагогу надо быть профессионально интегрированным в педагогическое и образовательное сообщество
Интегрированное обучение дошкольников имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве, помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.
Таким образом, интеграция как целостное явление выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей
(слайд № 10)
Рассмотрим один день комплексно – тематического планирования
День недели / дата | Образовательные области | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | ||
Образовательная деятельность (организация разных видов детской деятельности) | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Групповая/ подгрупповая | Индивидуальная | |||
Понедельник Тема недели: «Любимые игрушки ».
| Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально – коммуникативное развитие, Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие, Речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие | НОД: Развитие речи «Знакомство с куклой неваляшкой» Цели: Познакомить детей с неваляшкой. Учить описывать игрушку (называть части, величину, цвет). Находить её изображение на картинках. Развивать речь детей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. НОД Физическая культура Цель: Упражнять в ходьбе с преодолением препятствий, учить поднимать ноги в соответствии с высотой препятствия. Повторить под-ползание под дугу, прокатывание мяча. Развивать ловкость, самостоятельность, умение действовать совместно по словесной инструкции взрослого. Вызывать положительные эмоции. | Собери мячики и шарики Цель: приучать собирать мячики и шарики разной величины. | Утро: Прием детей в группу. Создать игровую ситуацию: зайка сидит на стульчике за столом (из настольного конструктора) и пьет чай. Д\и «Поручение» Пальчиковая гимнастика « Машинка» - развивать речь, двигательную память. Игра «Прятки с игрушками»- Развивать внимание, интеллект ребёнка, раскрывая доступные его пониманию причинно-следственные фразы о социальном окружении. Труд.действия: «Поможем кукле Маше»-формировать привычку поддерживать порядок в группе, расставлять игрушки по своим местам. Прогулка: Наблюдение за деревьями и кустами. Предложить детям потрогать, обнять березку. Она холодная, ствол белый. На веточках нет листьев. Ветерок качает веточки. Предложить детям подуть на березку, помочь ветру покачать дерево. Обратить внимание, что береза большая, высокая, а кустики низкие, маленькие. Веточки у кустиков мокрые, на них висят капельки дождика, водички, можно их стряхнуть. П\и «Убегаю от детей». Цель: учить детей действовать по словесному сигналу воспитателя. Учить бегать, не наталкиваясь друг на друга. Д\и «Где кошка». Цель: учить детей отвечать на вопрос где кошка? (на дереве, под скамейкой, за кустиком), используя предлоги. Создать радостное настроение детей Труд. действия: «Соберём осенний букет из красивых листочков» - формировать привычку трудиться, видеть и радоваться результату своего труда. СДД – игра детей с выносным материалом – воспитывать бережное отношение к игрушкам. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ Чтение стихов А. Барто (из цикла «Игрушки») Муз.д/игра - знакомство с музыкальными игрушками: бубен, колокольчик. Вечер: Внести в книжный уголок книгу Дружининой «Забавные малыши», рассмотреть иллюстрации. Попросить найти соответствующие игрушки. Беседы: «Расскажи о своей любимой игрушке», «Береги свои игрушки» Дидактические игры: «Что изменилось?»; «Кукла Катя обедает»;«Прятки с игрушками» СХД – предложить детям карандаши для рисования цветных клубочков |
Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей;
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
В заключении, уважаемые коллеги, нам хочется пожелать всем больших творческих успехов. И будем надеяться, что в дальнейшем, планируя свою работу, опираясь на принципы интеграции образовательных областей в планировании Вашей работы, не возникнет больших трудностей.
(слайд № 11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Принципы интеграции образовательных областей в планировании работы воспитателей с детьми раннего возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17» Энгельсского муниципального района Саратовской областиСообщение на тему: «Принципы интеграции обра...
«Принципы интеграции образовательных областей в планировании работы воспитателей с детьми раннего возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17» Энгельсского муниципального района Саратовской областиСообщение на тему: «Принципы интеграции обра...
«Интеграция образовательных областей в планировании роботы воспитателей в условиях введения ФГТ»
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания...
Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста
В настоящее время все больше молодых матерей отдают своих маленьких детей в детские ясли. Очевидно, что этот контингент остро нуждается в квалифицированных специалистах, умеющих работать с маленькими ...
Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей
Работа воспитателя с детьми раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей В соответствии с требованиями федерального государственного образов...
Рекомендации для воспитателей на тему: "Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному - речевому развитию.
Занимательные опыты для детей....
Семинар для воспитателей на тему: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»
Семинар для воспитателей на тему:«Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»...