Образовательная ( авторская) программа по работе с родителями дошкольников "Радость общения". Автор Потапова И.И.
методическая разработка на тему
Программа "Радость общения" направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка в соответствии с законом РФ " Об образовании".
Программа "Радость общения" является общей долгосрочной и адаптированной программой, подготовленной с учётом сочетания новых и уже имеющихся разработок в образовательной среде, направлененеой неае создание и внедрение новшеств, порождённых значимыми изменениями в практике образования.
Программа "Радость общения" ориентирована на применение новых подходов и нетрадиционных методик, позволяющих резко повысить эффективность по социально-личностному развитию дошкольников и активизации родителей. Данная программа разработана на основе собственных наблюдений с применением уже имеющихся разработок в данной области и адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа расчитана на 5 лет обучения. Первый год - преимущественно работа с родителями, последующие года - совместная работа родителей, детей и специалистов дошколльного учреждения.
Главная цель программы "Радость общения" : создание условий для формирования и развития ответственных и взаимозависимых отношений с смемьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетенции родителей в области воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
авторская программа по работе с родителями "Радость общения" | 117.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2101 «Филёвский образовательный центр»
( Подразделение № 12 ( детский сад № 2061 )
«Утверждаю»
Руководитель структурного подразделения № 12
____ ______________Козанова Л.И
« » ______ ____________ 2015 г.
- Авторская образовательная программа по работе с родителями дошкольников
- « Радость общения »
Воспитатель Потапова Ирина Ивановна
продолжительность освоения программы 5 лет
родители дошкольников 2-7 лет
Утверждено методическим советом Подразделения №12
ГБОУ г.Москвы «Щкола №2101
«Филёвский образовательный центр»
Протокол №___ от________
г. Москва
2015 г.
Пояснительная записка.
Программа « Радость общения» направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка в соответствии с Законом РФ «Об образовании» .
Программа « Радость общения» является общей долгосрочной и адаптированной программой, подготовленной с учётом сочетания новых и уже имеющихся разработок в образовательной среде, направленной на создание и внедрение новшеств, порождённых значимыми изменениями в практике образования.
В связи с этими изменениями возникла необходимость пересмотреть программу работы с родителями по всем направлениям. Одним из приоритетных направлений является повышение педагогической культуры родителей. Без взаимодействия с семьёй, как бы не старался педагог, не получится полноценного воспитательного процесса. Родители и педагоги должны стать партнёрами — единомышленниками.
Проблема адаптации родителей к современным условиям обучения и воспитания их детей очень быстро становится актуальной, именно этим и обусловлена разработка программы, в которой бы учитывалась динамика современного обучения, возможность адаптации и раскрытия внутреннего потенциала у родителей и их детей.
Программа «Радость общения» ориентирована на применение новых подходов и нетрадиционных методик, позволяющих резко повысить эффективность по социально-личностному развитию дошкольников и активизации родителей. Данная программа разработана на основе собственных наблюдений с применением уже имеющихся разработок в данной области и адаптирована к современным условиям образовательного процесса. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Первый год- преимущественно работа с родителями, последующие года — совместная работа родителей, детей и специалистов дошкольного учреждения.
Данная программа построена в соответствие с Законом «Об образовании в РФ» № 273 -ФЗ, гл.4, ст.44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося»; гл. 5, ст. 45 « Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающего»; гл. 5, ст. 47, п. 3( 3-6) «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников»; «Конвекция о правах ребёнка» ст. 29.
Главная цель программы «Радость общения» :
Создание условий для формирования и развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетенции родителей в области воспитания.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
1. Установление доверительных отношений между педагогами и членами семей; налаживание обратной связи между педагогами и родителями.
2. Вооружение родителей современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни, а так же основами педагогической культуры.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей, путём повышения воспитательного и творческого потенциала семей.
4. Популяризация современных представлений о развитии ребёнка и методах воспитания.
5. Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей, оказание помощи в организации педагогического самообразования.
6. Внедрение и развитие разнообразных форм сотрудничества ДОУ и семей ( родительское собрание, детско-родительский клуб, тренинги, практикумы, родительские университеты, лектории, презентации семейного опыта, творческие встречи, родительский всеобуч и др.).
7. Повышение компетентности родителей по здоровьесбережению детей, по действующим правовым и нормативным актам, по вопросам организации работы с родительской общественностью, по проблемам воспитания детей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
-принцип доступности ,последовательности и системности ( от простого к сложному)
-принцип научности ( современные научные достижения)
-принцип наглядности
-принцип связи теории и практики
-принцип индивидуализации
-принцип сотрудничества
-принцип актуальности
Основные направления реализации программы:
- Формирование эффективной системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.
- Повышение психолого-педагогического просвещения и повышение культурно-образовательного уровня родителей.
- Участие родительской общественности в управлении образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательного процесса.
- Взаимодействие образовательного учреждения с государственными, общественными организациями, с органами правопорядка и здравоохранения с целью охраны физического, психического и морального здоровья ребенка.
- Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
- Создание системы оперативного информирования родителей по проблемам образования. - Организация диагностической работы по изучению семей и проблем воспитания в семье.
- Использование различных форм сотрудничества с родителями . Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
- Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
1. Повышение педагогической компетентности родителей;
2. Знание возрастных особенностей детей 3-7 лет и умение применять это знание в практике семейного воспитания;
3. Овладение практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми;
4. Овладение навыками творческой педагогической импровизации в общении и совместной деятельности с детьми;
5. Построение конструктивных (бесконфликтных) моделей общения;
6. Овладение организационными навыками проведения совместного досуга в семье;
7. Умение анализировать воспитательные действия взрослого по отношению к детским поступкам и производить рефлексию собственных воспитательных действий;
8. Формирование активной позиции родителей как субъектов образовательного и воспитательного процессов в ДОУ.
9. Высокая степень инициативы родителей в плане сотрудничества.
10.Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ.
11.Рост удовлетворённости родителей работой педагогов и ДОУ
Формы и методы взаимодействия с семьёй.
Традиционные формы работы с родителями :
1. Коллективные формы взаимодействия.
1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.
Задачи:
- Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы;
- Решение организационных вопросов;
- Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- Решение текущих организационных вопросов.
1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ.
Задача:
-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
1.4. Тематические доклады, плановые консультации, семинары.
Задачи:
- Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
- Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
1.5. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.
Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
1.6. Совместные экскурсии ( проекты ). Проводится один раз в месяц.
Задача: - Сплочение родителей, детей и педагогов в неформальной обстановке, повышение компетенции родителей.
2. Индивидуальные формы работы.
2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задача:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
2.2. Родительский час. Проводится педагогами - специалистами один раз в неделю во второй половине дня.
Задача: - информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком.
2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.
- определение оценки родителями работы ДОУ
2.4. .“Служба доверия”. Работу службы обеспечивают администрация и психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
Задача: - оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.
3. Формы наглядного информационного обеспечения.
3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)
Задача: - информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.
3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
3. 3. Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся два - три раза в год.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях.
Нетрадиционные формы работы с родителями в рамках работы детско- родительского клуба « Радость общения» :
1. Презентация ( видеотека ). Подготавливается к тематическим родительским собраниям.
Задачи : - Решение психолого-педагогических ситуаций,путём просмотра видеоматериалов.
- Задать темы для дальнейшего обсуждения по результатам просмотра видеоматериалов.
- Предоставить отчёт о жизни детей в ДОУ.
2. Родительские университеты. Темы подбираются по результатам анкетирования. Проводятся в форме консультаций и размещения информации в ежемесячной газете «ЖЗД» ( Жизнь Замечательных Детей )
Задачи : - Дать родителям возможность увидеть и услышать проблемную ситуацию и выход из неё.
- Познакомить родителей с интересующими их вопросами по развитию и воспитанию детей.
3. Родительский лекторий. Проводится с участием логопеда, физ инструктора, других специалистов. Завершается практической частью ( подвижные игры, дидактические игры и др.)
Задача: - Вооружение родителей знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на разных этапах его развития.
4. Презентация семейного опыта ( «Родительские чтения» ). Проводится по согласованию с семьями, желающими поделиться семейным опытом.
Задачи : - Использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- Помочь родителям найти ответы на интересующие их вопросы, выход из сложившихся ситуаций.
- Привлекать родителей к активному отдыху с детьми.
5. Школа для родителей ( « Малые академии родителей» ). Проводится в форме дискуссии, тренинга, практикума, деловой игры и др.
Задача : - Способствовать сближению педагогического состава и родителей, приближении семьи к ДОУ.
6. Творческие встречи педагогов и родителей. Проводятся в форме праздников, развлечений, мастер-классов, конкурсов, творческих мастерских.
Задача : - Способствовать конструктивному партнёрству семьи и ДОУ в развитии творческого потенциала.
7. Родительские конференции. По итогам конференций выдаются резолюции в качестве предложений по усовершенствованию работы ДОУ.
Задачи : - Повышение культурно- образовательного уровня родителей.
- Создание системы оперативного информирования родителей по проблемам образования.
8. Родительский всеобуч. Включает в себя наглядно- информационные формы по работе с родителями
Задачи : – Познакомить родителей с правовыми аспектами , связанными с ответственностью родителей по воспитанию детей.
- Информировать родителей об актуальных задачах, педагогическом опыте.
9. Здоровый час. Работа с родителями и детьми по здоровьесбережению, включающая нетрадиционные методы оздоровления детей.
Задачи : - Разъяснить родителям необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития детей.
- Познакомить родителей со здоровьесберегающими технологиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности;
10. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения». Включает в себя вышеперечисленные формы работы с родителями, а так же экскурсии, походы, посещение театров, цирков вне ДОУ.
Задача : - Способствовать сближению коллектива ДОУ, родителей и детей, поддерживая доверительные отношения.
Примерное содержание программы.
Первая младшая группа
Месяц | Формы работы с родителями |
Сентябрь | 1.Презентация группы детского сада «Добро пожаловать, малыш!» 2.Организационное родительское собрание «Этот удивительный ранний возраст». 3..Индивидуальные беседы на темы: адаптация, режим дня и последствия его нарушения, формирование навыков кормления и одевания 3. Родительские университеты: «В детский сад без слёз или как уберечь ребенка от стресса»(консультация в газете «ЖЗД»). 4. Материал в уголок для родителей : «Задачи воспитательно-образовательной работы в первой младшей группе». 5. Родительский всеобуч: памятка для родителей «По созданию благоприятной семейной атмосферы». 6. Фотовыставка: «Знакомьтесь - это мы!» |
Октябрь | 1. Консультация «Здоровье всему голова». 2. Родительские университеты : «Адаптация в детском саду.». 3. Папка-передвижка «Мама я сам!» 4. Родительский всеобуч : «Значение игр-занятий с предметами-орудиями в развитии детей второго года жизни». 5. Индивидуальные беседы на тему: - одежда детей в группе - формирование навыков одевания и кормления 6.Родительские университеты : «Прогулка с ребёнком». |
Ноябрь | 1. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая Дню матери. 2.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 3. Консультация «Какие игрушки необходимы детям?». 4. Папка-передвижка «Ко Дню матери» 5.Родительский всеобуч : « Игрушек стало слишком много». |
Декабрь | 1. Здоровый час : «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». 2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». 3. Родительский всеобуч : «Плохое поведение у ребенка после детского сада». 4. Родительские университеты : «Что делать когда ребёнок плачет?» 5.Помощь родителей в подготовке к Новогоднему празднику, украсить группу, подготовить новогодние подарки. 6. Газета «ЖЗД» : « Сенсорное развитие» |
Январь | 1.Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», тема «Здоровьесберегающие технологии» ( с участием педагогов-специалистов) 2. Анкетирование «Что умеет ваш ребенок» (по показателям нервно-психического развития детей). 3. Здоровый час :- «Закаляйся, если хочешь быть здоров.» - О плаксах. 4. Беседы с родителями : « О плаксах», « Необходимость соблюдения режима дня, принятого в детском саду» 5. Изготовление пособи для развития мелкой моторики рук ( родители и дети) 6. Родительские университеты : «Родительские заповеди». 7.Фотовыставка« Новогодние и рождественские праздники» |
Февраль | 1. Родительский лекторий « Как помочь ребенку заговорить?» ( встреча с логопедом) 2. Родительский всеобуч : «Малыш боится темноты. Что делать?» 3. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». 4. Школа для родителей : «Что значит быть хорошим отцом?». 5. Памятка для родителей «Секреты любви и взаимопонимания». 6. Фото-выставка « 23 февраля» |
Март | 1. Выставка поделок к празднику 8 Марта 2. Папка – передвижка - «8 Марта» - «Светофор» - «Азбука пешеходов». 3. Газета «ЖЗД» : « Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах». 4. Родительские университеты : «Гендерное воспитание дошкольников». 5. Родительский всеобуч :«Читаем детям – читаем вместе с детьми» 6. Школа для родителей : практикум «Игры для детей раннего возраста в группе и в семье» |
Апрель | 1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 2. Родительские университеты : «Как нельзя поступать с ребенком?». 3. Игровой тренинг : «Её высочество родительская авторитарность» 4. Родительский всеобуч : «Как избавить ребенка от вредной привычки?». 5. Фото-выставка «Весна» |
Май | 1. Открытое занятие для родителей ( ООД «Познание») 2.Презентация семейного опыта : «Путь к здоровью ребенка лежит через семью» 3. Родительские университеты : «Игры с детьми на отдыхе в летний период». «Питание ребенка летом.» 4. Здоровый час : «Что нужно знать о насекомых?» 5. Родительский лекторий : «Если ребенок дерется?», « Одаренный ребенок» ( встреча с психологом) 6.Фото-выставка: «Какими мы стали.» 7. Итоговое родительское собрание. Презентация «Жизнь детей в детском саду. Как это было…» (видео подборка материала за год) |
Июнь | 1.Родительские университеты : «Капризы и упрямство» 2. Мастер-класс «Утята» (аппликация) 3. Тренинг «Как понять своего ребёнка?» 4. Здоровый час : «Здоровье нашего ребёнка: советы как его сохранить» 5. Экскурсия в Филёвский парк «Кто в домике живёт?» |
Июль | 1.Родительский лекторий : «Если ребёнка ужалила пчела?» 2.Родительские университеты : «Ребёнок на даче» 3. Размещение в газете «ЖЗД» информации «Лечебные травы» |
Август | 1.Семинар-практикум для родителей «Играем пальчиками» 2.Родительский лекторий : «Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию речи детей» |
Вторая младшая группа
Месяц | Формы работы с родителями |
Сентябрь | 1. Родительское собрание «Азы воспитания»,( возрастные особенности детей 3-4 лет) 2. Анкетирование «Для вновь поступивших детей» 3. Консультация «Улыбка малыша в период адаптации» 4. Фото стенд «Наше лето» 5. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», тема «День именинника» (поздравление летних именинников) |
Октябрь | 1. Родительские университеты: «Рекомендации в период адаптации» 2. Информация в родительский уголок «Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет» 3. Выставка работ из природного материала «Дары осени» 4. Индивидуальные беседы «Виды спорта, рекомендуемые детям» |
Ноябрь | 1. Анкетирование «Конверт дружеских вопросов» 2. Родительский всеобуч : «Ребёнок у экрана» 3. Памятка «Усвоение и выполнение правил поведения за столом» 4. Родительские университеты: «Для заботливых родителей» 5. Творческая мастерская : «Изготовление открыток» (скрапбукинг) |
Декабрь | 1. Школа для родителей : «Родителям о правилах дорожного движения» 2. Мастер-класс по лепке из солёного теста «Поделки к Новому году» 3. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения».Тема «Новогодний маскарад» 4. Выставка «Новогодняя игрушка» 5. Участие родителей в украшении группы к Новому году. |
Январь | 1. Родительские университеты : «Кризис 3-х лет» 2. Здоровый час : «О мерах предупреждения заболеваний гриппом и ОРВИ» 3. Родительский всеобуч : «Влияние спортивных занятий на развитие ребёнка» 4. Школа семейного опыта : «Маленькие хитрости в воспитании малышей» |
Февраль | 1. Ситуативный практикум : « Подумаем вместе.» 2. Здоровый час : «Нетрадиционная форма оздоровления детей «Сказкотерапия»» 3. Фото выставка «Мой папа-солдат» 4. Родительские университеты : «В дружбе со спортом» 5. Газета «ЖЗД» : информация «Зимние травмы» |
Март | 1. Вечер отдыха для мам «Солнышко моё» 2. Родительский всеобуч : «Что должны знать родители» 3. Родительские университеты: «Витамины и минералы – незаменимые компоненты питания детей» 4. Памятка в газете «ЖЗД» : «Сон лучшее лекарство» 5. Мастер-класс по квилингу «Подарок маме» |
Апрель | 1. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая «Дню смеха» 2. Родительский всеобуч : «Воспитание любознательности средствами природы» 3. Газета «ЖЗД» : «Здоровый ребёнок» ( использование фитотерапии в оздоровлении детей) 4. Папка раскладушка «Театр дома» 5. Родительские университеты: «Свобода в игре» ( одежда для игр на улице ) |
Май | 1. Экологическая тропа с участием родителей и их детей «Путешествие в природу» 2. Встреча с инспектором ГИБДД « О правилах перевозки детей» 3. Памятка « Безопасное поведение на водных объектах». 4. Встреча детско-родительского клуба « Радость общения» по итогам года « Что мы знаем и умеем» 5. Видео презентация – отчёт « Вот какие мы большие!» |
Июнь | 1.Практикум « Этюды на выражение эмоций» 2. Родительский всеобуч « Учим ребёнка правилам безопасности» 3. Индивидуальная беседа «Обувь вашего ребёнка» 4.Родительские университеты: « Я леплю из пластилина» 5.Презентация семейного опыта: «Наше свободное время» |
Июль | 1.Индивидуальные беседы : «Как бороться с хныканьем и нытьём?» 2.Школа для родителей: дискуссия «Поощрения и наказания в семье» 3.Экскурсия в парк «Путешествие к бельчатнику» 4. Родительский всеобуч: «О пользе и о вреде музыки» |
Август | 1.Родительские университеты: «Так давай устроим праздник» (идеи для праздника) 2. Творческая встреча «Что мы можем вместе?» 3. Помощь родителей в подготовке группы к учебному году. |
Средняя группа
Месяц | Формы работы с родителями |
Сентябрь | 1. Родительское собрание «Начало путешествий в страну знаний». Обсуждение ФГОС в детском саду. 2. Школо для родителей : консультация на тему «Игра как средство воспитания дошкольника». 3. Фото выставка «В этом доме мы живем». 4. Здоровый час : информация для родителей «Методы нетрадиционной профилактики ОРЗ». 5. Родительский всеобуч : «Игры, которые можно провести дома». 6.Родительские университеты : «Особенности развития детей 4-5 лет». |
Октябрь | 1. Оформление семейных паспортов. 2. Фотовыставка «Я бабушкин и дедушкин друг и помощник». 3. Совместный праздник «Осенняя сказка». 4. Родительский лекторий : «Одежда детей в разные сезоны» ( с участием медсестры). 5. Выставка поделок «Кладовая природы». |
Ноябрь | 1. Конкурс «Кормушка для птиц». 2. Родительские университеты «Одежда детей в группе». 3. Индивидуальные беседы с родителями «Спортивная обувь для занятий физкультурой». 4. Конкурс рисунков «Рисуем маму вместе с папой». 5. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая Дню матери 6.Посещение цирка «Аквамарин». Встреча детско-родительского клуба «Радость общения» в цирке. |
Декабрь | 1.Здоровый час : консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания». 2. Творческая встреча: мастер-класс «Очумелые ручки» ( лепка из мастики, приготовление пирожных, конструктор из нута ). 3. Выставка совместных работ детей с родителями «Талисман нового года». 4. Родительские университеты: «За что надо наказывать детей». 5. Презентация семейного опыта «Азы воспитания» 6. Новогодний утренник «Зимняя сказка» |
Январь | 1. Родительские университеты : «Самостоятельность ребенка. Ее границы». 2.Здоровый час : индивидуальные беседы «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». 3. Фото выставка «Зимние забавы». 4. Папка – передвижка «Детские манипуляции» 5.Школа для родителей : «Первая помощь при обморожениях» |
Февраль | 1. Фотовыставка «Мой папа служил в армии». 2. Анкетирование «Во что и как играют ваши дети». 3. Школа для родителей: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка? » 4. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая Масленице «Раздольный разгуляй» 5. Родительские университеты : «Играйте вместе с ребёнком» |
Март | 1. Утренник «8 марта – мамин день» 2. Круглый стол «Мир вокруг нас» ( диспут «Что я могу сделать в защиту природы?») 3. Участие родителей в проектной деятельности «Первоцветы» ( экологический рейд, посещение библиотеки, экскурсия по экологической тропе) 4. Вечер досуга « А знаете ли вы?» ( игра-путешествие, презентация проектной деятельности ) 5. Мастер – класс « Первоцветы» ( оригами) |
Апрель | 1. Родительские университеты: беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 2. Выставка рисунков «Смех и хорошее настроение». 3 Участие родителей в социальном проекте «Я- гражданин» 4. Консультация «Организация совместной трудовой деятельности». 5. Совместный рейд по району «Что нуждается в ремонте ?» 6. Конференция для родителей с участием работников ЖКХ 7. Участие родителей в субботнике |
Май | 1.Семейный проект «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» . 2. Школа для родителей: «Смотри по сторонам!» ( встреча с инспектором ДПС). 3.Родительский всеобуч : «Ребёнок и дорога. Правила поведения на улице» 3. Родительские университеты: «Профилактика детского травматизма». 4. Анкетирование родителей «Успехи учебного года» . 5. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая итогам учебного года ( видео презентация ) |
Июнь | 1.Выставка «Книжка – самоделка» 2.Родительские университеты «Жадность ребёнка» 3.Родительский всеобуч : диспут «Зачем человеку детство?» 4.Газета «ЖЗД» : « Агрессивное поведение у детей» |
Июль | 1.Школа для родителей : «Влияние родительских установок на развитие детей» 2.Творческая мастерская : мастер – класс «Цветик – семицветик»(квилинг) 3.Экологический рейд в парк «Цветики лесные» 4.Видео презентация «Наш парк и дети» 5.Родительские университеты «Одежда детей в летний период» |
Август | 1.Родительские университеты : «Здоровье всему голова» 2.Здоровый час : нетрадиционные методы оздоровления детей « Фито- и аромотерапия» 3.Фото выставка «Лето» 4.Конференция для родителей «Мой детский сад»( с участием специалистов) |
Старшая группа
Месяц | Формы работы с родителями |
Сентябрь | 1.Школа для родителей : «Знаете ли вы своего ребенка?» ( ситуативный практикум ) 2.Родительские университеты : «Особенности развития ребенка 5-6 лет». 3.Беседа с родителями: «Ребенок и родитель» 4.Здоровый час : «Витаминный календарь. Осень» |
Октябрь | 1.Встреча детско-родительского клуба «Радость общения». Ток-шоу: «Можно ли обойтись без наказаний?» 2. Родительские университеты: «Поощрять или наказывать?»( консультация) 3.Анкетирование родителей : «Определение типа детско-родительских отношений» 4. Мастер – класс « Осень золотая» ( рисование акварелью по мокрому, «кляксография» ) 5.Беседа «Не балуй!» |
Ноябрь | 1.Родительские университеты : «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД» 2.Родительский лекторий : «Часто ли лжет ребенок? Почему?» 3. Семинар практикум « А знаете ли вы?» 4. Участие родителей в проектной деятельности по ПДД. Экскурсия к перекрёстку ( регулируемые и нерегулируемые светофором пешеходные переходы) 5.Беседа: «Как помочь детям преодолеть чрезвычайные ситуации?» 6.Выездная встреча детско-родительского клуба «Радость общения» в «Мастерславле» |
Декабрь | 1.Родительские университеты : «Какие игрушки нужны вашим детям!» 2.Мастер- класс для родителей и детей по приготовлению мини тортиков и украшению их мастикой «Вкусное настроение» 3.Консультация в родительский уголок по ПДД: «Памятка для родителей старших дошкольников» 4. Создание фотоальбома « Моя семья» 5. Школа семейного опыта «Традиции нашей семьи» 6. Украшение группы к Новому году, поделками сделанными родителями вместе с детьми. 7. Выставка-конкурс « Новогодние игрушки» |
Январь | 1.Родительский всеобуч : «Как отвечать на детские вопросы» 2.Родительские университеты : «Детские страхи» 3. Диспут с родителями :«Положи своё сердце у чтения» ( Актуально ли чтение сегодня?) 4. Фото-выставка « Наш Новый год» |
Февраль | 1.Родительские университеты : «Какой хороший папа!» 2.Анкета «Какова роль отца в семье?» 3. «Здоровый час» : «Веселая ингаляция» 4.Беседа с родителями: «Гиперактивность. Как с этим бороться» 5.Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая Дню Защитников Отечества. |
Март | 1.Родительские университеты : «Что делать, если случилась беда?» 2. Практикум для родителей «Игры на внимание» 3.Беседа: «Если ребенок невнимателен» 4. Творческая мастерская «Рецепты нашей бабушки» : «Печём печенье» 5. Участие родителей в проекте «Такая разная Россия» |
Апрель | 1.Родительские университеты : «Взрослый мир в детских мультфильмах» 2.Газета ЖЗД : «Профилактика детского травматизма» 3.Беседа: «Умственное развитие ребенка» 4. Участие родителей в проекте «Космос» 5. Выставка-конкурс «Космос нашими глазами» |
Май | 1.Родительские университеты : «Чем и как занять ребенка дома?» 2. Участие родителей в проекте « Я помню! Я горжусь!» 3. Фото-выставка «Герои военных лет» 4. Встреча детско-родительского клуба « Радость общения» по итогам года. 5. Презентация «Мы подросли ещё на год» 6. Консультация в родительский уголок «Безопасное поведение дошкольника» |
Июнь | 1.Родительские университеты : «Закаливание ребенка» 2. « Здоровый час» : «Первая помощь при солнечных ударах и ожогах». 3. Газета ЖЗД : «Витаминный календарь. Лето». 4. Беседа « Развивающие игры летом» 5. Мастер-класс « Очумелые штучки» ( поделки из бросового материала) |
Июль | 1.Газета ЖЗД : «10 рецептов против жадности» 2.Родительский всеобуч : «Изучаем дорожную азбуку» 3. «Здоровый час» : «Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями». 4. Конкурс рисунка на асфальте « Мир вокруг нас» |
Август | 1. Родительские университеты : «Игра в жизни ребенка». 2. Диспут с родителями : «Разговор на равных». 3. Беседа: «Авторитет родителей». 4. Школа семейного опыта « Как интересно провести время с ребёнком ?» |
Подготовительная группа
Месяц | Формы работы с родителями |
Сентябрь | 1.Анкетирование родителей. Составление соц. Паспорта. 2. Родительский всеобуч « Особенности развития детей 6-7 лет» 3. Встреча детско-родительского клуба « Радость общения» ( обсуждение годового плана + ситуативный практикум « Учим ребёнка общаться» 4. Газета ЖЗД « Ребёнок и школа» 5. Родительский лекторий « Как победить застенчивость» ( встреча с психологом) |
Октябрь | 1.Родительский всеобуч : «Задачи воспитания и обучения детей 6-7 лет». 2. Семинар-практикум «Игры и упражнения по формированию у детей двигательных навыков» 3.Выставка-конкурс «Умелые руки не знают скуки» ( поделки из природного материала) 4. Экологическая тропа « Дары осени» ( родители с детьми и воспитатели) 5. Памятка для родителей :« Подготовка к школе» 6. Конкурс «Кормушка для птиц» |
Ноябрь | 1. Семинар-практикум + школа семейного опыта : «Создание условий в семье, способствующих формированию двигательных навыков и умений детей» 2.Участие родителей в оборудовании уголка по физической культуре в группе 3. Встреча детско-родительского клуба « Радость общения», посвящённая Дню матери 4. Родительские университеты : «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей». 5. Фото-выставка « Мама, папа, я — дружная семья» ( формы оздоровления детей ) |
Декабрь | 1.Родительские университеты : «Особенности развития леворуких детей». 2.Беседа «О закаливании детей в семье» 3. Мастер-класс « Поделки к Новому году» 4.Выставка елочных украшений и поделок к Новому году, изготовленных совместно с родителями. 5. Конкурс дизайнерского мастерства «Юный модельер» ( изготовление костюмов из подручных средств и бросового материала) |
Январь | 1.Родительский всеобуч : «Роль дидактических игр, направленных на развитие у дошкольников социальной компетентности». 2. Школа семейного опыта : « Необычное рядом» 3.Участие в изготовлении игр и пособий на развитие у дошкольников социальной компетентности. 4.Переписка с родителями: ящик «Вопрос-ответ». |
Февраль | 1. Родительские университеты : «Готов ли ваш ребенок к школе? » 2. Участие в проекте « Защитники Отечества» 3. Оформление фотоальбома «Мой папа самый лучший». 4. Встреча детско-родительского клуба «Радость общения», посвящённая Дню Защитников Отечества 5. Мастер-класс «Боевая техника» ( из бросового материала) |
Март | 1.Родительский лекторий : «Проблема развития речевого творчества детей» ( встреча с логопедом) 2. Творческая мастерская «Салфетка для мамы» ( печать на ткани) 3. Составление книжек-малюток «Наши мамы». Выставка детских рисунков «Портрет мамы». 4. Здоровый час : « Авитаминоз. Как его избежать ?» 5. Школа семейного опыта « Рецепты наших бабушек» ( нетрадиционные формы оздоровления детей) |
Апрель | 1. Родительские университеты : «Значение режима дня для будущего школьника» 2.Анкетирование родителей « Готовность родителей к школе» 3. Беседа : «Воспитание у ребенка опрятности» 4. Родительский всеобуч : «Что должен знать и уметь будущий первоклассник» 5. Встреча родителей с учителями школы. |
Май | 1. Итоговая встреча детско-родительского клуба « Радость общения», посвящённая окончанию года и выпуску детей в школу. 2. Презентация « Лучший выпуск» 3. Участие родителей в оформлении группы к выпуску. 4. Выставка детских рисунков «Как прекрасен этот мир». |
Июнь | 1. Родительские университеты «А как речь-то говорит, словно реченька журчит...» ( консультация логопеда) 2. Участие родителей в спортивном конкурсе 3. Здоровый час « Формирование культуры трапезы» 4. Фотовыставка «Жизнь, как киноплёнка» ( фото детей: какие они были и какими стали) |
Июль | 1. Родительские университеты : « Рекомендации родителям о ПДД» 2. Диспут с родителями « Средства защиты детей в машине : «за» и «против»» 3. Конкурс детского рисунка на асфальте. 4. Родительский всеобуч : «Воспитываем добротой» |
Август | 1. Газета ЖЗД «Готовим детей к школе. Что это значит?» 2. Здоровый час : «Осторожно — ядовитые грибы!» 3. Родительские университеты «Собираем рюкзак» |
Методические рекомендации.
Главным направлением в организации сотрудничества педагогов и семьи является формирование у родителей понимания принадлежности к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
С внедрением ФГОС необходим новый, творческий, креативный подход к работе с родителями, который стимулировал и вдохновлял бы их, в котором учитывалась бы динамика современного воспитания и обучения. От педагога требуется создание необходимых условий, для реализации этой работы и создание ситуации успеха.
Спецификой программы « Радость общения» является применение в большей степени нетрадиционных форм и новых моделей взаимодействия семьи и ДОУ. Большое внимание уделяется повышению педагогической компетенции родителей и мероприятиям по здоровьесбережению детей. В связи с этим было задумано организовать детско-родительский клуб «Радость общения», на встречах которого реализовывались бы задачи по работе с семьёй.
Программа разработана для сотрудничества педагогов, детей и их родителей в течении 5 лет, начиная с первой младшей группы и заканчивая подготовительной. Очень важен начальный этап реализации программы, который начинается до появления ребёнка в ДОУ : семье даётся диск — визитная карточка, просмотрев который, ребёнок и его родители знакомятся с ДОУ, группой, воспитателями и др., что в последствии облегчает период адаптации в ДОУ.
Реализация данной программы предполагает участие специалистов ДОУ : воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, логопеда, медицинского работника и администрации.
Программа «Радость общения» направленна на формирование тесного сотрудничества между семьёй и педагогами дошкольного учреждения и создаёт атмосферу доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Литература:
Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.
Метенова Н.М. «Родительское собрание в детском саду» ЯрПК 2000г.
Методические рекомендации по организации активных форм работы с родителями в дошкольных учреждениях: Опыт работы я/с № 66 г. Тамбова-. Тамбов: 2005.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед.вузов/ Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с 140-142.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 319с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"
Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...
«АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ДОУ»
Программа направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка в соответствии с Законом РФ «Об образовании», программой воспитательно...
Авторская программа по работе с родителями «Инновационные формы организации взаимодействия с семьей в дошкольном возрасте»
Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение в образовательный процесс детского сада....
Планирование работы с родителями группы "Светлячки". Авторы: Матвеева А.С., Семенова Е.С.
В данном материале содержится план работы с родителями и отчет за 3 года...
"Семейная академия" (образовательная программа по работе с родителями воспитанников с ОВЗ дошкольных групп, открытых в адаптивной школе)
Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребёнка с особыми образовательными потребностями. Учёт эмоциональных, социальных, личностных и других осо...
Авторская программа психокоррекционной работы педагога-психолога по преодалению страха у детей старшего дошкольного возраста.
Организация психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми переживающими страх....
Авторская программа психокоррекционной работы по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ проблем обращения к педагогу-психологу детского сада показал, что достаточно большой процент из них связан с наличием страхов у детей дошкольного возраста....