Методы отучения дошкольника ябедничать
статья на тему
Три шага к искоренению доносительства, которые можно использовать как руководство в искоренении доносительства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы отучения дошкольника ябедничать.
Для начала выясните, что может побуждать ребенка доносить на других детей. Здесь есть несколько вариантов. Может быть, он жаждет вашего внимания? Знает ли ребенок, как справляться с проблемами? Может быть, он думает, что этим помогает вам? А может, он завидует брату или сестре или мстит другому ребенку?
Затем тщательно проанализируйте свое собственное поведение. Как вы обычно реагируете, когда ребенок ябедничает? Может быть, вы невольно поощряете доносы, обращая внимание и реагируя на малейшую жалобу? Если это так, подумайте об изменении своего поведения. Как правило, лучшая реакция - нейтральная: "Гм-м-м" или " А-а...".
Лучшее средство остановить доносительство - установить правило: не выслушивать сообщение, если оно не направлено на предотвращение беды или вреда.
Доносительство - приобретенный тип поведения, проявляющийся, как правило, у детей дошкольного возраста. Это, в сущности, первый шаг на пути к другому типу поведения, присущего всем возрастам, которое называется «злословием». Обычно намерения доносчика - причинить неприятности другому или привлечь наше внимание, однако для этого используются социально неприемлемые средства. Еще одна причина такого поведения среди детей – власть (ведь то, что ты можешь причинить неприятность кому-то, может расцениваться как власть над ним и ситуацией). Доносительство – отнюдь не подкупающая черта характера; оно обычно приводит к ухудшению отношений между доносчиком и его жертвой и часто бывает причиной домашних войн между детьми. Кроме того, сообщаемая таким образом информация редко бывает полезной.
Три шага к искоренению доносительства, которые можно использовать как руководство в искоренении доносительства:
Шаг 1. Объясните разницу между доносом и сообщением о чем-либо.
Рассказать взрослому о том, что кто-то поранился или может попасть в беду, не значит доносить; это ответственный поступок. В наше время особенно важно, чтобы дети сообщали взрослым, что кто-то в опасности, кому-то угрожают, кто-то испугался или поранился. В этих случаях сообщение направлено не на причинение неприятностей, а, напротив, на предотвращение неприятностей или беды. Стоит указать ребенку взрослых, к которым он может подойти и рассказать о возможных опасных ситуациях. Объясните ему также разницу между доносом и сообщением.
Шаг 2. Введите правило "не ябедничать" и обяжите ребенка следовать ему.
Как только ребенок усвоит разницу между доносом и сообщением, введите жесткое правило, запрещающее ябедничать. Лучшие правила имеют простую и ясную формулировку: "Я не стану слушать это, разве что если кто-то попал в беду" или "Это полезное или бесполезное сообщение?" Часто таких ответов достаточно, чтобы ребенок понял, что вы станете слушать только полезную информацию. Ключ к искоренению доносительства - последовательность в проведении установленной политики каждый раз, когда ребенок ябедничает.
Шаг 3. Научите ребенка справляться с проблемами.
Одна из причин доносительства заключается в том, что дети могут не знать, как справиться с проблемой, поэтому они обращаются к нам, чтобы мы сделали это за них. Спасая каждый раз ребенка, вы не способствуете развитию в нем уверенности в своих силах, поэтому научите его справляться с проблемами самостоятельно, чтобы он мог полагаться на себя. Научите ребенка простому четырехступенчатому методу решения проблемы:
1. Остановись и спроси себя. "А мое ли это дело?"
2. Подумай: "В чем заключается проблема?"
3. Варианты: подумай о способах решения проблемы.
4. План: выбери лучший вариант и следуй ему.
Вот пример беседы с ребенком.
Ребенок: Хочешь, расскажу, что делает Ваня?
Мама: Вспомни, чему я тебя учила. Спроси себя, это твоя проблема или его?
Ребенок: Но, Ваня может ушибиться.
Мама: Хорошо, в чем заключается проблема?
Ребенок: Ваня без разрешения полез в шкаф, чтобы взять чашку. Он может что-то разбить.
Мама: Что можно сделать, чтобы он ничего не разбил?
Ребенок: Предложить достать ему чашку или сказать, что лучше попросить ее у тебя.
Мама: Какой из вариантов лучше?
Ребенок: Сказать, что лучше попросить ее у тебя.
Мама: Я знала, что ты справишься. В следующий раз тебе не нужна будет моя помощь. Иди, сделай, что решил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...
Формы и методы ознакомления дошкольников с природой
В данной консультации рассказывается о формах ( занятия, экскурсии, прогулки и т.д) и методах ( наблюдения, рассматривание картин, дидактические игры ,труд в природе и т.д.) ознакомления дошколь...