РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
средней группы №2
на 2016 – 2017 учебный год
г. Борисоглебск 2016г
Содержание:
- Целевой раздел рабочей программы: ……………………………………….3
- Пояснительная записка …………………………………………………….3
- Цель рабочей программы …………………………………………………..3
- Задачи программы ………………………………………….........................3
- Принципы программы ……………………………………………………..4
- Нормативные документы ………………………………………………….4
- Возрастные особенности группы ………………………………………...5
- Социальный портрет группы ……………………………………………..6
- Основной раздел рабочей программы: …………………… ……………….7
- Комплексно – тематическое планирование ………………………………7
- Организация образовательной деятельности …………………………….10
- Инновационные технологии ………………………………….……………13
- Содержание образовательной деятельности ……………………………...13
- Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» …14
- Организация и формы взаимодействия с родителями ………………….. 15
- Мониторинг результатов освоения программы …………………………..16
- Материально-техническая база группы……………………………………..16
- Список литературы ……………………………………………………………18
- Приложения к программе ……………………………………………………..18
- Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 14 ноября 2013 года). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса.
Рабочая программа по развитию детей обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 6 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Содержание образовательного процесса в подготовительной группе выстроено в соответствии с программой "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.
- Цель рабочей программы:
• повышение социального статуса дошкольного образования;
• обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
• обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
• сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
1.3. Задачи рабочей программы:
*охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
*обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (В том числе ограниченных возможностей здоровья);
*обеспечение преемственности цепей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
*создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
*объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
*Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок учебной деятельности;
*обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
*Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическими физиологическим особенностям детей;
*обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (Законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.4. Принципы рабочей программы:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, в рамках которой ребенок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
•. сотрудничество организации с семьей;
•. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.5. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 -ФЗ.
· «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "0б утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
1.6. Возрастные особенности детей группы:
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия.
1.7. Социальный портрет группы:
- Возрастная группа - средняя группа
- Фактическая наполняемость - 25 человек
- Состав группы - 30 человек
- Девочки -18, мальчики- 12
Анализ состояния здоровья детей.
Группы здоровья:
1 группа – 17 человек;
2 группа – 13 человек;
3 группа – 0 человек
Группы физического развития:
Основная – 30 чел.
Специальная – 0 чел.
Анализ состава, потребностей и приоритетов семьи.
Количество детей | 30 | |
Особенности семьи | Полные семьи | 22 |
Неполные семьи | 8 | |
Опекуны | 1 | |
многодетные | 0 | |
Образование | высшее | 16 |
с/спец. | 4 | |
среднее | 10 |
Характер взаимоотношений в семье (по наблюдению):
благополучные - 100%
формально благополучные - %
неблагополучные - %
График работы по введению традиций в средней группе №2
- Основной раздел рабочей программы:
2.1.Комплексно-тематическое планирование
Тема | Развернутое содержание работы | Временной период | Варианты итоговых мероприятий | |
День знаний | Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношений между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошедшие изменении: покрашен забор, появились новые столы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.) | сентябрь | Праздник "День знаний», организованный сотрудниками детского сада с участием родителей. Дети праздник не готовят, но активно участвуют в конкурсах, викторинах; демонстрируют свои способности. | |
Осень | Расширять представления детей об осени. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные наблюдения. Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления, | октябрь | Праздник «Осень». Выставка детского творчества. | |
Я в мире Человек | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с профессиями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любит). Развивать представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного, заботливого отношения к пожилым родственницам. | Ноябрь (1-15) | Открытый день здоровья. | |
Мой город, моя страна | Знакомить с родным городом. Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию, | Ноябрь (15-30) | Спортивный праздник. | |
Новогодний праздник | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздника. | Декабрь | Праздник "Новый год», Выставка детского творчества. | |
Зима | Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, Знакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представления о местах, гда всегда зима, о животных Арктики и Антарктики. | Январь | Праздник «Зима». Выставка детского творчества. | |
День защитника Отечества | Знакомить детей с «военными" профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России, Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять тендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. | Февраль | Праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Выставка детского творчества. | |
8 марта | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям, | Март | Праздник "8 Марта", Выставка детского творчества. | |
Знакомство народной культурой и традициями | Расширять представления о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и др ).3накомить с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Апрель | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. | |
Весна | Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. | Май | Праздник«Весна». Выставка детского творчества. | |
День Победы | Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, Воспитывать уважение к ветеранам войны. | Май | Праздник, посвященный Дню Победы. Выставка детского творчества. |
2.2. Организация образовательной деятельности:
Учебный план
Учебный план средней группы является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени на проведение организованной образовательной деятельности.
Учебный план составлен в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.
Учебный план рассчитан на 12-часовой режим пребывания детей в детском саду. Учебный план включает концептуальные положения примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
В структуре учебного плана средней группы выделена инвариантная (базовая) часть, реализуемая через непосредственно образовательную деятельность, и вариативная (модульная) часть, реализуемая через региональный компонент и кружковую деятельность.
Установлено соотношение между инвариантной и вариативной частью:
инвариантная часть – не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования.
Базовый вид деятельности | Периодичность в неделю / колическтво занятий в год | Учебное время |
Познавательное развитие (ФЭМП, окружающий мир, познавательно-исследовательская деятельность) | 2/72 | 40мин |
Речевое развитие (чтение художественной литературы) | 1/36 | 20мин |
Художественно-эстетическое развитие: Рисование Лепка Аппликация Музыка | 1/36 0.5/18 0.5/18 2/72 | 20мин 20мин 20мин 40мин |
Физическое развитие Физкультурное Физкультурное (на прогулке) | 2/72 1/36 | 40мин 20мин |
Всего: | 10/36 | 200мин |
Вариативная часть направлена на реализацию регионального компонента, парциальных программ и дополнительного образования (кружки). Эта часть плана обеспечивает вариативность образования; позволяет более полно реализовать социальный заказ на общеобразовательные услуги, учитывает специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Реализация учебного плана предполагает обязательный учёт принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Вариативная часть программы (40 %) направлена на поддержку областей основной части программы.
Вариативная часть учитывает направление ДОУ, представлена парциальными программами:
1. | Художественно-эстеическое развитие. | Авторская программа Ерохиной Е.И «Вдохновение» Л.В Куцакова «Творим и мастерим» |
2. | Речевое развитие | Авторская программа Смирновой Н.В «Любим книги» В.В Гербова «Развитие речи в детском саду» .Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 4-5 лет / сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук |
Вариативная часть Программы, предполагает реализацию игровых занятий по дополнительному образованию в кружках.
Перечень кружков и программ дополнительного образования на 2016 – 2017 учебный год
Направленность программы | Наименование кружка | Возрастная группа | Кол-во детей | Программа дополнительного образования | Руководитель кружка |
«Бумажные превращения» | Ср.гр №2 | 10 | «Бумажные превращения» | Ерохина Е.И | |
«Книголюбы-малыши» | 10 | «Любим книги» | Смирнова Н.В | ||
И Т О Г О: | 2 | 1 | 20 | 2 | 2 |
Сетка занятий:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1.Познаватель- ное | 1. Познаватель- ное | 1. Рисование | 1. Познаватель- ное |
аппликация |
2. Физ.культура | 2.Музыка | 2. Физ.культура | 2. Музыка | 2. Физ.культура |
Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах
Формы образовательной деятельности в режимных моментах | Количество образовательной деятельности в неделю |
Средняя группа | |
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально-эмоционального опыта | ежедневно |
Беседы и разговоры с детьми по их интересам | ежедневно |
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры | ежедневно |
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) | 3 раза в неделю |
Детская студия (театрализованные игры | 1 раз в 2 недели |
Досуг здоровья и подвижных игр | 1 раз в 2 недели |
Подвижные игры | ежедневно |
Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе, экологической направленности | 1 раз в 2 недели |
Наблюдения за природой (на прогулке) | ежедневно |
Музыкально-театральная гостиная | 1 раз в 2 недели |
Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам) | 1 раз в неделю |
Чтение литературных произведений | ежедневно |
Самообслуживание | ежедневно |
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) | ежедневно |
Трудовые поручения (общий и совместный труд | 1 раз в 2 недели |
Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах
Режимные моменты | Распределение времени в течение дня |
Средняя группа | |
Игры, общение, деятельность по интересам во время утреннего приема | От 10 до 50 мин |
Самостоятельные игры в 1-й половине дня (до НОД) | 15 мин |
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке | От 60 мин до 1ч 30 мин. |
Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по интересам во 2-й половине дня | 30 мин |
Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на прогулке | От 40 мин |
Игры перед уходом домой | От 15 мин до 50 мин |
Самостоятельные игры в 1-й половине дня (до НОД) | От 10 до 50 мин |
Календарный учебный график на 2016 – 2017 учебный год
Продолжительность учебного года | ||
Сроки, даты | Количество недель, дней | |
Учебный год | с 01.09.2016г. по 31.05.2017г. | 36недель |
I полугодие | с 01.09.2016г. по 30.12.2016г. | 17 недель |
II полугодие | с 09.01.2017г по 31.05.2017г. | 19 недель |
Каникулярное время | ||
Зимние каникулы | с 01.01.2016г. по 09.01.2017г | 10 дней |
Летние каникулы | с 01.06.2017г. по 31.08.2017г | 13 недель |
2.3. Инновационные технологии (современные образовательные технологии), формы организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей данной группы.
· Проектная деятельность
· ИКТ-технология
· ТРИЗ-технология, методы развития творческого воображения дошкольников
· Блоки Дьенеша, ("Система начальных игровых занятий с Блоками Дьенеша")
· Сказкотерапия
· Исследовательская технология ("Занимательные опыты с воздухом, водой, песком)
· Мнемотехника.
· Технология музыкального воздействия.
· Здоровьеформирующие технологии:
- Пальчиковая гимнастика,
- Гимнастика для глаз,
- Релаксационные упражнения
Основным приоритетом группы является нравственное воспитание детей.
Направленность группы - нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук.
2.4. Содержание образовательной деятельности:
Содержание Рабочей программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей группы в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития и образования детей.
1.Социально - коммуникативное развитие:
Основные цели и задачи:
- Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
- Формирование гендерной и семейной принадлежности.
- Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
- Формирование основ безопасности.
2. Познавательное развитие
Основные цели и задачи:
- Формирование элементарных математических представлений.
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности, в том числе опытно-экспериментальная деятельность
- Ознакомление с предметным окружением.
- Ознакомление с социальным миром.
- Ознакомление с миром природы.
3. Речевое развитие
Основные цели и задачи:
- Развитие речи детей.
- Знакомство с художественной литературой.
4. Художественно - эстетическое развитие
Основные цели и задачи:
- Приобщение к искусству.
- Изобразительная деятельность.
- Конструктивно-модельная деятельность.
5. Физическое развитие
Основные цели и задачи:
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
- физическая культура.
Неотъемлемой частью образовательной области «Физическое развитие» также являются:
1. Проведение подвижных игр, спортивных мероприятий, досугов и праздников.
2. Физминутки (двигательно-речевые, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационные упражнения)
3. Бодрящая гимнастика, ежедневно проводимая после дневного сна
4. Утренняя гимнастика, проводимая ежедневно в утреннее время.
5. Точечный самомассаж и дыхательная гимнастика (холодный период года, риск заболевания ОРЗ, ОРВИ)
Система закаливающих мероприятий:
- Ходьба босиком (групповое помещение) - после дневного сна
- Облегчённая одежда детей (групповое помещение) - в течение дня
- Мытьё рук, лица, шеи прохладной водой (групповое помещение) - в течение дня
2.5. Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Бумажные превращения»
Пояснительная записка.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Программа “Бумажные превращения” является авторской программой художественно-эстетической направленности. Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 3 – 7 лет.
Программа “Бумажные превращения” вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью разных видов художественного творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у воспитанников художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Актуальность программы:
Правильно организованный художественный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях разных видов бумаги, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей.
Цель программы:
Создавать условия для формирования эстетически развитой творческой личности; опираться на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды бумажной пластики.
Задачи программы:
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи - это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
План работы с родителями в подготовительной группе на 2016-2017 уч. год
Месяцы | Название мероприятий |
Сентябрь | 1. Групповое родительское собрание на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста» 2. Консультация на тему: «Роль семьи в воспитании дошкольников» 3. Оформление родительских уголков |
Октябрь | 1. Консультация «Играем пальчиками и развиваем речь» 2. Памятка для родителей «Правила дорожного движения» 3. Конкурс «Осень золотая в гости к нам пришла» 4. Памятка родителям о ПДД |
Ноябрь | 1. Конкурс «Самая лучшая» ко Дню матери 2. Индивидуальные беседы с родителями по запросам. 4. Консультация «Значение потешки для детей дошкольного возраста» |
Декабрь | 1. Групповое родительское собрание « О здоровье –всерьез» 2. Участие родителей в конкурсе «Новогодняя игрушка». 3. Новогодний утренник 4. Привлечь родителей к постройкам снежных фигур «В мире сказочных героев» 5. Консультация «Физкультминутки - что это?» |
Январь | 1. Анкетирование на тему: «Воспитание правильной осанки» 2. Развлечение «День здоровья» 3. Совместный конкурс рисунков взрослых и детей на тему «Зимние развлечения» 4. Беседа на тему «Физическое развитие ребенка 5 –го года жизни» |
Февраль | 1. Посещение родителей и детей на дому 2. Рекомендации для родителей по организации питания детей. 3. Доклад на тему «Математика в детском саду» 4. Совместное проведение праздника « Дня Защитника Отечества» |
Март | 1. Стенд для родителей «Как мы живем? - отражающий досуговую деятельность детей. 2. Совместный праздника «Любимые, милые, родные» Посиделки с мамами. 3.Консультация на тему «Дидактические игры и упражнения по математике» |
Апрель | 1. Консультация для родителей по правильному выполнению домашнего задания. 2. Участие родителей в праздниках, развлечениях. 3. «Субботник вместе с нами» 4. Беседа на тему «1.2.3.4.5 – я иду гулять» |
Май | 1. Групповое родительское собрание на тему «Воспитание у детей основ любви к природе» 2. Консультация на тему «Как воспитывать маленького патриота» 3. Беседа на тему «Как приобщить детей к нравственно-патриотическому Воспитанию?» 4. Выставка работ художественно-продуктивной деятельности «Чему научились за год |
2.7. Мониторинг результатов освоения программы
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию оценивается по 5-ти балльной шкале:
5 баллов – высокий уровень развития
4 балла – уровень развития выше среднего
3 балла – средний уровень развития
2 балла – требуется корректирующая работа педагога
1 балл – требуется внимание специалиста.
Педагогическая оценка индивидуального развития ребёнка, прежде всего, направлена на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями.
2.8 Материально - техническая база группы
Наименование уголка | Содержание уголка |
«Маленькие строители» | Крупный строительный конструктор. Средний строительный конструктор. Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали. Конструкторы типа «Лего». Нетрадиционный материал. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.). Игрушечный транспорт средний и крупный. |
«Светофорчик» | Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов. Средний транспорт. Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели. Небольшие игрушки (фигурки людей, животных) |
«Маленькие художники» | Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши (12 цветов), фломастеры (12 цветов), гуашь, пластилин, глина. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани. Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты. Стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки для клея, подносы. Готовые формы для выкладывания и наклеивания. |
«Говоришки» | Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.). Серии из 3-4 картинок для установления последовател-ности событий (сказки, социобытовые ситуации). Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой). Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания. |
«Книжкин дом» | Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки. Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д. |
«Зеленый уголок» | Комнатные растения. Растения, характерные для различных времен года Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки. Календарь природы |
Центр воды и песка: «Занимательный уголок» | Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой. Зеркальце для игр с солнечным зайчиком. Предметы для игр с тенью. Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы). |
3. Список литературы:
1. «От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа в соответствии с ФГОС ДО» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М.Мозаика-Синтез, 2014.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26.
4. И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» М., «Мозаика-синтез».2009г.
5. Белая К.Ю. Зимонина В.Н. «Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников» 6.Петрова В.И.Стульник Т.Д «Этические беседы с детьми 4-7лет « М., «Мозаика-синтез», 2007г.
7. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в деятельности. Система работы в средней группе» М. «Мозаика-синтез, 2008г.
8. Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М., «Мозаика-синтез»,2008г.
9. Гербова В. В. «Развитие речи 2-6 лет», М, «Валдос», 2003 г
10. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в средней группе» М., «Мозаика –синтез» 2008г.
11. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005
12. Куцакова Л.В. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома» М., «Мозаика-синтез» 2008г.
13. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
14. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в д/с», М., «Мозаика-Синтез», 2005 г.
4. Приложение к программе:
Приложение 1. – Перспективный план
Приложение 2. – Мониторинг результатов освоения программы
Приложение 3. – Картотека наблюдений
Приложение 4.- Картотека физ.минуток
Приложение 5. - Картотека развивающих игр
Приложение 6. - Картотека гимнастики после сна
Приложение 7. - Картотека по развитию речи
Приложение 8.- Картотека дидактических игр
Приложение 9. - Картотека подвижных игр
Приложение 10. - Картотека наблюдений на прогулке
Приложение 11.- Картотека сюжетно-ролевых игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯПРОГРАММА Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Модуль «Познание предметного мира, ОБЖ» (младшая группа, второй год обучения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Модуль «Познание предметного мира, ОБЖ» (младшая группа, второй год обучения)...
РАБОЧАЯПРОГРАММА адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с тяжелым нарушением речи
Образовательная область: «Познавательное развитие » Вид деятельности: «Формирование элементарных математических представлений» Группа компенсирующей направленности...