Консультаия на тему:" Использование личностно- ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа) на тему
Эти технологии эффективно позваляют реализовать задачи воспитания и обучения детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spolzovanie_lichnostno.docx | 15.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование личностно-ориентированных технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Ляхова Ирина Владимировна, воспитатель 1 кв. к.
Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым средствам и методам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
Дифференцированный подход в воспитании и обучении детей могут обеспечить личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не просто субъект, а субъект приоритетный; она является целью всей образовательной системы.
Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание.
Фундаментальная идея личностно-ориентированных технологий состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля – к развитию, от управления – к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с детьми, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.
В современной образовательной практике ДОУ встречаются разнообразные личностно-ориентированные технологии. К таким технологиям относят Педагогику сотрудничества, гуманно-личнострую технологию Ш. А. Амонашвили и др. Мы остановимся на технологии Педагогика сотрудничества, основные принципы которой отражены в персонально-личностном подходе.
Личностный подход к ребенку – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Личностный подход, по мнению А. С. Белкина, В. И. Яковлева, предполагает глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонений в поведении.
Персонально-личностный подход в воспитании дошкольников, по мнению В. И. Яковлева, предполагает необходимость широкого комплексного использования воспитателем различных психолого-педагогических приемов для каждого воспитанника группы. И. С. Зимина, А. С. Белкин, Е. В. Закирова, Е. Е. Новожилова, В. И. Яковлев разработали следующие приемы персонально-личностного подхода: «Эмоциональное поглаживание, эмоциональное обволакивание»; «Гейша»; «Расклад»; «Заражение»; «Отвлечение. ; «Все вместе»; «Гордость», «Подарки», «День прошел»
Перечисленные приемы персонально-личностного подхода могут дополняться, сочетаться между собой. Использование их на практике позволит эффективно реализовывать задачи воспитания и обучения дошкольников.
Приемы: «Расклад», «Заражение», «Подарки», «Эмоциональное поглаживание и обволакивание», «Гейша», «День прошел»
Воспитатель обращает внимание детей на кукол-персонажей.
В-ль: «Ребята, сегодня к нам пришли гости. Это Вова и Люба. Давайте с ними поздороваемся. Вова и Люба тоже хотят с вами подружиться, поэтому они решили рассказать нам случаи из своей жизни. Хотите послушать? »
Воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа» и «Рукодельница» и беседует по содержанию.
Далее воспитатель предлагает детям перечислить различные добрые качества, которые необходимы мальчикам и девочкам в жизни.
В-ль: «Ребята, вот мы сказали, что мальчики должны быть справедливыми, благородными, а девочки – добрыми и терпеливыми. А какими еще качествами должны обладать мальчики и девочки? Давайте мы с вами соберем шкатулку, в которую поместим те черты характера, которые помогают мальчикам и девочкам в жизни».
Дети поочередно называют качества, присущие мальчикам или девочкам. За каждое новое качество ребенок получает флажок, который помещается в шкатулку.
В-ль: «Смотрите, как много качеств вы назвали! Наши новые друзья Вова и Люба и не подозревали, что есть столько разных качеств, которыми обладают мальчики и девочки. Ребята, а как часто вы пользуетесь этими качествами? Расскажите, пожалуйста, мне и нашим гостям свои истории».
Дети по очереди подходят к воспитателю, рассказывают свои истории, делясь со всеми своими ощущениями, которые они испытывали, когда совершали хороший поступок.
В-ль: «Какие вы молодцы! Все наши мальчики (перечисляет всех мальчиков по имени) настоящие рыцари (помогают, защищают) и мастера своего дела. А все наши девочки (перечисляет всех девочек по имени) настоящие мастерицы и рукодельницы, маленькие принцессы. Я очень рада, что среди вас не оказалось хулиганов и неумех.
Здесь использованы психолого-педагогические приемы «Расклад», «Гейша», воспитатель в конце занятия выражает свою уверенность в том, что среди детей нет хулиганов и неумех, внушает каждому ребенку, что он особенный. Используя приемы «Заражение» и «День прошел», воспитатель побуждает детей вспомнить свои поступки, стимулируя их к осмыслению определенной ситуации, «заражает», передает детям положительные эмоциональные состояния, которые дети испытывают, совершая хорошие поступки. Также применяются приемы «Подарки» и «Эмоциональное поглаживание и обволакивание». Несмотря на то, что подарки детям не дарят, они получают возможность понять, что здесь каждого из них любят, принимают и ценят.
Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью, что является необходимым условием для обучения и воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему"Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
В презентации представлен материал по реализации инновационных технологий с детьми дошкольного возраста....
Методическая разработка «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Личностно – ориентировочная технология является – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, откр...
Методическая разработка "Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Методическая разработка предназначена в помощь воспитателям ДОУ, ориентирована на детей 3-7 лет....
Методичка для воспитателей на тему: «Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеюще...
«Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»...
Применение личностно-ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно- ориентированное воспитание &ndash...
«Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми дошкольного возраста»...