Формирование речемыслительной деятельности ребенка-дошкольника.
статья на тему
Статья "Формирование речемыслительной деятельности ребенка-дошкольника".
Перед современным педагогом стоит цель создать условия для полноценного формирования грамматического компонента языковой способности. механизма грамматического структурирования высказывания в прцессе речепорождения в единстве его мотивационной, исполнительской, ориентировочной и контролирующей составляющих. достижение этой цели опирается на естественную потребность ребенка в общении, в освоении окружающего мира и выражении собственных чувств, побуждений. мыслей в словесной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Формирование речемыслительной деятельности ребенка-дошкольника. | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речемыслительной деятельности ребенка-дошкольника.
воспитатель
Рощина Л.Н.
Речемыслительная деятельность ребенка-дошкольника – деятельность познавательная, непосредственно связанная со всеми психическими и познавательными процессами.
Ребенок познает мир вокруг себя, задумывается над вопросом «какой я», формируется его собственное «я», отношение ребенка к окружающему миру.
Единый процесс речемыслительной деятельности – необходимое условие познания мира.
Все начинается с познания окружающего. Это знание часто не фиксировано в слове, живет в виде образов предметов, цветов и знаков, двигательных, тактильных, температурных ощущений, переживаний. Расчленение этого потока впечатлений, обозначение словом предмета, действий, качеств – необходимая основа последующего умственного и речевого развития.
Прежде всего, нужно, чтобы возникла потребность в его понимании и использовании, проблемная ситуация. Нужно, чтобы у ребенка был опыт решения проблемных задач, образец способа действия.
Суть детского словотворчества в том, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и даже при необходимости самому их создавать. А такая необходимость всегда существует, поскольку человек в своей деятельности создает и открывает новые объекты и явления, которым присваиваются новые имена.
Таким образом, результатом речемыслительной деятельности является усвоение родного языка, приобщение к богатому художественному слову, развитие мышления, речи.
Условием деятельности – осуществление решения субъективно творческих задач, удовлетворение познавательных способностей ребенка, создание проблемной ситуации и ее решение.
Ребенок проходит путь от текста литературного произведения (сказки, пословицы, поговорки) к мысли, анализирует, сравнивает, сопоставляет, старается прийти к выводу, сделать умозаключение.
Речь ребенка – дошкольника развивается в процессе общения со сверстником, взрослым, с «живым» словом, богатством родного языка.
Овладевая родным языком, ребенок усваивает традиции меткого народного слова, переживает вместе с героями литературных произведений, создает образ на основе усвоенного.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребенка. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Существует связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания и памяти.
В каждой игре ребенок учится родному языку, знакомится со свойствами предметов, при этом у него развивается наблюдательность, сообразительность, ловкость.
В разных видах игр решаются определенные психологические задачи. Если в «самостоятельных» играх в большей мере развиваются детское творчество, фантазия, организаторские способности, то в играх с правилами активно воспитываются такие качества личности ребенка, как умение соблюдать правила игры, подчинять им свое поведение, настойчивость в достижении цели.
Дошкольный возраст – период возникновения и развития сюжетной и ролевой игры. На этом этапе появляется возможность организации более сложных коллективных игр, способствующих развитию различных психических функций и личностных качеств, приобретению навыков общения и взаимодействия со сверстниками, развитию произвольности.
Задачи развивающей игры состоят в том, чтобы продвинуть вперед психическое и личностное развитие ребенка.
Игра способствует развитию образного мышления дошкольника, стимулирует творческие способности ребенка.
Поскольку в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность, имеющая свои побудительные мотивы и способы действий.
В творческой детской игре бурно развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь.
В сюжетах дидактических играх и играх- драматизациях интенсивно происходит процесс формирования синтаксической структуры детских высказываний, соотнесение языковых форм и конструкций с движениями и действиями ребенка, перевод неречевых средств общения (жестов, мимики, взглядов) в речевые, происходит освоение структуры текста в связном повествовании.
Своевременное появление языковых игр, их богатство, оригинальность и интенсивность – симптом благополучия в речевом развитии детей. Дидактические игры призваны прежде всего стимулировать эту детскую самодеятельность. Важнейшие условия здесь – теплая эмоциональная обстановка, доверительность отношений, радостный настрой.
Игры «в слова» или «со словами» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман») активизируют пассивный словарь.
Своеобразной игрой со смыслами является загадывание и отгадывание загадок. В основе загадки лежит замысловатый вопрос, уподобление одного явления другому. Осваивая способы загадывания и отгадывания загадок ребенок упражняет и свой ум и свой язык.
Формирование творческой речевой деятельности предполагает обращение к меткому народному слову. Образность народной речи способствует речевому творчеству.
В подвижных играх формируется произвольность поведения, которое имеет значение и для двигательной, и для речевой активности. Кроме прямого непосредственного влияния на семантическую (Смысловую) сторону грамматического строя подвижные игры оказывают и косвенное влияние на речь.
Большое значение для формирования произвольности речи имеют дидактические полиграфические игры. Уметь сдержаться, не подсказывать, не ссориться – важная сторона произвольности речевого поведения. Важно и то, что говорится, и то, что не говорится.
Велико значение фольклорных форм в развитии речемыслительной деятельности. Традиционно использование загадок, пословиц и поговорок, других форм фольклора, как источника идей, художественных образов и языковых средств выразительности в словесном творчестве детей.
Скороговорки – эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Также могут служить удобным материалом для развития внимания и памяти детей.
В процессе ознакомления с окружающим миром дети получают систематизированные знания о причинно – следственных, временных, пространственных представлениях. Учатся извлекать информацию из наблюдений и экспериментирования (это способ обследования существенных зависимостей в предметном мире, природе). Процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолковывания своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Поскольку жизненный опыт дошкольника еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Личный жизненный опыт детей ограничен их ближайшим окружением, осознание и без того крайне ограниченного опыта находится в зачаточном состоянии.
Знакомство с родным языком и развитие речи дают главный ключ к освоению других знаний на протяжении всей жизни человека. Существенной задачей является помощь детям в успешном осознании смысла уже употребляемых ими слов обыденного языка. Это начинает исподволь воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления.
В процессе ознакомления с художественной литературой дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы, разговоры о прочитанном) и монологической (словесное творчество) речи. Здесь также формируется умение использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств (подбор синонимов, словообразование словотворчество, оригинальные словосочетания).
Беседа о прочитанном уточняет понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Она не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым смыслом. Ребенок учится анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарь ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.
Пересказ рассказов, басен, просмотренных мультфильмов также способствует развитию произвольной словесной памяти.
Эффективным способом развития связной речи является регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: дома, в детском саду. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.
Еще один прием – предложить разыграть в лицах прочитанный рассказ или сказку. Получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и даже запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.
На развитие правильной, грамматически верно построенной, выразительной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.
Овладевая языком, ребенок и усваивает устойчивые традиции родного языка, и учится речетворчеству, что отражает закономерность языка как явления социального. Когда ребенок общается, он весь обращен к миру предметов и к человеку, через управление которым можно в этот мир проникнуть, либо обращен непосредственно к другому человеку, к его внутреннему миру и отражению своего «я» в нем.
Перед современным педагогом стоит цель создать условия для полноценного формирования грамматического компонента языковой способности, механизма грамматического структурирования высказывания в процессе речепорождения в единстве его мотивационной, исполнительской, ориентировочной и контролирующей составляющих. Достижение этой цели опирается на естественную потребность ребенка в общении , в освоении окружающего мира и выражении собственных чувств, побуждений, мыслей в словесной форме.
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речемыслительной деятельности у детей с ЗПР в условиях ДОУ
педагогический проект на тему : "Формирование речемыслительной деятельности у детей с ЗПР в условиях ДОУ"...
Доклад на тему: "Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"
" Современный взгляд на формирование речемыслительной деятельности дошкольника"...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Пратичесий материал для воспитателей...
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
«Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Согласно Федеральному закону о 29.12.2012 №...
"Наглядное моделирование как средство формирования речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
Материал содержит методический комплекс, представленный технологическими картами предшествующей работы и ООД по заучиванию стихотворений....
Конспект логопедического занятия по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Овощи.
Занятие комплексного характера содержит игровые упражнения, способствующие развитию речевых и интеллектуальных способностей воспитанников с ТНР....
Конспект логопедического занятия по формированию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Овощи.
Занятие комплексного характера содержит игровые упражнения, способствующие развитию речевых и интеллектуальных способностей воспитанников с ТНР....