Программа по нетрадиционной технике рисования "Юный художник"
материал (средняя группа) на тему
Данная программа превышает образовательные стандарты ДОУ в том, что развивает детское художественное развитие средствами нетрадиционных художественных техник, а также использование в работе различных изобразительных материалов и инструментов.Данная программа превышает образовательные стандарты ДОУ в том, что развивает детское художественное развитие средствами нетрадиционных художественных техник, а также использование в работе различных изобразительных материалов и инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_peredelan._yunyy_hudozhnik.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Управление образования исполнительного комитета города Набережные Челны Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления № 38 «Аленький цветочек»
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
Программу разработали:
Шарафеева Римма Рашитовна – воспитатель 1 кв.категории
Низамова Ирина Инзифовна – воспитатель 1 кв.категории
Набережные Челны, 2015
Программу утвердила - Иванова Юлия Владимировна – заведующий МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 38 «Аленький цветочек» .
Данная программа рассмотрена и утверждена 29 августа 2014 года на педагогическом совете от 29.08.2014, протокол № 1.
Возраст детей – для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет).
Срок реализации программы - 1 год
Пояснительная записка
Все дети любят рисовать.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Но, наблюдая за детьми в средней группе, было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и ручку, другие - играть с мячом, третьи - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде. Поэтому дети со слабо развитой мелкой моторикой боятся рисовать, им кажется, что у них ничего не получится. Для того чтобы дети почувствовали уверенность в себе, с ними необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения, формировать навыки рисования с помощью нетрадиционных техник. Существует много техник нетрадиционного рисования, их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достигать желаемого результата. Данная программа превышает образовательные стандарты ДОУ в том, что развивает детское художественное развитие средствами нетрадиционных художественных техник, а также использование в работе различных изобразительных материалов и инструментов.
Вид программы: комбинаторная.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 4 - 5 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы:
- учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике (тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск поролоном, рисунки из ладошки, отпечатки листьев, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+ акварель);
-учить приемам работы кистью, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок);
- учить различать основные цвета (красный желтый, синий), основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник);
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,
замечать и творить красоту;
-развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
-воспитывать навыки самостоятельности.
Отличительные особенности программы
Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 4-5 лет и разработана на основе раздела – образовательная область «Художественное творчество» программы «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.), так как наш детский сад работает по данной программе.
Программа носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками, набрызг, и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия на кружке полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность; работа позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В группе имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ.
Содержание занятий
Практические занятия совмещены с теоретическими.
В организации занятия можно выделить следующие этапы работы:
- организационная часть;
- повторение пройденного;
- изложение нового материала;
- подготовка к практической работе;
- практическое выполнение работы;
- заключительная беседа, подведение итогов;
- уборка рабочего места.
Для ведения занятий имеется вся необходимая литература. К каждой теме разработаны готовые изделия для наглядного показа и методические пособия.
Для реализации программы используются необходимые для работы инструменты и приспособления.
Оборудование
-краски, гуашь, баночки с водой, тряпочки, кисточки по две на ребёнка.
-образцы, игрушка или картинка предмета, которого будут рисовать.
-листы для рисования.
-трафареты, свечи, восковые мелки, блюдца со штемпельной подушкой, с гуашью или тарелочки с поролоновой прокладкой, пропитанной гуашью.
-фартук для детей.
Применяемые техники для детей среднего дошкольного возраста:
- Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
- Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
- Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
- Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
- Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Форма занятий и режим работы - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы, каждый четверг в 16.00. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 20 минут. 36 учебных часа в год.
Способы оценки полученных результатов
Наш детский сад санаторного типа (дети приходят лечиться на три месяца), поэтому мы проводим диагностику в начале и конце заезда.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
Срок реализации программы
Учебная программа «Юный художник» рассчитана на 1 учебный год
Возраст детей: 4 - 5 лет.
Ожидаемые результаты:
- дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования – тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, оттиск поролоном, рисунки из ладошки, отпечатки листьев, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+ акварель;
- дети научатся приемам работы кистью, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок);
- дети научатся различать основные цвета - красный, желтый, синий; основные геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник;
- у детей разовьется мелкая моторика рук;
- сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту;
-разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
-сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
-сформируются навыки самостоятельности.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | теория | практика |
1 | Осень | 9 | 3 | 6 |
2 | Зима | 11 | 4 | 7 |
3 | Весна | 12 | 4 | 8 |
4 | Лето | 4 | 1 | 3 |
36 | 12 | 24 |
Содержание программы занятий
Месяц | Содержание работы | Цели |
Октябрь | 1.Вводное занятие. Техника безопасности | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
2. Укрась платочек | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
3.Солнышко | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
4. Рябинка | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
5.Осенние листья | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. | |
Ноябрь | 6. Мои любимые рыбки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
7.Весёлые мухоморы | Продолжать знакомить с нетрадиционной /базовой/ изобразительной арт-техникой - рисование пальчиками, учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность гриба, воспитывать аккуратность. | |
8.Ёжик | Научить пользоваться новой техникой, выполнять рисунок тела тычками без предварительной прорисовки, дополнять деталями | |
9.Свитер для моих друзей | Знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор, воспитывать аккуратность. | |
Декабрь Декабрь Декабрь Декабрь | 1.Первый снег | Учить детей рисоватьдерево без листьев, изображать снег пальчиками белой гуашью на синей цветной бумаге. |
2.Мои рукавички | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
3.Зимнее дерево | Упражнять в рисовании ладошкой. Учить рисовать дерево. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции. | |
4.Весёлый снеговик | Учить рисовать круги и закрашивать их по контуру подушечками пальцев, отрабатывать технику закрашивания подушечками пальцев, закреплять представления о цвете | |
Январь | 5.Снежинки | С помощью трафаретов снежинок делать набрызг с щетки, развивать чувство композиции |
6. Конфетти | Продолжать учить рисовать красками при помощи пальцев, знакомить цветом, продолжать закреплять названия цветов, формировать интерес и положительное отношение к развитию | |
7.Рисование на мокрой бумаге | Продолжать знакомить детей с акварельными красками, обучать умению правильно и аккуратно использовать краски, учить детей правильно пользоваться кисточкой. | |
Февраль | 8.Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы | Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах. Познакомить детей и техникой её выполнения со словом «витраж» |
9.Праздничное дерево | Продолжать учить детей рисовать методом тычка, упражнять детей в изображении ёлочных бус спомощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. | |
10.Морозный узор | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования | |
11.Зимние напевы | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Учить самостоятельно придумывать композицию рисунка. | |
Март | 1.Подарок маме | Упражнять в рисовании ладошкой. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2.Цветы весны | Продолжать учить рисовать акварельными красками в технике «по-сырому» на мятом листе. | |
3. Мимоза | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус | |
4.Подснежники | Учить детей рисованию тычками, учить рисовать, создавая форму цветка. | |
Апрель | 5.Ранняя весна | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой |
6.Звёздное небо | Учить создавать изображение звёздного неба, используя акварель и свечу | |
7.Морские водоросли | Продолжать учить рисовать вертикальные линии снизу вверх, украшать их точками путём примакивания, продолжать учить рисовать волнистые линии снизу вверх, развивать воображение | |
8.Плюшевый медвежонок | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа | |
Май | 9.Ветка с первыми листьями | Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки |
10. Салют | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
11.Колючая сказка | Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном направлении, без просветов. Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов – «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели | |
12.Весёлые кляксы | Познакомить с кляксографией, показать её выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами | |
Июнь | 1.Божья коровка | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой. Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа |
2.Радуга | Продолжать знакомить детей с акварельными красками, обучать умению правильно и аккуратно использовать краски, учить детей правильно пользоваться кисточкой. | |
3.Гусь | Продолжать учить детей рисовать птиц способом тычка, закреплять умение детей рисовать концом тонкой кисти, расширять знания детей о птицах (домашних). | |
4.Бабочка | Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Учебно-методический комплекс
1)Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
2) Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- конспекты занятий
2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;
- кисти трех размеров, тычки разных размеров, пробки
3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы»
Список используемой литературы
1. Алиева Т.И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки». – Москва, 2011.
2.Гиздатуллина А.М. Рисуем и растём. – Набережные Челны, 2007.
3. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Скрипторий 2003, 2014.
4.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб.: КАРО,2010.
5.ФатееваА.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль: Академия развития, 2007.
6.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней и старшей группе"
Авторская программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней и старшей группе""РАДУГА КРАСОК"Разработана для средней и старшей гр....
Программа по нетрадиционной технике рисования
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошка...
Рабочая программа "Использование нетрадиционных техник изображения в работе с детьми"
Рабочая программа для детей в возрасте 6-7 лет по использованию нетрадиционных изобразительных техник....
План кружка по рисованию нетрадиционными техниками “Маленький художник” в старшей логопедической группе декабрь
Работа с детьми старшей логопедической группы по нетрадиционной технике рисования....