Воздействие музыкальных волн на организм человека
статья (подготовительная группа) на тему

Рахматуллина Алсу Рифкатовна

Статья посвящена воздействию музыкальных волн на организм человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vozdeystvie_muz_voln_na_organizm.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

GERB-BW

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –

ДЕТСКИЙ САД №146 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Статья «Воздействие музыкальных волн на организм человека»

подготовила

Рахматуллина Алсу Рифкатовна,

музыкальный руководитель

2015 год

Один из видов музыкальной деятельности ребёнка – слушание музыки. Это самый не сложный способ музыкального воздействия на ребёнка с целью его полноценного физического, психического и духовного развития.

Свойства музыки изучались с древних времён. За несколько столетий накоплено множество материалов, базирующихся на субъективном наблюдении, детальном изучении психоэмоциональных, интеллектуальных и физиологических изменений после воздействия той или иной музыки на человека. К 19 веку ученым – физиологам было известно, что под действием музыки изменяются кровяное давление, частота сердечных сокращений, устраняются чувство усталости (как физической, так и эмоциональной). Музыка – это мощный источник энергии, комплексно воздействующий на организмы. Она воздействует на духовную сущность человека, на интеллект, на физическое тело. Невольно возникает вопрос: «Каким образом та или иная музыка воздействует на организм человека?»

Физики утверждают, что все живые объекты буквально погружены в незримый океан различных физических полей, как внешних, так и вырабатываемых самим организмом, что мы находимся в так называемом «электромагнитном бульоне», и непрерывное и нормальное функционирование систем живого организма отражается в сложной картине физических полей и излучений, исходящих из него. Человек, как биофизическое тело, тоже в свою очередь, является генератором электромагнитных волн. Известно, что сердце, мышечная ткань, головной мозг и другие органы излучают эти волны. Так,  головной мозг имеет свою частоту колебаний и если музыка соответствует этой частоте, то она оказывает благоприятное воздействие на его развитие.

Мозговые волны можно разбить на следующие группы:

1. Поддерживают иммунную систему - дельта-волны (частоты 1-3 Гц).

2. Увеличивают способность к запоминанию, обучению - тета-волны (частоты 4-7 Гц).

3. Способствуют комфортной релаксации – это альфа-волны (частоты 8-12 Гц).

4. Позволяют находиться в бодром состоянии - бета-волны (частоты 13-30 Гц). Безусловно, что такое специфическое, благотворное воздействие музыкальных волн на организм возможно только в разумных дозах воздействия упомянутых волн. Исследования показали, что акустические низкочастотные волны (0,15-0,20 ГГц) оказывают стимулирующее воздействие на резервные силы организма. Но чрезмерное воздействие низкочастотных волн приводит к нарушению нормальной деятельности нервной системы.

Изучено также воздействие ритма на физиологию человека. Ритм является важной частью его существования. Он присущь  сердцебиению, дыханию, речи. Внутренние органы также функционируют согласно ритмическому циклу. Мозговые волны подвержены влиянию внешнего воздействия ритма. Музыкотерапевты убеждены в том, что ритм оказывает благотворное воздействие на моторные навыки и способствует синхронности движения, нормализует ритм сердечной деятельности, снижает кровяное давление, понижает уровень стресса. Однако, длительное воздействие ритма (при быстром темпе) 120, 150, и 300 ударов в минуту рассогласовывает работу нервной системы.

Кандидат психологических наук М. В. Леви в своей статье «Музыка как психо – экологический фактор современности» утверждал, что легко попасть впросак, руководствуясь жанровой принадлежностью музыки, «ибо по психологическому воздействию произведения одного жанра и даже стиля могут оказаться  более различны, нежели разножанровые» [2]. Его исследования показали, что в большей степени стимулирует работу мажор, нежели минор, а ещё больше диссонансные созвучия, хотя они утомляют прежде всего. Кроме того, быстрый или переменчивый темп; звуковысотные скачки и неровность длительностей мелодии; большие инструментальные составы (в сравнении с малыми); человеческий голос, а также некоторые инструменты (например, медные духовые) стимулируют работоспособность и внимание. Во всем нужна мера.

Музыка как любой другой экологический фактор, может оказывать не только положительное, но и отрицательное влияние на живой организм. Чаще всего это связано с так называемым «избытком» фактора воздействия или изменения качества такового. В акустической среде мы можем наблюдать последнее на примере некоторых музыкальных направлений: некоторые из них (например, рок-музыка) имеют разрушительное действие на организм.

Российские учёные под руководством профессора С. В. Шушарджана проводили ряд исследований с онкологическими клетками (брали частицу раковой опухоли), а также с клетками микробов. Подопытные культуры клеток помещали в пространство между наушниками и по очереди подвергали воздействию четырёх программ: классическая музыка, эстрадно-симфоническая, рок- музыка и средневековые духовные песнопения. Самым сильным оказалось влияние духовной музыки (подавление роста раковых клеток, активизация иммунной системы), самым слабым – эффект рок-музыки. Суть в том, что одни виды музыки активизируют рост клеток, другие – подавляют.

Безусловно, психологи, специализирующиеся в области влияния музыки на человека, неоднократно высказывали свои опасения по поводу рок-музыки. И на то есть обоснование: преобладающий ритм современной рок - и поп-музыки, громкий и акцентированный, вызывает доминирование дельта-волн мозга, которые в избыточной дозе оставляют след в виде застревающего типа мышления с навязчивой мыслью.

Так какую же музыку можно слушать ребёнку и сколько времени это должно занимать? Как организовать прослушивание, чтобы ему не навредить?

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности и настроения детей.

Утром рекомендуется включать солнечную, мажорную, классическую музыку, добрые песни.

 Для приятного погружения в дневной сон можно включить звуки природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых и т.д.). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Основные рекомендации при выборе музыкального материала для прослушивания.

  1. Произведение должно иметь название, понятное ребёнку.
  2. Избегать эмоционально насыщенных симфоний, чтобы не напугать ребёнка.
  3. Лучше, чтобы произведения были в исполнении не полного состава медно-духового оркестра, оркестра народных инструментов, женских и детских голосов, а также мужских, с теплым звучанием тенора.
  4. Дети любят слушать звуки природы, поэтому не следует пренебрегать записями пения птиц, звуков морских животных и т. п.
  5. Музыка должна быть больше в мажоре и меньше в миноре. Это способствует продуктивному развитию умственных и физических способностей.
  6. Музыку лучше выбирать как в быстром, так и в медленном темпах.
  7. По возможности исключить компьютерное звучание. Живой звук оказывает благоприятное воздействие на развитие детского организма.
  8. Не пренебрегать современной музыкой. Есть много интересного музыкального материала у Р. Паулса, Р. Щедрина, Рыбникова и др.
  9. Давать слушать детям детские песни, музыкальные сказки.

10. Продолжительность звучания произведения 1-3 минуты.

На что обратить внимание при прослушивании музыкальных произведений.

  1. Время звучания музыки должно увеличиваться постепенно от 0,5 минуты  до 5 минут (в зависимости от возраста ребёнка).
  2. Перед прослушиванием важно настроить ребёнка, заинтересовать его.
  3. После прослушивания необходимо беседовать с ребёнком о том, что «рассказала» ему музыка, какие вызвала чувства, образы.
  4.  Прослушанное произведение необходимо закреплять в памяти ребёнка – повторно прослушивать, находя в музыке что-то новое.
  5. Эффективнее всего изобразить прослушанное в рисунке (лучше красками).
  6. Если ребёнку понравилась музыка сегодня, это не означает, что он будет её слушать завтра. У него может быть другое настроение. Повторное прослушивание можно организовать через несколько дней.
  7. Проявите фантазию. Разыгрывайте вместе с ребёнком по ролям какое-нибудь музыкальное произведение с применением детских игрушек.
  8. Музыка не должна быть громче человеческой речи.

Музыка для снятия тревоги: Шопен, (мазурки и прелюдии); Штраус (вальсы);

Рубинштейн («Мелодия»); Дебюсси («Соната для скрипки и фортепиано»).

Музыка, имеющая тонизирующее воздействие на человека: П.И. Чайковский («6-я симфония», часть 3-я); Бетховен (увертюра к опере «Эгмонт»); Шопен (прелюдии); Лист (« Венгерская рапсодия»); Моцарт (« Маленькая ночная серенада»).

Успокаивающая музыка: Брамс («Колыбельная»); Шуберт («Аве Мария»); Шопен (ноктюрны); Дебюсси («Свет луны»).

Музыка против агрессии: Бах («Итальянский концерт»); Гайдн («Симфония»);

Скрябин («Прелюдия для фортепиано»).

Таким образом, можно утверждать, что накопленный опыт в области исследования воздействия музыки на организм человека необходимо применять в современной жизни. Правильное использование музыки в жизни ребёнка может способствовать его гармоничному развитию.

Список используемой литературы

  1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. – М., 2001.
  2. Леви М. В. Музыка в экстремальных ситуациях. Экстремальные ситуации, конфликты, согласие: материалы 4-й научной конференции, 27 ноября 2002г. – М.: Академия управления МВД России, Институт социологии РАН, 2002.
  3. Музыкальное воспитание: проблемы и перспективы: Материалы научно- практической конференции, 12.11.05. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2006.
  4. Шушарджан С. В. Музыкотерапия: резервы человеческого организма. – М.: 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воздействие музыкально-танцевальной терапии на организм и психику человека в физкультурно-оздоровительной практике.

Физическая культура, будучи неотъемлемой частью жизни общества, современной науки, под воздействием общих тенденций трансформируется, интегрируя в себя подходы и методы других наук....

Воздействие музыки на человеческий организм.

Консультация для родителей и воспитателей...

Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм ребенка

Впервые фитбол («мяч для опоры») появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее амер...

Оздоровительное воздействие фитбол-гимнастики на организм ребенка.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольных учреждениях. В связи с э...

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию (окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"

НОД по познавательному развитию ( окружающий мир) "Формирование у детей системы знаний об особенностях и строении организма человека. Как устроен мой организм?"...

Специфические особенности воздействия плавания на организм человека.

Специфические  особенности  плавания  связаны  с  двигательной активностью  в  водной  среде.  При  этом  организм  человека  подвергае...

Презентация "Знакомимся со своим организмом. Внешнее строение организма человека."

Данную презентацию можно использовать в работе со старшими дошкольниками.Цель: расширение знаний о частях тела....