Специфические особенности воздействия плавания на организм человека.
консультация по физкультуре

Тихонова Марина Николаевна

Специфические  особенности  плавания  связаны  с  двигательной активностью  в  водной  среде.  При  этом  организм  человека  подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфические  особенности  воздействия  плавания  на  организм человека.

Плавание  является  уникальным  видом  физических  упражнений  и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфические  особенности  плавания  связаны  с  двигательной активностью  в  водной  среде.  При  этом  организм  человека  подвергается двойному воздействию: с одной стороны на него воздействуют физические упражнения, с другой водная среда. Эти особенности так же обусловлены и физическими свойствами воды: ее плотностью, вязкостью, давлением, температурой, теплоемкостью. К тому  же  при  занятиях  плаванием  тело  человека  находится  в горизонтальном положении. Воздействие воды на организм начинается с кожи, поверхность которой, как известно 1,5-2/кв. Омывая тело пловца, вода очищает кожу, улучшая тем самым ее питание и дыхание. Кроме того, кожа подвергается химическому воздействию содержащихся в воде микроэлементов.

Плотность воды примерно в 775 раз больше плотности воздуха, а отсюда затруднение движений, ограничение скорости и большие энергозатраты. При плавании основная мышечная работа затрачивается не на удержание человека на воде, а на преодоление силы лобового сопротивления. Расход  энергии  при  плавании  на  различные  дистанции  зависит  от  их длины и мощности работы. На дистанциях 100 -1500м он составляет в среднем от 100 до 500 к/кал. Давление воды препятствует выполнению вдоха, а при выдохе в воду приходится преодолевать ее сопротивление, что приводит к повышенной нагрузке на дыхательную мускулатуру. При плавании вырабатывается новый автоматизм дыхания, который характеризуется уменьшением длительности дыхательного цикла, увеличением частоты и минутного объема дыхания. При этом увеличивается легочная вентиляция и жизненная емкость легких. Кроме плотности и давления воды существенное влияние на организм при занятиях плаванием оказывает ее теплоемкость. Теплоемкость воды в 4 раза больше и теплопроводность в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80 % больше тепла, чем на воздухе. В связи, с чем у него повышается обмен вещество для сохранения теплового баланса в организме. Вследствие этого совершенствуются  механизмы,  обеспечивающие сохранение температурного гомеостаза. И, конечно же, анализируя физиологические изменения при плавании и его влияние на организм нужно сказать о двигательной деятельности пловца. Она  определяется  горизонтальным  положением  тела,  большим сопротивлением  движению,  выработкой  специфических  двигательных автоматизмов и новых координации движений, строгой последовательностью работы  отдельных  мышечных  групп,  включением  в  работу преимущественного  мышц  рук  и  плечевого  пояса  (до  70  %)  и  ног  при плавании брассом. Под влиянием тренировки у пловцов хорошо развивается сила мышц. При плавании основные мышечные группы выполняют  динамическую работу и в зависимости от дистанции должны быть адаптированы к работе, как в аэробных, так и в анаэробных условиях. Кроме  того,  горизонтальное  положение  тела  при  плавании  облегчает работу сердца, улучшает расслабление мышц и функции суставов. Так же необходимо остановиться на изменениях в крови. При нахождении человека  в  воде  у  него  увеличивается  количество  форменных  элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина. Это наблюдается даже после одноразового пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия состав крови фактически  достигает  нормального  уровня.  Однако  уровень  форменных элементов крови при регулярных занятиях повышается длительное время. Подводя итог, следует сказать, что занятия плаванием в виду воздействия на организм, как двигательной деятельности, так и водной среды, приводят к физиологическим  изменениям  практически  во  всех  органах  и  системах человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская исследовательская деятельность по ознакомлению с организмом человека (пищеварительная и дыхательная системы человека)

Исследовательский материал, можно использовать в работе с детьми подготовительной к школе группы....

Программа "Я-человек, ты-человек, мы- люди"

Программа направлена на формирование у старших дошкольников представлений о человеке как биосоциальном организме....

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»....

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»

Конспект открытого познавательного занятия в подготовительной группе.«Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»подготовительная к школе групп...

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»

Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека»Возраст воспитанников: 6-7 лет.Цель...