Работа в музее "Русская изба" в детском саду.
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Презентация расскажет, как можно использовать музей "Русская изба" в работе с детьми в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.38 МБ |
![]() | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: приобщать всех участников педагогического процесса ДОУ, в первую очередь дошкольников, к истокам русской народной культуры. Задачи: Воспитательная: воспитывать чувство любви к своей Родине на основе изучения русских народных традиций и традиций своего края. Образовательная: способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада; приобщать дошкольников к духовно-нравственным традициям русского народа. Развивающая: развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту родной природы.
Содержание работы В младших и средних группах: первое знакомство с предметно развивающей средой «русской избы»; знакомство с предметами обихода (самовар, рукомойник, чугунок, горшок. ухват, кочерга и т.д ); изучение русской женской народной одежды; знакомство с русской народной игрушкой – символом русского народного искусства.
В старших и подготовительных группах: знакомство со старинными орудиями труда; расширение словарного запаса детей за счёт старинных слов; знакомство с народными музыкальными инструментами; обогащение знаний о русских народных традициях, обычаях и обрядах; знакомство с народными промыслами.
Формы работы Использование экспонатов музея на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений.
Экскурсии в музей
Обрядовые и народные праздники
Развлечение с фольклорной тематикой.
Театрализованная деятельность, вечера сказок.
Тематические дни. Дидактические игры.
Передвижные выставки.
Взаимодействие с педагогами Знакомство с народными инструментами Народные игры
Творческая продуктивная деятельность
Конкурс среди воспитателей «Русский народный костюм»
Взаимодействие с родителями Мастер класс «Волшебный клубок» Экскурсии
Праздничный концерт к 70 летию со дня победы в ВОВ http://ok.ru/video/63803997610197-1 Встреча с ветеранами боевых действий
Организация работы с социальными партнёрами Музей природы Палаты
Музей «Старый Владимир» ВОПОО «Милосердие и порядок»
Музей пряника
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
2 слайд.
Мини - музей «Русская изба» в ДОУ был создан с целью: осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.
Цель: приобщение всех участников педагогического процесса, в первую очередь дошкольников, к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательная:
- воспитывать чувство любви к своей Родине на основе изучения русских народных традиций и традиций своего края.
Образовательная:
- способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
- приобщать дошкольников к духовно-нравственным традициям русского народа.
Развивающая:
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту родной природы.
3 слайд.
В настоящее время мы только ещё начинаем активно работать с мини – музеем «Русская изба». Идёт работа над созданием собственной программы. Сейчас мы опираемся на парциальную программу Ольги Леонидовны Князевой и Марии Дмитриевной Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и собственные разработки занятий воспитателей. На этой основе создан тематический план занятий. Первые посещения «избы» детьми младшего и среднего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, функциональным предназначением. Чтению сказок, заучиванию потешек, прибауток. Знакомству с народной игрушкой - символом русского народного искусства.
- слайд.
Содержание работы в старших и подготовительных группах включает в себя:
− знакомство со старинными орудиями труда;
- расширение словарного запаса детей за счёт старинных слов;
- знакомство с народными музыкальными инструментами;
- обогащение знаний о русских народных традициях, обычаях и обрядах;
- знакомство с народными промыслами.
Если в младших группах дается только название старинных предметов и демонстрируется их функциональное использование, то в старших подчеркивается историческая приемственность с современными аналогами. Например: валёк – чугунный утюг на углях – электрический утюг. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а богатые люди – свечами), а также от места их проживания (в лесной местности использовалась деревянная посуда, а в местности богатой глиной – глиняная). Организация таких занятий предполагает познавательную активность детей, так как им самим надо догадаться, для чего был нужен тот или иной предмет, как он использовался. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки. Особое внимание уделяется расширению активного словаря детей за счёт того, что внешне похожие предметы имеют разные названия ( горшок, кринка, кувшин).
5 слайд.
Экспонаты музея используются на занятиях, при организации режимных моментов, в ходе праздников и развлечений. Например: «Путешествие в прошлое одежды», выступление народного оркестра, «Домашние животные», « Научи куклу готовить кашу».
6 слайд.
Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Экскурсии в мини-музей – средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребёнка. Его познавательной активности. После посещения музея создаются условия самостоятельной творческой деятельности детей.
7- 8 слайды.
Праздник - это день, который наполнен радостью, весельем. Праздник, народный обряд, фольклорное развлечение являются большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе обряды и праздники (Рождественские колядки, Масленица, проводы зимы, Пасха ), мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и в их памяти остаётся глубокий след.
9 слайд.
Если детям младшего возраста сказка рассказывается от начала до конца, то более старшие дети сами участвуют в пересказе, викторине по сказкам, театрализованной деятельности.
10 слайд.
Проводим тематические дни: « В гостях у сказки», «Во саду ли в огороде», «Русские богатыри». Используем дидактические игры: « Собери узор», « Угадай из какой сказки предмет», «Кто где живёт?» и т.д..
11 слайд.
В детском саду проводятся тематические и сезонные выставки. Местом оформления выставки могут быть музыкальный зал, холл, группа. Содержанием выставки являются произведения народно - прикладного творчества русских мастеров, членов семьи и самих ребят: вышивки, кружева, домотканые коврики, игрушки изготовленные вручную, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации.
12 слайд.
Система занятий в « избе» может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством декоративно прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Музыкальный руководитель вводит детей в мир народных инструментов.
Русские народные подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания: «Горелки», «Кот и мыши», «Жмурки». Любимые хороводные игры «Каравай», «Золотые ворота», «Карусель» были непременными элементами народных обрядовых праздников.
13 слайд.
Усвоенный материал дети могут закрепить не только на занятиях с воспитателем, но и расширить их и совершенствовать на практике с педагогами из студий дополнительного образования «Пластилинография» и «Совёнок».
14 слайд.
У нас не только дети принимают активное участие в продуктивной творческой деятельности, но и сами воспитатели. Год назад в нашем детском саду прошел конкурс « Русский народный костюм», в результате у нас появилась коллекция кукол в национальных костюмах разных областей и регионов. Все костюмы на куклах сделаны руками воспитателей.
15 слайд.
Работа в музее ведётся при тесном взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников. Родителей приглашаем на занятия, экскурсии. Привлекаем к организации и участию в совместных мероприятиях, праздниках, конкурсах, выставках. И сами родители показывают мастер классы детям.
16 слайд.
6 мая 2015г. был снят репортаж посвященный празднованию
70- летию со дня победы в ВОВ, каналом местного телевидения МИР ТВ Владимир. Воспитанники и педагоги ДОУ подготовили для гостей (участников ВОВ, тружеников тыла, детей войны) праздничный концерт. В мероприятии было задействовано более 50 детей и 20 взрослых. В концертной программе была прослежена одна линия от начало ВОВ до сегодняшнего дня. Воспитывать патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста: чтить наши традиции, знать наших героев, сохранять ценности нашей родины, «Кто, если не мы!!!» - цель данного мероприятия.
Устраиваем встречи с ветеранами боевых действий .Анкетирование родителей выявило: совместные мероприятия способствовали доверительному отношению родителей к образовательному процессу и неподдельному интересу к традициям народной культуры.
17 - 19 слайды.
Мы живём в старинном русском городе. И чтобы вживую соприкоснуться с его историй и природой, мы возим детей на экскурсии в исторический центр, сотрудничаем с музеями и организациями, где для детей проводят интерактивные выставки и занятия. Это музей природы, «Палаты», музей «Старый Владимир», Владимирская областная патриотическая общественная организация «Милосердие и порядок», « Музей пряника».
Хотелось бы закончить своё выступление словами Сергея Михалкова: « Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
Тематический годовой план работы.
Младшая группа.
№ | Тема | Содержание |
1 | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её Хозяйкой. |
2 | «Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбелькой (люлькой) и колыбельными песнями. |
3 | «Как у нашего кота» | Знакомство детей с обитателями «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота» |
4 | «Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. |
5 | «Водичка, водичка, умой моё личико» | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой моё личико» |
6 | «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» |
7 | «Хозяйкины помощники» | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. |
8 | «Сорока - белобока кашу варила» | Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком. |
9 | Прощание с «избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. |
Средняя группа.
№ | Тема | Содержание |
1 | «Народная игрушка - матрёшка» | Знакомить с русской народной игрушкой как символом русского народного искусства. |
2 | «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча!» | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.. |
3 | «Сошью Дуне сарафан» | Знакомство детей с женской русской народной одеждой. |
4 | «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» |
5 | «Золотое веретено» | Знакомство детей с предметами обихода – прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» |
6 | «Весёлые ложки» | Знакомство детей с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. |
7 | «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины» |
8 | «Русская свистулька» | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. |
9 | Прощание с «избой» | Знакомство детей с новой сказкой. Прощальной чаепитие. |
Старшая группа.
№ | Тема | Содержание |
1 | «Хлеб всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришёл?». Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. |
2 | «Русская балалайка» | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. |
3 | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой. |
4 | «Гончарные мастеровые» | Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лисичка и кувшин». |
5 | «Что нам осень принесла» | Беседа об осени с использование соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. |
6 | «Знаешь ли ты сказки?» | Литературная викторина по сказкам. |
7 | «Здравствуй, зимушка- зима!» | Беседа о характерных особенностях зимы с использованием соответствующих пословиц, поговорок, загадок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». |
8 | «С Новым годом со всем родом!» | Рассказ о традициях празднования Нового года. |
9 | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. |
10 | «Хороший город Городец» | Рассказ о городе Городец и городецкой росписи. Пение частушек. |
11 | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. |
12 | «Ой ты, Масленица!» | Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен. |
13 | «Нет роднее дружка, чем родная матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. |
14 | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных признаках весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите» |
15 | «Красная горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. |
16 | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. |
17 | «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся» | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Знакомство с былью «Илья Муромец» |
18 | Прощание с «избой» | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. |
Подготовительная группа.
№ | Тема | Содержание |
1 | «Старинный город Владимир» | Рассказ об истории Владимира. Прослушивание русских народных песен. |
2 | «Золотые ворота» | Знакомство с легендами строительства Золотых ворот – символа города. |
3 | «Злое истребление» | Рассказ о монголо-татарском нашествии. Знакомство со старинным оружием. |
4 | «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» | Экскурсия в исторический центр города Владимира. |
5 | «Чудо - чудное, диво - дивное – Золотая Хохлома» | Знакомство детей с хохломской росписью. |
6 | «Светит, да не греет» | Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. |
7 | «Гжель прекрасная» | Знакомство с гжельским художественным промыслом. Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. |
8 | «Снегурочка – внучка Деда Мороза» | Знакомство со сказкой «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка». |
9 | «Пришла Коляда накануне Рождества» | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песен. |
10 | «Живёт в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, встала я ранешенько». |
11 | «Зимние узоры» | Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. |
12 | «На героя и слава бежит» | Рассказ о русских богатырях. |
13 | «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!» | Беседа о Масленице. Пение обрядовых песен, частушек. |
14 | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этническая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. Изготовление поделки в подарок маме. |
15 | «Красная горка» | Рассказ о Пасхе. Словесные игры «Садовник», «Бирюльки». |
16 | «Путешествие на златогривой чудо- тройке» | Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку. |
17 | «Человек без Родины, что соловей без песни» | Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. |
18 | Прощание с «избой» | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие. |
Учебно – методическое обеспечение:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб: ООО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
- Косарева В.Н. «Народная культура и традиции» занятия с детьми 3-7 лет. –Волгоград: Учитель, 2015г.
- Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Кондрыкинской Л.А. – М:ТЦ Сфера, 2013г.
- Зимина А.Н. «Государственные праздники для дошкольников». Учебное пособие. М: Центр педагогического образования, 2007г.
- СертаковаН.М., КулдашоваН.В. «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности». – Волглград: Учитель, 2016г.
МБДОУ «Детский сад №112»
Пояснительная записка
к презентации «Работа в мини – музее
«Русская изба»».
Выполнила воспитатель –
Козырева Ю.Г.
г. Владимир 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»
рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-182486-1636948801.jpg)
Перспективное планирование работы воспитателей по оборонно-массовой работе в средней группе детского сада
В планировании указаны мароприятия в рамках месячника оборонно массовой работы по неделям для детей и родителей средней группы детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-307690-1380802469.jpg)
опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду
Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-360949-1386173225.jpg)
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/17/picture-276311-1547748679.jpg)
Планирование логопедической работы по речевому развитию детей с ОНР (на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группы детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет)Н.В.Нищевой») средняя группа
Перспективное планирование по речевому развитию детей С ОНР разработанное на основе коррекционной программы Н.В. Гищевой, расчитан на 36 неднль, 144 занятия в год....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-693212-1445434574.jpg)
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735884-1452700841.jpg)
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»
Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...