Приложение к паспорту мини - музея
проект на тему
Цель: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно предметов русского быта, а так же раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.docx | 86.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I.Анкета для родителей …………………………………………………. 3
II. Результат анкетирования …………………………………………….. 7
III. Конспекты
- «Знакомство с русской избой» ………………………………..… 8
- «Русская народная матрешка» …………………………………. 15
- Экскурсии в мини-музее « Русская изба» ……………………… 21
- «Эти удивительные ракушки» ………………………….............. 28
- «На выставке ракушек» ……………………………………….... 30
IV. Консультации для родителей
- Азбука интерьера «Вторая жизнь морской ракушки» …………. 33
- «Пляж за стеклом» …………………………………………..…… 34
- «Ребенок в пространстве музея» ……………………………..…. 36
V. Консультация для воспитателей
«Откуда берутся морские раковины» ………………………………….. 49
Анкета для родителей
- Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?
__________________________________________________________________
3. Какие народные праздники вы знаете?
__________________________________________________________________
4. Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?
__________________________________________________________________
5. О каком празднике вы узнали у своих предков?
__________________________________________________________________
6. Как вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
__________________________________________________________________
7. Каковы особенности народных традиций вашего города, края?
__________________________________________________________________
8. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
10. Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
__________________________________________________________________
Анкета для родителей
Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье
- Считаете ли вы необходимым знакомить ребенка с культурными традициями и обычаями своего народа?
- - Да
- - Нет
- Только своего народа.
- Только русские.
- С культурой какого праздника, вы хотели бы познакомить детей? ____________
- Существуют ли традиции в вашей семье, и какие? ________________________
- Какие народные праздники вы знаете? _________________________________
- Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье? __________________
- О каком празднике вы узнали у своих предков? __________________________
- Как вы знакомите с народными праздниками ребенка? ____________________
- Каковы особенности народных традиций вашего города, края? _____________
- Имеются ли дома игрушки, предметы домашнего обихода, утварь, передающие национальный колорит, присущий другим национальным культурам? Укажите какие _______________________________________________________________
- Как Вы думаете, детский сад или семья имеют главенствующее значение при решении следующих задач? Поставьте любые знаки в соответствующих графах.
Задачи | Детский сад | Семья |
Знакомство с культурными и традициями соответствующих этнической принадлежности ребенка | ||
Знакомство с культурными традициями русского народа | ||
Знакомство с культурными традициями народов, с которыми взаимодействует ребенок | ||
Формирование толерантного (терпимого) отношения к народным традициям, обычаям, особенностям других народов |
- Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»? _____________________________
- Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
- Да
- Нет
- Другое_____________________________
- Имеете ли Вы необходимость получить информацию о том, как организовать поликультурное и интернациональное воспитание ребенка в семье.
- Да
- Нет
- Укажите, в получении какой информации по поликультурному воспитанию ребенка в семье Вы испытываете необходимость ___________________________
- Что бы вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?___________
Анкетирование родителей показало:
- 78 % родителей — имеют небольшие представления о русской культуре, организации жизни по народному календарю, православных праздников. В таких семьях, история семьи, не прослеживается дальше второго поколения.
- у 25% родителей — имеются представления о народных праздниках, они знают свою родословную, интересуются прошлым своей семьи.
- 62% родителей считают, что не способны рассказать детям о русской культуре на доступном дошкольном языке.
- 80% родителей не против, проводимой в детском саду работы с детьми по приобщению детей к народным традициям, так как считают, что она способствует расширению детского кругозора, формированию мыслительной деятельности и подготовке к школе.
- 8% родителей безразлично относятся к организации работы с детьми в этой области, потому что считают, что эта тема устарела и в современном обществе есть более насущные проблемы.
Итоги анкетирования показали, что важность работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры необходимо донести родителям и познакомить их со способами организации деятельности по созданию мини музея.
Конспект занятий по теме: «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода».
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.).
-обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.).
-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), сундучок с пословицами и загадками, схема-таблица и изображения предметов избы .
Ход занятия:
Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве как сейчас.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое «старина»? (ответы детей). Правильно, это то, что было до нас в далёкие времена.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.
- Для чего нужен дом человеку? Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей)
- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше» (ответы детей)
- Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.
- Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Как вы думаете, ребята, в чём смысл этого высказывания? Ответы детей.
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!
- Что же мы видим в избе?(ответы детей)
Перед вами схема, на которой написаны названия предметов русского быта и картинки, которые соответствуют названиям. Ваша задача – во время нашей беседы карточки размещать на схеме. А я буду говорить вам, когда нужно это делать.
- Ребята, обратите внимание на карточки, которые располагаются перед каждым из вас. Как вы думаете, что такое «Красный угол»? (ответы детей)
Покажите карточку с изображением красного угла.
Красный угол от слова «красивый» – духовный центр дома – располагался в переднем углу. В нем божница, где на особой полочке - иконы в окладах, украшенные ткаными или вышитыми полотенцами, сухими целебными травами. В доме два очага: духовный – красный угол и земной – огонь в печи. Положите на схему.
Печь была своеобразным центром избы, символом добродетели и тепла. Располагалась печь в противоположном красного углу, на западе. В одной избе она белоснежная, а в другой – вся расписная. Её украшали особенно тщательно. Печь кормила семью, согревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Тепло, которым дышала печь, было сродни теплу душевному. Найдите и покажите, пожалуйста, карточку с изображением печки. Положите на схему
- Все в избе деревянное, кроме печи. Пространство у печи – женская половина, «бабий кут».
Здесь всё, чем заведовала женщина, хозяйка дома: Ребята, я буду читать четверостишия, а вы – расположите карточки с изображением на схеме.
Вот старинные кувшины,
Сделаны они из глины.
Варили в них пищу на целый день,
Кушай кашу кому не лень.
У печи стояли важно,
Как стойкие солдаты.
Из печи горшочки с кашей
Тянут железные ухваты.
Перед вами утюг,
Бабушкин старинный друг.
Грелся он в то время на углях
И жил во всех дворах.
Коромысло с утра я беру,
За прозрачной водичкой иду.
Буду кушать готовить, стирать,
Буду маме своей помогать.
Ты помощница моя,
Прялочка родная.
Напрядешь ты пряжи мне,
Что не видно края.
- Вы успели положить предметы из бабьего кута на схему? (пройти и посмотреть)
А теперь для вас загадка.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Ответ: Стол)
Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его, а потому по нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Непременным элементом всех праздников и торжеств являлось ЗАСТОЛЬЕ: семья собиралась вокруг стола, показывая свое единство. «Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки. Найдите на ваших карточках стол и положите на схему.
- От двери до боковой стены избы – широкая лавка. На лавке мужчины занимались хозяйственными работами, работали женщины за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Расположить карточку на схеме.
Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, ценные вещи. Лавки и сундуки служили и спальными местами, ведь не всем хватало места на печи. Расположить карточку на схеме.
- Для работы нужен свет. Чем, по вашему мнению, освещалась комната вечером? (ответы детей ) Найдите нужную карточку. В сумерки избу освещал кованый светец. В него вставлялась деревянная палочка, которую поджигали. Она называлась лучина. Положите карточку с изображением на схему.
Какая карточка у вас осталась? (Ответы детей). Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара.
Итак, вы все заполнили свои схемы, познакомились с основными предметами быта, их предназначением, узнали некоторые новые слова.
Сейчас мы ещё раз вспомним все предметы, о которых говорили. У меня есть сундучок, в котором загадки о предметах быта, я предлагаю вам их отгадать.
Летом спит
Зимой горит
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).
Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.
Коли народ не весел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора.
Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача – повторять за мной.
За дровами мы идём
И пилу с собой несём,
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки!
Молодцы! «Делу - время, потехе - час»- говорили наши предки.
Сейчас мы разделимся на три группы и попробуем сами в макетах домиков расставить предметы убранства русской избы. (Предлагаются макеты избы со старинными предметами)
Завтра мы с вами продолжим знакомство с внутренним убранством русской избы. В краеведческом музее вы можете более подробно рассмотреть предметы русской старины. Я желаю вам не забывать свои истоки. Мальчикам расти настоящими сильными защитниками своей Родины, а девочкам – учиться хранить домашний очаг, расти добрыми хозяйками. Позвольте мне подарить вот такие домики, но они не простые – в них народные мудрости, надеюсь, что они вам пригодятся. Хочу посоветовать вам обсудить эти пословицы дома, в своей семье. Всего доброго!
«Русская народная игрушка - матрешка»
Цель: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой.
Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой. Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке. Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.
Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.
Используемый материал: карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты; игрушки - матрешка, дымковская игрушка, свистульки: филимоновская, городецкая; иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры «Найди элемент росписи», лукошко.
Словарная работа: мастера-умельцы, ярмарка, изделия, силуэт, лукошко, свистульки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как вы думаете, что это такое? (Обращает внимание на карту России с силуэтами разных игрушек). Да, это карта нашей Родины.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О русских мастерах-умельцах
На весь мир молва идет.
Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду и забавные, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.
Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка? (Ответы детей).
Ярмарка – это место, где можно и купить и продать разнообразный товар. Мастера из разных уголков земли везут свои изделия на ярмарку. Ходит народ по рядам, а товара так много – глаза разбегаются. Издавна русский народ славился на весь мир умелыми руками, не зря про их изделия говорят «русские чудеса».
Вот нам бы побывать на ярмарке русских чудес.
(Звучит фонограмма – музыка, смех)
Эй, народ честной, да удачливый!
На нашу ярмарку поворачивай!
Что душа не пожелает,
Все на ярмарке найдет!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдет!
Кажется, нас на ярмарку приглашают. На ярмарке слышится смех, музыка, шутки – прибаутки, загадки. Я когда там бывала, тоже их слышала, одну запомнила, да вам принесла, отгадаете – отгадка будет ваша:
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Что это за подружки? (Ответы детей). Правильно, это матрешка. Показывает матрешку). Чем особенна эта игрушка? Из чего она сделана? Кто ее делает? Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей).
Загадку отгадали, про матрешку рассказали – теперь она ваша. Положим ее в лукошко.
Игровое задание «Скажи пословицу»
Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете.
Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде.
У работящего в руках дело огнем горит.
Дело мастера боится.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Делу время, потехе час.
Труд человека кормит, а лень портит.
Глаза страшатся, а руки делают.
От лени-болезни, от труда – здоровье.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Воспитатель: Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей. Где же делают такую замечательную матрешку? Подойдите к карте и посмотрите… Постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (Дети находят).
Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской.
(Дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим, что еще продают на ярмарке?
Посмотрите, какие игрушки! (Показывает дымковские игрушки и иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).
Игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Это, ребята, дымковские игрушки.
Из чего сделаны дымковские игрушки? Почему они называются дымковскими?
Чем их покрывают? Назовите элементы узора (круг, точки, кольца, полоски, волнистая линия). Когда смотрите на эти игрушки, что чувствуете? Что можно сказать о мастере, который сделал такие игрушки? (Ответы детей). Сама игрушка говорит о мастере - «Добрая работа мастера хвалит».
Ребята, а вы хотели бы купить дымковскую игрушку? Но продаются они не за деньги, а за шутки, прибаутки, веселые игры.
Физкультминутка «Дымковский индюк»
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,
У большого индюка все расписаны бока.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил,
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост,
Точно солнечный цветок, а высокий гребешок
Красной краскою горя, как корона у царя.
Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив.
Смотрит с высока вокруг птица важная – индюк.
Воспитатель: Замечательно! Покупку нашу положим в лукошко, а на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают. (Дети находят силуэт дымковской грушки и прикрепляют еще и цветной силуэт).
Воспитатель: Давайте подойдем к следующему столу и посмотрим, чем здесь порадуют нас мастера. Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей).
Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим. Красота, да и только! Это филимоновская свистулька.
Как вы думаете, почему она так называется? Из чего сделана?
В деревне Филимоново делали из глины посуду и игрушки. Какие игрушки вы здесь видите? (Котик, барышня, птичка…)
Игрушки яркие, нарядные. Какими элементами узора мастер расписывает игрушки? (круг, треугольник, полоски, елочка, ростки). Как вы думаете, что означает круг? Что означает треугольник? Что означает росток, елочка?
Узор на игрушке напоминает о связи человека и природы.
Где же находится эта деревня Филимоново, в которой живут мастера-умельцы?
(Находят на карте силуэт Филимоновской игрушки и прикрепляют еще цветной силуэт).
Здесь у нас еще есть свистульки. Вот эти свистульки называются городецкими (Показывает городецкие свистульки). Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Из чего сделаны городецкие свистульки? (Ответы детей). Верно, из дерева. И посуда городецких мастеров деревянная. (Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой посуды). Какими элементами узора они расписаны? (Ответы детей). Городецкие мастера изображали сказочных птиц, чудо-коней и цветы необыкновенной красоты. Краски какого цвета используют городецкие мастера? (Ответы детей). В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.
Где же находится Городец, в котором живут такие замечательные мастера?
(Дети находят на карте силуэт городецкой свистульки и прикрепляют еще цветной силуэт).
Вот какие разные у нас свистульки и все очень красивые. Но у каждой свистульки свое звучание. Как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей). Верно, они сделаны из разного материла –филимоновские из глины, а городецкие – деревянные. Ну что ж, замечательная покупка. Давайте аккуратно сложим свистульки в лукошко.
Ребята, я предлагаю вам сейчас поиграть в игру «Найди элемент росписи».
Проводится игра «Найди игрушки»
Дети делятся на 3 команды. 1– собирает элементы филимоновской росписи, 2 – дымковской, 3 – городецкой.
Воспитатель: Как много интересного мы увидели и приобрели на ярмарке «Русские чудеса»! Вам понравилось? О чём вы расскажете дома? (Ответы детей). Мы не только увидели изделия мастеров, но и выяснили, где они живут. Какие народные игрушки были привезены на ярмарку? (По цветным силуэтам на карте уточняют названия игрушек)
Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч.
Конспект беседы-экскурсии в мини-музее « Русская изба»
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Основная образовательная область: Познание
Интеграция образовательных областей: « Познание»; « Социально-
коммуникативное развитие»; « Речевое развитие»; « Физическое развитие»; «
Художественно- эстетическое».
Форма проведения: Фронтально.
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому.
Образовательные:
Познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного
русского быта.
Обогатить словарь детей новыми словами( ухват, чугунок, печь, прялка, лапти,
самовар, люлька).
Развивающие:
Развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций и
народных игр.
Развивать интерес к русскому фольклору.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, бережное
отношение к старинным вещам.
Методы: игровые, словесные, практические, наглядные.
Приемы: рассказ, вопросы , дополнения, худ. слово.
Наглядные средства обучения: предметы старинного русского быта( печь, чугунок,
ухват, самовар, прялка); клубок., шкатулка, лента для проведения народной игры.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок.
Разучивание русских народных игр и песен.
Ход ОД:
Игра с лентой (в группе).
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать.
Поклонись, поклонись
Да за ленточку держись!
В. Ребята, вам нравится играть в старинные русские игры? А в старину было еще
много интересного. Хотите вы отправиться в путешествие в старину? А поможет нам в
этом волшебный клубочек. Давайте скажем ему волшебные слова!
Ты катись, катись клубок,
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
Путь-дорожку укажи!
А мы пойдем за ним! ( выходят за клубком).
В. Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали?
Д. В русскую избу.
В. Правильно. Давным - давно люди строили себе жилища из бревен. Такие дома
называли избами. Сегодня мы узнаем, как жили-поживали наши прабабушки и
прадедушки, чем занимались.
Смотрите нас встречают хозяйка и хозяин, и малы детушки их выглядывают. Раньше
в старину, входя в избу, люди здоровались вот так: делали низкий поклон. Давайте и
мы поздороваемся с хозяевами избы ( делают низкий поклон).
А теперь проходите, пожалуйста, и присаживайтесь поближе к печи.
В. Ребята, а на чем сидят хозяева? Что это?
Д. Печка.
В.В каждой избе была печка. Она занимала довольно много места, почти пол избы.
В. А как вы думаете, для чего нужна печка?
Д. Чтобы еду готовить, чтобы тепло было в доме от нее, чтобы спать на ней.
В. Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень
вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Послушайте загадку и скажите, в чем
хозяйка готовила еду.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там в печке уголек
Кашу сварит….
Д. Чугунок.
В. Чугунок был незаменим в хозяйстве. Был вместо кастрюли. По весу он тяжелый, т.
К. сделан из чугуна. Чугун- это особый вид металла, который мог бы выдержать
любой огонь, и никогда не бился.
В. А как же можно достать чугунок из печки? Ведь он там сильно нагревался.
Вот про него загадка.
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает.
Что схватит- отдает, А сам в угол идет.
Д. Ухват.
В. Смотрите, как я ставлю чугунок в печь.
А теперь давайте вы попробуете достать из печи.
Д. Достают.
В. А еще на печке спали. Там было тепло. Видите подушка у них здесь лежит.
В. Ребята, а посмотрите дров- то маловато осталось. Давайте сходим в лес за дровами,
чтобы было, чем печку топить.
Д. и В.( имитируют движения).
За дровами в лес пойдем
И пилу с собой возьмем,
Вместе пилим мы бревно
Очень толстое оно,
Чтоб дрова пролезли в печку
Их разрубим на дощечки.
Молодцы, ребята! Вот сколько дров нарубили.
В. Ой, ребята! Кто-то здесь плачет. Как выдумаете, кто там?
Д. Ребенок.
В. (Достаю). Посмотрите, какой он. Раньше, в старину, ребята, не было кроваток,
колясок и малышей укачивали в люльках.. Люльку подвешивали к потолку, возле
печки, где теплее .
А как успокоить малыша?
Д. Покачать, спеть колыбельную.
Д. и В. (поют колыбельную).
Баю- баю- баиньки
Я скатаю валенки,
Я скатаю валенки
Небольшие, маленьки
Вовоньке по ноженьке,
Бегать по дороженьке.
Вот , молодцы, ребята!
В. Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими
руками. Как выдумаете, они трудились, чем занимались?
Д. Ответы детей.
В. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель ( шерсть,
лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон
шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
В. А для чего пряжа нужна была?
Д. Чтобы вязать носки, одежду.
В. Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину.
Ткали половики.
Шили и вышивали одежду.
Даже игрушки делали сами. Посмотрите, какие куклы. Их делали только из ткани без
ниток, иголок и ножниц. У каждой куклы свое название.
Эта кукла веснянка. С ней встречали весну. Это травница. Посмотрите, она пахнет
целебными травами. Эта кукла отдарок на подарок.. Ее дарили взамен на подарок.. А
эта кукла называется кормилица.
Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы,
попеть песни. А вы хотите поиграть?
Игра. Дети встают в круг.
Бабушка кисель варила
На горушечке,
Для Андрюшечки.
Лелел, летел соколок
Через бабушкин порог.
Вот он крыльями забил,
Бабушкин кисель разлил.
Вот и нету киселька
В черепушечке
У старушечки
На горушечке.
Бабка плачет: Ай-ай-ай!
Не плачь, бабка, не рыдай!
Чтоб ты стала весела
Мы наварим киселя. Вот столько!
В. Но делу время- а потехе час!
А еще в каждой избе был «красный угол». Красный- значит, главный, красивый! В
этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Стояли лавки, стол, а на
столе стоял
Выпуская жаркий пар
Древний чайник…
Д. Самовар.
Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и
дружеского общения. Вместо шкафа в избе стоял сундук. Заглянем туда!
Кажется, какая-то шкатулка стоит на печке. Как же я ее сразу не заметила. Вам
интересно посмотреть, что в ней? Посмотрим!
Да здесь игра « Что стало – что было».
Я называю, что стало, а вы - что было.
В. Кастрюля. Д. Чугунок.
В. Плита. Д. Печь.
В. Туфли . Д. Лапти.
В. Чайник . Д. Самовар.
В. Шкаф. Д. Сундук.
В. Дом. Д. Изба.
Ну как вам, ребята, понравилось в русской избе? Еще придем? Хорошо. Пусть
хозяева отдыхают. А мы возьмем клубочек и скажем:
1,2,3, В нашу группу попади!
«Эти удивительные ракушки»
Цель: Познакомить с названиями раковин и разнообразием камней.
Задачи:
Рассказать о том, что в раковинах живут моллюски (хитон, конусы, неопилины), что раковины бывают морские и прудовые.
Обратить внимание на необычную форму и цвет, красоту раковин и камней.
Формировать интерес и бережное отношение к природе.
Ход ОД-экскурсии:
В группе оформлена витрина с раковинами и камнями.
Рассказ воспитателя:
Раковина – это домик моллюсков (рапан, хитон, конус, неопилин) и прудовые (прудовик, улитка-катушка, устрица). Как вы думаете, почему одни раковины называются морскими, а другие – прудовыми?
(Ответы детей).
Правильно, морские живут в море. А прудовые – в пруду и реке.
Их обитатели – моллюски. У них мягкие тела. Чтобы защититься от врагов, голый, беспомощный моллюск, прячется в раковину: у прудовика она одностворчатая, у беззубки – двустворчатая. Свой дом-крепость моллюск строит на себе и под собой.
Семьсот литров морской воды пропускает через свое тело мидия, чтобы добыть из воды нужный ей для раковины кальций. Иногда в раковину двустворчатого моллюска попадает песчинка или насекомое. Перламутр ,который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и крохотный матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина.
(Показ раковины и жемчуга).
Моллюск не только домовладелец, но и домовоз. Отталкиваясь от дна просунутой через створки единственной ногой, беззубка проползает 20см в час. А морское ушко - скороход среди улиток: перевозит свой дом со скоростью 1метр в минуту.
Посмотрите, какую причудливую форму имеют раковины – они овальные, изогнутые, вытянутые, рогатые… Окраска их очень разнообразна: в полоску, пятнистые, с извилинами.
Пройдем к следующей витрине.
Гуляя на берегу реки или моря, вы видели камни. Они гладкие: их постоянно омывают волны. Такие камни называют «галька», «голыш». Рассмотрите эти камешки. На что они похожи?
(Ответы детей: на огурчик, сердечко, пальчик, шарик, палочку).
На некоторых есть узоры – полоски, волнистые линии, пятна, точки.
На берегу есть и большие камни – валуны. Таких на выставке нет,но их можно увидеть на картинках.
Какие раковины вы узнали? Кто живет в них? Какой формы бывают раковины? Как передвигаются моллюски?
(Ответы детей).
Вам понравились наши мини-экскурсии? (Да).
Хотели бы вы побывать в других музеях на каких-нибудь выставках? (Да).
Тогда до встречи в волшебных залах музеев и галерей.
«На выставке ракушек»
Цель: Познакомить детей с разнообразием моллюсков. Обратить внимание на форму и цвет раковин.
Материал: Раковины, жемчужные бусы, иллюстрации с изображением моллюсков.
Ход ОД:
Воспитатель: (подводит детей к витрине с раковинами). Отгадайте загадку: Кто на себе дом возит?
Дети: Улитка.
Воспитатель: Верно. Какое тело у улитки?
Дети: Нежное, мягкое.
Воспитатель: Чтобы защитится от врагов, улитка прячет свое тело в раковину. Есть огромное количество животных, которые, как улитка, имеют мягкое тело без позвоночника, таскают на себе домик-раковину и на брюшке имеют особенный вырост, с помощью которого они передвигаются, - ногу. Все эти животные называются моллюсками.
Моллюски обитают на суше, в морях, в пресных водоемах. Как вы думаете, как называются моллюски, которые живут в море?
Дети: морские.
Воспитатель: Правильно. А как называются моллюски, которые живут в реке, в пруду?
Дети: (высказывают свои предположения)
Воспитатель: Они называются прудовые.
Далее рассказ сопровождается показом иллюстраций и экспонатов.
Воспитатель: Если раковина у моллюска состоит из двух половин, он называется двустворчатым, если раковина цельная (обычно спиральная) – брюхоногим. К каким моллюскам относится улитка?
Дети: К брюхоногим.
Воспитатель: Верно. Есть еще головоногие моллюски. Большая их часть – кальмары, осьминоги, каракатицы – раковин не имеют, ног у них несколько.
Поговорим о моллюсках, у которых есть раковины.
Знакомая нам улитка обитает в лесной подстилке, поедает там лишайники, плесень, растительные остатки, трупы мелких животных. Ее можно назвать санитаром леса.
Улитка конус живет на Большом Коралловом рифе, который тянется вдоль восточного побережья Австралии. Она прячет во рту ядовитый гарпун, которым можно мгновенно убить жертву.
Есть улитки партула, которые встречаются только на некоторых островах Океании и больше нигде в мире. Все они сильно различаются формами раковин и их окраской (от белой до черной).
Улитка-катушка живет в пруду и у кромки воды.
У прудовика раковина цельная. Догадайтесь, где он обитает?
Дети: В пруду.
Воспитатель: Конечно, в пруду.
Большое количество двустворчатых моллюсков живет на морском берегу в приливно-отливной зоне.
Морской черенок прячется в глубь песка, прокладывая себе путь мускулистой ногой.
Серцевидка и венерка держатся совсем близко к поверхности песка.
Морские желуди (балянусы) порой покрывают целые скалы, намертво прикрепляясь к ним известковыми домиками.
Мидии селятся гроздьями – до 2000 штук на 1 кв.м., подвешиваясь на прочных нитях из биссуса (белкового вещества, вырабатываемого особой железой на ноге).
Морское блюдечко объедает с камня налет водорослей и медленно ползает по нему то вверх, то вниз, следуя за уровнем воды.
Двустворчатые моллюски могут обитать и на огромной глубине.
Гигантская тридакна – самый крупный в мире моллюск (более 1 м в длину). Если ее потревожить, она резко захлопнет раковину. Нога неосторожного аквалангиста может оказаться в смертельном капкане, разжать который практически невозможно – настолько сильна у тридакны мышца-зажиматель.
Свой дом-раковину моллюск строит из особого вещества, основа которого – кальций. Чтобы получить кальций, он пропускает через свое тело огромное количество воды.
Иногда в раковину двустворчатого моллюска – жемчужницы попадает песчинка. Перламутр, который выделяет моллюск, постепенно обволакивает песчинку, и матовый шарик растет и растет. Так рождается жемчужина (показать бусы).
Консультация для родителей
Азбука интерьера «Вторая жизнь морской ракушки»
Лето ушло, но у каждого из нас наверняка остались небольшие сувениры на память, Почему бы не использовать их в качестве деталей интерьера? Ракушки, например, могут стать стильным украшением.
1. На одну штору нам понадобятся две ракушки, хлопчатобумажные нитки
(100-граммовый моток), ножницы или нож для бумаги.
2. Срезаем верхнюю часть ракушки и удаляем внутренние перемычки. Чтобы
изготовить шнур, берем нить длиной не более шести метров и складываем ее тридцать раз. Затем перетягиваем с двух концов, чтобы получился жгут. Причем с одной стороны делаем петлю, а с другой затягиваем узел.
- На кисти идут те же нитки, но уже длиной 40 сантиметров. Складываем их сто раз. Теперь осторожно протягиваем жгут через отверстия в ракушках, а нитки для первой кисти - через петлю.
- Нитки для второй кисти пропускаем через узел на другом конце жгута. Главное - кисти должны быть одинаковой длины и крепко стянуты!
- Опускаем ракушки по жгуту так, чтобы верхний край каждой кисти попал между створками. Подхваты для штор готовы! Они могут украсить кухню, ванную или детскую, то есть любой интерьер.
«Пляж за стеклом»
Сделайте вместе с вашим ребёнком чудо-композицию, запоминающую о лете, пляже и беззаботных каникулах.
Материалы:
• большая стеклянная ёмкость (это может быть ваза,
аквариум, бутыль с широким горлом и др.);
• семейное фото на пляже, берегу моря;
• широкий скотч;
- песок (объёмом примерно вдвое меньше объёма посуды);
- галька, ракушки, высушенные морские звёзды и другие предметы, отражающие пляжную атмосферу;
- маленький рисунок или фото морской тематики, вырезанные из календариков или почтовых открыток;
- деревянные палочки.
I. При помощи скотча прикрепите фото с обратной стороны стеклянной ёмкости. Убедитесь, что фотография плотно прилегает к стеклу и песок не сможет засыпаться между ними.
2. Наполните ёмкость песком наполовину или настолько, чтобы засыпать фото.
3. Распределите гальку и ракушки по песку, добавьте остальные предметы.
4. Вырежьте маленькие рисунки с изображениями морских обитателей или пляжных видов из открыток или календариков. Прикрепите эти картинки к деревянным палочкам и воткните в песок. Обычные картинки можно заменить вырезками из семейных фотографий
Зеркало «Океан»
Материалы:
- Зеркало в деревянной раме;
- Крупные ракушки - 4 шт.
- Крупные океанические ракушки - 4 шт.
- Ракушки - звездочки диаметром 1,5 -2 см
- Белые мелкие ракушки
1. Обклейте мелкими ракушками внутренний край и торец рамы. Наносите клей последовательно на отрезки 2-3 см.
2. Обклейте внешний край ракушками-звездочками, располагая их плотно друг к другу. Заполните промежутки между ними мелкими ракушками. Расположите на поле рамы все крупные ракушки, приклейте их. Свободное пространство заполните более мелкими ракушками.
«Ребенок в пространстве музея»
Музей - это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
Что такое музей? На мой взгляд, это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Как часто мы туда заглядываем? Пусть каждый ответит для себя сам.
А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.
Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”.
XXI век ворвался в нашу жизнь бурными социально-экономическими переменами. Меняя облик современного мира, они не обошли и культуру, значимость которой трудно переоценить в формировании таких фундаментальных ценностей свободного общества, как толерантность, личное достоинство, само актуализация, развитие творческих способностей. И это действительно так, ибо культура - не только массив доставшегося нам исторического наследия: музеи, библиотеки, архитектурные памятники, но и все относящиеся к культуре события, участниками или потребителями которых мы являемся. В контексте сказанного уместно вспомнить девиз ЮНЕСКО в XXI веке: «Образование через культуру». Поскольку в современном мире соседствуют самые разнообразные тенденции - от стремления к экономической стабильности до конфликтов, в основе которых лежит стремление народов к сохранению своей национальной самобытности, культура приобретает функции «социальной терапии общества» (В.В. Налимов). И чем активнее она будет функционировать в жизни общества, тем больше шансов у него сохранить свое здоровье.
Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности человека не только жить в стремительно изменяющемся мире, но и быть субъектом происходящих в нем социокультурных преобразований. Тем самым, музей способствует формированию творческой личности, которая, усвоив текст гуманитарной культуры и искусства, включает его в контекст собственной жизни. Ведь именно в музейной среде сочетаются внешний, отраженный в памятниках культуры и искусства мир событий и явлений, и внутренний - личностный мир человека, который тесно связан с этнокультурными традициями и художественными трансформациями окружающей среды. Музейные памятники не только информируют нас о прошлом, они событийны, позволяют зрителю через восприятие художественных образов реконструировать и пережить ту или иную эпоху.
С какого возраста начинать приобщение к изобразительному искусству и музею?
Выдающиеся представители музейного дела и зарождавшейся тогда музейной педагогики А. Лихтварки А.В. Бакушинский настаивали на том, что возраст этот - 11 лет. Однако динамика экономического и социокультурного развития последних двух десятилетий такова, что сегодня общее развитие человека значительно ускорилось и воспитанники детских садов буквально заполнили музей. И это не случайно, ведь умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять формируется с самого раннего детства.
Дошкольник, приходя в музей за «красотой», приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного.
Художественные музеи страны активно вошли в дошкольное образование альтернативными музейно-педагогическими программами локального характера. Опытом их разработки обладают, прежде всего, такие крупные музеи как Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, обладающие большим опытом работы с разновозрастной аудиторией, широкими экспозиционными возможностями и высокопрофессиональными кадрами.
Пионером в разработке программы, которая стала частью научно обоснованной системы взаимодействия «музей - детский сад - школа», стал Государственный Русский музей. Объединив в начале 1990-х годов усилия музейных педагогов, работников дошкольных учреждений и школьных учителей в деле воспитания эстетически развитого, обогащенного художественным опытом и знаниями человека, сотрудники Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея создали многоуровневую музейно-педагогическую программу «Здравствуй, музей!». Ее основная цель – приобщение детей и юношества к изобразительному искусству, во всем многообразии его содержательных и формальных характеристик. Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, авторы программы рассматривают музей как инструмент овладения визуальной грамотностью, которая, через произведения изобразительного искусства, помогает ребенку адаптироваться к окружающей среде. Программа состоит из шести разделов («Мы входим в мир прекрасного» - для дошкольников, «Мир музея» - для учащихся начальных классов, «Личность и изобразительное искусство» - для учащихся среднего школьного возраста, «Социальное творчество и художественная культура» - для учащихся старших классов, «Художественный музей в современном мире» - для студентов высших учебных заведений, «Шаг навстречу» -арт терапевтическая программа для детей с аномалиями развития), каждый из которых, в зависимости от условий ее реализации, может иметь и самостоятельное значение.
Первый раздел программы «Мы входим в мир прекрасного» ориентирован на дошкольников. Программа имеет парциальный характер и ставит своей задачей формирование у ребенка целостного впечатления об изобразительном искусстве на основе формирования у него основ визуальной грамотности и первоначального знакомства с выразительными средствами изобразительного искусства.
При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В этой связи посещение музея оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Введение ребенка в мир искусства, формирование у него художественной культуры, понимание языка в искусстве – эти и другие задачи должны решать воспитатели детских садов.
Первое посещение дошкольниками музея, как правило, сопровождается предварительной беседой, способствующей уточнению и систематизации представлений о его назначении, правил поведения (или постановке познавательных вопросов), формированию интереса и чувства ожидания встречи с ним.
Для активизации детского любопытства, снижения тревожности перед малознакомым местом уместны:
- эмоциональный, яркий, насыщенный примерами рассказ педагога из собственного опыта посещения музеев в детстве;
- обсуждение с детьми тематики экскурсии, представление информации о музее, его истории, коллекции, назначении (без излишних, перегружающих деталей);
- рассматривание фотографий, проспектов о музее, выставки, книг с подборкой изображения предметов, аналогичных коллекции музея;
проведение предварительной работы по рассматриванию репродукций некоторых произведений, предметов, представленных в коллекции музея;
- определение расположения музея на карте города, продумывание совместно с детьми маршрута движения (как, на каком транспорте, как долго предстоит добираться до места назначения, что интересного можно увидеть по пути), с уточнением того, что хотели бы увидеть, узнать дети в музее, и корректировкой неоправданных ожиданий (например, дети бывают уверены, что в художественном музее "живут художники");
- совместное с детьми обсуждение правил поведения с пояснением и демонстрацией необходимости их соблюдения.
Чтобы убедить детей в необходимости соблюдения правил, можно прибегнуть к экспериментированию и игровым заданиям. Например, предложить услышать тихий голос педагога-экскурсовода в гомоне голосов всех детей группы; грязными руками, испачканными краской, погладить лист белой бумаги; пройти, держась за руки, по узкому проходу среди выставленных хрупких "экспонатов" (расположенных на стульях мячей).
Правила поведения могут быть выражены в форме стихотворений, которые разучиваются совместно с детьми, сказочных историй, в которых демонстрируются последствия их нарушений, символов, которые могут использоваться в сюжетно-ролевых играх "Музей", "Выставка";
приемы "Тихие ножки", "Музейный шаг, голос, жест"
Первичный поход можно ограничить короткой прогулкой у здания музея, посещением одного-двух залов, в дальнейшем - организовать путешествие к одной картине, повторное посещение зала с выявлением, что нового увидели и почувствовали дети.
Желательное время посещения от 20-30 минут вначале накопления опыта, до 40, а в ряде случаев 60-80 минут по мере его приобретения.
Неверно акцентировать внимание детей на какой-либо одной тематике, стиле, жанре искусства, считая их более приспособленными для восприятия дошкольниками.
При выборе произведений для рассматривания на первых этапах следует:
- отдать предпочтение живописным и скульптурным произведениям (как наиболее понятным и интересным детям), реалистично отображающим объекты окружающего мира. Следует помнить, что большинство старших дошкольников хорошо понимают образ и настроение пейзажной и жанровой живописи (сказочные и бытийные сценки, близкие детскому опыту); откликаются на натюрмортные изображения, в которых представлены знакомые им предметы; проявляют интерес к портретам детей, молодых людей, женщин в нарядных платьях, людей в положительном эмоциональном состоянии, изображениям животных;
- для рассматривания выбрать контрастные произведения (по способу выражения идеи, средствам выразительности, настроению), вопросами подвести детей к их сравнению, размышлениям;
- отдать предпочтение соразмерным детским возможностям произведениям и предметам, находящимся на уровне глаз дошкольников и позволяющим рассматривать их с разных точек зрения. Рассматривание больших (более двух метров) полотен и предметов ведет к повышению утомляемости детей. Однако это не свидетельствует о необходимости их игнорирования;
- при осмотре произведений искусства, предметов чаще ссылаться на личный опыт, собственные детские воспоминания, эмоции; по возможности использовать синтез искусств (яркие литературные эпизоды, припоминание (по возможности прослушивание) музыкальных фрагментов, пластические этюды);
- если в посещаемом зале представлена обнаженная натура, тактичное поведение и уместные комментарии взрослого позволят продемонстрировать адекватное отношение к ней, и будут выступать своеобразным эталоном поведения-коммуникации.
Большинство детей старшего дошкольного возраста трактуют образ произведения (что нарисовано) на предметно-бытийном уровне, не связывают средства выразительности с замыслом (почему выбраны такая форма, цвет), некоторые художественно-изобразительные эффекты воспринимают буквально (не понимают заслоняемости, бликов, светотени, перспективы).
- учитывая данные особенности, не следует стремиться к верному, с точки зрения взрослого человека, прочтению образа дошкольниками; можно помочь им вопросами, но не стоит настаивать на какой-либо трактовке произведения или его частей. Однако в ряде случаев рекомендуют прибегать к выбору провокационных (сложных, неоднозначных, не рассчитанных на данный возраст) произведений, тем самым создавая ситуацию повышенной сложности, проблемности, активизирующую размышления, эмоциональные переживания детей, их стремление вглядываться в изображение;
- отказаться от произведений, к пониманию которых дети в силу ограниченного запаса знаний не готовы (например, от полотен и скульптур, созданных на сюжеты мифов, сказаний, эпосов народов мира). При возникновении интереса дошкольников к ним уместно предложить задать вопрос экскурсоводу или, что еще лучше, в дальнейшем совместно прочитать книгу. Пересказывать содержание положенного в основу произведения искусства мифа, сказания или эпоса в зале музея нецелесообразно;
- избегать в процессе восприятия живописных полотен и скульптур перегрузки детей информацией (фамилия художников/скульпторов, замыслы произведений и пр.), лучше сделать акцент на эмоционально-эстетической стороне их восприятия ("Нравится?", "Что чувствуете?", "Как бы сами назвали?");
- более подробно рассмотреть, проанализировать три-четыре музейных предмета и познакомиться еще с несколькими близкими по тематике (но не более чем с семью-десятью в целом). При большем числе осматриваемых экспонатов у детей появляются признаки утомления.
Экскурсия не должна превращаться в монолог взрослого, сообщение знаний об объекте. Педагогами могут широко использоваться методы осязания (обследование копий), имитации (имитация обследования предмета пальчиком в воздухе, зрительное ощупывание), двигательные разрядки, ролевые игры, детская продуктивная деятельность. Самостоятельно, не нарушая правил музея, можно использовать малоподвижные имитационные игры ("проплыть в бурном море" (движение руками), "собрать прекрасные цветы (наклоны и приседания)", "посмотреть вокруг в бинокль (повороты головы)").
Для активизации внимания детей, инициирования интереса, любопытства возможно использование следующих игр и заданий:
- игровое задание "Найди картину (предмет)". Детям предлагается найти в зале музея картину (предмет), которая (-ый) называется... и обосновать свой выбор;
- прием "Назови картину, скульптуру". Детям предлагается последовательно придумать название всем картинам, скульптурам в зале музея и сравнить с названиями, данными авторами работ;
- игровое упражнение "Спрятанная вещь". Детям предлагается найти на представленных в музейном зале картинах спрятавшееся изображение... (лошади, солнца, подсолнуха, улитки и др.);
- игровое упражнение "Волшебные очки". Детям предлагается "надеть волшебные очки" и увидеть самое веселое, тихое, грустное, яркое, большое, необычное, дорогое... в зале музея;
- прием "Подойдет - не подойдет". Детям предлагается, войдя в зал, остановиться у двери, окинуть взглядом пространство, бегло осмотреть музейные экспонаты и выбрать те картины, скульптуры, предметы, которые хотелось бы рассмотреть;
- игровое упражнение "Узнать новое, увидеть красивое" (возможно использование дополнительных игровых атрибутов - микрофона, магнитофона, блокнота). Детям предлагается узнать у взрослых – экскурсовода, посетителей экспозиции - что-то новое о понравившемся музейном предмете. Как вариант игрового упражнения можно использовать ролевую игру, в которой дошкольники будут выступать в качестве "инопланетян, ничего не знающих о представленных в зале музея предметах".
Для развития художественного восприятия, умений видеть и понимать художественный образ и средства выразительности, совершенствования эмоционально-эстетических и познавательных способностей можно использовать:
- игровое упражнение "Разговор предметов (картин)". Детям предлагается придумать диалог двух предметов (картин) экспозиции;
- игровое упражнение "Увидеть картину (скульптуру, предмет) с закрытыми глазами". Детям предлагается с закрытыми глазами прослушать небольшой эмоциональный рассказ-описание произведения (картины, скульптуры, предмета), представить его себе, при необходимости задать уточняющие вопросы, затем, открыв глаза, проверить взрослого. Глядя на картину (скульптуру, предмет), сообщить, что нового для себя увидели, с чем в описании взрослого согласны или не согласны. Для активизации выражения собственных впечатлений, развития художественного восприятия (умений вглядываться в произведение искусства, откликаться на образ) возможно проведение данного игрового упражнения наоборот: ребенок описывает произведение (картину, скульптуру, предмет) для закрывшего глаза взрослого;
- игровое задание "Подбери слова к картине (скульптуре, предмету)". Детям предлагается охарактеризовать картину (скульптуру, предмет), подобрав точные слова. ("Эта картин, какая: теплая или холодная? Веселая или грустная? Громкая или тихая?);
- игровое упражнение "Что видим, слышим, чувствуем, переживаем". Детям предлагается, рассматривая произведение (картину, скульптуру, предмет), рассказать, что они видят, слышат, какие эмоции испытывают, какое настроение вызывает у них произведение;
- прием "Домысливание". Детям предлагается придумать события до и после изображенных на картине, в скульптурном произведении, судьбу предмета;
- прием "Разговор с картиной (скульптурой, предметом)". Детям предлагается задать вопросы картине, персонажам произведения (например, при рассматривании портретной живописи: "Как тебя зовут? Где ты живешь? Кто тебе подарил такую красивую шляпку?"; при описании пейзажа: "В этом волшебном лесу водятся медведи? Как зовут этих медвежат?" "Почему упала эта сосна?");
- прием "Рассматривание с разных точек": вблизи, отойдя от предмета, перемещаясь левее-правее, через имитацию бинокля, подзорной трубы, используя "волшебные рамки" (вырезанные из цветного картона разные по размеру геометрические формы - окружность, квадрат, прямоугольник);
- прием "У каждого свой маршрут". Если дошкольники умеют ориентироваться по плану, возможна организация подгруппового (командного) движения в одном из залов. Детям раздаются заранее подготовленные планы с разными маршрутами движения (например, одна команда движется справа налево, другая - слева направо). Для преодоления переноса акцентов с рассматривания предметов на скоростное движение по залу можно предложить детям обозначать на плане символами заинтересовавшие их предметы ("найти что-то самое интересное", обнаружить в предметах (на картинах) "отгадки" заранее выданных загадок и др.). По окончании игры рассказать о впечатлениях, наиболее запомнившихся предметах, "находках".
При выборе используемых методов и приемов не следует забывать об их целесообразности и решаемых задачах (принцип "лучше меньше, да лучше"). При использовании большого количества разнообразных приемов и игр у значительной части детей могут сформироваться неадекватные представления о музее и музейных предметах; броскость игр заслоняет объект познания - музейный предмет и не способствует созданию образа музея.
Важно, чтобы экскурсии сочетались с занятиями в группе, направленными на систематизацию и обобщение освоенного, дополнялись и поддерживались различными формами досуга.
Наблюдение показывает, что иногда у дошкольников проявляется так называемый феномен отсроченного воспроизведения впечатлений: дети после посещения музея не проявляют ярких эмоций, неохотно и односложно отвечают на вопросы взрослых, однако через некоторое время начинают ссылаться на этот опыт, с интересом рассказывают воспитателям о музее, ожидают их вопросов.
Для активизации выражения впечатлений от посещения музея, увиденных предметов можно предложить дошкольникам нарисовать или составить коллаж из вырезанных из журналов картинок ("Мне понравилась картина...", "Что запомнилось больше всего" и т.д.). При этом им не следует стремиться к сходству с оригиналом, важно выразить испытанные эмоции, чувства цветовой гаммой, необычным изображением, интересным образом.
Не менее эффективной является организация проектной деятельности дошкольников в области освоения музейной культуры. За основу могут быть взяты предложенные детьми вопросы, а также темы, предусмотренные образовательной программой ("Музеи разные нужны, музеи всякие важны...", "Тайны музейных сокровищ", "Где прячется красота?", "Музей скульптуры", "Пейзаж в музее и на улице" и др.).
Организацию детского проекта-игры можно начать с разыгрывания интересной для детей ситуации ("Игровой персонаж (Шапокляк, Карабас Барабас, Злючка) собирается выбросить весь "хлам" (древности, черепки) из музея", "Предлагается открыть новый (необычный, уникальный, единственный в мире) музей") или постановки вопросов ("Что мы знаем о...?" и др.).
Для активизации обсуждения возможна постановка и фиксация (картинками, символами в специальном альбоме, тетради, на ватмане) неожиданных вопросов ("Сколько музеев в нашем городе?", "Могут ли быть музеи танца, песни, запахов, фейерверков и какие экспонаты там хранятся?", "Бывают ли музеи разных видов транспорта (авиа-, морского транспорта и т.п.)?", "Как предметы попадают в музей?", "Могут ли стулья из группы быть экспонатами музея?", "Кто собирает предметы для музея?", и др.).
Реализация задачи развития у дошкольников интереса к посещению музея должна осуществляться последовательно. На первом (начальном) этапе, который можно условно назвать этапом приобретения эмпирического опыта, проводятся первые, специально организованные походы и экскурсии к музею и в музей. Основные задачи этапа: активизация интереса детей к посещению музея, обогащение конкретных представлений о музее, его значении, коллекции, приобретение начального опыта музейной коммуникации, навыков поведения в музее. Ценным является заинтересованность детей новым объектом, желание задавать вопросы о музее, коллекции, правилах поведения, музейных предметах, своеобразное вхождение в мир музея (ориентировка в новом пространстве).
На втором (основном) этапе осуществляется обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия и познания предмета в условиях музея. Уже не сам музей, а, прежде всего, представленные в нем предметы (произведения искусства, предметы народных промыслов) становятся объектом изучения. Музейный предмет осваивается как носитель эстетической и познавательной информации, совершенствуются умения художественно-эстетического восприятия, активизируются умения считывать информацию с музейной вещи, анализировать, сравнивать свойства предметов, размышлять.
На третьем этапе акцент делается на активизацию творческой и познавательной деятельности дошкольников, проявление их субъектного начала, интересов, предпочтений. Своеобразным девизом этапа может являться выражение "В музей с вопросом". Дети отправляются в музей, чтобы добыть информацию, необходимую для выполнения творческого задания, или найти ответ на поставленный вопрос ("Как лучше выбрать формат для натюрморта?", "Какие натюрморты рисовали чаще?", "Чем, на чем и как писали, рисовали люди в древности?"). Данный этап предполагает сочетание собственно восприятия и различной творческой и поисковой деятельности детей.
Задача развития у дошкольников интереса к посещению музея не должна быть обособлена от основных образовательных задач, в частности, задач художественно-эстетического и познавательного развития детей (в музей не ради музея, а музей как помощник познания и восприятия красоты).
Следует обратить внимание, что данная работа ведется не с целью формирования представлений о музее (его видах, музейных профессиях), а ради обогащения эмоционально-эстетического и познавательного опыта детей. Основным должно быть живое посещение музеев, выставок, галерей (а не только видео- и слайд-экскурсии), общение с искусством в стенах музея. В связи с этим необходимо сбалансировано определять сочетание разных форм организации детской деятельности и используемых методов.
В заключение хотелось бы надеяться, что представленные методы и приемы помогут педагогам открыть дорогу к Музею как Храму Красоты, Добра, Знаний и сделать посещение художественного музея для современных старших дошкольников полезным и интересным.
Консультация для воспитателей
«Откуда берутся морские раковины?»
Морские раковины — это не просто симпатичные сувениры, которые мы привозим домой с морского курорта. Раковины — это жесткая наружная оболочка, или наружный скелет маленьких беспозвоночных животных, имеющих мягкое тело. Большинство животных, живущих в раковинах, называются моллюсками. Одни из них живут в воде, другие — на берегу. Некоторые моллюски — обычно это те, которых называют двустворчатыми моллюсками, потому что раковина у них разделяется на правую и левую створку, — являются для людей деликатесом. Это мидии, устрицы, гребешки. Улитки тоже относятся к моллюскам. Раковины моллюсков состоят в основном из карбоната кальция и других минералов, содержащихся в море. Раковина формируется слоями, когда мантия — ткань, составляющая часть тела моллюска, выделяет вещество, которое затвердевает. Некоторые раковины внутри имеют розовато-оранжевый слой, который называется перламутр. Раковины бывают разнообразных форм и размеров — закрученные спирали, покрытые шипами, похожие на веер с канавками по поверхности, и так далее — и с потрясающими расцветками. Ученые не могут с точностью объяснить, почему раковины имеют такую или иную форму и цвет, но они полагают, что некоторые формы раковин помогают моллюску зарываться в песок или отпугивать врагов, а некоторые расцветки помогают упрятать раковину от хищников.
Почему, приложив раковину к уху, мы слышим шум океана?
Многим из нас случалось поднести к уху большую раковину — обычно это закрученная раковина, — и тогда мы слышали шум, напоминающий бьющиеся о берег волны. Магия заключается в том, что мы при этом можем находиться за много километров от океана, но звук такой слышать будем все равно. Как это получается? Это похоже на тайну, но на самом деле ничего таинственного в этом нет. Ответ очень простой: завернутые внутренние части раковины просто отражают в ухо звуки, которые существуют в вашем окружении, но которых вы практически не замечаете. Чем больше шума вокруг вас — если вы находитесь, например, на вечеринке или около строительной площадки, тем громче «шум океана», который вы будете слышать.
Если для проверки этого у вас под рукой не оказалось раковины, не беда: вы можете воспользоваться чашкой или даже согнутой ладонью. Раковины разных форм и разных размеров будут отражать звуки по-разному, и то же относится и к разным размерам и формам чашек. Попробуйте «надеть» большую пластиковую чашку на ухо; потом отведите ее немного дальше и проверьте, как изменится звук. Потом повторите эксперимент с кофейной чашкой, чтобы проверить, есть ли изменение звука.
Как моллюски-жемчужницы делают жемчуг?
Жемчужины представляют собой круглые, радужные драгоценности, которые нанизывают на нитку, получая бусы или браслеты, или укрепляют на сережках или кольцах. В отличии от большинства ювелирных изделий, в которых используются камни или металлы, жемчуг создают живые существа. Жемчужины делают моллюски-жемчужницы (а в редких случаях и другие моллюски). Мантия — часть моллюска, которая выделяет вещество, превращающееся в раковину, вырабатывает также гладкий переливающийся перламутр, которым покрываются внутренние слои раковины. Если в мантию попадет какое-то раздражающее вещество, например песчинка, мантия начинает, выделят перламутр, чтобы покрыть им раздражитель. На таком инородном веществе перламутр накапливается слой за слоем и в конце образует жемчужина. Больше всего ценятся самые и круглые жемчужины. Большинство жемчужин, которые мы видим, имеют не совсем белый, а слегка кремовый оттенок. Но они могут быть разных цветов. Некоторые виды жемчужниц вырабатывают перламутр черного цвета.
Люди могут создавать условия, способствующие образованию жемчужин у моллюсков. Собиратели жемчуга делают крошечный разрез в мантии моллюска и вводят в разрез вещество-раздражитель. Потом они ждут, пока образуется жемчужина. Жемчужины, получаемые при таком способе, называются выращенными искусственно, а те, которые вырастают без вмешательства человека, называются натуральными. Для того чтобы выросла
жемчужина — будь натуральная или искусственная — может потребоваться три года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея "Птичий двор".
В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....
Паспорт мини-музея "Мой город"
Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Паспорт мини-музея "Животные мира".
Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"
паспорт мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...
Презентация: паспорт "Мини-музея кошек"
В презентации содержится материал, который Вам поможет сделать паспорт мини-музея....