Опытно-экспериментальная деятельность в образовательном пространстве ДОУ
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы .наблюдать. Эти вопросы актуальны не только для школы, но и для детей дошкольного возраста. В век информации и компьютеризации, дети должны уметь добывать знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Это достигается через экспериментирование. И оно может стать ведущим видом деятельности в период дошкольного развития ребёнка.  Ребёнок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности — к экспериментированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЭКСПЕРИМЕНТ21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность в образовательном  пространстве  ДОУ.

 Юсупова Гасима Касимовна

Воспитатель:  МБДОУ №66 « Веселые нотки», город Набережные Челны, РТ

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы .наблюдать. Эти вопросы актуальны не только для школы, но и для детей дошкольного возраста. В век информации и компьютеризации, дети должны уметь добывать знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Это достигается через экспериментирование. И оно может стать ведущим видом деятельности в период дошкольного развития ребёнка.  Ребёнок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности — к экспериментированию.

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю»  говорил Конфуций .   

Во время опытов дети учатся наблюдать,  сравнивать, отвечать на вопросы, размышлять делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Опытно – экспериментальная деятельность формирует основы логического мышления, обеспечивает интеллектуальное  развитие дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школ

  В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач

- Содействие развитию творческой исследовательской активности детей.

- Содействие формированию у детей научной картины мира;

- Включение  детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- Обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);

- Содействие  полноценному  развитию ребенка во взаимодействии с семьей

Практика показывает,  что дети с удовольствием превращаются в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь для этого создать условия, лабораторию, где имелся бы весь необходимый материал. Надо создать условия для развития активной самостоятельной детской деятельности. В моей группе  есть мини-лаборатория, оборудование которого  используется на занятиях.

Основным оборудованием в уголке являются:

-приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).

-Природный материал:  камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.

-Утилизированный материал:  проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.

-Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.

-Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

-Красители: гуашь, акварельные краски и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

1.безопасность для жизни и здоровья детей;

2.достаточность;

3.доступность расположения.

 Для фиксирования результатов наблюдений и опытов оформляется « дневник ученых», такие дневники могут быть,  как индивидуальные, так и коллективными. К каждому эксперименту можно подготовить комплексы рисунков символов, изображающих последовательность проведения эксперимента и его задачи, особенно такие рисунки помогают ребенку в самостоятельной работе. Каждому ребенку  необходимо предоставить возможность провести опыт самостоятельно. Коллективные исследования  или демонстрация опытов педагогом также возможны, однако преобладать должна индивидуальная работа.

Перед началом проведения исследования педагог предлагает каждому высказать предположения о результатах эксперимента. При этом высказывания принимаются без комментариев. Затем дети сами проверяют свои гипотезы в процессе эксперимента и обсуждают результаты.

Последовательность организации детского экспериментирования формируется следующим образом:

- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

- предлагает различные варианты ее решения;

- проверяет эти возможные решения,

- исходя, из данных делает вывод.

Только нельзя превращать эксперимент в подобие хорового пения. «Возьмите в правую руку то, в левую то, соедините…» Это вызовет лишь тоску. Лучше сказать : «Вам нужно получить смесь из этих материалов – как ее получить, решайте сами». Пусть ребенок ошибется, но он сможет сам поискать свои варианты.

Нельзя упрекать за неудачи. Нужно выяснить причину, суметь с интересом разобраться в ней. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности.

Очень важно увязывать исследовательскую деятельность с другими видами деятельности: наблюдения на прогулке, во время приема пищи, игр,  на занятиях.

Для успешного решения поставленных задач, должно быть полное взаимопонимание между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. На родительском собрании предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования:

Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

Например, «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

     О результативности применения опытно-экспериментальной деятельности как средства познавательного развития можно судить по результатам диагностического задания-игры «Да - нет» (ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая прямых вопросов, типа «Что это?»)

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Список литературы:

 1.  Шапиро  А. И. Опыты. Эксперименты, фокусы // Первая научная лаборатория. М.  2016.

2. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем  //  Игры- занятия для дошкольников. М.2016 3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом // Опыты. Эксперименты  для дошкольников. М. 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...