Методическое обеспечениесенсорного развития детей 2-3 лет по теме "Лето"
календарно-тематическое планирование (младшая группа) по теме
методическая разработка
"современные подходы к сенсорному развитию детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методическое обеспечение сенсорного развития детей 2-3 лет по теме «Лето»
Выполнил:
Воспитатель МБУ д/с № 22 «Лучик»
Сатурнова Светлана Юрьевна
Тольятти 2017
Содержание
1.Календарно – тематический план ОО «Познавательное развитие» (на материале решения задачи: сенсорное развитие).
2. Конспект совместной деятельности педагога и детей
3.Проект предметно – развивающей среды по организации самостоятельной деятельности детей.
4.Литература.
5. Приложения.
Календарно-тематический план ОО «Познавательное развитие»
(на материале решения задачи: сенсорное развитие)
Группа 2-3 года
Тема «Лето»
Срок реализации: 2-4 недели августа
Совместная деятельность педагога и детей | Самостоятельная деятельность детей (организация предметно-развивающей среды) | Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами |
Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Утро Чтение потешек: «Летняя дорожка», «Носит одуванчик желтый сарафанчик», «Пчелы гудят».(Приложение 1) Дидактические игры: «Большие и маленькие», «Разноцветные бусы», «Угости медведя ягодой», «Чудесный мешочек», «Какие вещи нужны летом», «Убери лишнее», «Грибочки» Настольно-печатные игры: «Найди лишнее», «Лото» Игровая ситуация «Куклы на прогулке»(Приложение 3), «Найди все зеленное». Пальчиковая гимнастика: «Летний салат», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Зайка», «Летний жук». Прогулка № 1 Наблюдения: «Яркое солнышко», «Веселый воробушек», «Божья коровка», «Цветная клумба», «Теплый ветерок». Подвижные игры: «Пузырь», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик» Дидактические игры: «Найди такого же цвета», «Высокий, низкий», «Узкая, широкая дорожка». Игры с песком: «Печем пирожки», «Куличики», «Мельница» «Найди предмет» Игры с водой: «Рыбалка», «Кораблики», «Уточки». Обед Беседы: ситуативный разговор «О пользе витаминов». Вечер Опытно-экспериментальная деятельность: «Разноцветная водичка», «Сухой, мокрый песок». Чтение худ. литературы: рус. народные сказки «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», стихотворения А.Барто «Козленок», «Зайка», Н.Павлова «Земляничка», потешки «Огуречик, огуречик…», «Солнышко ведрышко» Рисование: «Летнее солнышко», «Теплый дождик». Лепка: «Ягодка», «Огуречик» Аппликация: «Гусиница», «Божья коровка». Конструирование из природного материала: «Выложи цветочек» Наблюдения: за трудом взрослого в уголке природы, за летним дождем Прослушивание аудиозаписей: «Шум летнего дождя», муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель «Цветики», рус.нар.мелодия, обр. Г.Фрида «Полянка», муз. Г.Фрида «Птички» (вступление) Сюжетно-ролевые игры: «Лечим куклу Катю», «У куклы день рождения»(Приложение 2) Прогулка № 2 Наблюдения за работой дворника. Дидактические игры «Отыщите Мишкин мед», «Солнышко», «Ручеек», «Положи камушки на место» Подвижные игры: «Солнечный зайчик», «Веселый ручеек» | Актуальная среда
|
|
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
по теме «Путешествие в лес»
Возрастная группа: 2-3 года
Образовательные задачи:
- Формировать умение детей соотносить по цвету предметы.
- Формировать умение детей различать, называть геометрические фигуры (круг, квадрат), в выкладывании ритмического рисунка из плоских геометрических фигур.
- Закрепить умение дифференцировать предметы по величине: большой, маленький.
- Активизировать словарь детей за счет слов: круг, квадрат, лес, корзина, грибочки, большой, маленький.
- Воспитывать умение общаться со сверстниками, вызвать положительные эмоции, желание играть вместе.
Материалы и оборудование.
1. Дидактический материал:
1. «Речка»- ткань синего цвета; браслеты красного, желтого, синего, зеленого цвета, мягкие модули.
2. Раздаточный материал:
2.Геометрические фигуры (круг, квадрат).
3.Елки, корзины, грибы.
4.«Лепестки» цветка из картона.
3. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
5.Магнитофон.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная | Сюрпризный момент: приходит письмо от Мишки, в котором он просит о помощи. Ребята отправляются в путешествие на паровозике. | Внимательно слушают, отвечают на вопросы воспитателя. Дети встают в паровозик |
Основная | Игровая ситуация №1 Взрослый одевает детям браслеты разного цвета (красного, синего, желтого, зеленого). Какого цвета браслет на руке, такого же цвета должно быть и место в паровозике. Игровая ситуация №2 Взрослый обращает внимание детей на «речку». Предлагает построить мостик через «речку» из геометрических фигур. Выложить перед детьми геометрические фигуры: круг, квадрат. Рассмотреть с детьми круг и квадрат. Взрослый выкладывает геометрические фигуры в определенной последовательности, и предлагает детям продолжить цепочку. Игровая ситуация№3 Взрослый обращает внимание детей на медвежонка, сидящего под елкой, и разбросанные грибы разного размера. Детям предлагается разложить грибы по размеру. Воспитатель вместе с детьми выполняет задание, поощряя детей. Игровая ситуация№4 Взрослый предлагает детям украсить полянку цветами, чтобы Мишутка не грустил. После выполненного задания, хвалит детей. | Дети рассматривают браслеты, отвечают какого цвета браслет, выбирают мягкие модули соответствующего цвета. Дети под музыку отправляются в путь сопровождение (песня «Мы едем, едем, едем Внимательно слушают. Рассматривают геометрические фигуры. Проявляют интерес. Определяют вместе с воспитателем последовательность действий. Выполняют работу, соблюдая последовательность Выстроив мост, дети переходят на другой берег «реки». Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Рассматривают грибы, определив размер, раскладывают их по корзинкам. Дети показывают цветы и называют их цвет, раскладывают лепестки, соотнося их по цвету с цветом «сердцевины». |
Заключительная | Взрослый предлагает детям снова перейти по мостику через «речку», и вернуться в детский сад. Рефлексия: Ребятки, Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали? Из каких геометрических фигур мы построили мост? Кого мы видели? Что мы сделали, чтобы Мишутка не грустил? | Дети переходят по мостику, садятся в паровоз, и под музыку «возвращаются в детский сад». Отвечают на вопросы воспитателя. |
Методы и приемы:
- Сюрпризный момент;
- Игровое упражнение;
- Дидактическое упражнение;
- Обследовательские действия;
- Сравнение;
- Поощрение
ПРОЕКТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Название центра (микро-центра) | Материальный компонент среды | Организационный компонент среды (ГДЕ и КАК ПРЕДСТАВЛЕНЫ?) | Личностный компонент среды (ЧТО ДЕЛАЮТ?) | |
Перечень материалов (ЧТО?) | Характеристика материалов (КАКИЕ?) | |||
Сенсорный центр Сенсорный центр Уголок природы Книжный уголок Игровая зона Сюжетно-ролевой уголок | Материалы и оборудование для деятельности Настольно – печатные игры «Лото», «Домино», «Мозаика», «Найди пару», «Найди лишнее» «Веселые шнурочки», «Грибочки» (вкладыши), «Собери бусы», пирамидки (большие и маленькие) Логические блоки Дьенеша, Коллекция семян, открытки про лето, сюжетные картинки по теме Лето, разрезные картинки. Книги с иллюстрациями живой и не живой природы о лете Конструктор из средних и крупных модулей. | На печатной основе, изготовлены из картона Крупные, пластмассовые, деревянные Бумага, картон, семена. На печатной основе Пластмассовый, деревянный, пенополеуритановые | На стеллаже. На полке На стеллаже, в альбомах, в коробочках В книжном уголке на полке Этажерка, в игровой зоне | Соотносят название предметов с изображением, классифицируют, сравнивают, сопоставляют Нанизывают, соотносят, вкладывают, группируют Рассматривают, составляют, собирают Рассматривают Накладывают, прикладывают, сравнивают, конструируют |
Литература
- Планирование вне учебной деятельности с детьми раннего развития в режиме дня. Е.Е. Корнеичева, Н.И. Грачева/под ред. Л.Тимофеевой, учебно-методическое пособие. Центр педагогического образования. Москва, 2012.
- Игровые задачи для дошкольников по программе З.А. Михайловой. М.:Мозаика-Синтез, 2010.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/под ред. М.А.м Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.:Мозаика-Ситез, 2009.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий/авт.-сост. Т.П. Высокова. – Волгорград: Учитель, 2010.
Приложение 1
Художественное слово по теме «Лето»
«Летняя дорожка»
Куда бежите ножки
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники
«Носит одуванчик желтый сарафанчик»
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет нарядится –
В беленькое платьице.
«Пчелы гудят»
Пчелы гудят -
В поле летят
С поля идут
Меда несут
Приложение 2
Сюжетно-ролевая игра: «День рождение куклы»
Цель: Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.
Задачи:
Образовательная:
Знакомим детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, знакомим детей со столовой посудой
Развивающие:
Развиваем игровые умения и навыки. Учим правильно находить и отбирать посуду для чаепития, обогащаем словарный запас блюдце, сахарница, салфетки.
Воспитательные:
Воспитываем желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение к друг другу
Виды деятельности:
игровая,коммуникативная,двигательная,музыкально-художественная,чтение худ.литературы.
Предварительная работа:
празднование день рождения детей в группе, пение песен-«каравай», «уж я Танюшке пирог испеку», «день рождение» и др., игры-хороводы, подвижные игры, рассматривание сюжетных картинок, привлечение родителей к изготовлению и приобретению атрибутов для игр
Оборудование:
чайная посуда, скатерть, кукла в нарядном платье, образные игрушки (мишка, заяц, бочонок с медом, морковка. Можно использовать предметы-заместители.
Методы и приемы:
сюрпризный момент, показ воспитателем игровых действий и участие в игре, обеспечение игровым материалом, привлечение иллюстративного материала и худ.литературы.
Содержание:
Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют её. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.
Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, пpигoтoвить чай, а сам печёт пирог, приговаривая:
Уж Катеньке пирог испеку,
Уж я доченьке румяненький.
На нём корочка пшеничная,
А начиночка яичная,
А помазочка медовая.
(Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку»)
Дети собираются на день рождения, по совету педагога ребенок берёт, например, мишку и говорит, что Мишка несёт Кате в подарок мёд и большую шишку.
Кукла радостно встречает гостей, благодарит их:
-Спасибо. Садись чай пить. Смотрите, а вот и Зайка-побегайка пришёл. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, Заинька, садись, и ты чай пить, мёдом угощайся.
Дальше дети читают стихи. Например: А.Барто из серии «Игрушки»: «Флажок» и дарят флажок Кате и т.д.
-А кто хочет рассказать Кате про кота? (потешка «Как у нашего кота…»). Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно.
Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка, потом дети, затем детей догоняет Катя.
-Вот какой день рождения был у Кати. Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает.
Приложение 3
Игровая ситуация: «Куклы на прогулке»
Цель:
Продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.
Задачи:
Образовательная:
Знакомить детей со способами сооружения не сложных построек, закрепляем алгоритм одевания куклы
Развивающая:
Развиваем стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащаем словарный запас-прогулка, дорога, поезд, машина, горка
Воспитательная:
Воспитывать интерес и уважение к друг другу, воспитываем желание соблюдать нормы поведения, закрепляем умение распределять роли, поощряем самостоятельность детей.
Виды деятельности:
двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, чтение худ.литературы
Предварительная работа:
занятия по конструированию (темы построек дорожки, поезд, машина, ворота, горка и т. Д),рассматривание сюжетных картинок, стихотворение «мчится поезд», «Катя в яслях», потешка «Катя, Катя маленька»
Материал и оборудование:
1. Набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины.
2. Куклы разных размеров.
3. Машины разной величины.
4. Образные игрушки: матрёшки, зайцы, мишки и т.д.
Методы и приемы:
участие воспитателя в игре, обеспечение игровым материалом, беседы и разговоры по поводу замысла игры, совместное изготовление элементов игры
Содержание:
Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять.
-Давай оденем их на прогулку. А наших мальчиков- попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке.
Дети одевают кукол
Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.
Во время одевания кукол желательно прочитать стихотворение З. Александровой «Катя в яслях»:
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Одели на ножки
Красные сапожки.
Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с куклами по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Или:
Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ! Топ-топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение:
Ходит Катенька с трудом,
В первый раз обходит дом:
Топ-топ.
Мама водит взад-вперёд,
Дочка ходит взад-вперёд:
Топ-топ.
(Из кабардино-балкарской песенки" Топ-топ".)
Если же дети построят поезд, то во время поездки на нём уместно вспомнить стихотворение Э. Мошковской «Мчится поезд».
При повторении игры вводится строительство одной - двух новых, более сложных построек. Воспитатель даёт образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрёшка).
Приложение 4
Дидактические игры
РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ
Цель: Чередовать предметы по цвету.
Оборудование и материалы: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход: На нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).
УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Оборудование и мпатериалы: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.
Чудесный мешочек
ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Оборудование и материалы: мешочек, игрушки и предметы по теме дня.
ХОД. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.
-Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на те предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет. Так могут вызываться и другие дети.
В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Развитие детей младшего дошкольного возраста"
На втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело — он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собственног...
Собственная методическая разработка «Развитие детей через нетрадиционные техники рисования» (младший возраст)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района...
Методическая разработка для педагогов на тему: "Обучение и развитие детей 3-5 лет на основе применения методического пособия "Дары Фрёбеля"
Данная методическая разработка для педагогов направлена на формирование целостного педагогического процесса во всестороннем развитии дошкольников....
Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)
Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...
Методическая разработка. «Развитие детей младшего дошкольного возраста (двух-трех лет)»
На втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело — он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собст...
Методическая разработка "Развитие детей дошкольного возраста ( с 3 до 7 лет) посредством ознакомления с мультипликационным фильмами"
В данной разработке представлен материал, позволяющий более эффективно передавать знания детям с использованием более широких средств мультипликации. Материал содержит принципы подбора и критерии отбо...
Методическая разработка "Методическая разработка «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр» (консультация для родителей)
В данной публикации родителям даются рекомендации как лучше развивать речь старших дошкольников....