Подпрограмма по экологическому воспитанию
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Сергеева Елена Евгеньевна

Экологическое воспитание несовершеннолетних детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podprogramma_sentyabr_2016-_sergeeva.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подпрограмма

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ  ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАММОТНОСТИ  У ДЕТЕЙ»

Экологическое воспитание несовершеннолетних детей

отделения диагностики и социальной реабилитации.

Разработчик подпрограммы

Воспитатель: Сергеева Е.Е.

Зарайск, 2016 – 2021 г.

Содержание

  1.  Пояснительная записка
  1. Цель рабочей программы
  2. Задачи  рабочей программы
  3. Возрастные категории детей
  4. Продолжительность  и принципы реализации программы
  5. Формы  и режим непосредственно образовательной деятельности
  6. Ожидаемые результаты
  7. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта
  8. Преемственность
  1.  Тематический план

  1. Постановка проблемы

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.

Проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющих веществ, внесенных в почву для повышения урожайности культурных растений и борьбы с насекомыми вредителями, влечет за собой ухудшение здоровья населения планеты. Перенаселенность мегаполисов и их засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Вот наиболее бросающиеся в глаза проблемы современного общества, касающиеся экологии. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.

        Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании».

        Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного экологического образования».

В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является не только дошкольное учреждение, но и реабилитационные центры, так как реабилитационные программы проводятся с разновозрастными детьми.  Вот почему в последние годы в реабилитационных центрах  наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание детей.

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания разновозрастных детей. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию  разновозрастных детей, в том числе детей имеющих различные отклонения. 

Детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.

        Экологическое воспитание необходимо детям, для того чтобы сформировать у них целостный взгляд на природу и их место в ней, выбрать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

        Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. Необходимо сформировать способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

         Воспитание нравственности в процессе развития экологической культуры состоит, прежде всего в привитии умения анализировать собственное поведение в природе, формировать ответственное отношение к ней. Беседы о природе, экологические целевые прогулки играют важную роль не только для приобретения новых знаний, но они так же помогают развивать внимание, усидчивость, что очень важно для гипервозбудимых детей.

Необходимо развивать эстетические чувства, через них воспитываем любовь к природе, желание защищать природу ради её красоты.

        В экологическом воспитании детей необходимо применять методы многоразового наблюдения объектов природы, обсуждение увиденного.

        Важно способствовать открытиям ребенка для себя разнообразного и увлекательного мира природы.

  1.  Цель рабочей программы:

формирование основ экологической культуры воспитанников на основе развития познавательных процессов и представлений об окружающем мире у детей 3-18 лет через экологическое воспитание, на основе которых у воспитанников будет осуществлена работа по развитию эмоционально-ценностной сферы, осмысление действий и поступков в ходе взаимодействия с окружающим миром.  

1.2. Задачи:

Образовательные:

  • формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления детьми  через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование адекватных экологических представлений, т.е. представления о взаимосвязях в системе «Человек-природа» и в самой природе;
  • осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
  • на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
  • формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Воспитательные:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

  • развитие системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой;
  • развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • формирование навыков рационального  природоиспользования;
  • охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

1.3. Возрастная  категория  детей

         Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:  

Первые 2,5  года обучения:  Базовые, начальные знания  3-7 лет;

Вторые 2,5 года обучения: Расширенное, углубленное изучение 3-7 лет;

На 1-м и 2-м  этапе обучения ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.

        Дети старшего возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.

        В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль.                         Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения.

        Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.

        Эта характеристика относится и к детям 7-го года жизни, но следует отметить некоторые особенности. У детей большой объем знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире все взаимосвязано: живая природа, растения, животные, человек. Их интересы выходят за пределы наблюдаемого: происхождение человека, инопланетяне, звезды, планеты, вопросы жизни и смерти.

        Оценочная деятельность детей поднимается на высокий уровень. Они могут не согласиться с поведением и поступками положительных героев, могут отрицательно оценивать отношение к природе взрослых, в том числе и близких людей. Социально-экологические представления включают уже обобщенные правила поведения человека. Эти правила могут быть одним из важнейших регуляторов отношения ребенка, а так же подростка к природе.  Необходимо учитывать возросшие возможности детей в экологическом воспитании.

1.4.  Продолжительность реализации программы

        Программа «Формирование знаний экологической грамотности у детей»  рассчитана на  5 лет, начиная  с трехлетнего возраста.

Принципы реализации программы

  • Принцип сознательности и активности в процессе наблюдения.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип последовательности в проведении опытно - экспериментальной работы.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип сознательности и активности

Дети активно наблюдают за сезонными изменениями в жизни растений, узнают погоду в разное время года. Задавали вопросы при длительном наблюдении за  кленом: «Почему опадают листья? Как дерево будет зимовать? Почему распускаются почки?».

Принцип наглядности

 Иллюстративно – наглядные пособия с изображением растений и явлений природы. Настольно – печатные игры «Ботаническое лото», «Времена года». Календарь природы, модель  клена, наблюдения, дидактические игры.

Принцип последовательности

Дети замечают последовательность наступлений явлений в природе (сезонные изменения, изменения растений в процессе роста и развития).

На примере наблюдений за  кленом осенью, зимой, весной, дети наблюдали за травянистыми растениями (мать – и – мачеха, одуванчик), кустарниками.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

Проводить индивидуальную работу с детьми, которые не справлялись с требованиями программы: беседа по картинкам «Времена года»; чтение стихотворений; наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами, травами по принципу «от простого к сложному», проводить опыты.   Использовать беседы.

        Педагогическими условиями эффективности проведения опытно экспериментальной работы по ознакомлению с сезонными изменениями в жизни растений с детьми являются:

  • Взаимосвязь всех разделов воспитательно – образовательного процесса. Интегрированный подход к построению педагогического процесса  с детьми  разновозрастного возраста;
  • Разнообразие организационных форм и методов обучения дошкольников;
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и создание благоприятной эмоциональной атмосферы в процессе исследования и формирования знаний о растениях;
  • Совместная деятельность воспитателя и детей;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Учет региональных особенностей.

Взаимосвязь всех разделов воспитательно – образовательной работы тесно связаны со всеми видами деятельности как в непосредственно образовательной деятельности,  так и в режимных моментах:

Последующее закрепление полученных знаний в процессе наблюдений в художественном творчестве (рисование, лепка, изготовление поделок);

  • При проведении наблюдений использование художественного слова (загадки, пословицы, приметы, чтение художественной  литературы)
  • На занятиях по развитию речи использование обобщающих бесед о растениях и временах года;
  •  Опытническая деятельность;
  • На занятиях познавательного цикла использование дидактических игр, бесед, закрепление названий деревьев, частей растений.

Методы обучения:   наглядные, словесные, практические, игровые.

Формы обучения: наблюдение (фронтально – групповые, подгрупповые), труд (коллективный, индивидуальные поручения, дежурства в уголке природы), игра (дидактическая, подвижная).

              Формирование знаний о растениях осуществлялся с учетом индивидуальных особенностей к каждому ребенку, т.к. только в индивидуальной форме ребенок наиболее полно раскрывает свои возможности, знания и умения.

        Совместная деятельность воспитателя  с детьми проходит во всех видах специально организованной деятельности и режимных моментах.

  Подбор видов растений осуществлялся с учетом региональных особенностей, т.е. только тех, которые произрастают на нашей территории.

  В основу  легли методики Т.М. Бондаренко, С.Н. Николаевой, В.В. Смирновой, Л.М. Маневцевой. Данные авторы предлагают использовать при формировании знаний о сезонных изменениях с детьми следующие методики: дидактические игры, беседа по картинкам, наблюдения за растениями в природе. Это позволит выстроить комплекс наблюдений за сезонными изменениями растений.

1.5. Формы  и режим непосредственно образовательной деятельности                  

        Предлагаемая программа представляет собой цикл непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических знаний у детей от  3 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Непосредственно образовательная деятельность проводится фронтально, под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний в соответствии с требованиями  программы 1раз в неделю продолжительностью: младший возраст 15-20 минут; средний возраст 20-25 минут, старший  возраст 25-30 минут  в соответствии с нормами СанПин.  

Во всех возрастных группах непосредственно образовательная  деятельность ведётся с сентября по май включительно.

1.6. Ожидаемые результаты

         В конце реализованной программы  дети и подростки должны уметь классифицировать растения по видам, знать их характерные признаки. Называть условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знать, как правильно нужно ухаживать за ними.  Должны быть сформированы практические умения и навыки ухода за растениями, проявлять интерес и эмоционально выражать свое отношение к растениям.

        Дети должны знать объекты неживой природы и правильно называть их отличительные характеристики. Самостоятельно приводить примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называть времена года, перечислять их в нужной последовательности, знать характерные признаки каждого времени года и соотносить с каждым сезоном особенности людей, животных, растений.  

Знать правила поведения в природе и соблюдать их.

Устанавливать элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.

1.7. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа «Формирование знаний  экологической грамотности у детей» основана на нормативных документах, в том числе:

-  Закона РФ «Об образовании», закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (от 21.07.2014 N 219-ФЗ), Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ» от 30.03.1997г.№ 4.

   - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2012г.

1.8. Преемственность.

 Подпрограмма  предполагает:

- сформировать  у старших дошкольников специальные умения и навыки;

- развить личностные качества;

- дать возможность ребенку и подростку осваивать позицию субъекта трудовой деятельности;

- основу для дальнейшего знакомства детей разного возраста с сезонными изменениями на других этапах.

  1. Тематический план

№ /№

    Тематика  

     Цель

1

  «Лес и его обитатели»  

- обобщать знания детей о зиме;  познакомить с жизнью диких животных нашей полосы в лесу зимой;

- развивать знания о жизни зимующих птиц нашей полосы, формировать желание помогать им.

2

«Зимние явления в неживой природе»

- закреплять знания о зимних явлениях;

- развивать умение анализировать.

3

 « Весна»

- познакомить с образом весны в произведениях искусства;

- расширять представления о жизни диких животных в весенний период.

4

« Природа вокруг нас»

- закреплять знания названий комнатных растений, обучать описывать растения, отмечать различия и сходства;

-конкретизировать представления о домашних животных, об образе их жизни.

5

«Солнечные лучики»

- дать понятие о роли солнца в жизни растений, животных, человека.

6

« Что, где растет, кто, где живет?»

- расширять представление о растениях и животных разных сред обитания(лес, луг, водоемы)

7

«Лекарственные растения», «Насекомые»

- расширять знания и представления об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.

8

« Мы друзья природы»

- воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях наших меньших;

- закреплять и развивать знания детей о деревьях.

9

«Какое время года. Экскурсия в лес»

-воспитывать экологическую культуру;

-развивать познавательные интересы, наблюдательность.

10

«Грибными дорожками»

- закреплять знания о грибах, учить их различать: съедобные и не съедобные.

11

  «Природа чудесница»

- расширять знания о свойствах воздуха, земли, воды, огня, взаимодействия между ними.

12

«Зима», «Наблюдение за животными»

- развивать знания о характерных признаках зимы;

- учить устанавливать зависимость жизни животных и растений от изменений в неживой природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...