Роль старшего воспитателя в повышении профессиональной компетенции сотрудников ДОУ
консультация на тему
Методическую работу в образовательном учреждении можно рассматривать как внутреннюю форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности, как условие творческой активности, как школу мастерства педагога.
Методическая работа – систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная па повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства, на изучение опыта, стиля и методики работы воспитателя, на оказание ему методической помощи силами воспитателей дошкольного учреждения или опытных методистов.
Основная цель – обеспечить непрерывное образование воспитателя, его творческий рост.
Симонов Валентин Петрович (доктор педагог наук, профессор) считает основными задачами методической работы следующие:
· Повышение профессионального и культурного уровня педагога.
· Совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий.
· Формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда.
· Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.
Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, старший воспитатель использует известные, широко вошедшие в практику формы.
Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования).
Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.
Остановимся на наиболее распространённых формах методической работы, чтобы выделить особенности, подчеркнуть необходимость каждой в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ.
Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.
Главным для обсуждения на педсоветах являются вопросы воспитания и обучения дошкольников, анализ имеющихся недостатков, принятие решений для их устранения, обмен опытом педагогической работы. На педагогическом совете определяются перспективы развития учреждения. Его решения обязательны для исполнения всеми членами коллектива.
Круглый стол - это одна из форм общения педагогов. Для подготовки такого педсовета необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения по этой теме. Главное правило при организации круглого стола – подготовленность и заинтересованность каждого участника.
Деловая игра. В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников, повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения, так и труда. В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.
Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.
В годовом плане дошкольного учреждения определяется тема семинара и в начале учебного года составляется подробный план его работы.
Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов.
Руководителем семинара может быть заведующая или старший воспитатель, приглашенные специалисты. К проведению отдельных занятий можно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.
Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов.
Основные консультации планируются в годовом плане работы учреждения, отдельные проводятся по мере необходимости. Нередко необходимость в них возникает спонтанно, и качество проведения в этом случае напрямую зависит от педагогического мастерства и педагогической интуиции старшего воспитателя.
Открытые просмотры занятий. Задача коллективного просмотра – показать наиболее эффективные условия, формы или методы и приёмы работы с детьми и их родителями. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты.
Передовой педагогический опыт
У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него "равняются".
Формы организации работы по ознакомлению с передовым опытом могут быть разные: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.
Творческие микрогруппы
Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости.
Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Совместное творческое освоение нового идет в 3—4 раза быстрее. Как только поставленная цель достигнута — группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.
Наряду с наиболее распространёнными формами методической работы существуют и другие формы методической работы.
Мозговая атака (мозговой штурм) представляет собой коллективный мыслительный процесс: решение проблемы путём логического анализа, выдвижения гипотезы, ее обоснования и доказательства. Педагоги разбиваются на две группы. Первая группа - «генераторы идей», вторая — «аналитики». Первые должны в течение незначительного времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом предложения не обсуждаются и обязательно все фиксируются в протоколе. «Аналитики» внимательно рассматривает каждую идею, выбирая наиболее разумные. Строго воспрещается любая критика идей. Выбранные предложения группируются и объявляются коллективу. Затем участники меняются своими ролями.
Разновидностью мозговой атаки является «Банк идей». Воспитателей знакомят с постановкой проблемы и предлагают дать своё решение в письменном виде. Устанавливается срок вскрытия «банка» (на следующем педсовете, итоговом заседании). «Банк» вскрывают в присутствии коллектива, идеи зачитываются и обсуждаются, наиболее рациональные принимаются как решения педсовета.
Не следует забывать, что в компетенцию педагогического совета входит обсуждение проблем развития отдельных детей. В практике работы складываются ситуации, когда необходимо привлечь внимание администрации, психолога, логопеда, родителей к проблемам воспитания и развития конкретного ребёнка (например, одарённый ребёнок, ребёнок, отстающий в своём развитии, и т.д.). С этой целью можно провести малый педагогический совет в форме консилиума. Эта форма работы будет способствовать выработке стратегии и тактики работы с конкретным ребёнком на основе глубокого изучения и коллективного анализа его развития.
Литературная газета - интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель – показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.
Эстафета педагогического мастерства - соревнование между несколькими группами педагогов, где один педагог начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги, делает выводы.
Художественная копилка. В копилку, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены репродукции произведений изобразительного искусства, фотографии, рисунки предметов, животных, явлений природы, схемы (любая необходимая информация). Материалы копилки могут лечь в основу выставки.
Творческая гостиная - форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создаётся обстановка свободного, непринуждённого общения.
КВН. Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении знаний, умений, навыков.
Смотр – конкурс. Способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
Музыкальный салон - одна из форм эстетического общения педагогов, детей и родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе.
Тематические выставки. Представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система форм работы с педагогическими кадрами, - приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.
Главное подобрать золотой ключик к каждому педагогу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методическая работа э то систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня , психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства, на изучение опыта, стиля и методики работы воспитателя, на оказание ему методической помощи силами воспитателей дошкольного учреждения или опытных методистов
Цели и задачи методической работы Основная цель – обеспечить непрерывное образование воспитателя, его творческий рост. Основные задачи : • Повышение профессионального и культурного уровня педагога. • Совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий. • Формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда. • Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.
Педагогический совет Круглый стол Деловая игра Семинары и семинары-практикумы К онсультирование педагогов Открытые просмотры занятий Передовой педагогический опыт Творческие микрогруппы Формы методической работы
Формы методической работы М озговая атака (мозговой штурм) «Банк идей » Консилиум Литературная газета Эстафета педагогического мастерства Художественная копилка Творческая гостиная КВН Смотр – конкурс Музыкальный салон Тематические выставки
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль старшего воспитателя в повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ
Формы работы с педагогами ДОУ...
Возможности инновационной деятельности старшего воспитателя в повышении педагогической компетенции педагогов детского сада
«Возможности инновационной работы в кадровой политике дошкольного учреждения».МБДОУ детский сад № 401 Ст.воспитатель Щурова Н.С. Эксперимент...
Роль методического кабинета и старшего воспитателя в повышении профессиональной компетенции воспитателя
Важность помощи старшего воспитателя в профессиональном росте молодых специалистов....
План методической деятельности старшего воспитателя по повышению уровня профессиональной компетенции педагогических работников ДОУ в области применения ИКТ
Планирование раскрывает мотивационный, целевой и организационный компонент деятельности по овладению педагогами информационно-коммуникационными технологиями....
Организация повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования городского округа Красногорск посредством проведения районных методических объединений воспитателей старших групп
Представляю опыт работы методического объединения воспитателей старших групп в 2016-2017 уч.году по теме "Повышение профессиональной компетенции педагога дошкольного образования"....
«Повышение профессиональных компетенций педагогов в построении вариативного образовательного процесса» Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск
Сегодня каждое ДОУ занято поиском возможностей создания условий для «позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе с...
Выступление из опыта работы на ГМО старших воспитателей «Роль старшего воспитателя для повышения качества образования в ДОУ»
laquo;Роль старшего воспитателя для повышения качества образования в ДОУ»...