Навязчивый интерес: поощрять или запрещать?
статья по теме

     Пантелеева  Ольга  Николаевна

Дети склонны к максимализму: если они что-то любят, то любят до самозабвения, до отказа от других увлечений, почти до мании..
         Многие дети (как правило, очень развитые для своего возраста) проходят через подобные увлечения, неважно, является ли объектом «одержимости» Человек-Паук, Барби, Смешарики, поезда, цирк или принцессы.

Как появляется «мания»

         Дети до 3-х лет чрезвычайно привыкают к обстановке вокруг них и неохотно нарушают окружающий их порядок вещей. Именно поэтому множество малышей так упорно льнет к любимому одеялу, игрушке, чашке. Доходит до смешного – ребенок не хочет расставаться с любимой вещью, даже выходя на улицу.
         Такое поведение напрягает и утомляет родителей, но с точки зрения развития ребенка такая привычка ничуть не вредна, а чаще даже полезна. Привычка к любимой вещи создает для маленького ребенка иллюзию нерушимого миропорядка вокруг него. Большой неизвестный мир страшит ребенка, и когда ребенок чувствует, что рядом с ним есть что-то очень знакомое, это успокаивает его.
         Между 3 и 5 годами «навязчивое владение» часто трансформируется в «навязчивый интерес», проявляющийся в любви к одному постоянному явлению, часто очень неожиданному для родителей: сказочному персонажу, какому-нибудь животному или цвету. И это не обязательно результат влияния телевизора. Внезапно вызвать такой интерес может что угодно: поход в кино или зоопарк, картинка в книге или покупка игрушки.

         Происходит же это потому, что приблизительно с 3-х лет воображение ребенка интенсивно развивается. Дети начинают смотреть на вещи с другой перспективы. Вместо того чтобы просто восхищаться клоунами, ребенок может с легкостью вообразить клоуном себя самого. Дошкольники запросто погружаются в «другую реальность», примеряя на себя различные личины, и обычно так же легко «выныривают» оттуда.

         Представление себя кем-то другим – это один из способов самовыражения. Иногда ребенок, чтобы выразить свой гнев, может рычать как лев, а игра во всемогущего супермена помогает ему почувствовать себя сильнее. Часто такая игра в отождествление себя с каким-либо персонажем помогает ребенку заводить друзей – ведь его самого никто не знает, зато Человека-Паука знают все, и кто же откажется с ним подружиться?

         Ну и конечно, производители различной детской продукции только стимулируют появление такого «навязчивого интереса». Среди изобилия, к примеру, диснеевских персонажей на одежде, посуде, книжках и т.д. первоначальному интересу ребенка очень легко развиться в «манию».
Поощрять или ограничивать?

         «Это абсолютно нормально, - считают американские детские психологи. – Более того, навязчивые увлечения способствуют развитию творческой стороны характера вашего ребенка, и родителям следует поощрять их». Разумеется, «поощрять» - это уже слишком. Но и не нужно чересчур переживать по этому поводу.
         Самый лучший способ избавиться от навязчивого интереса – неважно, каким бы странным он ни казался родителям и окружающим – просто пережить его как стихийное бедствие: разрешать ребенку ходить по дому на четвереньках «как маленький пони», надевать в магазин шапочку с кошачьими ушами и покупать коллекцию роботов, зачастую похожих друг на друга, как две капли воды.
         Однако установить некоторые пределы все же можно и нужно – причем чем раньше, тем лучше. Договоритесь с ребенком, что он или она будет принцессой или Гарри Поттером только дома и на детской площадке, а в детском саду, магазине и других общественных местах он или она будут обыкновенным ребенком, но зато туда можно будет брать с собой любимую игрушку, изображающую все того же персонажа.
         Покупки тоже следует совершать в разумных пределах. Можно, например, договориться, что очередную коллекционную машинку вы будете покупать один раз в месяц. В конце концов, ожидание и предвкушение подарка порой лучше самого подарка.
         Со временем, обычно еще до начала школьного обучения, такой навязчивый интерес постепенно сходит «на нет». А значит, это была просто фаза нормального креативного развития. Однако если «мания» затягивается или мешает ребенку развиваться, например, дружить с детьми или учиться, родителям стоит обратиться к детскому психологу. Тем более что некоторые признаки такого навязчивого интереса могут свидетельствовать об аутизме.

         От обычного навязчивого интереса навязчивый интерес при аутизме отличается, в первую очередь, слишком глубоким погружением в игру, отсутствием контакта глаз с окружающими и желания общаться с кем бы то ни было во время игры с любимой игрушкой. Ребенок часами может играть в одиночестве с одной и той же игрушкой или набором игрушек, не желая прерываться. При насильном отрыве от игры или, например, изменении порядка расставленных на полке игрушек, дело даже может дойти до истерики.

         Еще один признак возможного аутизма – слишком реалистичное погружение в игру и полное отождествление себя с игровыми персонажами. Так, например, при игре с динозаврами ребенок не рычит по-детски, как игрушечный или мультяшный динозавр, а начинает издавать натуральный утробный рык. При наличии таких признаков возможного аутизма родителям стоит обраться к детскому психологу или психиатру.
Что ждет ребенка в будущем?

         Говорит ли такой глубокий интерес о возможной успешной карьере в будущем? Скорее всего – нет. Но ранние увлечения могут все же кое-что рассказать о характере и личности ребенка. Так, общительные экстраверты склонны к перевоплощению в определенные персонажи, тогда как углубленные в себя интроверты выражают свои интересы более спокойно, например, коллекционируют машинки и расставляют их на полке определенным образом.

         Когда ребенок увлекается тем или иным явлением, он узнает множество нужных вещей об этом явлении и о смежных явлениях, тем самым повышая свою эрудицию. Так, ребенок, увлекающийся машинками, вскоре становится настоящим экспертом в марках и запчастях автомобилей и даже в истории автомобилестроения.
         Считается также, что «одержимые» какой-либо идеей дети обладают более живым воображением и более развитыми актерскими способностями. Так что родителям лучше всего поскорей вооружиться фото- или видеокамерой и постараться запечатлеть как можно больше кадров – через несколько лет они доставят вам немало забавных и трогательных воспоминаний. А еще вам обеспечены сочувственно-понимающие взгляды других мамочек вашего двора – у большинства из них живет дома свой супергерой или своя сказочная принцесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyazchivyy_interes.doc736.5 КБ

Предварительный просмотр:

Навязчивый интерес: поощрять или запрещать?

Навязчивый интерес: поощрять или запрещать

        Дети склонны к максимализму: если они что-то любят, то любят до самозабвения, до отказа от других увлечений, почти до мании..
        Многие дети (как правило, очень развитые для своего возраста) проходят через подобные увлечения, неважно, является ли объектом «одержимости» Человек-Паук, Барби, Смешарики, поезда, цирк или принцессы.

Как появляется «мания»

        Дети до 3-х лет чрезвычайно привыкают к обстановке вокруг них и неохотно нарушают окружающий их порядок вещей. Именно поэтому множество малышей так упорно льнет к любимому одеялу, игрушке, чашке. Доходит до смешного – ребенок не хочет расставаться с любимой вещью, даже выходя на улицу.
        Такое поведение напрягает и утомляет родителей, но с точки зрения развития ребенка такая привычка ничуть не вредна, а чаще даже полезна. Привычка к любимой вещи создает для маленького ребенка иллюзию нерушимого миропорядка вокруг него. Большой неизвестный мир страшит ребенка, и когда ребенок чувствует, что рядом с ним есть что-то очень знакомое, это успокаивает его.
        Между 3 и 5 годами «навязчивое владение» часто трансформируется в «навязчивый интерес», проявляющийся в любви к одному постоянному явлению, часто очень неожиданному для родителей: сказочному персонажу, какому-нибудь животному или цвету. И это не обязательно результат влияния телевизора. Внезапно вызвать такой интерес может что угодно: поход в кино или зоопарк, картинка в книге или покупка игрушки.

        Происходит же это потому, что приблизительно с 3-х лет воображение ребенка интенсивно развивается. Дети начинают смотреть на вещи с другой перспективы. Вместо того чтобы просто восхищаться клоунами, ребенок может с легкостью вообразить клоуном себя самого. Дошкольники запросто погружаются в «другую реальность», примеряя на себя различные личины, и обычно так же легко «выныривают» оттуда.

        Представление себя кем-то другим – это один из способов самовыражения. Иногда ребенок, чтобы выразить свой гнев, может рычать как лев, а игра во всемогущего супермена помогает ему почувствовать себя сильнее. Часто такая игра в отождествление себя с каким-либо персонажем помогает ребенку заводить друзей – ведь его самого никто не знает, зато Человека-Паука знают все, и кто же откажется с ним подружиться?

        Ну и конечно, производители различной детской продукции только стимулируют появление такого «навязчивого интереса». Среди изобилия, к примеру, диснеевских персонажей на одежде, посуде, книжках и т.д. первоначальному интересу ребенка очень легко развиться в «манию».
Поощрять или ограничивать?

        «Это абсолютно нормально, - считают американские детские психологи. – Более того, навязчивые увлечения способствуют развитию творческой стороны характера вашего ребенка, и родителям следует поощрять их». Разумеется, «поощрять» - это уже слишком. Но и не нужно чересчур переживать по этому поводу.
        Самый лучший способ избавиться от навязчивого интереса – неважно, каким бы странным он ни казался родителям и окружающим – просто пережить его как стихийное бедствие: разрешать ребенку ходить по дому на четвереньках «как маленький пони», надевать в магазин шапочку с кошачьими ушами и покупать коллекцию роботов, зачастую похожих друг на друга, как две капли воды.
        Однако установить некоторые пределы все же можно и нужно – причем чем раньше, тем лучше. Договоритесь с ребенком, что он или она будет принцессой или Гарри Поттером только дома и на детской площадке, а в детском саду, магазине и других общественных местах он или она будут обыкновенным ребенком, но зато туда можно будет брать с собой любимую игрушку, изображающую все того же персонажа.
        Покупки тоже следует совершать в разумных пределах. Можно, например, договориться, что очередную коллекционную машинку вы будете покупать один раз в месяц. В конце концов, ожидание и предвкушение подарка порой лучше самого подарка.
        Со временем, обычно еще до начала школьного обучения, такой навязчивый интерес постепенно сходит «на нет». А значит, это была просто фаза нормального креативного развития. Однако если «мания» затягивается или мешает ребенку развиваться, например, дружить с детьми или учиться, родителям стоит обратиться к детскому психологу. Тем более что некоторые признаки такого навязчивого интереса могут свидетельствовать об аутизме.

        От обычного навязчивого интереса навязчивый интерес при аутизме отличается, в первую очередь, слишком глубоким погружением в игру, отсутствием контакта глаз с окружающими и желания общаться с кем бы то ни было во время игры с любимой игрушкой. Ребенок часами может играть в одиночестве с одной и той же игрушкой или набором игрушек, не желая прерываться. При насильном отрыве от игры или, например, изменении порядка расставленных на полке игрушек, дело даже может дойти до истерики.

        Еще один признак возможного аутизма – слишком реалистичное погружение в игру и полное отождествление себя с игровыми персонажами. Так, например, при игре с динозаврами ребенок не рычит по-детски, как игрушечный или мультяшный динозавр, а начинает издавать натуральный утробный рык. При наличии таких признаков возможного аутизма родителям стоит обраться к детскому психологу или психиатру.
Что ждет ребенка в будущем?

        Говорит ли такой глубокий интерес о возможной успешной карьере в будущем? Скорее всего – нет. Но ранние увлечения могут все же кое-что рассказать о характере и личности ребенка. Так, общительные экстраверты склонны к перевоплощению в определенные персонажи, тогда как углубленные в себя интроверты выражают свои интересы более спокойно, например, коллекционируют машинки и расставляют их на полке определенным образом.

        Когда ребенок увлекается тем или иным явлением, он узнает множество нужных вещей об этом явлении и о смежных явлениях, тем самым повышая свою эрудицию. Так, ребенок, увлекающийся машинками, вскоре становится настоящим экспертом в марках и запчастях автомобилей и даже в истории автомобилестроения.
        Считается также, что «одержимые» какой-либо идеей дети обладают более живым воображением и более развитыми актерскими способностями. Так что родителям лучше всего поскорей вооружиться фото- или видеокамерой и постараться запечатлеть как можно больше кадров – через несколько лет они доставят вам немало забавных и трогательных воспоминаний. А еще вам обеспечены сочувственно-понимающие взгляды других мамочек вашего двора – у большинства из них живет дома свой супергерой или своя сказочная принцесса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической помощи ребенку старшего дошкольного возраста с навязчивыми кошмарными снами

Данный материал подойдет как для психологов ДОУ, так и воспитателей. Вторые могут использовать только некоторые компоненты (так как заниматься коррекцией может только человек с профессиональным образо...

Консультация для родителей "Навязчивые действия:зачем грызут ногти?"

Консультация для родителей "Навязчивые действия:зачем грызут ногти?"...

Синдром навязчивых движений у детей

Дети — существа ранимые и впечатлительные, а потому нет ничего удивительного в том, что они более эмоционально переживают те или иные ситуации. Там, где взрослый переступит и забудет, ребенок бу...

Навязчивые движения

Тики и навязчивые движения Тики – это непроизвольные движения, вызванные сокращением мышц (моргание, подергивание плечами и головой, сжимание губ, вздрагивание, покашливание, сосание пальцев, выдерги...