Дидактические, подвижные, хороводные игры
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Дидактические, подвижные, хороводные игры
Дидактическая игра «Казачья горница»
Цель. Познакомить с казачьей горницей и предметами казачьего обихода. Систематизировать знания детей о жизни и быте казачества.
Материал. Эмблемы для команд; цветные иллюстрации, изображающие интерьер казачьей горницы и современной кухни; карточки с изображением предметов казачьего и современного обихода.
Ход игры. Игрок каждой команды (поочередно) достает карточку, показывает соперникам. Соперники называют предмет и куда его необходимо поместить: в горницу или на кухню.
Дидактическая игра
«Что лишнее»
Цель. Продолжать знакомить детей с казачьей горницей и предметами казачьего обихода.
Материал. Цветные иллюстрации, изображающие интерьер казачьей горницы и современной гостиной.
Ход игры. Дети должны найти лишние предметы в казачьей горнице и в современной гостиной.
Дидактическая игра «Казачий говор»
Цель. Познакомить с предметами старины, казачьего обихода.
Материал. Карточки с изображением казачьего обихода.
Ход игры. Воспитатель описывает предмет, а команды должны назвать его и, если ответ верный, то показывается картинка с изображением этого предмета.
Дидактическая игра
«Найди оружие казаков»
Цель. Продолжать расширять представление детей о казачьей культуре, традициях. Познакомить с оружием казаков. Развивать кругозор, речь детей. Воспитывать желание знакомиться с различными видами оружия.
Материал: Карточки с изображением различного оружия.
Дидактическая игра
«Найди флаг казаков»
Цель: Продолжать расширять представление детей о казачьей культуре, традициях. Познакомить с флагом казаков. Развивать кругозор, речь детей. Воспитывать уважение к символике разных стран.
Материал. Карточки с изображением флагами различных стран.
Дидактическая игра
«Угадай пословицу по картинке»
Цель. Познакомить детей с пословицами, научить понимать их смысл.
Материал. Цветные картинки, изображающие казаков.
Ход игры. Каждый ребенок берет картинку и называет соответствующую пословицу.
Дидактическая игра
«Подворье казака»
Цель. Познакомить с подворьем казака; формировать интерес к истории родного края; развивать память, основы логического мышления.
Дидактическая игра
«Курень казака»
Цель. Познакомить с жилищем казака; формировать интерес к истории родного края; развивать память, основы логического мышления.
Дидактическая игра
«Традиции казаков»
Цель. Познакомить с основными традициями казаков; формировать интерес к истории родного края; развивать память, основы логического мышления.
Ход игры:
Вариант 1.
Участвует 2-6 человек и ведущей. Ведущей раздает игрокам большие карточки. Ведущий показывает игрокам маленькие карточки и называет то, что на них изображено. Выигрывает тот, кто быстрее всех и без ошибок закроет большую карту.
Вариант 2.
Участвует 2-6 человек и ведущей. Ведущей показывает игрокам маленькие карточки. Дети должны сказать, что там изображено. Игроки отвечают по очереди. Тот, кто ответил правильно, получает карточку. Побеждает тот, у кого в конце игры больше карточек.
Подвижные народные игры
«Заря». Игра о силах Природы: Воды, Воздуха, Земли. Заря Природы — это рождение Духа Земли, который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента) — Воздуха и есть обновляющие, озаряющие силы Природы, дающие вдохновенные силы человеку.
Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
«Иголка, нитка и узелок». Игра о единстве идеи, пути её осуществления.
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали,
вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
«Ловишка в кругу». Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели. Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.
Ход игры: На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих. В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».
Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».
«Снежинки, ветер и мороз». Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств природы, как радостных и полезных. Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить.
Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Ой, летят, летят снежинки,
Словно белые пушинки
На дороги, на поля.
Стала белой вся Земля.
На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем. Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны
и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки.
Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!».
В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д.
Хороводные игры
«Игровая»
Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре – ведущий. Играющие ходят по кругу. Ведущий говорит нараспев:
У казака Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели,
Разом делали, как я!
Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становиться новым ведущим. Игра повторяется.
«Во садике царевна»
Дети идут по кругу в одну сторону, девочка – царевна в другую и поет (движения выполняются согласно тексту).
Во садике царевна, царевна, царевна.
Царевну звать Наталья, Наталья, Наталья.
По садику ходила, ходила, ходила,
Златым кольцом звенела, звенела, звенела,
Царевича манила, манила, манила:
- Иди сюда поближе, поближе, поближе
И кланяйся пониже, пониже, пониже.
Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче,
Еще тогда покрепче, покрепче, покрепче.
В конце хоровода обнимаются.
«Козел»
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:
Шел козел дорогою,
Дорогою широкою.
Нашел козел безрогую,
Безрогую козу.
Выходит мальчик – «козел», обходит круг, выбирает «козу», кланяется, делая «рога».
Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Печаль-тоску размыкаем, Размыкаем тоску.
Мальчик и девочка пляшут, дети хлопают в ладоши. Хоровод повторяется, девочка остается в роли козы.
«Селезень и утка»
Один из игроков выбирается селезнем, другой – уткой. Остальные участники встают вокруг селезня, берутся за руки и ведут хоровод, двигаясь то в одну, то в другую сторону, и поют:
На горе-горе петухи поют,
Под горой-горой озеро в водой.
А у озера в лесу бел ручей течет,
По тому ручью селезень плывет.
Да селезень плывет, ко мне весть несет,
Он мне весть несет, в хоровод зовет!
После слов «в хоровод зовет!» селезень пытается выбежать из круга. Участники, стоящие в кругу, пытаются не выпустить его. Если селезню удается выскочить из круга, он старается поймать утку. Если это ему удается, выбирается новая пара, изображающая селезня и утку, и игра продолжается.
КАЗАЧЬИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Заря – Заряница.
Один из ребят держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Каждый играющий берется за ленту. Один из играющих – водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря - Заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого – нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Золотые ворота.
Одна пара играющих берется за руки и поднимает их вверх, образуя ворота. Остальные участники игры, взявшись за руки, цепочкой проходят через ворота и напевают:
Идет матушка Весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел –
Всех детей привел.
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май –
Сколько хошь теперь гуляй!
Пропустив всех несколько раз, игроки, образующие ворота, каждого спрашивают, какую он выбирает сторону – правую или левую.
Разделившись на 2 команды все составляют новые пары и взявшись за руки, подняв их вверх, становятся в ряд за воротами. Один из играющих, не имеющий пары, входит в ворота, и ему поют:
Ходит матушка Весна
По полям, лесам одна
Первый раз прощается,
Другой раз запрещается
А на третий раз не пропустим Вас!
Затем он ребром ладони разъединяет руки стоящих пар . образовавшиеся 2 команды меряются силой – перетягивают канат
Воевода.
Катилось яблоко
В круг хоровода.
Кто его поднял
Тот воевода.
-Воевода, воевода
Выбегай из хоровода!
Раз, два, не воронь
Беги, как огонь!
(Слова народные)
Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.
Каравай.
Составив круг, играющие поют:
Шел павлин горою,
Все люди за мною
Одного нет у нас (имя одного из играющих)
У его маменьки печка истопленная,
Блины испеченные,
Каравай состряпанный,
Этакий высокий,
Этакий широкий,
Этакий низенький.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Играющие берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз – прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил ведущий, бегут в стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идет в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
«РОМАН, РОМАН....»
Дети стоят в кругу лицом к центру. Говорят хором:
-Роман, Роман - на первое слово, наклонившись, обеими руками вырывают воображаемый сорняк, на второе слово - отбрасывают его в правую сторону от себя
Вырывай бурьян
Повторяются те же движения
Чтоб росла морковка
Воспроизводится посадка семян
Большая, как мутовка,
Чтоб росла репка
Сладкая и крепкая.
Чтоб вырос бобок
С большой горшок.
На первое ударение на каждой строке правой рукой берут из горсти левой руки семечко, а на второе ударение втыкают его в воображаемую грядку. Берутся за руки и водят хоровод
«КРИВОЙ ПЕТУХ»
Дети стоят по кругу. Один в центре.
Дети: «Кривой петух, на чем стоишь? (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребенок стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети: - Кто там?
- Это я, Тарас.
Дети: - Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
«СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА»
Играющие становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причем «селезень» догоняет «утку». Стоящие в углу приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой – селезень,
Девятая – утка,
Десятая – гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
«СТАДО»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
Пастушок, пастушок!
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая!
Гони стадо в поле
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
«ПОДСОЛНУХИ»
Игроки стоят в несколько рядов- это «подсолнухи». Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок расположения «подсолнухов». По команде ведущего: «Солнышко!», «земледелец» уходит. Два «подсолнуха» меняются местами. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. Во время считалки «солнышко» ходит по кругу, а «подсолнухи» постоянно поворачиваются лицом к нему.
Считалка: Солнце: Солнце светит!
Все: Дождь идет!
Солнце: Семечко!
Все: Растет! Растет!
Солнце: К солнцу тянется росток!
Все: Тонкий, тонкий стебелек!
Солнце: Небосвод весь обегая,
Все: Солнце светит не мигая.
Солнце: Земледелец, не зевай,
Все: Перемены отгадай!
«ТОПОЛЕК»
В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки- «пушинки», 3 игрока- «ветры».
В центре площадки в кругу диаметром 2 м стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.
Ведущий: На Кубани пришла весна,
Распушила тополя!
Тополиный пух кружится,
Но на землю не ложится.
Дуйте, ветры, с кручи
Сильные, могучие!
После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т.е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к тополю. За чертой они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами».
Выигрывают те, кто остается около тополя.
«ПТИЦЕЛОВ»
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазам. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке
Птицы песни поют.
Ай! Птицелов идет!
Он в неволю нас зовет.
Птицы, улетайте!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птиц, которую он себе выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Угаданная птица становится птицеловом.
«МАЛЕЧЕНА – КАЛЕЧЕНА»
Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку длиной 20-30 см. все произносят такие слова:
Малена – Калена,
Сколько часов осталось.
До вечера,
До зимнего?
После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь или любой палец правой или левой руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три...десять!». Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку. Ведущий может давать дополнительные задания: походить, присесть, поворачиваться направо, налево, вокруг себя. Детям желательно разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные и хороводные игры.
Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов подвижных игр, придуманных мной....
подвижные и хороводные игры
подвижные и хороводные игры о Санкт-Петербурге...
подвижные и хороводные игры
подвижные и хороводные игры о Санкт-Петербурге...
Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические и хороводные игры."
Музыкально-дидактические и хороводные игры для детей дошкольного возраста...
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ, ПЕСЕННЫЕ И ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ.
Русские народные игры с описанием....
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ, ПЕСЕННЫЕ И ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ.
Русские народные игры с описанием....
Описание воспитательной практики "Подвижно-хороводные игры"
Пасха, Светлое Христово Воскресенье. Традиции и обычаи празднования Пасхи....