"ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"
материал на тему

Самойлова Вера Владимировна

В данном материале речь пойдёт об использовании технологии художественно-эстетического развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvenno-esteticheskaya_tehnologiya.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  1. Актуальность технологии  художественно-эстетического развития

Дошкольный  возраст – это время, когда  закладываются основы всего будущего развития человечества. Это важнейший этап развития и

воспитания личности. Это период развития познавательного интереса и любознательности, начальной социализации, активизации самостоятельного мышления, приобщения ребёнка к познанию окружающего мира. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Опираясь на ФГОС, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование духовно-нравственной, эстетически развитой творческой личности. Дошкольное учреждение должно создать все необходимые условия для развития личностных качеств  ребёнка, его инициативы и творческих способностей. Наиболее эффективным средством для развития творческого мышления и воображения детей, на мой взгляд,  является художественно - творческая деятельность, ведь искусство  - это важная часть формирования  развитой личности, совершенствования чувств,  восприятия  явлений жизни и природы. Произведения искусства, отражающие действительность и человеческие чувства, помогают  сформировать эстетическое сознание человека.

Актуальность технологии  художественно-эстетического развития состоит в том, что она  способствует развитию у детей:

- образного мышления;

- эстетического восприятия;

- воображения, без которого невозможна ни одна художественно-

творческая деятельность,  

- эмоционального отношения к предметам эстетического

характера;

- мелкой моторики рук.

 2. Концептуальная основа технологии  художественно-эстетического развития

 Концептуальность технологии  художественно-эстетического развития 

Художественно творческая деятельность выступает способом  эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста.  Художественное  развитие дошкольников способствует  восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа. Способность детей рисовать, мастерить, фантазировать требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда следует обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности. В первую очередь это слово, а также жесты,  мимика и пр. Необычные материалы, оригинальные приемы и не традиционные техники позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер,

индивидуальность.

Нам, взрослым необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какова будет его духовная жизнь. Задача педагога научить дошкольника выражать себя в изобразительной деятельности,  дать понять, что есть красота  духовная и материальная.

Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к

изобразительному искусству, развивать детское творчество, на занятиях можно использовать нетрадиционные методы и приемы, различные демонстрационные и наглядные материалы.

Технология художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является педагогическим процессом, основанным на развитии активности детей, уважительного отношения к запросам и потребностям, максимального содействия развитию ребёнка как творческой личности. Ребёнок является участником процесса, педагог выступает как заинтересованное в сотрудничестве с ребёнком лицо. Взрослый поддерживает инициативу, ребёнок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

Концептуальные положения технологии  художественно-эстетического развития дошкольников  опираются на работы  Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной.

 Во всех видах художественно-эстетической деятельности выделяются общие психические процессы, являющиеся основой формирования художественного творчества  и  художественно-творческих способностей. К таким процессам относятся:

- восприятие (накопление образов, формирующих сенсорный опыт, выступающий основой развития разнообразных способностей);

- воображение (без него не возможна не одна художественно-творческая деятельность);

- эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, которое необходимо для успешного осуществления деятельности, и которое возникает тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребёнка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со сверстниками и взрослыми;

- художественные  умения, которые формируются в процессе различных видов художественной деятельности.

3. Содержательная часть технологии  художественно-эстетического развития

  3.1 Цель технология художественно-эстетического развития: воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.

  3.2 Основными задачами данной технологии являются:

-развитие художественного восприятия;

-формирование эстетических чувств и эмоций;

-развитие воображения, мышления, памяти и речи ребёнка;

-приобщение к элементарным знаниям в области искусства;

-развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества;

-формирование основ художественно-творческой культуры личности.

  3.3 Дидактическая организация содержания художественно-

эстетического воспитания

Основной целью дошкольного образования является целостное развитие

личности и мы выделяем следующие компоненты цели: развивающие,

воспитательные, образовательные и практические.

Развивающий компонент

Предусматривает развитие психических

процессов - эстетическое сознания, памяти, творческого воображения;

развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка;

эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.

Воспитательный компонент

Заключается в формировании у ребенка

художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в

воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный компонент

Выражается в знакомстве с произведениями искусства, в обучении различным видам творчества.

Практический компонент

Заключается в овладении ребенком ручных

умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем; в творческих навыках создавать продукты ручного творчества. 

  3.4 Этапы данной технологии художественно-эстетического развития

1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как первоосновы для творчества (информационное и эстетическое обогащение

пространства (развивающая среда), мотивация на активную творческую деятельность.

2. Освоение эталонов творческой деятельности, её способов, технологии и средств.

3. Применение освоенных эталонов в новых личностно-значимых условиях в соответствии с возрастными особенностями, возможностями и способностями ребёнка.

4. Становление творческой индивидуальности, выразительности и неповторимости в создании художественных образов.

Художественное творчество направлено на достижение целей формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

4. Процессуальная характеристика технологии  художественно-эстетического развития

  4.1 Формы и методы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Формирование психических процессов и основных видов деятельности

взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка,

развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от

организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и

обучения, соответствующих возрасту ребенка.

 Для организации работы с детьми дошкольного возраста

необходимо создавать педагогические условия, отвечающие возрастным и

психофизическим особенностям детей. Дети дошкольного возраста

чувствительны к неблагоприятным воздействиям, что проявляется в быстрой

утомляемости и малой устойчивости внимания. Это объясняется незавершенностью развития центральной нервной системы, опорно-

двигательного аппарата. Поэтому, при отборе методов, форм и приемов

следует учитывать такие критерии, как:

- комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;

- целостное развитие личности ребенка;

- разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;

- игровая организация обучения, способствующая двигательной активности

детей;

Формы организации  могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д.

Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных

видов искусства. Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности.

Ведущими методами  являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций.

Здесь нужно находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками

участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

 Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической

деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка:

- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;

- общение с искусством, материальное обеспечение;

- учет индивидуальных особенностей ребенка;

- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;

- организация атмосферы творчества и мотивация задания;

  4.2 Принципы реализации художественно-эстетической технологии

Учитывая немаловажный фактор - охрану здоровья ребенка, нужно

отметить, что  необходимо  обратить внимание на создание условий для эмоционального благополучия.

Радость познания, экспериментирования, открытия при создании простых

композиций, узнавание и выбор материала - все должно проходить без жесткого навязывания взрослым.

Основой художественно-эстетического воспитания ребенка

средствами творческой деятельности являются:

-  личностная позиция ребенка, желание самовыражаться;

- развитие способностей к творческой деятельности (в их структуру входят

эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство

цвета, формы, композиции, ручная умелость);

- создание художественного образа - личностное отношение ребенка,

эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств

выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно-

прикладных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор

детьми;

- изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического

руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве

помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и

ребенка принимает характер сотворчества.

5. Заключение

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон

педагогического процесса становления личности, форма осознания прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески

создавать продукты ручного творчества.

 Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер:

развивает творческие способности, формирует художественный вкус,

приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус,

творческие умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Эффективные изобразительные технологии художественно-эстетическом развитии дошкольника из опыта работы.

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе (созданных самостоятельно)...

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ – технологии. Художественно – эстетическая деятельность.

В контексте реализации ФГОС ДО, важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных дейст...

Инновационные технологии художественно-эстетического воспитания дошкольников

Инновационные технологии художественно-эстетического воспитания дошкольников...

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «Знакомство дошкольников с цветом и его свойствами в игре»

Познавать окружающий мир, его закономерности и противоречивость, причинно-следственные связи между предметами, явлениями - вот значимое свойство человека, тем более ребенка дошкольного возраста.Особую...