Рабочая программа для детей общеразвивающей группы 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной программы "Истоки" Л.А Парамонова,Т.И.Алиева, А.Н.Давидчук и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38пос. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края | УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МБДОУ №38 пос. Эльбан От «____» _______ 2014 г. № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей общеразвивающей группы №13
средняя, 4-5 лет
на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена
на основе примерной программы «Истоки»
/Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.
ПРИНЯТА:
На педагогическом совете
Протокол №____
От «____» _______ 2014 г.
пос. Эльбан
2014 г.
Содержание | ||
I | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Планируемые результаты освоения программы | 8 |
II | Содержательный раздел | 14 |
2.1 | Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям | 14 |
2.2 | Основные формы образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития (образовательными областями) | 14 |
2.3 | Перспективное планирование | 15 |
2.4 | План работы с родителями | 15 |
III | Организационный раздел | 16 |
3.1. | Предметно-пространственная среда | 16 |
3.2. | Режим дня | 17 |
3.3. | Сетка НОД | 20 |
3.4. | Сетка двигательной активности | 26 |
3.5. | График утренних гимнастик | 28 |
3.6. | Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 29 |
VII | Список литературы | 39 |
VI | Приложения: |
Раздел 1. Целевой
- Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей общеразвивающей группы (средняя, 4-5 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой (ООП) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 38 пос. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Истоки» коллектива сотрудников центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца под редакцией доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Используются парциальные программы:
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой
- Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплуновой, И. Новоскольцевой
- Авторская программа В.Г. Алямовской «Здоровье»
- Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .
- Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"".
- Устав МБДОУ №38 пос. Эльбан.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Цели Программы: обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.
Задачи Программы:
● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
● обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
● обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
● создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
● объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
● формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
● формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
● определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих принципах:
1. Реализация принципа «от общего к частному».
2. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания.
3. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска.
4. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления. 5. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом.
6. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.
7. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие — на слуховое (аудиальное), а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения.
8. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях со- держания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.
9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики — на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики — более выносливы и др.
10. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и про-дуктивных действий.
Сформулированные свыше принципы безусловно носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности.
В основе реализации примерной основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнерство с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
- обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Примерная основная образовательная программа формируется с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная(рисования, лепки, аппликации);
- музыкальная(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы (4-5 лет).
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.
Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»), о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи. На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. В этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.
Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.
4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Он чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются
Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий. Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.
Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.
В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.
Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.
Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.
Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.
1.2.Планируемые результаты освоения программы.
Согласно требованиям ФГОС ДО, результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на конец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
- ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
К пятилетнему возрасту при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.
Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях
Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры.
Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены.
Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
Интегративное качество «Любознательный, активный»
Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения.
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.
Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»
Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.
Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом. Умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
При создании построек из строительного материала может участвовать в планировании действий, договариваться, распределять материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Умеет считаться с интересами товарищей.
Речь, при взаимодействии со сверстниками, носит преимущественно ситуативный характер. Содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становитсявнеситуативной.
В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей.
Делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
В взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»
Разделяет игровые и реальные взаимодействия. Умеет планировать последовательность действий.
В процессе игры может менять роли. Умеет соблюдать правила игры.
Проявляет личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм (стремится к справедливости, испытывает чувство стыда при неблаговидных поступках).
Самостоятельно или после напоминания со стороны взрослого использует в общении со взрослым «вежливые» слова, обращается к сотрудникам детского сада по имени-отчеству.
Умеет (сам или при помощи взрослого) вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Знает, что нельзя вмешиваться в разговор взрослых.
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»
Владеет элементарными навыками самообслуживания.
Ориентируется в пространстве детского сада.
Умеет играть в простейшие настольно-печатные игры.
Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей.
Проявляет инициативу в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх.
Предпринимает попытки самостоятельного обследования предметов, используя знакомые и новые способы, при этом активно применяет все органы чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние, сенсорно-моторныедействия).
Способен конструировать по собственному замыслу.
Способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Начинает появляться образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.
Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную
Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие.
Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»
Знает свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать его. Знает некоторые государственные праздники. Имеет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины. Знает некоторые военные профессии.
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»
Выполняет индивидуальные и коллективные поручения.
Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо.
Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого; может выучить небольшое стихотворение.
Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки.
Способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут.
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Образовательная область «Здоровье»
Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).
Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме.
Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды).
Образовательная область «Физическая культура»
Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м.
Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5м).
Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет поворот переступанием, поднимается на горку.
Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.
Образовательная область «Социализация»
Объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения.
Соблюдает ролевое соподчинение (продавец — покупатель) и ведет ролевые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры (режиссерской, драматизации), воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибуты, реквизит.
Имеет простейшие представления о театральных профессиях.
Образовательная область «Труд»
Самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок.
Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.
Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.
Образовательная область «Безопасность»
Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.
Соблюдает элементарные правила поведения на улице и в транспорте, элементарные правила дорожного движения.
Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет их назначение.
Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети».
Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного.
Образовательная область «Познание»
Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.
Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Формирование элементарных математических представлений. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Определяет части суток.
Формирование целостной картины мира. Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
Называет признаки и количество предметов.
Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения.
Называет времена года в правильной последовательности.
Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Образовательная область «Коммуникация»
Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница). Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Образовательная область «Художественное творчество»
Рисование. Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.
Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка. Создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; использует все многообразие усвоенных приемов лепки.
Аппликация. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет узоры из растительных форм и геометрических
Раздел 2. Содержательный
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», коллектива сотрудников центра «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца под редакцией доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой.
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.
2.1.Содержание психолого-педагогической работы
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественноэстетическое развитие;
● физическое развитие.
2.2.Основные формы образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития (образовательными областями)
Образовательные области | Перечень основных форм образовательной деятельности | Методические пособия, программы | Примечание |
социально-коммуникативное развитие | Беседы, диалоговая речь | - | Конспекты на определённые тематические недели |
познавательное развитие | Математика, познание окружающего мира, конструирование | Парамонова Л.А., Е.В. Сербина, Л.В. Куцакова, Кравченко И.В., Долгова Т.Л., Меремьянина О.Р. | |
речевое развитие | Речевое общение, беседы. | Н.С. Голицына, В.А. Дрязгунова, Бондаренко Т.М., Бойко Е.А. | |
художественноэстетическое развитие | Лепка, рисование, аппликация | Лыкова И. А. Швайко Г.С., Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. | |
физическое развитие | Физическая культура | Полтавцева Н.Г. |
2.3. Тематическое перспективное планирование. (Приложение1)
2.4 Перспективный план работы с родителями. (Приложение2)
Раздел 3. Организационный
3.1.Предметно-пространственная среда
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Образовательные области | Наличие |
социально-коммуникативное развитие | Кукольный театр, сюжетно-ролевые игры: больница, семья, парикмахерская, автобус. |
познавательное развитие | Н/и: «Цветы», «Урожай», «Мир животных», домино «На прогулке», «Узнавай-ка», «Кто в домике живет?», «Играем и учимся» (цвета), «Мои первые цифры», «Кто, де живет?», «Живая природа».Плакаты. |
речевое развитие | Книги. Игры: «Кто как кричит», «Доскажи словечко», «Любимые сказки». |
художественноэстетическое развитие | Уголок рисования, карандаша, фломастеры, бумага, раскраски, пластилин для свободной лепки, краски. |
физическое развитие | Спортивный уголок: кегли, мячи ,мешочки, обручи и др. |
3.2. Режим дня.
Режим дня для детей средней группы № 13
Режимные моменты | Средняя группа |
Утренний прием, осмотр, игры | 7.00 – 8.00 |
Утренняя разминка | 8.00 – 8.10 |
Игры, подготовка к завтраку, завтрак | 8.10 – 8.50 |
Подготовка к занятиям, занятия (общая длительность, включая перерывы) | 8.50 – 9.50 |
Игры, второй завтрак | 9.50 – 10.20 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.20 – 11.50 |
Возвращение с прогулки, игры | 11.50 – 12.15 |
Подготовка к обеду, обед | 12.15 – 12.50 |
Дневной сон | 12.50 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные ванны, водные процедуры, игры | 15.00 – 15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25 – 15.50 |
Игры, досуг, кружки | 15.50 – 16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30 – 17.20 |
Возвращение с прогулки, игры | 17.20 – 17.30 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.30 – 18.00 |
Игры, досуги, кружки | 18.00 – 18.30 |
Уход домой | 18.30 – 19.00 |
Режим дня для детей средней группы № 13
в муниципальном детском саду с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в летний оздоровительный период
Режимные моменты | Средняя группа №13 |
Самостоятельная, совместная деятельность ( игры, личная гигиена, зарядка) | 7.00 – 8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.40 |
Самостоятельная деятельность | 8.40 – 9.00 |
Организованная деятельность ( на воздухе) Прогулка | 9.00 – 9.20 9.20 – 12.05 |
Подготовка к обеду, обед | 12.05 – 12.35 |
Подготовка к дневному сну, сон | 12.50 – 15. 30 |
Самостоятельная деятельность ( гимнастика после сна, личная гигиена) | 15.30 – 15.40 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.40 – 15. 50 |
Прогулка, игры на воздухе | 15.50 – 17. 55 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.55 – 18.15 |
Самостоятельная деятельность на прогулке | 18.15 – 19.00 |
Организация щадящего оздоровительного режима
Щадяще-оздоровительный режим назначается детям после острых заболеваний как реабилитационный, в период адаптации. Этот режим обеспечивает ребенку с первого дня пребывания его в дошкольном учреждении постепенный переход на общий режим.
Элементы щадящего режима.
1. Сон. Увеличить продолжительность дневного сна. Для этого следует укладывать ребенка первым и поднимать последним. Обеспечить спокойную обстановку перед укладыванием, иногда перевести на режим, соответствующий более раннему возрасту.
2. Кормление. Исключить нелюбимое блюдо; не заставлять съедать целую порцию; компенсировать недоедание дома; по показаниям соблюдать диету; давать фрукты, овощи и натуральные соки дома; кормление детей с повышенной возбудимостью проводить отдельно от всей группы.
3. Организация бодрствования. Обеспечить частый контакт со взрослыми, дать возможность поиграть с любимой игрушкой, иногда уединиться для любимого занятия (рисование, разглядывание картинок и другое). Во время обязательных занятий увеличить индивидуальное обращение к ребенку, не начинать обучение новому, не допускать переутомления, разрешить отвлечься, освободить от третьего занятия, обеспечить рациональную двигательную активность в группе и на прогулке, следить за появлением симптомов переутомления (учащение дыхания и пульса, повышение потоотделения, появление бледности.
4.Физическое воспитание. Исключить из физкультурных занятий бег, прыжки, подвижные игры (в это время может наблюдать за товарищами, помогать воспитателю); разрешить заниматься в обычной одежде и обуви; во время гимнастических занятий учить правильно дышать носом, путем подбора соответствующих упражнений; рекомендовать элементы лечебной дыхательной гимнастики родителям; следить за рациональным использованием свежего воздуха (постепенно на 15-20 минут увеличивать время пребывания на воздухе при температуре воздуха от –10° до –15° С) Не отменять занятия утреней гимнастикой.
5. Закаливание. Обеспечить дневной сон на открытом воздухе, на верандах при температуре от –15° до +30° С. В зимнее, осеннее время года особое внимание следует уделять соответствию одежды ребенка температуре воздуха в помещении и на воздухе; перед сном прочищать нос тампоном, смоченным в теплом подсолнечном или другом масле; при проведении водных процедур повысить температуру воды на 5-7° С по сравнению с той, которая применялась до острого заболевания, или проводить обливание (контрастным методом) только водой высокой температуры (36° С); температура воды для питья должна быть на 5° С выше, чем до болезни; одевать ребенка на прогулку последним, забирать с прогулки первым.
3.3 Сетка НОД.
Понедельник | 9.00-9.20 9.30-9.50 16.00 -16.20 | Музыка Познавательное Лепка |
Вторник | 9.00-9.20 9.30-9.50 | Экология Физическая культура |
Среда | 9.00-9.20 9.30-9.50 17.00 -17.20 | ФЭМП Аппликация/ конструирование ФИЗО-3(на прогулке) Развлечение |
Четверг | 9.00-9.20 9.30-9.50 | Музыка Развитие речи |
Пятница | 9.00-9.20 9.25-9.45 | Физическая культура Рисование |
Модель организации воспитательно-образовательного процесса, виды совместной деятельности взрослого и детей средней группы №13
Направления | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
Физическое развитие | -самомассаж биологически активных точек - гимнастика для ушей -дыхательная гимнастика - гимнастика для восстановления носового дыхания -беседы по воспитанию культурно гигиенических навыков, по приобщению детей к здоровому образу жизни -уроки здоровья - беседы о последовательности и необходимости выполнения процедур закаливания, культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания - Самостоятельная двигательная деятельность - Утренняя гимнастика - Подвижные игры разной интенсивности перед занятием и между занятиями - организованная деятельность по физическому развитию - Двигательная деятельность на прогулке | -закаливающие процедуры - профилактика плоскостопия - профилактика близорукости - профилактика правильной осанки - чтение художественной литературы - рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни - Гимнастика после сна - Физкультурный досуг - Двигательная деятельность (самостоятельная, организация совместной и индивид. работы воспитателя с детьми -игры и упражнения для развития скоростно-силовых качеств -игры и упражнения для развития силы -игры и упражнения для развития выносливости -игры и упражнения для развития гибкости -игры и упражнения для развития координации движений |
Художественно-эстетическое | - организованная совместная деятельность по музыкальному развитию; - Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки; - Музыкальные дидактические игры - Беседы интегративного характера - Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение - Музыкальные упражнения - Попевки, распевки - Двигательные, пластические, танцевальные этюды - Организованная совместная художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация) - беседы по эстетике быта - Экскурсии в природу - Посещение музеев - Беседы интегративного характера - Интегративная детская деятельность - Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров - Украшение предметов для личного пользования -Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях - ДПИ, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики - Организация выставок работ народных мастеров. | - Музыкально-художественные досуги - Индивидуальная работа - Творческие задания - Концерты-импровизации - Музыкальные подвижные игры - Концерты-импровизации (на прогулке) - Занятия в изостудии - Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров -Украшение предметов для личного пользования -Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях ДПИ, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики -Игры -Организация выставок работ народных мастеров и произведений ДПИ - Рисование, лепка, аппликация, |
Познавательное развитие | - организованная деятельность по математическому развитию ( 1 раз в неделю) - Дидактические игры, направленные на развитие умений сравнивать и обобщать группы предметов - Дидактические игры по ФЭМП - Рассказывание о выполняемом действии - Организованная деятельность по ознакомлению с окружающим ( 1 раз в неделю) - Наблюдения за объектами природы, явлениями природы, за окружающей действительностью) - Беседы на различные темы, темы, предложенные детьми - Экскурсии по участку - Исследовательская работа, опыты и экспериментирование (1 раз в неделю) - Проектная деятельность - Исследовательская деятельность - игры на развитие умения анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружения | - Развивающие игры - Интеллектуальные досуги - Занятия по интересам - Индивидуальная работа -Игра-экспериментирование -Исследовательская деятельность - Развивающие настольные игры по ознакомлению с окружающим - Интеллектуальные досуги - Занятия по интересам - Индивидуальная работа - Создание коллекций - Проектная деятельность - Экспериментирование с различными материалами (с водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, сзеркалом, со светом, со стеклом, со звуком) - Проблемные ситуации - Рассматривание иллюстраций по теме недели - рассматривание иллюстраций, фотографий различных сооружений(мосты, гаражи, здания, машины) -конструирование из мелкого и крупного строительного материала |
Речевое развитие | -ЗКР (ежедневно) -Д/и способствующие речевому развитию -Составление рассказов из личного опыта, по серии картин и др. -Беседы- обсуждение проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей -Пересказ литературного произведения - игры, способствующие подготовке к обучению грамоте (ребусы, с буквами и слогами и др.)- Конструирование из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) - беседы тематического характера. | -Д/и способствующие речевому развитию (народные игры, хороводные, с запрещающими действиями и правилами) - индивидуальная работа по зкр - артикуляционная гимнастика - -Индивидуальная работа по подготовке к обучению грамоте - самостоятельное сочинение сказок, творческих рассказов |
Социально-коммуникативное развитие | -Индивидуальные и подгрупповые беседы на темы, предложенные детьми - Оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы - Беседы по этике быта, трудовые поручения - Дежурства в столовой, в природном уголке, помощь в подготовке к занятиям - Формирование навыков культуры, общения - Театрализованные игры -Совместные действия -Поручения и задания -Наблюдение за трудом взрослых -Беседа о предметах бытовой техники -Рассматривание иллюстраций о труде взрослых -Экскурсии на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет, на почту, в библиотеку и др. -Самообслуживание - Игры, направленные на формирование осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в стандартных ситуациях, в том числе продуктивных видах деятельности - Беседы, направленные на формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ безопасности окружающего мира природы | - Тематические досуги в игровой форме - Работа в книжном уголке - Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения) - Сюжетно-ролевые игры -Самообслуживание -ХБТ -Поручения и задания -Чтение рассказов о людях разных профессий -Рассматривание иллюстраций о труде взрослых - сюжетно-ролевые игры -Игры, направленные на формирование некоторых способов безопасного поведения в быту, в природе -Чтение -Беседа о некоторых видах опасных ситуаций - режиссерские игры -беседы о профессиях взрослых с использованием игровых персонажей и наглядности -рассматривание картин, иллюстраций о профессях взрослых, предметов, инструментов, материалов как компонентов трудового процесса -д\и, моделирующие структуру трудового процесса: цель, мотив, предмет труда и т.д. |
3.4.Сетка двигательной активности.
Содержание | Периодичность выполнения | Ответственные |
Утренняя гимнастика | Ежедневно 9 минут | Воспитатель |
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю по 20 минут | Инструктор по физкультуре Воспитатель |
Оздоровительный бег | Ежедневно 5 минут | Воспитатель |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно 10 минут | Воспитатель |
Подвижные игры, игровые упражнения, хороводные игры ( на прогулке и в помещении) | Ежедневно на прогулке и в течении свободного времени | Воспитатель |
Индивидуальные физ. упражнения | Ежедневно (прогулки, свободное время | Воспитатель |
Физ. минутки (на занятиях) | Ежедневно 2-4 раза на занятиях | Воспитатель |
Физкультурный и оздоровительный досуг | 1 раз в месяц | Инструктор по физкультуре Воспитатель |
Праздник физкультуры | 2 раза в год | Инструктор по физкультуре Воспитатель |
Динамический « час» | Ежедневно 10 минут | Воспитатель |
Коррекционная гимнастика: Гимнастика для глаз Профилактика плоскостопия Нарушение осанки Пальчиковая гимнастика | 3-4 раза в день во время физ. минуток 2-3 раза в день 2-3 раза в день 3-4 раза в день | Воспитатель |
Дыхательная гимнастика | Ежедневно 3 раза в день (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, после сна) | Воспитатель |
Упражнения на релаксацию: Минутки тишины Музыкальные паузы Психогимнастика | Ежедневно, несколько раз в день | Воспитатель |
Самостоятельная двигательная деятельность на улице и в помещении | Ежедневно | Воспитатель |
3.5. График закаливания
фактор | мероприятия | место в режиме дня | периодичность | дозировка | 4-5 лет |
вода | полоскание рта | после каждого приема пищи | ежедневно 3 раза в день | 50-70 мл воды t воды +20 | + |
полоскание горла с эвкалиптом | после обеда | ежедневно | 50-70 мл р-ра нач.t воды +36 до +20 | + | |
обливание ног | после дневной прогулки | июнь-август ежедневно | нач.t воды +18+20 20-30 сек. | + | |
умывание | после каждого приема пищи, после проулки | ежедневно | t воды +28+20 | + | |
воздух | облегченная одежда | в течении дня | ежедневно, в течение года | - | + |
одежда по сезону | на прогулках | ежедневно, в течение года | - | + | |
прогулка на свежем воздухе | после занятий, после сна | ежедневно, в течение года | от 1,5 до 3часов, в зависимости от сезона и погодных условий | + | |
утренняя гимнастика на воздухе | - | июнь-август | в зависимости от возраста | + | |
физкультурные занятия на воздухе | - | в течение года | 10-30 мин., в зависимости от возраста | + | |
воздушные ванны | после сна | ежедневно, в течение года | 5-10 мин.,в зависимости от возраста | + | |
на прогулке | июнь-август | - | |||
выполнение режима проветривания помещения | по графику | ежедневно, в течение года | 6 раз в день | + | |
дневной сон с открытой фрамугой | - | в теплый период | t возд.+15+16 | + | |
бодрящая гимнастика | после сна | ежедневно, в течение года | + | ||
дыхательная гимнастика | во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна | ежедневно, в течение года | 3-5 упражнений | + | |
дозированные солнечные ванны | на прогулке | июнь-август с учетом погодных условий | с 9.00 до 10.00 ч. по графику до 25 мин. до 30 мин. | + | |
рецепторы | босохождение в обычных условиях | в течение дня | ежедневно, в течение года | 3-5 мин | |
пальчиковая гимнастика | перед завтраком | ежедневно | 5-8 мин | ||
контрастное босохождение (песок-трава) | на прогулке | июнь-август с учетом погодных условий | от 10 до 15мин | + | |
самомассаж | после сна | в течение года | 2 раза в неделю | + | |
массаж стоп | перед сном | в течение года | 1 раз в неделю | + |
3.6 График утренней гимнастики.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗАЛ
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
8.00 - № 11 8.10 - № 12 8.20 - № 8 | 8.00 - № 10 8.10 - № 13 8.20 - № 14 | 8.00 - № 10 8.10 - № 11 8.20 - № 8 | 8.00 - № 11 8.10 - № 12 8.20 - № 8 | 8.00 - № 10 8.10 - № 13 8.20 - № 14 |
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ЗАЛ
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
8.00 - № 10 8.10 - № 13 8.20 - № 14 | 8.00 - № 11 8.10 - № 12 8.20 - № 8 | 8.00 - № 13 8.10 - № 12 8.20 - № 14 | 8.00 - № 10 8.10 - № 13 8.20 - № 14 | 8.00 - № 11 8.10 - № 12 8.20 - № 8 |
3.7 Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Направления развития ребенка | Наименование оборудования | Количество на группу | Тип оборудования |
Познавательно-речевое развитие | Пирамидка деревянная с квадратными или прямоугольными элементами | 1 | Объекты для исследования в действии |
Сортировщик с группами стрежней на общей основе и соответствующими цифрами и элементами для нанизывания соответствующих цветов, конфигурации и количеством отверстий | 2 | ||
Объемный сортировщик с отверстиями 4 видов и вкладышами разных форм и сечением, совпадающим по форме с отверстиями | 1 | ||
Набор из круглой основы и фигурных элементов с возможностью устанавливать их на основе или друг на друге в различных комбинациях. | 2 | ||
Набор из основы и вкладышей сложной формы, образованной наложением двух геометрических фигур друг на друга | 1 | ||
Шнуровки различного уровня сложности | 8 | ||
Набор объемных вкладышей по принципу матрешки | 5 | ||
Деревянная основа с размещенными на ней неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним элементами | 1 | ||
Набор деревянных блоков с комбинированием окраски и озвучивания | 2 | ||
Набор блоков с прозрачными цветными стенками и различным звучащим наполнением | 2 | ||
Доска с прорезями для перемещения подвижных элементов к установленной в задании цели | 2 | ||
Деревянная основа с повторяющимися образцами с различной текстурой | 2 | ||
Мозаика из пластика с основой со штырьками и плоскими элементами 4 основных цветов с отверстиями для составления изображений по образцам или произвольно | 1 | ||
Мозаика из пластика с основой со штырьками и плоскими элементами 8 цветов (основные и дополнительные) с отверстиями для составления изображений по образцам или произвольно | 1 | ||
Логические блоки правильных геометрических форм | 2 | ||
Игровой модуль-конструктор для действий с песком и водой | 1 | ||
Познавательно-речевое развитие | Набор разрезных фруктов | 1 | Объекты для исследования в действии |
Набор разрезных овощей | 1 | ||
Комплект из трех игр-головоломок разного уровня сложности на составление квадрата из частей | 1 | ||
Набор двухцветных кубиков с широкой полосой контрастного цвета по диагонали на каждой грани для составления узоров по схемам | 1 | ||
Набор цветных деревянных кубиков с графическими схемами для воспроизведения конфигураций в пространстве | 1 | ||
Набор из двух зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта | 1 | ||
Набор цветных счетных палочек Кюизенера | 2 | ||
Простые весы | 1 | ||
Набор игрушек для игры с песком и водой | 5 | Игрушки – предметы оперирования | |
Муляжи фруктов и овощей | 2 | ||
Набор продуктов | 1 | ||
Набор разрезных хлебопродуктов с разделочной доской | 1 | ||
Телефон | 2 | ||
Домино с цветными и теневыми изображениями | 1 | Игры на развитие интеллектуальных способностей | |
Домино | 7 | ||
Игра-головоломка на составление узоров из кубиков с диагональным делением граней по цвету | 1 | ||
Игра на выстраивание логических цепочек из трех частей «до и после» | 1 | ||
Логическая игра на подбор цветных, теневых и контурных изображений | 1 | ||
Многофункциональный разборный кубик-сортировщик с комплектом вкладышей с пропорциональными размерами и тактильными элементами | 2 | ||
Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм | 1 | ||
Разъемный альбом с заданиями для пальчиковой гимнастики | 1 | Нормативно-знаковый материал | |
Комплект тематических рабочих карточек к планшету | 10 | ||
Познавательно-речевое развитие | Игра для тренировки памяти с планшетом и набором рабочих карт | 3 | Образно-символический материал |
Основа с тематическим изображением и двухслойные вкладыши с моментами сюжета | 2 | ||
Набор составного счетного материала с изменяемыми признаками | 1 | ||
Игра на составление логических цепочек произвольной длины | 1 | ||
Набор для построения произвольных геометрических фигур | 5 | ||
Комплект игр для среднего дошкольного возраста к Логическим блокам | 2 | ||
Комплект настольно-печатных игр для средней группы | 1 | ||
Тематические наборы карточек с изображениями | 10 | ||
Стойка для дорожных знаков | 20 | ||
Доска-основа с изображением в виде пазла | 5 | ||
Доска с вкладышами | 5 | ||
Набор для построения произвольных геометрических фигур | 2 | ||
Комплект игр к счетными палочками Кюизенера | 2 | ||
Настенный планшет «Погода» с набором карточек | 1 | ||
Настенный планшет «Распорядок дня» с набором карточек | 1 | ||
Рамки и вкладыши тематические | 8 | ||
Сказочные и исторические персонажи | 2 | Игрушки-персонажи | |
Животные | 2 | ||
Набор фигурок домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями | 1 | ||
Набор фигурок животных леса с реалистичными изображением и пропорциями | 1 | ||
Набор фигурок животных Африки с реалистичными изображением и пропорциями | 1 | ||
Набор фигурок людей – представителей различных профессий | 1 | ||
Крупногабаритный конструктор деревянный, строительный, напольный, цветной. Тип 1 | 1 | Строительный материал | |
Набор кубиков | 4 | ||
Строительный набор «Городская жизнь» | 2 | ||
Набор строительный элементов для творческого конструирования | 2 | ||
Конструктор из вспененного полимера с декорированием под массив натурального дерева. Тип 1 | 1 | Конструкторы | |
Набор элементов для транспортных средств | 2 | ||
Службы спасения | 2 | ||
Железная дорога | 1 | ||
Город | 2 | ||
Порт | 1 | ||
Общественный и муниципальный транспорт | 2 | ||
Космос и авиация | 1 | ||
Познавательно-речевое развитие | Конструктор с крупными магнитными элементами двух видов | 1 | Конструкторы |
Конструктор с гибкими элементами и фигурками людей | 2 | ||
Крупногабаритный пластмассовый конструктор из кирпичей и половинок кирпичей с креплением элементов по принципу ЛЕГО | 2 | ||
Настольный конструктор деревянный неокрашенный. Тип 1 | 1 | ||
Конструктор деревянный цветной | 1 | ||
Конструктор цветной с элементами 6 цветов (4 основных цвета, белый и натуральное дерево) | 1 | ||
Конструктор деревянный с элементами декораций и персонажами сказок | 2 | ||
Конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «Счет», «Расположение», «Эмоции», «Движение» | 1 | ||
Пластмассовый конструктор с деталями разных конфигураций и соединением их с помощью болтов, гаек и торцевых элементов двух типов для создания действующих моделей механизмов | 1 | ||
Конструктор с элементами в виде различных частей тела необычных конфигураций для создания фантастических животных | 1 | ||
Двухсторонний мат-трансформер из элементов-ковриков с вкладышами геометрических форм, для полоскостного и объемного конструирования | 1 | Плоскостные конструкторы | |
Мозаика с объемными фишками с отверстиями, шнурками и платами с отверстиями и цифрами | 1 | ||
Буквы | 2 | Нормативно-знаковый материал | |
Набор знаков дорожного движения | 1 | ||
Комплект счетного материала на магнитах | 1 | ||
Игровой модуль для действий с водой. Тип 1 | 1 | Маркер игрового пространства | |
Стол для экспериментирования с песком и водой |
| ||
Ландшафтный макет (коврик) с набором персонажей и атрибутов по тематике. Тип 1 | 1 | ||
Дидактический набор из фигурок обитателей скотного двора с домиком и оградой | 1 | ||
Увеличительная шкатулка | 1 | ||
Набор для наблюдения за мелкими живыми существами | 1 | ||
Комплект книг для средней группы | 1 |
| |
Социально-личностное развитие | Работники муниципальных служб | 2 | Игрушки-персонажи |
Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное движение» | 1 | Объекты для исследования в действии | |
Служебные машинки различного назначения | 8 | ||
Комплект транспортных средств | 1 | ||
Грузовые, легковые автомобили | 8 | ||
Дидактическая кукла-девочка в одежде с застежками и шнуровкой | 1 | ||
Дидактическая кукла-мальчик в одежде с застежками и шнуровкой | 1 | ||
Кукла в одежде | 5 | ||
Кукла-младенец среднего размера в одежде | 2 | ||
Лейка пластмассовая детская | 5 | Игрушки – предметы оперирования | |
Комплекты одежды для кукол-младенцев | 2 | ||
Комплекты одежды для кукол-карапузов | 4 | ||
Коляска для куклы крупногабаритная, соразмерная росту ребенка | 3 | ||
Набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике | 1 | ||
Набор инструментов парикмахера в чемоданчике | 1 | ||
Комплект кухонной посуды для игры с куклой | 1 | ||
Комплект мебели для игры с куклой | 1 | ||
Комплект приборов домашнего обихода | 1 | ||
Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин» | 1 | ||
Набор доктора на тележке | 1 | ||
Комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская» | 1 | ||
Игровой модуль «Мастерская» (соразмерная ребенку) с инструментами | 1 | ||
Игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами | 1 | ||
Комплект столовой посуды для игры с куклой | 1 | ||
Художественно-эстетическое развитие | Набор перчаточных кукол к сказкам | 5 | Игрушки-персонажи |
Шапочки-маски для театрализованной деятельности | 10 | ||
Подставка для перчаточных кукол | 2 | Вспомогательный материал | |
Ширма для кукольного театра настольная | 1 | Маркеры игрового пространства | |
Ширма трехсекционная трансформируемая | 2 | ||
Комплект элементов костюма для театрализованной деятельности | 1 | Атрибут ролевой игры | |
Бумага для акварели | 20 | Для рисования | |
Альбом для рисования | 20 | ||
Палитра | 20 | ||
Стаканчики (баночки) пластмассовые | 20 | ||
Трафареты для рисования | 20 | ||
Набор трафаретов | 1 | ||
Комплект детских штампов и печатей | 3 | ||
Кисточка беличья № 3 | 20 | ||
Кисточка № 5 | 20 | ||
Кисточка № 7 | 20 | ||
Кисточка № 8 | 3 | ||
Карандаши цветные | 20 | ||
Набор фломастеров | 20 | ||
Краски гуашь | 20 | ||
Краски акварель | 20 | ||
Мелки восковые | 20 | ||
Мелки масляные | 20 | ||
Мелки пастель | 20 | ||
Ватман формата А1 для составления совместных композиций | 20 | Для аппликации | |
Бумага цветная | 20 | ||
Безопасные ножницы | 20 | ||
Клей канцелярский (или клейстер, или клеящий карандаш) | 20 | ||
Кисточка щетинная | 20 | ||
Художественно-эстетическое развитие | Пластилин, не липнущий к рукам | 20 | Для лепки |
Доска для работы с пластилином | 20 | ||
Точилка для карандашей | 3 | Вспомогательный материал | |
Поднос детский для раздаточных материалов | 20 | ||
Фартук детский | 20 | ||
Мольберт | 1 | Нормативно-знаковый материал | |
Учебно-методический комплект постеров на тему «Времена года» | 1 | ||
Комплект дисков для средней группы | 1 | Образно-символический материал | |
Комплект изделий народных промыслов | 1 | Объекты для оформления игрового пространства | |
Елка искусственная | 1 | ||
Набор елочных игрушек | 1 | ||
Гирлянда из фольги | 5 | ||
Гирлянда елочная электрическая | 1 | ||
Воздушные шары | 20 | ||
Ксилофон | 2 | Детские музыкальные инструменты | |
Металлофон | 2 | ||
Набор шумовых музыкальных инструментов | 1 | ||
Музыкальные колокольчики | 1 | ||
Браслет на лодыжку с бубенчиками | 5 | ||
Физическое развитие | Мяч-фитбол | 1 | Для общеразвивающих упражнений |
Мяч массажный большой | 1 | ||
Комплект полых кубов, которые вкладываются друг в друга | 2 | ||
Каталка-автомобиль, соразмерная росту ребенка | 2 | ||
Качалка фигурная | 2 | ||
Каталка для детей | 2 | ||
Горка-спорткомплекс | 1 | ||
Набор мягких модулей. Тип 3 |
| ||
Комплект элементов полосы препятствий | 6 | ||
Сухой бассейн с комплектом шаров | 1 | ||
Клюшка с шайбой | 5 | ||
Обруч пластмассовый средний | 5 | ||
Палка гимнастическая | 5 | ||
Деревянная основа с желобками для прокатывания шарика с помощью магнита. Тип 1 | 1 | ||
Ручной тренажер в прозрачном закрытом корпусе с замкнутым треком для прокатывания шарика для развития зрительно-моторной координации и ориентировке в пространстве | 1 | ||
Ручной тренажер с раздвижными открытыми желобками для прокатывания шарика | 1 | Объекты для исследования в действии | |
Физическое развитие | Тренажер с замкнутыми закрытыми подвижными прозрачными треками для прокатывания шариков с целью развития зрительно-моторной координации, пространственного мышления и стереоскопического зрения | 1 | Для балансировки и координации |
Набор протяженных объемных элементов с волнистой рабочей поверхностью и тактильными деталями для балансировки | 1 | ||
Набор соединительных деталей для фиксирования между собой элементов наборов: «Набор объемных элементов, которые вкладываются друг в друга, с наклонной рабочей поверхностью и тактильными деталями для балансировки» и «Набор протяженных объемных элементов с волнистой рабочей поверхностью и тактильными деталями для балансировки» | 1 | ||
Комплект из 3 пар двухсторонних объемных элементов с прямой и выпуклой поверхностями с веревочными фиксаторами для балансировки | 1 | ||
Набор герметичных элементов с тактильными поверхностями для динамического балансирования | 2 | ||
Балансир в виде диска со съемными панелями с треками для прокатывания шариков при балансировке | 1 | ||
Балансир в виде доски на полукруглом основании для балансировки | 1 | ||
Мяч для игры в помещении, со шнуром | 3 | ||
Комплект мячей-массажеров | 5 | ||
Мешочки для метания | 2 | Для катания, бросания, ловли | |
Кольцеброс | 2 | ||
Летающая тарелка | 2 | ||
Мячи резиновые (комплект) | 2 | ||
Обруч пластмассовый малый | 5 | ||
Городки | 2 | ||
Комплект разноцветных кеглей | 2 | ||
Мини-гольф | 2 | ||
Мяч прыгающий. Тип 1 | 1 | ||
Мяч прыгающий. Тип 2 | 1 | ||
Скакалка детская | 5 | Для прыжков | |
Двухсторонний многофункциональный коврик-трансформер с элементами-вкладышами для обозначения направления движения | 1 | ||
Массажный диск | 2 | ||
Набор объемных элементов, которые вкладываются друг в друга, с наклонной рабочей поверхностью и тактильными деталями для балансировки | 1 | Для ходьбы, бега, равновесия | |
Комплект из 4 пар пластиковых лыж с крепежными элементами на торцах для соединения их в единые лыжи для групповых упражнений на координацию движений | 1 | ||
Коробка для хранения деталей конструкторов (набор) | 1 | Для ходьбы, бега, равновесия | |
Контейнеры большие напольные для хранения игрушек (с колесами, располагающиеся один на другом) | 4 | ||
Вспомогательные средства | Контейнеры для хранения мелких игрушек и материалов | 10 | Вспомогательный материал |
Список литературы.
1. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М., 1995.
2. Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений (аннотированный перечень). М., 1997.
3. Парамонова Л.А., Богина Т.Л., Алиева Т.И., Терехова Н.Т. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико-педагогический аспект): Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 1997.
4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Изд. дом. «Карапуз», 1999.
5. Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое пособие. М.: Изд. дом «Карапуз», 1999.
6. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
7. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Наглядно-дидактическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
8. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой
Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой...
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО
Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...
Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 6 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...
Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 5 до 6 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,
Содержание рабочей программы составлено с учетом конкретных условий, образовательных потребностей, отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей младшей группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей средней группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы .
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей старшей группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологическ...